Касторнова
Тамара Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска
Тамбовской области
Формирование одаренной личности
младшего школьного возраста
Одаренная личность формируется не путем усвоения правил поведения – ученик может их принять и не принять, не путем наказания и оценок – он может к ним приспособиться, а в поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них. В общении складываются и проявляются чувства совести, чести, порядочности, благородства, доброты, уважения друг к другу.
В практике своей работы приходится обращать особое внимание на развитие этих качеств в повседневных поисках, упражнениях, помощи детей друг к другу, сочувствии тому, кто оказался в трудном положении. Именно через отношения, через переживания в процессе общения с родителями, учительницей, товарищами появляются первые ростки одаренной творческой личности. Одаренность ребенка может проявляться в разных областях:
- музыке;
- изобразительное искусство и лепке;
- творческих работах.
Ярким наглядным примером являются стихи Ани А. (7 лет)
О семье
У меня есть мама Лена,
А еще есть братик Федя,
А еще есть тетя Катя,
А еще есть дядя Дима.
А еще есть,
А еще есть…
Это долгая история.
Всех мне здесь не перечесть.
Перед тем, как мне закончить,
Я скажу одно-
Не бойтесь!
У меня есть папа,
У него есть шляпа,
А у шляпы – папа есть.
Ну а стих то не о том,
И поэтому прощаюсь
С вами я до новых строк.
Человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте. Поэтому такое большое внимание известный ученый-психолог Л.В. Занков отводил наблюдениям учителя за всеми учениками, тому, чтобы он отмечал проявление даже самых маленьких ростков самостоятельной мысли у детей, даже самый незначительный успех в работе, вселяя им уверенность в своих силах.
Приведем пример из своей практики.
Маленькое чудо
Я давно придумала
Маленькую фею,
Что живет на небе.
А у папы аллергия.
Аллергия на зверей.
Я прошу ее давно,
Маленькую фею,
Чтоб у папы на добро
Аллергии не было.
Аня А. (7 лет)
Нам хочется видеть детей не глазами, а сердцем. Чтобы вызвать радость успеха, надо уметь найти, за что похвалить ребенка – даже за правильно написанную букву, так как именно положительные эмоции вызывают деятельное состояние клеток головного мозга.
И тогда у ребенка появляются первые творческие шаги, как у Ани А.
Слава синего клоуна
Жил однажды синий клоун.
По соседству красный жил.
Синий клоун временами
Почему-то сильно ныл.
Красный клоун часто дрался.
Синий клоун с ним сражался.
А попробуйте вы сами
Догадаться, кто сильней?
Ну, а я уже сказала,
Синий клоун победил,
Потому что он не дрался.
Вот и славу заслужил.
7 лет,
Духовный контакт между участниками учебного процесса раскрепощает детей, дает выход их внутренним силам, а учителю – возможность направлять их. Такая атмосфера снимает внутренне напряжение, расковывает детей. Они не боятся высказать любое свое мнение. Такая атмосфера учения соответствует природе ребенка – его общительности и стремлению к самоутверждению через общение. Только в такой атмосфере возможно развитие творческого мышления, одаренной личности, в которой духовной потребностью является постоянная тяга к познанию мира.
,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.