«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»
Оценка 4.8

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

Оценка 4.8
doc
22.12.2019
«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»
Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС.doc

Методическая тема «Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

Введение. Тема по сути не нова, не представляет собой интереса , возможно, из-за того, что каждый учитель русского языка занимается этим практически на каждом уроке . Но несмотря на это проблема несформированности орфографической зоркости учащихся остается ведущей в средних классах. С введением ФГОС обозначились новые подходы в преподавании и появилась необходимость изучения этих методов с последующим внедрением их в свою практику.

Цель  работы: изучение современных методов и приемов повышения грамотности и развития орфографической зоркости на уроках русского языка, выбор наиболее эффективных методов.(Слайд)

Задачи:

1.            используя интернет – ресурсы, познакомиться с различными источниками, систематизировать накопленный материал;

2.     определять степень развития орфографической зоркости учащихся классов на определенных этапах (например, контрольные срезы) ;

3.     разрабатывать методические рекомендации для учителей по развитию орфографической зоркости.

Гипотеза: формирование грамотного письма будет успешным, если:

1.            будут учитываться индивидуальные способности детей

2.            будут активно использоваться разнообразные методы и приемы, направленные на развитие орфографической зоркости

3.            будет организовано сочетание урочных и внеурочных форм.(Слайд)

Проанализировав учебники по русскому языку в 5-6 классах, по которым мы работаем сегодня, мы пришли к выводу, что в учебниках недостаточно материала для положительного формирования орфографической зоркости учащихся: недостаточно упражнений для закрепления пройденного по орфографии, практически отсутствуют упражнения на повторение ранее пройденного и т.д.

Учебники Разумовской не помогают выработке навыков по формированию орфографической грамотности и поэтому тема, выбранная мною. становится еще более актуальной в наших условиях.

 


Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность – умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова, включенные в школьный учебник. Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную грамотность – умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно любые словарные слова.
Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс, поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место.

Для достижения основной цели формирования относительной орфографической грамотности в средней школе необходимо реализовать следующие частные цели:
1)познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
2)на основе этих понятий сформировать у них орфографические умения;
3)научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
4)сформировать у учащихся потребность и умение пользоваться орфографическим словарём;
5)создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии. 
       Формирование грамотного письма начинается и закладывается в начальной школе. Это одна из ведущих проблем в курсе русского языка., но  одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы, что ,по моему мнению, должно нарабатываться уже в средних классах. Поэтому проблема формирования орфографической зоркости остается актуальной.

Лингвисты, психологи и методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от умения учащихся находить в словах «опасные» места.
«Опасное» место – это место в слове, где может быть допущена ошибка.

В своей работе широко пользуюсь традиционными методами обучения. Практика показывает, что в 5 класс учащиеся приходят уже с достаточно осознанным пониманием того, что такое орфограмма, как ее искать в словах, но в то же время еще не сформированными умениями и навыками нахождения орфограмм. С первых дней формирования орфографической зоркости у учащихся с 5 класса применяю устное проговаривание. т.е. комментирование по определенному алгоритму: 1. Какая орфограмма( гласная или согласная, слитное и раздельное написание, прописная буква и т.д.) 2. Где находится ( в какой части слова) 3.условия выбора. Считаю этот метод обучения одним из наиболее продуктивных.       Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

      При обучении школьников грамотному письму велико значение упражнений.  

      К упражнениям предъявляю следующие требования: самостоятельность, систематичность (связь предыдущего упражнения с последующим), логичность (взаимосвязь главной и второстепенной мысли), устные предшествуют письменным.

      Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

      1. Письмо с проговариванием.  Сначала образец проговаривания даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально.

      2. Списывание. Этот вид упражнения предполагает большую      самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

      3. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

      4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

      5. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктуюслова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то произнёс неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

      6. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

      7. Творческие работы. Много положительных эмоций вызывают у ребят задания творческого характера, когда им нужно конструировать предложения, самим составить текст на определённую тему, при этом, не забывая правил орфографии. Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей, учатся элементам контроля и самоконтроля.

      8. Зрительно - слуховой диктант. Этот вид диктанта помогает избежать орфографических ошибок. Дети находят в тексте слова, над которыми надо работать. Все слова разбираются. Текст закрывается и учащиеся записывают его под диктовку. Во II классе в I полугодии продолжаю писать диктанты, используя для повторения и закрепления изученного только наборы, состоящие из предложений. 

      9. Диктант «Проверь себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно, как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

      10. Свободный диктант как вид упражнения выполняет орфографические задачи, если входящие в него слова имеют ранее изученные орфограммы.  Ученикам представляется право свободной записи диктуемого текста с требованием обязательного употребления слов с необходимыми орфограммами.

      Свободный диктант представляет большие возможности для развития речи и повышения грамотности учеников, подготавливает детей к ещё более самостоятельной работе – изложению.

      Игры, развивающие орфографическую зоркость.

      Игра "Кто больше?" Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой.

           Игра "Узнай меня".  Даётся краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.

      Например: в глаголе 3 слога, 2-й ударный (дан глагол: рисуем); в глаголе 4 слога, 3-й ударный (дан глагол: поливает).

      Одно из главных направлений моей работы в решении проблемы развития орфографической зоркости - это дифференцированное обучение. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.   Широко использую в своей практике наглядный и дидактический материал. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям.

      Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность , презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

      Важно научить детей правильно выполнять работу над ошибками. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть ещё не изученные орфограммы. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. 

Диагностическая работа по формированию орфографической зоркости проводится на каждом этапе завершения тем, чаще с проведением контрольных и тестовых работ. Такая работа дает возможность сделать вывод о существующих пробелах по изученному у учащихся и усилить работу в этом направлении.

Одним из важных приёмов формирования орфографической зоркости считаю подробную работу над ошибками, которые учащиеся допускают в творческих и контрольных работах, домашних упражнениях. Для этого необходимо учащимся завести тетради для работы над ошибками (оформление тетради см Слайд)



На уроках русского языка используются традиционные методы обучения орфографии, но нужны и современные, которые заинтересуют учащихся, будут развивать их познавательный интерес. В связи с переходом всех школ на новый уровень образования (ФГОС) мною изучены и вводятся в практику обучения новые методы и приёмы изучения и закрепления знаний по орфографии, которые в нынешних условиях более эффективны для достижения поставленной задачи.

Учащимся 5 класса предлагаю лингвистический рассказ о «тихой» охоте.
Зорким бывает и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чём-то эти люди похожи… на настоящих грибников. 
Давайте вспомним, как собирают грибы. «Грибная удачливость» у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, у других корзины полны и оттягивают руки. Эта «грибная удачливость» зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов останется незамеченным. другие старательно осматривают каждый метр земли. Они тоже соберут немного грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. «Грибное счастье» им улыбается.
Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок. Место, где может быть ошибка, мы называем «опасным». Чтобы его увидеть нужно понимать, почему оно возникает. Для этого надо изучить тайны морфем.


Как показывает опыт, на уроках можно использовать различные методы и приёмы обучения грамотности учащихся – это таблицы, алгоритмы, кластеры, кейсовый метод, лингвистические игры и задачи, весёлые стихи-правила, синквейны и многое другое.

При изучении словарных слов и на этапе обобщения знаний рекомендую использовать приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:
а) на первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
б) на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
в) на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
г) на четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.
д) на пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Учащиеся 6 класса с удовольствием работают над составлением синквейна. Приведём пример синквейна на тему «Чередующаяся гласная в корне и словарные слова», составленного учащимися:
Заря
Алая багряная
Горит разгорается догорает
Начало нового дня
Зорька.
На уроках обобщения и закрепления знаний эффективным является использование кейсового метода.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. 
В качестве конкретной реальной ситуации могут выступать тексты с допущенными ошибками, учащиеся должны эти ошибки найти и исправить, объяснив правописание данных орфограмм. Пример задания для 5 класса.
Найдите в тексте ошибкоопасные места, объясните.
На горной дороге.
Мы ехали по горной дороге. В одном месте мы увидели маленькое тихое озерко.
Шофёр остановил машину. Тут мы и заметили в воде страшных зверей. Самих зверей почти не было видно. Только огромные ноздри да круглые глаза лежали на воде.
Шофёр свистнул. Озерко пошло кругами. Над водой поднялись огромные головы с острыми прямыми рогами. Потом показались толстые шеи, широкие, сильные ноги. Это были рабочие быки – буйволы. Они наелись сочной травы на горной лужайке. А в озере спрятались от сильной жары.
(По А. Некрасову)
Учащимся 7 класса при повторении пройденного в 5-6 классах предлагаем такой вариант: запишите текст в соответствии с действующими в русском языке правилами орфографии и пунктуации. 
Степинь 
Многалет прослужыла штатныя Иденица бизидин ава замичянея инужнажы была как та атмететь иё зослуги! Па этаму Иденицу ришыли вазвисти фстепинь.
С ночяло вазвили вафтарую степинь. Думоли этеми аграничется, - наапять Иденица служет прележьна азамичянее ходьбыадно!
Вазвили Иденицу фтретю степинь. Иапять неаднаво замичянея. Вазвили фчитвортую. Неаднаво замичянея! Падумыть толька.
Вазвили фпятыю степинь фшыстую фдисятаю фсотую Нет замичяней.
Долико пашла Иденица Типерь ана Иденица фтысичьнай степине.
Ашто изминилась атэтава? Не чиво ровном щётом. Вить Иденица фтысичьнай степине тажы Иденица.
И натысичьнаю долю нибольшы!
(Ф. Кривин)
Очень интересен учащимся и мозговой штурм. 
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив и ведущий (учитель). Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои ответы, направленные на решение поставленной задачи.
Данная работа применима на всех этапах усвоения материала: повторение изученного ранее, закрепление изученного, обобщение, проверка усвоения изученного материала.
Задача состоит в том, кто быстрее из учащихся ответит на заданный вопрос. Вы спросите, в чём различие данной работы от известного нам теста? Различие в том, что ученики на слух и быстроту мышления должны правильно выбрать ответ из предложенных вариантов. Данный пример для учащихся 7 класса на повторение изученных ранее тем.
Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне. 
1) сверкающих 
2) золотом 
3) зелёного 
4) расстилалась
В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё следует звонкий согласный? 
1) расставлены 
2) разбивались 
3) вниз 
4) отражали
В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? 
1) бесчисленные 
2) зеленого 
3) стеклянная 
4) длинных
В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) зв..зда, оч..ровательный
2) выб..рать, с..лдат
3) т..лант, д..бро
4) с..дьмой, р..сток
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ со словом пишется слитно?
Не(1)добрый человек не(2)знает покоя, но винить не(3)кого: не(4)надо желать зла другим.
1) 1, 4
2) 1, 3, 4
3) 1, 2, 3, 4
4) 1, 3 [11]
Учащимся 6 класса в начале учебного года предлагаем такое задание: запишите словарные слова.
Арена, балкон, баскетбол, восклицательный, впереди, вскоре, костюм, лиловый, маршрут, матч, пианино, платформа, повествовательный, посетить, почерк, правильный, расчет, расчетливый, ремень, республика, рюкзак, салют, слева, соревноваться, состязаться, спартакиада, стремиться, телевизор, телефон, тренер, тренироваться, фиолетовый, фотоаппарат, футбол, хоккей, чернила, чехол, шоколад, шоссе.
На последних уроках изучения раздела «Имя существительное», «Лексикология», и т.д. целесообразно использовать кластер.
Прием «кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. 
Учащимся нужно вспомнить все орфографические правила из д раздела «Имя существительное» и привести на них примеры. Вот что получилось у одного из учащихся ( слайд)

Данная работа даёт возможность отследить усвоение учебного материала учениками и понимание изученных тем.
Также на протяжении всего учебного года учащиеся выполняют домашнее задание – списывание с готового текста, что очень способствует запоминанию правильного написания слов. При чём рекомендую учащимся самим выбрать текст для списывания.
Все эти приемы и методы помогают учащимся в формировании их орфографической зоркости.



Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.



Специального «натаскивания» на правописание нет: оно опирается на постижение основного принципа русской орфографии – множество фонем: почему Сгорел? - потому что Срезал (проверка сильной позицией по глухости-звонкости перед сонорным); почему на деревЕ? – потому что на столЕ... Не зубрежка, а понимание, не репродукция, а открытие и научное обоснование. Естественно, что пpи таком под­ходе меняются и формы работы с детьми: не «спишите и вставьте...», а «проверьте, порассуждайте, докажите, найдите ошибки, исключите избыточное или восстановите недостающее звено» и др. Подобная работа способствует развитию научного и творческого потенциала не только учащихся, но и самого учителя. Кроме того, занимаясь анализом орфографических премудростей нашего языка, нельзя забывать и о развитии коммуникативных умений ребят. Знакомство с тем или иным правилом орфографии служит магистральной цели уроков русского языка — учить различной работе с текстом: умению свёртывать и развёртывать его, строить грамотное, умное, убедительное высказывание, владеть различными стилями языка, уметь просто говорить о сложном и т.п. Вот, к примеру, как изучается в 6-м классе такая исключительно орфографическая тема, как правописание союзов.

Задание 1. Проанализируйте примеры и сделайте выводы о том, как не перепутать союзы с омонимичными им частями речи.

·                     Чтобы пополнеть, сначала надо подумать, что бы такое вкусненькое и сладенькое съесть. И т.п.

Задание 2. Придумайте предложения, включив в них как можно больше разных «ошибкоо­пасных» союзов и похожих на них слов. Вот несколько вариантов, предложенных ребятами.

·                     Чтобы дойти от того дома до этого, нужно потихоньку перейти улицу, так же тихо проскользнуть в переулок и только затем юркнуть в подворотню. И т.д.

Задание 3. Используя союзы и омонимичные им слова, напишите памятку «Как поймать майского жука» («Как распутать запутавшийся клубок» и т.п.).

Задание 4. Объедините два-три данных предложения в одно, используя союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ и устраняя повторы (на основе образца).

Задание 6. Допустим, вы авторы нового учебника русского языка. Как бы вы изложили свое понимание темы «Союз», чтобы вашим предполагаемым ученикам изучать ее было бы и лег­че, и интереснее? Для этого разверните данные (незаконченные) тезисы, чтобы получилось связ­ное высказывание.

 

1. Чтобы соединить однородные члены предложения, используются...

2. Для связи простых предложений в составе сложных также участвуют...

3.Предложения с подчинительными союзами называются сложноподчиненными, оттого что...

4. Чтобы не спутать союз с другими частями речи, нужно...

Форму подачи материала нельзя считать обычной. Теоретические положения не преподно­сятся, не сообщаются, учащимся не дается готовое знание. В учебнике принят и постоянно выдер­живается определенный способ подачи нового материала: понятия и правила вводятся через ре­шение проблемных задач, разгадывание загадок и цепочку рассуждений, приводящих к нужной формулировке. Нет ни одной проходной формулировки. И отсутствует поучительный, наставнический тон. Принципиально новый подход к подаче заданий, упражнений обеспечивает высокий уровень интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся. Авторы используют приёмы, активизирующие самостоятельную работу учащихся, с тем чтобы они сами приходили к выводам, совершали научные открытия. Это очень нравится детям, вселяет в них уверенность в своих силах, развивает в них творческое начало. В учебнике действуют сквозные, переходящие из раздела в раздел герои, каждый со своим характером (в 5 классе это Настя Кувшинчикова, Вова Бутузов и др., растущие и взрослеющие вместе с учениками). В их рассуждениях, догадках, сомнениях, спорах школьникам предлагается принять участие и выступить арбитрами. Увидев в рассуждениях героев ошибки, которые ученики и сами могли бы допустить, дети глубже понимают суть проблемы.

Особенно эффективно исследовательские навыки вырабатываются при написании лингвистических изложений. Лингвистическое изложение отличается от обычного тем, что детям нужно изложить не художественный текст, а научный, содержащий в себе сведения о языке. Тексты берутся из научно-популярной лингвистической литературы (которой, к сожалению, не так много), и их не обязательно воспроизводить дословно, стараясь сохранить все авторские слова и выражения. Главное - передать мысль, логику, ничего не искажая и не теряя. Тем самым дети ставятся в ситуацию «говорить о языке на языке», а это, поверьте, очень непростая задача.

Вот пример лингвистического текста для изложения.

Слова готовые и сделанные

Секрет языка, облегчающий пользование им, избавляющий человека от изнурительного и непосильного запоминания многих тысяч слов, состоит в том, что лишь часть (меньшая по объему) слов языка требует механического запоминания. Это слова, которые существуют в языке как готовые единицы. Большую часть этих слов составляют наиболее употребительные, извест­ные каждому с детства слова, такие как ДОМ, СТОЛ, СЫН, ВОДА, ЗЕМЛЯ, СПАТЬ, ГУЛЯТЬ, СИНИЙ, ДОБРЫЙ и т.п. Языковеды называют такие слова простыми, в отличие от слов произ­водных («сделанных» в языке). Сравните слова ДОМИК, ДОМАШНИЙ, ДОМИЩЕ; СТОЛИК, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛОВАЯ; УСЫНОВИТЬ, СЫНОК; ВОДИЧКА, ВОДНЫЙ, ПОДВОДНЫЙ, ОБЕЗВОДИТЬ; ЗЕМЛЯНОЙ, ЗЕМЛИЦА; НАГУЛЯТЬСЯ, ГУЛЯКА, ГУЛЯНЬЕ; СИНЕТЬ, СИНЕ­ВАТЫЙ, СИНЕНЬКИЙ; ДОБРОТА, ДОБРЕТЬ с приведенными выше. Каждому ясно, что слова второй группы связаны со словами первой, основываются на ней, являются по отношению к пер­вым вторичными.

Значение простых слов никак не связано с их звуковым обликом, не вытекает из него, о нем нельзя догадаться, его нужно знать. Если вам не известно, что значат сочетания звуков, образую­щие олова СОБАКА, ЛОШАДЬ, СТЕНА, ДЕЛО, ОКНО, ЯЙЦО, то вы догадаться об этом не мо­жете. А значение производных слов определяется значением слов простых. Значение слов СТО­ЛИК и ДОМИК определяется значением слов СТОЛ, ДОМ и значением суффикса -ИК, обозначающего уменьшительность, точно так же значение глагола ПРИВОДИТЬ определяется значением слова ВОДИТЬ и поставки ПРИ-, обозначающей приближение.

Текст не читается учителем вслух, а распечатан для каждого учащегося (это более точно воспроизводит ситуацию работы с научной литературой). Затем проговариваются основные мыс­ли текста, уточняется, где аргументы, где примеры, где вывод. Обращаем внимание на требования к научным текстам: невозможность бездоказательных утверждений, непротиворечивость, недву­смысленность, уважительная критика иных точек зрения (подобной работой следует заниматься систематически, при написании каждого лингвистического изложения).

Каковы преимущества этой формы учебной деятельности? На изложение уходит немного времени - 25-30 минут, дети овладевают «секретами» научной речи, учатся излагать мысли убеди­тельно, доказательно, грамотно (и не только с точки зрения орфографии), наконец, для многих ре­бят лингвистические тексты являются единственной возможностью познакомиться с огромным миром нехрестоматийной литературы, зачастую неожиданной и увлекательной.

В учебнике много разнообразных по типу заданий: творческих (например: «Объясните, в каких случаях, с какой целью вы могли бы употребить следующие крылатые слова из басен Крылова», «Придумайте рассказ»), на сообразительность, подводящих к самостоятельным выводам (многие из заданий вписаны в общий контекст как звенья рассуждений). Задания, в которых предлагается эстетически оценить отрывок из художественного произведения, задания, отсылающие к работе со статьями толкового словаря, – дети приучаются пользоваться толковыми словарями, знакомятся с другими словарями, например, орфоэпическим. Кстати, в конце учебника содержатся справочные материалы: орфографический и орфоэпический словарики – для всех классов, для 5 – толковый, для 8 – 9 – тематические группы «трудных» слов с заметками об их произношении.

 

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»

«Формирование орфографической зоркости учащихся средней школы в условиях введения ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2019