ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДУБОВСКОЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №100».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие, проводимое в форме правового лабиринта «Останови, коррупцию! направлено на формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к разным формам проявления коррупции.
Для проведения внеклассного мероприятия использованы юридические казусы, проблемные ситуации, с которыми обучающиеся встречаются в жизненных ситуациях, распространенные в разговорной речи пословицы, поговорки о проявлениях коррупции, включен видеоролик «Сказка про коррупцию», позволяющий доступно и наглядно объяснить ребятам о коррупции, как социальной проблеме общества.
Содержание материала направлено на правовое воспитание подрастающего поколения, расширение знаний в области права, в частности УК РФ. Форма проведения мероприятия выбрана игровая, в ходе игры, ребята проходят этапы правового лабиринта, выполняют разного уровня и характера задания, проявляя свои знания и способности в области правоведения.
В разработке содержится материал по истории появления коррупции во времена формирования первых классовых обществ и государственных образований.
Данное мероприятие проводится в специализированном кабинете, оборудованном компьютером, экраном, проектором, аудио, видеосистемой. Рассчитано на широкую аудиторию обучающихся.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности обучающихся к мероприятию.
3. Организация внимания.
II. Целеполагание и мотивация
Преподаватель:
Ребята, сегодня вам предстоит пройти через правовой лабиринт, а, чтобы его пройти необходимо выполнить ряд разных заданий. Давайте узнаем, чему будет посвящено мероприятие, для этого предлагаю посмотреть видеоролик.
Просмотр видеоролика «Сказка про коррупцию». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=5vmz9SZMrOs.
Вопросы к видеоролику:
1. Каким вопросам будут посвящены задания правового лабиринта?
2. Как вы думаете, какова цель выполнения данных заданий?
3. Как бы вы назвали наше мероприятие?
Преподаватель:
Совершенно верно, правовой лабиринт, посвящен предупреждению коррупции, борьбе с этим опасным социальным явлением и назовем его «Останови, коррупцию!».
Вопрос: как вы думаете, что такое коррупция?
Коррупция (лат. «corrumpire», «портить», «подкупать») означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Вопрос: Когда впервые человечество столкнулось с коррупцией?
Историческая справка:
Исторически появление коррупции относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований. История человечества издавна связана со взяточничеством, упоминания о котором встречаются в клинописях древнего Вавилона и библейских текстах. На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции». В этот время в римском праве появился специальный термин «corrumpire», который был синонимом слов «портить», «подкупать» и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.
Российские источники упоминают о мздоимстве еще в XIII веке. Начиная с Ивана III , известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «нормы» для наместников и их аппарата.
Для отечественной истории, как и для истории других остающих в развитии стран, характерна высокая зараженность государственного аппарата коррупционными отношениями.
Распространенность взяточничества в императорской России была столь велика, что указом 1713 г. и позднейшими узаконениями лихоимцам была определена в качестве наказания смертная казнь. Смешение государственной казны с личным карманом оставалось типичным не только в XVIII, но и в XIX веке. В николаевской России чиновники почти всех рангов систематически злоупотребляли своим положением и постоянно находились в страхе перед разоблачением. Лишь после Великих реформ 1860-х уровень коррумпированности российского чиновничества начал понижаться, хотя и оставался все же выше «среднеевропейского» уровня.
Своего наивысшего развития коррупция в России достигла в начале XX в. Неспособность государственного аппарата решительно действовать в критические дни Февраля 1917 г. во многом была обусловлена коррупцией. Правда, после Февральской революции взяточничество никуда не исчезло. Столкнулся с коррупцией с первых дней своего существования и большевистский режим. Срабатывала традиционная формула «не подмажешь – не поедешь», глубоко укоренившаяся в народном сознании. Коррупция и как понятие, и как явление в официальных документах и практической деятельности не признавалась. Вместо этого использовали термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением» и др.
С распадом СССР коррупция перекочевала в новый демократический строй. Новые власти продолжили борьбу с этим явлением. Б.Н. Ельциным был подписан 4 апреля 1992 г. Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Это дало толчок для серии Указов по борьбе с коррупцией. Не один из них не дал существенных результатов. Коррупция продолжает процветать. Президент В.В. Путин продолжает проводить антикоррупционную политику в нашей стране.
9 декабря – является Международным днем борьбы с коррупцией.
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № А/RES/58/4 от 21 ноября 2003 года, согласно которой в Мексике была подписана Конвенция ООН против коррупции. В резолюции не было предусмотрено призывов отмечать этот день и проводить соответствующие тематике мероприятия. Но целью утверждения её было достижение понимания народом проблемы коррупции и начала активной борьбы с ней, а также роли Конвенции в предупреждении подобных проблем.
Возможно, ли победить коррупцию? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо будет пройти правовой лабиринт и выработать свои способы борьбы с этим опасным социальным явлением.
III. Правовой лабиринт «Останови, коррупцию! »
1. Инструктаж.
Правила игры.
1. В игре участвуют две команды по 5 человек. Обучающиеся, не задействованные в команде игроков, участвуют в качестве помощников шести этапов игры.
2. Команды получают цветные бейджи – белые и синие, придумывают себе название, связанное с темой коррупции.
3. Участникам правового лабиринта «Останови, коррупцию!?» необходимо пройти шесть этапов правового лабиринта, на которых будут предложены задания по теме мероприятия.
4. Продвижение по лабиринту осуществляется по разработанному плану работы для каждой команды (приложение 1).
5. За правильно выполненные задания на каждом этапе игры помощником вписываются в путеводные листы баллы – 0, 1 и 2, в зависимости от объема выполненного задания. За правильное и полное выполнение задания команда получает 2 балла, за частично выполненное – 1 балл, за невыполненное задание – 0 баллов (приложение 2).
6. На каждом этапе команда получает по одному слову, которые на шестом этапе игры собираются в слоган, связанный с темой коррупции.
7. По итогам игры подводится суммирование баллов, набранных каждой командой в отдельности.
8. Командой-победительницей выступает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
2. Правовой лабиринт «Останови, коррупцию!
Эталоны ответов к правовому лабиринту «Останови, коррупцию!».
Путеводный лист
Этапы правового лабиринта |
Ответы на вопросы |
Баллы |
||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. «Где нас может подстерегать коррупция? |
Задание. Заполните карту «Где ты встречался с коррупцией?»
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. «Пословицы и поговорки о коррупции»
|
Задание. Продолжи пословицы, поговорки о коррупции.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
III этап. «Портрет российской коррупции»
|
Задание. Используя карандаши, маркеры, дорисуй портрет российской коррупции. Портрет российской коррупции
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
IV этап. «Это коррупция или нет?»
|
Задание. Рассмотрите ситуации и ответьте на вопрос «Это коррупция или нет?». 1. Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объеме через сбербанк, платит некоторую сумму работнику ГАИ. Сотрудник ГАИ не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается. 2. Человек быстрей других продвигается по службе, потому что является родственником или протеже министра, или другого высокопоставленного чиновника. 3. Пациент в больнице делает подарки или платит врачу за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач этого не требует, но от денег и подарков не отказывается. Бланк для ответов:
1. КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа. 2. Согласно Уголовному кодексу РФ это НЕ КОРРУПЦИЯ. 3. Случай пограничен. Врач принимает деньги / услуги за исполнение служебных обязанностей - коррупция. Пациент выражает благодарность врачу за внимание, а его действия не предполагают обмена, то это действие не коррупционное. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
V этап. «Проявления коррупции»
|
Задание. 1. Ознакомьтесь с информацией – статьями из УК РФ, определяющими различные формы коррупции. 2. Рассмотрите казусы и определите, в какой форме коррупция проявляется в каждом казусе. 3. Расставьте номера казусов в соответствующие части «игрового поля». Статьи УК РФ, определяющие различные формы коррупции Статья 304. Злоупотребление должностным положением. Статья 310. Взятка-награждение. Статья 311. Взятка-подкуп. Статья 312. Получение взятки за предоставление должности. Статья 313. Вымогательство взятки. Статья 314. Дача взятки. Статья 315. Служебный подлог. Казусы 1. Перед сессией в вузе студент Т., который не посещал занятий, подошел к декану своего факультета А.Б. и предложил ему деньги в размере 1000 долларов, а взамен декан должен был проставить ему предметы за текущую сессию в зачетку. Декан А.Б. согласился с предложением. 2. Начальник водного хозяйства Ч. по просьбе генерала Ш. пустил воду на его хлопковые поля, хотя он должен был распределить воду равномерно по всей подведомственной территории. После этого Ш. отблагодарил его за оказанную услугу, подарив автомобиль марки Лексус RX 300. 3. Сестра М. работает в таможенных органах. Она хочет устроить своего брата на работу в таможне. Для этого она дала начальнику деньги, и М. был принят на работу в качестве инспектора таможни. 4. Инспектор Главного управления безопасности дорожного движения (ГУБДД) остановил водителя автомобиля ВАЗ 21-10, нарушившего Правила дорожного движения. Водителем автомобиля оказался генерал Р. Р. показал удостоверение, отругал инспектора и уехал. 5. Начальник Государственной налоговой инспекции при составлении отчета за месяц о проверке магазинов города, внес в него данные о том, что магазин его друга регулярно уплачивал налоги, хотя данные в итоге не подтвердились. 6. Суд планеты Энтод рассматривал дело о хищении государственного имущества. Обвиняемым по делу проходил крупный бизнесмен П. За день до вынесения приговора П. встретился с судьей А., рассматривавшим данное дело, и вручил ему большой конверт с деньгами. На следующий день суд полностью оправдал П. 7. Судья Октябрьского районного суда Н. потребовал у родственников подсудимого заплатить 6000 долларов, что он оправдает его, если они до следующего судебного разбирательства предоставят деньги.
Игровое поле
Игровое поле
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
VI этап. «Антикоррупционный лозунг»
|
Задание. Соберите и склейте из слов (словосочетаний), полученных на каждом этапе антикоррупционный лозунг.
|
|
IV. Подведение итогов игры
1. Подсчет студентами-помощниками набранных баллов командами.
2. Демонстрация командами студентов, антикоррупционных лозунгов (см. VI этап игры).
3. Объявление победителей.
4. Награждение команд медалями за участие в правовом лабиринте «Останови, коррупцию!» (приложение 4).
V. Рефлексия
Преподаватель:
Итак, пора нам подводить итоги мероприятию. Предлагаю вам ответить на вопрос, поставленный в начале мероприятия «Возможно ли победить коррупцию?». Какие меры борьбы с коррупцией вы бы предложили рассмотреть Госдуме РФ в качестве законопроекта?
Дайте оценку нашему мероприятию, для этого обведите соответствующую цифру о 1 до 5, которая, по вашему мнению, соответствует той или иной позиции мероприятия. Чем больше удовлетворенность, тем выше проставляется оценка и наоборот (приложение 5).
Метод «Насколько я доволен…»
Насколько я доволен… |
|||||
Передачей содержания материала |
Возможностью задавать вопросы |
Психологической атмосферой в группе |
Раздаваемыми рабочими и информационными материалами |
Рациональным распределением время работы и отдыха |
Полезностью и важностью изученного материала |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Всем большое спасибо за активную работу на мероприятии! До новых встреч!
Интернет-ресурсы
1. 9 декабря – международный день борьбы с коррупцией. - [Электронный ресурс]. URL: http://mbdou206.ucoz.ru/DOU/texts/buklet-1.jpg (дата обращения: 26.12.2017).
2. Бабич З.К. Классный час «Государство и человек. Конфликт интересов» // Сборник методических разработок по противодействию коррупции для проведения внеклассных мероприятий (по результатам районного конкурса методических разработок). – Чердаклы, 2013. (дата обращения: 10.01.2018).
3. Буклет «За коррупцию расплачивается каждый из нас». - [Электронный ресурс]. URL: http://satadmin.ru/sites/default/files/Organi_upravleniya/Otdel%20ZAGS/protivodeystvie_korrupcii.jpg (дата обращения: 27.12.2017).
4. Виды преступлений, связанных со взяткой. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.hkola-2.hohrono.ru/wp-content/uploads/2016/12/%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82-3.jpg (дата обращения: 27.12.2017).
5. Золотухина Л.И., Гаязова И.К. Внеклассное мероприятие «Коррупция как социально-опасное явление // Сборник методических разработок по противодействию коррупции для проведения внеклассных мероприятий (по результатам районного конкурса методических разработок). – Чердаклы, 2013. (дата обращения: 10.01.2018).
6. Курбатова Н.С. Общешкольное мероприятие «К нам едет ревизор!» // Сборник методических разработок по противодействию коррупции для проведения внеклассных мероприятий (по результатам районного конкурса методических разработок). – Чердаклы, 2013. (дата обращения: 10.01.2018).
7.Памятка «Борьба с коррупцией». - [Электронный ресурс]. URL: http://kam.muzkult.ru/img/upload/1399/image_image_2190555.jpg (дата обращения: 10.01.2018).
8. Памятка «Виды антикоррупционных нарушений». - [Электронный ресурс]. URL: http://xn----8sbahmnga0arrrgu1d.xn--p1ai/images/documents/antikorrupcia/3_vidy_korrupcionnykh_pravonarushenij.jpg(дата обращения: 26.12.2017).
9.Памятка «злоупотребление должностными полномочиями». - [Электронный ресурс]. URL: https://vdohnovenie.kirovedu.ru/wp-content/uploads/sites/180/2017/03/%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4-53.jpg (дата обращения: 26.12.2017).
10. Памятка «Как поступить в случае вымогательства взятки?». - [Электронный ресурс]. URL: http://privolshkola.ru/images/2016/1222/14_8.jpg (дата обращения: 26.12.2017).
11. Памятка «Наказание за дачу взятки или подкуп». - [Электронный ресурс]. URL: http://www.sssu.ru/Portals/0/2016/12/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%201.JPG (дата обращения: 26.12.2017).
12. Пословицы, поговорки о коррупции. - [Электронный ресурс]. URL: http://porogoosh.edusite.ru/p40aa1.html (дата обращения: 26.12.2017).
13. Пословицы, поговорки о коррупции. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.ndou5.ru/wp-content/uploads/2017/02/antikor_221.jpg(дата обращения: 26.12.2017).
14.Сказка про коррупцию. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5vmz9SZMrOs (дата обращения: 10.01.2018).
15. Слоганы по теме борьбы с коррупцией. - [Электронный ресурс]. URL: https://prohgimnaziya2.ucoz.ru/novosti2/den_geroev/slogany_po_teme_borby_s_korrupciej.doc (дата обращения: 11.01.2018).
16. Уголовный кодекс РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://ukodeksrf.ru (дата обращения: 11.01.2018).
17. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 11.01.2018).
Приложение 1
Схема расстановки парт и этапов прохождения правового лабиринта
1 команда |
2 команда |
Приложение 2
Путеводный лист
Этапы правового лабиринта |
Ответы на вопросы |
Баллы |
||||||||||||||||||||
I этап. «Где нас может подстерегать коррупция? |
Задание. Заполните карту «Где ты встречался с коррупцией?»
|
|
||||||||||||||||||||
II этап. «Пословицы и поговорки о коррупции»
|
Задание. Продолжи пословицы, поговорки о коррупции.
|
|
||||||||||||||||||||
III этап. «Портрет российской коррупции»
|
Задание. Используя карандаши, маркеры, дорисуй портрет российской коррупции. Портрет российской коррупции
|
|
||||||||||||||||||||
IV этап. «Это коррупция или нет?»
|
Задание. Рассмотрите ситуации и ответьте на вопрос «Это коррупция или нет?». 1. Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объеме через сбербанк, платит некоторую сумму работнику ГАИ. Сотрудник ГАИ не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается. 2. Человек быстрей других продвигается по службе, потому что является родственником или протеже министра, или другого высокопоставленного чиновника. 3. Пациент в больнице делает подарки или платит врачу за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач этого не требует, но от денег и подарков не отказывается. Бланк для ответов:
|
|
||||||||||||||||||||
V этап. «Проявления коррупции»
|
Задание. 1. Ознакомьтесь с информацией – статьями из УК РФ, определяющими различные формы коррупции. 2. Рассмотрите казусы и определите, в какой форме коррупция проявляется в каждом казусе. 3. Расставьте номера казусов в соответствующие части «игрового поля». Статьи УК РФ, определяющие различные формы коррупции Статья 304. Злоупотребление должностным положением. Статья 310. Взятка-награждение. Статья 311. Взятка-подкуп. Статья 312. Получение взятки за предоставление должности. Статья 313. Вымогательство взятки. Статья 314. Дача взятки. Статья 315. Служебный подлог. Казусы 1. Перед сессией в вузе студент Т., который не посещал занятий, подошел к декану своего факультета А.Б. и предложил ему деньги в размере 1000 долларов, а взамен декан должен был проставить ему предметы за текущую сессию в зачетку. Декан А.Б. согласился с предложением. 2. Начальник водного хозяйства Ч. по просьбе генерала Ш. пустил воду на его хлопковые поля, хотя он должен был распределить воду равномерно по всей подведомственной территории. После этого Ш. отблагодарил его за оказанную услугу, подарив автомобиль марки Лексус RX 300. 3. Сестра М. работает в таможенных органах. Она хочет устроить своего брата на работу в таможне. Для этого она дала начальнику деньги, и М. был принят на работу в качестве инспектора таможни. 4. Инспектор Главного управления безопасности дорожного движения (ГУБДД) остановил водителя автомобиля ВАЗ 21-10, нарушившего Правила дорожного движения. Водителем автомобиля оказался генерал Р. Р. показал удостоверение, отругал инспектора и уехал. 5. Начальник Государственной налоговой инспекции при составлении отчета за месяц о проверке магазинов города, внес в него данные о том, что магазин его друга регулярно уплачивал налоги, хотя данные в итоге не подтвердились. 6. Суд планеты Энтод рассматривал дело о хищении государственного имущества. Обвиняемым по делу проходил крупный бизнесмен П. За день до вынесения приговора П. встретился с судьей А, рассматривавшим данное дело, и вручил ему большой конверт с деньгами. На следующий день суд полностью оправдал П. 7. Судья Октябрьского районного суда Н. потребовал у родственников подсудимого заплатить 6000 долларов, что он оправдает его, если они до следующего судебного разбирательства предоставят деньги.
Игровое поле
|
|
||||||||||||||||||||
VI этап. «Антикоррупционный лозунг»
|
Задание. Соберите и склейте из слов (словосочетаний), полученных на каждом этапе антикоррупционный лозунг.
|
|
Приложение 3
Слова для составления, антикоррупционного слогана
1 команда
Скажем коррупции: |
«Нет»! |
Для страны |
она |
большой вред! |
2 команда
Коррупции – |
бой! |
Из России |
её |
долой! |
Приложение 4
Приложение 5
Насколько я доволен… |
|||||
Передачей содержания материала |
Возможностью задавать вопросы |
Психологической атмосферой в группе |
Раздаваемыми рабочими и информационными материалами |
Рациональным распределением время работы и отдыха |
Полезностью и важностью изученного материала |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.