Формирование ответственности у обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе работы по привитию у них навыков безопасного поведения на дорогах
Оценка 4.7

Формирование ответственности у обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе работы по привитию у них навыков безопасного поведения на дорогах

Оценка 4.7
docx
23.06.2020
Формирование ответственности у обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе работы по привитию у них навыков безопасного поведения на дорогах
Статья Палагина И.Ю. Ответственность.docx

Палагина Ирина Юрьевна,

воспитатель

ГБОУ СО «Краснотурьинская школа-интернат»

 

Формирование ответственности у обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе работы по привитию у них навыков безопасного поведения на дорогах

 

Ответственность – одна из самых сложных духовно-нравственных ценностей. Она отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

Начинают формировать ответственность у ребёнка родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений, но наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребёнка в школу, когда ему приходится подчинять своё поведение требованиям педагогов и правилам, установленным в школе, следовать школьному режиму. Но из-за недостаточной произвольности и несформированности волевых качеств многие первоклассники не могут подчинить свое поведение установленным правилам, а первоклассникам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) это делать ещё труднее. О.Е. Грибова,  Т.И. Кузьмина [2], Н.В. Мазурова [3] и др. считают, что особые трудности у умственно отсталых школьников вызывает формирование правильного поведения.

Такое важное качество личности, как ответственность, у младших умственно отсталых школьников проявляется довольно слабо. Даже если дети и понимают важность выполнения того или иного дела, даже если и осознают справедливость требований педагога, они не стремятся их выполнять правильно и в установленный срок, иногда этому придумывают разные отговорки и оправдания.

С каждым годом требования, предъявляемые ученику со стороны школы, возрастают. Учение в школе – «деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда» . [1].

Задача педагога, работающего с умственно отсталым ребёнком, учить его сознательно управлять своим поведением и формировать у него требуемые для этого качества личности, в том числе ответственность.

Одним из направлений работы с обучающимися является – безопасность на дорогах, и формированию навыков безопасного поведения у обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в образовательных учреждениях уделяется много времени.

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет большое жизненное, практическое и воспитательное значение. Знания, умения и навыки у них формируются значительно позже (и не в таком качестве), чем у нормально развивающихся обучающихся. В силу психофизических особенностей, у ребенка с различной тяжестью умственной отсталости снижена познавательная активность, что приводит к значительным затратам умственных и физических сил для усвоения необходимых знаний, приобретения базовых действий. Социальные контакты таких детей ограничены, что мешает усвоению социальных норм и социального опыта.

Одной из задач педагога является – формирование у обучающихся, воспитанников устойчивых навыков безопасного поведения на улице города.

Учитывая неравномерность психического и физического развития обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью, образовательный процесс необходимо строить от простого к сложному; от непонимания к пониманию.

Работу необходимо начинать с самого элементарного и простого- с определения понятий: Кто участники дорожного движения? Кто такие пешеходы? Что такое транспорт? В работе использую различные иллюстрации, учебные фильмы, экскурсии. На закрепление понятий использую различные игры и игровые упражнения такие как: «разрезные картинки», «что лишнее», «назови одним словом», «что без чего», «разложи транспорт по знакам» и т.д.

Для закрепления знаний можно использовать экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, разыгрывание дорожных ситуаций.

Во время практических занятий, необходимо тренировать следующие навыки: правильно переходить дорогу, на перекрёстках где установлены светофоры и пешеходные дорожки; переходить дорогу в тех местах, где дороги не оборудованы специальными разметками.

Во время экскурсий обращать внимание обучающихся, воспитанников на освещение, погодные условия, состояние дороги. На прогулке зимой объяснять ученикам, что на скользкой дороге машина может заехать на тротуар, остановку маршрутного транспорта. Поэтому надо быть осторожными и внимательными, чтобы успеть вовремя уйти от опасности.

    Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни.

В настоящее время в каждом образовательном учреждении разработана программа профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. Специфика программы заключается в том, что она составлена с учетом особенностей познавательной деятель­ности детей с различной тяжестью умственной отсталости, имеющих множественные сопутствующие нарушения.

В результате работы с обучающимися, воспитанниками по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных и психофизических особенностей дают положительные результаты. Ученики хорошо усваивают дорожные знаки, правила перехода дороги со светофором и без светофора, знают правила поведения пассажиров в транспорте. И самое главное у обучающихся, воспитанников формируется ответственность, что является необходимым качеством для гражданина, человека, находящегося в социуме.

 

 

Список литературы:
1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997.

2. Грибова О.Е., Королева Т.В. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе // Воспитание и обучение детей с нарушением развития.  2012.  №1.  С. 41-43.  4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков.  СПб.: Речь, 2003.  391 с. 5. Кузьмина Т.И. Проблема исследования Я-концепции умственно отсталых младших школьников // Коррекционная педагогика. 2014. №2.  2007. С. 29-34. 6. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок.  М.: Просвещение, 2010.  218 с. Постулат. 2019.№4ISSN2414-4487.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      3. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка //Дефектология.- 2011.   №1. С. 4247. 


 

Палагина Ирина Юрьевна, воспитатель

Палагина Ирина Юрьевна, воспитатель

Социальные контакты таких детей ограничены, что мешает усвоению социальных норм и социального опыта

Социальные контакты таких детей ограничены, что мешает усвоению социальных норм и социального опыта

И самое главное у обучающихся, воспитанников формируется ответственность, что является необходимым качеством для гражданина, человека, находящегося в социуме

И самое главное у обучающихся, воспитанников формируется ответственность, что является необходимым качеством для гражданина, человека, находящегося в социуме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2020