Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников
Шипиловских Любовь Николаевна
Муниципально общеобразовательное бюджетное учреждение
«Очёрская общеобразовательная школа №3»
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки
меня – и я научусь»
(Древняя китайская пословица )
В последние годы все чаще можно слышать, что у современных детей нет интереса к учению, нет потребности в знаниях. Понятно, что если обучающийся относится к получению знаний, к учению равнодушно, без интереса, не осознает потребности в знаниях, то успешного обучения и положительного результата не будет.
Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо» надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу, я добьюсь»
Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех.
Формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет
• позитивная психологическая атмосфера урока;
• обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником;
• демократический стиль педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки;
• психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
В своей работе я использую различные формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения:
- дидактические игры и упражнения;
личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
- внеклассные мероприятия по предметам;
- творческие работы учащихся по разным предметам;
- проведение предметных олимпиад;
- использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
интеграция обучения (проведение интегрированных уроков).
Приёмы, которые помогают мне формировать положительную мотивацию у учащихся.
• Например, приём «Привлекательная цель» можно использовать на этапе целеполагания. Перед обучающимися ставится простой вопрос, в ходе ответа на который они выполняют учебное действие, которое планируется: «Что станет с нашей речью, если не будет предлогов?»
• При определении темы урока и его целей можно использовать приём «Прогнозирование».
• На этапе включения нового знания в общую систему знаний и повторения для работы в парах можно использовать прием «Оратор»: за одну минуту необходимо убедить соседа по парте в том, что данная (названная) тема ему просто необходима.
• На этом же этапе урока можно использовать прием «Автор», когда ученику предлагается стать автором учебника и объяснить своим одноклассникам необходимость изучения определенной темы.
• На этапе открытия новых знаний используется прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Учащиеся должны увидеть ошибку и «показать» ее условным знаком, интонацией, жестом и прочим (если этого допускает учитель). Сначала показываю, как надо реагировать на ошибку, предупреждаю о ней заранее, позже учащиеся смогут определять ошибки сами. Этот прием обостряет внимание учащихся, учитель же поощряет внимательность.
• На этапах повторения пройденного материала важно, чтобы обучающимся было интересно еще раз проработать изученный материал. Здесь можно использовать прием «Своя опора». Ученик самостоятельно составляет опорную схему или развёрнутый план ответа.
• На этапе самоконтроля и самооценки мотивацию обучающихся можно повысить, если использовать работу в парах. Например, один ученик в паре получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа (правильным могут быть один, два и три ответа). Ученик делает выбор и готовит объяснять партнеру, почему он выбрал тот или иной ответ. Далее пара обсуждает и принимает решение, а затем это решение представляется классу. В ходе этой работы каждый ученик из пары оценивает свой ответ.
• На этапе рефлексии можно использовать прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде тестовых заданий, кроссвордов. Затем одни ученики задают вопросы, другие на них отвечают. Помогает поддерживать интерес к учению и выполнение творческих заданий. Их можно предлагать на этапах первичного закрепления во внешней речи, рефлексии и подведения итогов.
Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя и мотивации научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.