Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников
Оценка 4.8

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников

Оценка 4.8
doc
25.04.2020
Формирование  положительной мотивации  к  учебной  деятельности  у  младших  школьников
Шипиловских.doc

Формирование  положительной мотивации  к  учебной  деятельности  у  младших  школьников

Шипиловских Любовь Николаевна 

                                                  Муниципально общеобразовательное бюджетное учреждение

                              «Очёрская общеобразовательная школа №3»                                                            

                                                                                           «Скажи мне – и я забуду.

                                                                                           Покажи мне – и я запомню.
                                                                                           Вовлеки меня – и я научусь»    

                                                                                         (Древняя китайская пословица )

   В последние годы все чаще можно слышать, что у современных детей нет интереса к учению, нет потребности в знаниях. Понятно, что если обучающийся относится к получению знаний, к учению равнодушно, без интереса, не осознает потребности в знаниях, то успешного обучения и положительного результата не будет.

      Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация  «хочу учиться хорошо»       надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу,  я добьюсь»

Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех.

Формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

  Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет

      позитивная психологическая атмосфера урока;

       обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником;

        демократический стиль педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки;

      психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

В  своей  работе я использую  различные  формы   стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения:

- дидактические игры и упражнения;

личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

- внеклассные мероприятия по предметам;

- творческие работы учащихся по разным предметам;

- проведение предметных олимпиад;

- использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые  формы, развивающие задания и т. д.);

интеграция обучения (проведение интегрированных уроков).

  Приёмы, которые помогают   мне  формировать положительную мотивацию у учащихся.

      Например,  приём  «Привлекательная цель» можно использовать на этапе целеполагания. Перед обучающимися ставится простой вопрос, в ходе ответа на который они выполняют учебное действие, которое планируется: «Что станет с нашей речью, если не будет предлогов?»

      При определении темы урока и его целей можно использовать приём «Прогнозирование».

      На этапе включения нового знания в общую систему знаний и повторения для работы в парах можно использовать прием «Оратор»: за одну минуту необходимо убедить соседа по парте в том, что данная (названная) тема ему просто необходима.

      На этом же этапе урока можно использовать прием «Автор», когда ученику предлагается стать автором учебника и объяснить своим одноклассникам необходимость изучения определенной темы.

      На этапе открытия новых знаний используется прием «Лови ошибку». Объясняя материал,  намеренно допускаю  ошибку. Учащиеся должны увидеть ошибку и «показать» ее условным знаком, интонацией, жестом и прочим (если этого допускает учитель). Сначала  показываю, как надо реагировать на ошибку, предупреждаю о ней заранее, позже учащиеся смогут определять ошибки сами. Этот прием обостряет внимание учащихся, учитель же поощряет внимательность.

      На этапах повторения пройденного материала важно, чтобы обучающимся было интересно еще раз проработать изученный материал. Здесь можно использовать прием «Своя опора». Ученик самостоятельно составляет опорную схему или развёрнутый план ответа.

      На этапе самоконтроля и самооценки мотивацию обучающихся можно повысить, если использовать работу в парах. Например, один ученик в паре получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа (правильным могут быть один, два и три ответа). Ученик делает выбор и готовит объяснять партнеру, почему он выбрал тот или иной ответ. Далее пара обсуждает и принимает решение, а затем это решение представляется классу. В ходе этой работы каждый ученик из пары оценивает свой ответ.

      На этапе рефлексии можно использовать прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде тестовых заданий, кроссвордов. Затем одни ученики задают вопросы, другие на них отвечают. Помогает поддерживать интерес к учению и выполнение творческих заданий. Их можно предлагать на этапах первичного закрепления во внешней речи, рефлексии и подведения итогов.

Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя и мотивации научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать…

 

 

                                                                            


Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников

Приёмы, которые помогают мне формировать положительную мотивацию у учащихся

Приёмы, которые помогают мне формировать положительную мотивацию у учащихся

Затем одни ученики задают вопросы, другие на них отвечают

Затем одни ученики задают вопросы, другие на них отвечают
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020