Формирование положительной мотивации учения младших школьников
Оценка 4.8

Формирование положительной мотивации учения младших школьников

Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитание
1 кл—4 кл
24.06.2020
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
В младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Чтобы положительные мотивы были реально-действующими, нужно вести работу по их формированию. В своей работе я создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.
Формирование положительной мотивации учения младших школьников.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ШКОЛА №12

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ

 

 

«Формирование положительной мотивации учения младших школьников».

 

 

 

 

Учитель

начальных классов

Петросян Н.Р.

 

 

Формирование положительной мотивации учения младших школьников

Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям.

Поэтому формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как утверждают психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Чтобы положительные мотивы были реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.

В своей работе я создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.

При этом применяю различные формы, приемы и методы:

– создание условий для возникновения проблемных ситуаций; – выбор частично-поисковых и исследовательских приемов; – подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие; – подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника; – использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях; – создание ситуации успеха через выполнение заданий; – соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией; – разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества и т.д.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.

1. Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

2. Приём «Удивляй». В  Азии растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

 Приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие:-- на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.

При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах».

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нет». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».

 Наиболее действенным приёмом формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.

Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Какой звук чаще всего слышим?» «Кто точнее?» «Что из чего сделано?» Для развития аналитико-синтетических умений используются игры «Найди лишнее число», «Найди лишний текст» и др.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же  предлагается 1)помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать врагов с земли русской.

2)В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя  занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через формулировку заданий, форму подачи материала:

«Найди лишнее число в каждом ряду», «Зачеркни его», «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания», «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово», «Запиши его».
За время работы я обратила внимание на то, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала. Поэтому необходимо находить полезные для учебного процесса проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

В разработанные уроки и внеклассные мероприятия  стараюсь включать загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой.
Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока, т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя).
Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды  учебной работы, например:
—Работа в парах, задать друг другу вопросы. —Игры на внимание.Провести небольшую беседу.

Чтобы ученик не боялся ошибаться, 1.заменяю жесткое слово «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем других».
2. Даю право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание своего мнения.
Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находить более верное решение учебной задачи использую такой прием: детям предлагаю выбрать сигнал ответа:
Красный круг – сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться;
Синий квадрат – могу доказать.
Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение.
            Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы  и методы и будут учитывать следующие  факторы, влияющие на формирование учебной мотивации :

 

 

 

 

http://sclsadovoe.org.ru/wp-content/uploads/2013/04/22222222.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Формирование положительной мотивации учения младших школьников

Формирование положительной мотивации учения младших школьников

Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися

Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися

Работа в парах, задать друг другу вопросы

Работа в парах, задать друг другу вопросы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2020