Кудревич Е.Н.
г. Евпатория, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского»
Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни школьников
Введение
В условиях современного образовательного процесса здоровье учащегося определяется, с одной стороны, влиянием внешних и внутренних воздействий на его организм и, с другой стороны, возможностями самого организма противостоять данным воздействиям.
В рамках организации учебного процесса перед каждым учебным заведением определяется следующая задача: вести подготовку учащихся на высоком уровне, с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, направленных на использование здоровьесберегающих технологий, а именно всех психолого-педагогических технологий, программ, методов, которые ориентированы на:
· воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению;
· формирование представлений о здоровье как высшей ценности;
· формирования мотивации на ведение здорового образа жизни.
К сожалению, на сегодняшний день здоровыми можно назвать всего лишь 14% от общего количества учеников, у остальных 86% наблюдаются различные – как физические, так и психологические – нарушения состояния здоровья. Одним из главных факторов неблагополучия здоровья школьников является недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, так как на состояние здоровья подрастающего поколения влияет целый ряд причин. Нарушение здоровья учащихся, в свою очередь, негативно сказывается на их способностях к освоению программ общего образования.
Целью деятельности учителей, таким образом, является формирование у учащихся мотивации к ведению здорового образа жизни, привитие интереса к занятиям спортом, а также развитие положительного отношения к собственному состоянию здоровья.
Говоря другими словами, смысл воспитания здорового образа жизни у обучающихся заключается в эффективной мотивации, когда конечной целью становится формирование самомотивации – понимания необходимости ведения здорового образа жизни на постоянной основе. В сложившейся ситуации проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у подростков представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики.
Однако прежде чем перейти непосредственно к методам и приемам формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни школьников, ознакомимся с некоторыми статистическими данными.
Научно доказано, что здоровье человека в процентном соотношении зависит от следующих факторов:
· 20% – наследственность;
· 20% – природное окружение;
· 7-10% – уровень здравоохранения;
· 50% – образ жизни конкретного человека.
Исходя из вышеизложенных данных, можно сделать вывод, что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% – от экологии, 10% – от деятельности институтов здравоохранения, а остальные 50% приходятся на долю образа жизни определенного человека. Понятие «образ жизни», в свою очередь, включает такие понятия, как:
· физическая, психо-интеллектуальная и трудовая деятельность;
· двигательная активность;
· общение;
· бытовые взаимоотношения;
· привычки;
· режим;
· особенности работы.
В связи с тем, что бóльшую часть времени ученик проводит в стенах учебного заведения, состояние его здоровья напрямую зависит от условий на него там воздействующих.
К сожалению, тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся – согласно статистике – за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. В процентном соотношении понимание термина «здоровый образ жизни», в соответствии с проведенными среди учащихся исследованиями, можно классифицировать следующим образом:
· 68 % обучающихся не задумываются о последствиях учебной перегрузки и их негативного влияния на здоровье;
· около 32 % школьников отметили понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
· 23 % респондентов осведомлены, как грамотно вести ЗОЖ;
· 55 % обучающихся серьезно не задумываются о необходимости следить за здоровьем с детского возраста, многие обнаруживают поверхностное знание понятия «здоровье»;
· 39 % обучающихся данный термин интерпретируют весьма упрощенно, как отсутствие каких-либо заболеваний или вредных привычек;
· 33 % затрудняются четко определить это понятие;
· 28 % обучающихся четко формулируют понятие «здоровье» и определяют его компоненты.
Термин «здоровье» может быть охарактеризован как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физически здоровый и психологически сбалансированный человек является, как правило, продуктивной и успешной личностью, способной к полной самореализации в обществе. Исходя из вышесказанного, к главным компонентам здоровья могут быть отнесены такие понятия, как физическая функциональность организма, психологическая сбалансированность, духовно-нравственное здоровье и социальная успешность.
В теории воспитания акцент преимущественно ставится на сохранении и формировании физического здоровья через обозначение важности здорового образа жизни. Подростки признаются наиболее восприимчивой возрастной категорией в аспекте формирования мотивов здорового образа жизни, поскольку именно в данном возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной со здоровым образом жизни. Следовательно, подростковый возраст является переломным в формировании иерархии мотивов.
Важным аспектом, однако, является формирование позитивной мотивации к правильной организации жизнедеятельности школьников, направленной на сохранение и укрепление их здоровья. Является общеизвестным фактом, что из-за чрезмерной учебной перегрузки дети школьного возраста приобретают различные хронические заболевания.
Интенсификация образовательного процесса ведет к дисгармоничному психофизическому развитию учащихся: снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем способствует снижению работоспособности обучающихся.
Предпосылки формирования здорового образа жизни школьников:
· понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами;
· необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни;
· недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами здорового образа жизни;
· неудовлетворительная разработка критериев и показателей сформированности мотивов здорового образа жизни;
· неполная реализация потенциала взаимодействия педагогов и учащихся;
· необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов, содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни.
Проблема формирования мотивации ведения здорового образа жизни у подростков многогранна по своему характеру и может рассматриваться в разных плоскостях:
· психолого-педагогическое сопровождение формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;
· своевременная диагностика здоровья у подростков, которые подвержены усиленной умственной работе в условиях современной образовательной системы;
· управление процессом целенаправленного формирования мотивации здорового образа жизни у обучающихся.
В связи с тем, что склонность к ведению здорового образа жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы, роль педагогов заключается в формировании у учащихся соответствующей мотивации. Таким образом, ответственность за овладение теоретическими знаниями и практическими навыками здорового образа жизни попадает в поле деятельности учителей, работа которых, в первую очередь, должна быть направлена на перманентное развитие личностных умений и навыков каждого ученика.
В связи с
этим, процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у
школьников целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного
педагогического процесса, так как на протяжении всего учебного года
учителя используют различные методы, приемы и формы работы с учениками. Осознание
школьниками необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и
создание учителем всех необходимых условий дают действенный, стойкий
положительный эффект в формировании культуры здоровья учащихся.
На формирование мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни в образовательной среде можно оказать положительное воздействие с помощью создания следующих педагогических условий:
· поэтапная организация с учетом индивидуальных особенностей развития личности учащихся;
· построение последовательной системы взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;
· использование возможностей педагогического, психологического, медицинского и информационного сопровождения процесса;
· создание в классе благоприятной среды, способствующей ведению здорового образа жизни.
Таким образом, процесс формирования положительной мотивации к ведению здорового образа жизни у подростков сопряжен с постановкой и реализацией следующих педагогических задач:
· создание целостной и упорядоченной системы совместных действий всех участников педагогического процесса;
· обеспечение реализации различных видов и форм педагогической работы;
· координация совместных усилий педагогов, учащихся и родителей, что позволяет обеспечить активное взаимодействие со всеми субъектами образовательной среды;
· оказание методической поддержки педагогов, воспитателей, что позволяет обеспечивать необходимый уровень качества реализуемых программ, осуществлять грамотное научно-методическое сопровождение духовного, физического, психологического развития обучающихся;
· мотивирование и стимулирование деятельности в области здорового образа жизни, что позволяет подросткам выстроить систему личных ценностных приоритетов.
Подростки признаются наиболее перспективной возрастной категорией в деле формирования мотивов здорового образа жизни, поскольку именно в данном возрасте вырабатываются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием собственного образа жизни.
Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста, а также описал три возможных типа развития личности в данный период.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда подростковый возраст переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".
Второй тип развития – плавный, медленный, постоянный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Данный тип характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Основной целью педагогов является способствование формированию у школьников положительного отношения к собственному здоровью, позитивной мотивации к здоровому образу жизни в целом, а также необходимости сохранения, восстановления и укрепления здоровья организма на протяжении всей жизни. Ведь именно с осознания ценности здоровья начинается формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
Долгое время термин "воздействие" неправомерно отождествлялся с возможностью манипулировать личностью, однако, целенаправленность педагогического процесса обязательно предусматривает положительное влияние педагога на ребенка.
Назначение педагогического воздействия заключается не в манипулировании ребенком, а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор в пользу необходимого действия и поведения, ибо требование полного выполнения всех предписанных правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта, что может в конечном итоге привести к реакциям отрицания.
Используя различные формы и методы педагогической работы, каждый учитель обязан учитывать, что решение о следовании здоровому образу жизни учащийся принимает самостоятельно. В связи с этим главной задачей преподавателя является не навязывание ЗОЖ, а способствование формированию соответствующей мотивации, а также осознанию необходимости ведения ЗОЖ. Практический опыт показывает, что учащиеся способны не только самостоятельно формировать цели, но и воплощать их, однако, им, тем не менее, необходим учитель, ментор. Данная форма педагогической работы позволяет согласовать цели, поставленные педагогом, с собственными целями обучающихся, обеспечить постепенное повышение самостоятельности и ответственности обучающихся, а также не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
Таким образом, подростку, с одной стороны, необходимо предоставить свободу выбора способов и приемов здорового образа жизни, соответствующих его индивидуальности, а с другой – обустроить процесс формирования здорового образа жизни как совместную деятельность педагога и учащегося, где назначение педагога заключается именно в содействии ученику в выборе индивидуального способа здорового образа жизни.
В основе формирования приверженности к ведению здорового образа жизни лежат следующие мотивации:
· самосохранение – знание об опасности того или иного действия и, соответственно, воздержание от его совершения;
· получение удовольствия от процесса самосовершенствования;
· возможность осуществлять процесс самосовершенствования;
·
достижение состояния максимально возможной комфортности.
Процесс формирования у учащихся позитивной мотивации к здоровому образу жизни включает в себя следующие условия:
· осуществление поэтапной организации педагогической работы по формированию мотивации к ведению здорового образа жизни с учетом особенностей развития личности подростка;
· использование возможностей педагогического, психологического, медицинского и информационного сопровождения процесса формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни у подростков;
· создание школьной среды, способствующей ведению здорового образа жизни;
· заострение внимания на сохранении собственного здоровья;
· своевременное оказание помощи в развитии позитивного отношения к физической культуре;
· формирование мотивации к развитию личностных физических качеств;
· проведение профилактической работы в области информирования учащихся о вредных привычках;
· организация культурно-массовых мероприятий;
· информационная и профилактическая работа с родителями для успешного становления принципов здорового образа жизни.
К главным критериям эффективности формирования здорового образа жизни относятся следующие показатели:
· уровень физического развития и физической подготовки;
· уровень иммунитета;
· стрессоустойчивость;
· целесообразный режим и распорядок дня, учебной недели;
· внутренняя установка на здоровый образ жизни;
· высокий уровень осознания личностью значения здоровья как главной ценности;
· развитая система знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
· достаточный уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
· умение самостоятельно выстраивать индивидуальную программу здорового образа жизни;
· активная жизненная позиция;
· наличие перспективных и ближайших жизненных целей;
· способность соотносить свои физические возможности с желаниями, целями;
· способность определять оптимальную норму физической и умственной нагрузки, избегать перегрузок;
· способность осуществлять смену видов деятельности;
· способность рационально распределять учебное время и время досуга, соблюдать режим дня.
Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей понятия здорового образа жизни позволяют определить основные модели формирования здорового образа жизни у подростков.
1. Когнитивная модель.
Предполагает цепочку: знание – отношение – поведение.
Основная идея: человек, знающий о качествах поведения, отрицательно влияющих на здоровье, будет воздерживаться от такого поведения, и наоборот, зная о чем-то полезном для здоровья, будет стремиться к соответствующему поведению. Хорошим примером в данном случае могут послужить программы антиалкогольного и антинаркотического воспитания.
2. Аксиологическая модель.
Суть данной модели заключается в том, чтобы с помощью большого количества поэтапных шагов оказать влияние на поведение человека в отношении улучшения собственного здоровья:
· комплексный анализ альтернативного поведения;
· рассмотрение всех возможных целей, которые могут быть достигнуты, а также оценка ценностей, связанных с совершаемым выбором;
· исчерпывающий анализ всех возможных последствий, связанных с выполнением каждого действия;
· поиск информации, релевантной для оценки возможных альтернатив;
· оценка полученной информации, даже если она отличается от того образа жизни, к которому изначально был готов принимающий решение человек;
· повторная оценка последствий известных альтернатив, до того, как будут приняты окончательные решения, причем даже тех альтернатив, которые изначально рассматривались как неподходящие;
· составление детального плана для осуществления поставленной цели, разработка вариантов его воплощения в случае появления нежелательных последствий.
3. Теория мотивированных действий.
Согласно данной модели индивид сначала оценивает, что принесет ему данный образ действий, а потом рассчитывает, что о нем подумают другие люди, если он будет вести себя подобным образом.
4. Социальная модель.
Данная модель основана на необходимости изменить внешние обстоятельства, с целью содействовать правильному принятию решения о здоровье.
5. Модель самоусиления.
Данная модель является квинтэссенцией предыдущих моделей и, по мнению психологов, является самой эффективной, потому что объединяет в себе:
· достоверную информацию (профилактическая модель);
· навыки, требуемые для принятия решения, (образовательная модель);
· окружение, дающее психологическую поддержку и поддерживающее здоровый образ жизни (радикально-политическая модель).
6. Модель действий на благо здоровья, отражающая все социальные и психологические воздействия, которым подвергается индивид и которые существенным образом сказываются на принятии решений о действиях на благо здоровья.
7. Модели превентивного обучения, нацеленные на формирование навыков сопротивления общественному давлению, а также на овладение способами отказа в случаях возникновения неблагоприятных для индивида предложений, например, пробы употребления наркотиков.
В целях успешного воплощения вышеуказанных моделей необходимо, чтобы каждый урок заключал в себе следующие компоненты, или, как минимум некоторые из них:
· информативность – увеличивает уровень знаний учащихся о здоровом образе жизни;
· эмоциональность – предоставляет возможность повышения уровня доверия школьника к педагогу и к самому себе;
· воспитательная составляющая;
· практическая составляющая – ориентируется на реальные способы развития и сохранения здоровья.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в процессе проведения урока следует обязательно объединять разъяснительную и воспитательную работу, а также различные формы практических занятий; при успешном воплощении данного подхода вышеописанные составляющие, в конце концов, станут неотъемлемой частью жизни школьников.
В целях успешного внедрения в процесс урока вышеуказанных компонентов следует проводить с учащимися следующие разновидности работы:
1. Мониторинг знаний о ЗОЖ.
Практические исследования демонстрируют, что большинство учащихся считают, что термин «ЗОЖ» является синонимом понятия «здоровье», что говорит о том, что они неправильно понимают, значение понятия «ЗОЖ». Другие учащиеся обладают элементарными представлениями о ЗОЖ, однако, их знания являются несистематизированными и фрагментарными.
2. Проведение информационно – профилактической работы, а именно классных часов и мероприятий, посвященных теме ЗОЖ, а также занятий «Основы здорового образа жизни» в рамках внеурочной деятельности.
3. Проведение на уроках физкультминуток.
Физкультминутки на уроках, активные перемены с использованием физических упражнений способствуют эффективности отдыха и последующей установке на учебную деятельность. Кроме того, они снимают лишнюю напряженность, в связи с чем являются оптимальным средством формирования привычек правильного поведения, взаимоотношений с одноклассниками.
4. Проставление акцента на ЗОЖ при изучении тем по математике таких как «Диаграммы», «Обыкновенные дроби», «Проценты» и др.
5. Разработка календарного плана воспитательной работы, в который включены различные практические мероприятия, подчеркивающие важность ведения ЗОЖ, например: «День здоровья», спортивные праздники, субботники, уборка школьной территории, прогулки на свежем воздухе, экскурсии и пр.
6. Накопление практического материала и активное вовлечение учащихся в проведение тематических классных часов: подготовка презентаций, докладов, рефератов.
7. Проведение работы с родителями путем включения тем,
посвященных ЗОЖ на повестку родительских собраний.
Важно помнить, что в мероприятиях, требующих физической активности, должны
участвовать не только дети, но и учителя, на собственном примере демонстрируя
приверженность к установкам здорового образа жизни. Пример педагога может стать
для учащегося решающим фактором в процессе формирования позитивной мотивации к
ведению здорового образа жизни.
Подводя итог можно сказать, что хорошо организованная внеклассная оздоровительная и спортивно-массовая работа является не только средством к глубокому усвоению учащимися программного материала, но и дает возможность выявить интересы учеников для последующего привлечения их к различным видам, как урочной, так и внеурочной деятельности.
Заключение
В настоящий момент в практике образовательных учреждений на регулярной основе реализуются образовательные и образовательно-оздоровительные программы, а содержательная часть уроков дополняется информацией о здоровом образе жизни.
В контексте реализуемых программ большое значение придается следующим факторам:
· тенденции пристального внимания к здоровью субъектов образовательного процесса;
· признание здоровья субъектов образовательного процесса приоритетной ценностью, целью, результатом и необходимым условием успешной деятельности каждого образовательного учреждения;
· обращение к здоровому образу жизни и утверждение его как основы жизненного стиля основных участников педагогического процесса.
Таким образом, одним из ключевых моментов в выработке мотивации учащегося на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха – результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника – в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Задача педагога заключается в том, чтобы тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.
Наилучшим решением в процессе формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни является использование активных методов, основанных на взаимодействии учителя с учеником, так как они способствуют формированию критического мышления, инициативы и творчества. К ним также относятся социальное проектирование, метод открытой трибуны, ситуационно-ролевая игра, социально-психологический тренинг, интеллектуальный аукцион, метод анализа социальных ситуаций с морально-этическим характером, игра-драматизация и пр. Целесообразно применять как традиционные, так и нетрадиционные методы обучения и воспитания; главным условием является их соответствие психофизическому развитию учеников.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что готовым продуктом формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников является:
· осознание необходимости к самообразованию и развитию, которое базируется на формировании, сохранении и укреплении собственного здоровья;
· снижение уровня заболеваний;
· способствование улучшению микроклимата в классе;
· обеспечение полноценной счастливой жизнедеятельности классного коллектива;
· повышение социальной активности;
· улучшение работоспособности организма;
· искоренение вредных привычек;
· максимальное рациональное использование время на отдых и труд;
· обеспечение жизнерадостности, повышение настроения.
Подводя итог, можно сделать вывод, что, в настоящее время в распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье учащихся путем повышения уровня их грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Главную роль в данном случае играет фундаментальный принцип педагогики: качество подготовки ученика к реальной жизни определяется, в конечном счете, профессионализмом учителя.
Список использованной литературы
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Андреев А. А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Л., 1984-20 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 190 с.
4. Зенкина С. А., Зарецкая И. И. Потребностный и мотивационный циклы деятельности // Школа. 2001. № 1. С. 24—26.
5. Куликов В. Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней общеобразовательной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Киров, 2002 181 c. РГБ ОД, 61:03-13/769-3
6. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Шатровой О. В.
Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования
// Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1021-1023.
7. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы
психологии. – 1997. - № 2. – С. 3-14.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.