Педагогический проект с участием родителей
«Использование современных технологий (ОТСМ - ТРИЗ-технологии) в образовательном процессе для формирования предпосылок читательской грамотности»
Выполнил:
Питерцева Светлана Анатольевна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский»
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность. Наш детский сад ориентирован на поиск таких форм и методов взаимодействия и сотрудничества, которые позволят учитывать актуальные потребности родителей и способствуют активизации родительской позиции.
С 1 сентября 2022года МАДОУ "Детский сад "Снегирек" г. Белоярский" приступил к реализаций инновационного проекта «Развитие предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологий».
«Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения,
способы в действии при решении широкого круга задач – обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались». Следовательно, методы и приёмы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии будут способствовать развитию у детей дошкольного возраста предпосылок функциональной грамотности.
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений. На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Чтобы достичь высокого уровня результатов в формировании предпосылок функциональной грамотности, необходимо каждый раз систематически и целенаправленно организовывать образовательную деятельность детей дошкольного возраста в рамках трех основных мыслительных процессов:
- читательская грамотность;
- естественно-научная грамотность;
- математическая грамотность.
При реализации своего проекта я считаю более значимые задачи:
- Совершенствовать систему работы по использованию методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (общая теория сильного мышления – теория решения изобретательских задач – Развитие творческого воображения) технологии для сопровождения детей и развития у них предпосылок функциональной грамотности
- Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам развития предпосылок функциональной грамотности у детей.
Я выбрала одно из направлений функциональной грамотности - это формирование читательской грамотности.
Для достижения задач я решила реализовать проект по привлечению родителей воспитанников к образовательному процессу через такую форму, как «Школа умных родителей». Реализация направлена на:
- Разработку новых подходов к взаимодействию дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) как фактор позитивного всестороннего развития ребенка.
- Организация преемственности в работе ДОО и семьи по вопросам обучения детей.
- Повышение уровня родительской компетентности в вопросах образования детей.
- Гармонизация семейных детско-родительских отношений
В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”, идет поиск современных видов взаимодействия.
Цель проекта: Установление сотрудничества и партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников через использование современных технологий (ОТСМ - ТРИЗ-технологии) в образовательном процессе для формирования предпосылок читательской грамотности.
Задачи:
1. Практическое использование технологией ОТСМ-ТРИЗ для формирования читательской грамотности.
2. Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.
3. Выявление эффективности данного проекта.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Срок реализации проекта: долгосрочный, 2 года
Вид проекта: практико-ориентированный.
Форма педагогического планирования: план встреч
Формы работы с
родителями:
- анкетирование;
- тематические консультации;
- мастер-классы;
- практико-ориентированные семинары;
- круглые столы;
- мозговые штурмы.
Предполагаемый результат:
1. Овладение родителями нестандартными способами мышления
2. Создание методической копилки для родителей «Игры по формированию читательской грамотности».
3. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
4. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
5. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Новизна проекта заключается в обучении родителей использованию инновационных технологий обучения, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.
Практическая значимость проекта
- Обогащение предметно-развивающей среды группы.
- Разработать эффективные формы работы с родителями по вопросам формирования предпосылок читательской грамотности средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии.
Этапы работы:
I этап Подготовительный.
Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.
Педагогическая деятельность:
- изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
- разработка плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
- проведение анкетирования с целью выявления заинтересованности в использовании педагогами инновационных методов обучения.
-проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности (Приложение 1).
Работа с детьми:
- использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе;
- наблюдения;
- беседы;
- проектная деятельность.
II этап Практический
Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности.
Педагогическая деятельность:
-организация встреч с участниками данного проекта;
-обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями:
- реализация плана тематических встреч (Приложение 2)
Для адекватного отклика со стороны родителей я решила установить периодичность встреч 1 раз в месяц. Каждая встреча включает в себя теоретический материал, практическую часть и обязательное включение ТРИЗ-игры для закрепления материала. Продолжительность встречи – 40 мин.
Работа с детьми:
-проведение совместных мероприятий с родителями.
III этап Заключительный.
Цель: Выявление эффективности реализации данного проекта.
Анкетирование родителей проекта на предмет их удовлетворенности деятельностью «Школы умных родителей» (Приложение 3)
Продукты проекта:
- Картотека «Игры по формированию читательской грамотности».
- Сборник авторских рассказов по серий картинок.
- Сборник авторских рассказов по сюжетной картине.
- Мнемотаблицы к стихотворениям.
- Картотека загадок.
Анкетирование родителей-участников проекта «Школа умных родителей» (Приложение 3) показало, что 97% опрошенных респондентов удовлетворены работой педагогов группы, 95% родителей считают полезным и необходимым использование ТРИЗ-технологии. Самое главное – я смогла заинтересовать родителей и вовлечь в процесс.
Список литературы:
1. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А.Сидорчук - Ульяновск, 1998.
2. Гуткович И.Я., Байрамова Э.Э., Прокофьева Н.Ю. Учимся думать вместе с детьми. Пособие для работы родителей с детьми 2,5-7 лет. – Ульяновск, 2016.- 128 с.
3. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. – Ульяновск, ИПК ПРО, 2003. – 240 с.
4. Сидорчук Т.А., Кузнецова М.А. Я и мир вокруг меня: Программа по социальному развитию дошкольников на основе современных образовательных технологий /Т.А. Сидорчук, М.А. Кузнецова. – М.: АРКТИ, 2012. –125 с. (Растем умными (Технология ТРИЗ).
5.
Лелюх С.В., Сидорчук Т.А.,
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. Методическое
пособие. - М.: АРКТИ, 2019. –40 с.
Приложение 2.
План по реализаций проекта «Школы умных родителей»
1-ый год
Месяц |
Тема мероприятия |
Содержание мероприятия |
Результат |
||||||
Сентябрь 1 встеча |
Организационное |
Ознакомление с планом проведения «Школы умных родителей» |
Получение информации |
||||||
Закрепление признаков объекта. |
Слайд-презентация «Признаки объектов». |
Закрепили 17 признаков объектов, их схематизацию. Научились находить значение признака в ближайшем окружении |
|||||||
ТРИЗ-игра |
Игра «Волшебный мешочек». Необходимо описать объект по выбранным признакам |
Научились давать характеристику объекта по признакам |
|||||||
Октябрь 2 встреча |
Знакомство с системным оператором |
|
Освоили навыки системного анализа, системного многоэкранного мышления |
||||||
ТРИЗ-игра |
«Чудесный экран» («девятиэкранка»). Форма организации игр: Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования. Игровое действие:составление «чудесного экрана» (девятиэкранки). - Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению: «Что-то» автор М.С.Гафутулин. |
Научились выделять функцию (свойства) объекта, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.
|
|||||||
Ноябрь 3 встреча |
Освоение способов морфологического анализа |
Составление морфологической таблицы
|
Получили возможность создавать множество образов, уход от стереотипии, развитие фантазии. |
||||||
ТРИЗ-игра |
Игра «Теремок» (чем похожи) Ход: Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого участника предметная картинка. Участник стучится в Теремок: - Тук, тук, я – чайник. Пустите меня к себе в теремок жить? Из теремка отвечают: - Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – чайник на меня похож? Необходимо назвать 2-3 сходства по цвету, форме, функции, и т.д. |
Учились сравнивать различные объекты |
|||||||
Декабрь 4 встреча |
Освоение способов составления загадок |
Составляем пособие «Подарок тетушки Загадушки»
|
Упражнялись в создании аналогий. Домашнее задание – совместно с ребенком придумать загадку. |
||||||
ТРИЗ-игра |
Игра «Не заяц». Участники получают картинку с изображением силуэта легко узнаваемого предмета, например, зайца. Нужно превратить ее во что-то другое, только не в то самое очевидное. Родители дорисовывают силуэт, устраивается выставка новых шедевров. |
Освоили навык вариативного мышления. |
|||||||
Январь 5 встреча |
Освоение способов составления рассказов по серии картинок |
Используем наглядность – 3-4 картинки на одну тему и схему этапов работы с серией картинок. |
Освоили этапы составления связного рассказа. |
||||||
ТРИЗ-игра |
Игра «Гирлянда» Ход: Ведущий предлагает стартовое слово. Например: ЛЯГУШКА. И задает участникам вопрос о свойствах, действиях этого объекта. - Лягушка по цвету какая? - Зеленая. От этого слова вновь ставится вопрос. Например: - Зеленая кто (что)? - Трава. - Трава что делает? (растет) и т.д. |
Продолжали развивать речь, учились строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов |
|||||||
Февраль 6 встреча |
Осваиваем способы составления рифмованных текстов |
Используем схему рифмования. |
Учились составлять лимерики – рифмованные нелепицы |
||||||
ТРИЗ-игра |
«Дразнилка». Ведущим называется объект. Участники, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Ход игры: Воспитатель: Кошка. Родители: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище и т.д |
Работали над развитием активного словаря, учились придумывать ассоциации |
|||||||
Март 7 встреча |
Знакомимся с технологией заучивания стихотворений |
Составляем мремотаблицу к стихотворению.
|
Упражнялись в придумывании знаков- шифров для облегчения заучивания стихотворения. Домашнее задание – зашифровать и выучить стих-ие. |
||||||
ТРИЗ-игра |
Игра «Дорисуй картинку» Ход: рисуем на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает дорисовать объект. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». |
Учились думать ассоциациями, видеть образ предмета по одной его части, создавали новый предмет |
|||||||
Апрель 8 встреча |
Знакомство с комбинаторикой с помощью кругов Луллия |
Используется пособие «Круги Луллия » с двумя кругами. На одном – изображения животных, на другом – места их обитания. Тренинг проходит в форме игры «Подбери животному домик» |
Учились комбинировать информацию. |
||||||
ТРИЗ-игра |
«Хорошо – плохо» Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке. |
Учились по новому смотреть на привычные предметы, явления; выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны |
|||||||
Май 9 встреча |
Подведение итогов. Выставка ТРИЗ-игр. |
Проводится в форме игры «Хорошо-Плохо»: ТРИЗ-хорошо, потому что…; ТРИЗ- плохо, потому что… Проводится анализ ответов родителей для поиска проблемных моментов или точек роста для дальнейшей работы. |
Оценка результативности проекта «Школа умных родителей» |
2-ой год
Месяц |
Тема мероприятия |
Содержание мероприятия |
Результат |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь 1 встреча |
Актуализируем знания о признаках объектов |
Каждый участник описывает свой предмет в соответствии с его признаками. |
Актуализировали знания о признаках объектов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИЗ-игра |
«Исправь ошибку» Произносим предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая». • Подведение итога. |
Учились сопоставлять объекты по признакам |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь 2 встреча |
Освоение приемов типового фантазирования |
Изучаем универсальное пособие «Преобразователи». Знакомство с волшебниками «Увеличения-уменьшения», «Оживления-окаменения», «Дробления-объединения» |
Находили преобразования в художественной литературе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИЗ-игра |
Игра «Изобретатель» Ход: 10 картинок предметных. Рассмотреть каждый предмет и его функцию. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы». Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет. Затем обсудить функцию нового объекта. |
Учились пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь 3 встреча |
Освоение приемов типового фантазирования |
Изучаем универсальное пособие «Преобразователи». Знакомство с волшебниками «Могувсе-могутолько», «Наоборот», «Изменения времени» |
Поиск аналогичных преобразований в ближайшем окружении и литературных произведениях |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИЗ-игра |
Игра
«Был. Есть. Будет» |
Упражнялись в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь 4 встреча |
Освоение способов систематизации объектов |
Составляем таблицу
|
Упражнялись в создании аналогий. Домашнее задание – совместно с ребенком придумать загадку. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИЗ-игра |
Игра «Кто кем будет?» Ход: необходимо ответить на вопрос: - кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, и т.д.» При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. |
Развивали умение достраивать информацию и прогнозировать развитие систем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь 5 встреча |
Освоение способов составления текстов сказочного содержания |
Используем алгоритм составления текста.
|
Усвоили модель составления связного рассказа, сказочного текста. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИЗ-игра |
Игра «Узнай меня» Ход: Сначала называем свойства какого-либо предмета, родители отгадывают. Затем можно предложить описать какой-нибудь предмет, а другие игроки отгадывают. Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз) |
Научились определять объект по его признакам |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль 6 встреча |
Осваиваем способы составления рифмованных текстов |
Используем схему рифмования:. |
Учились составлять лимерики – рифмованные нелепицы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИЗ-игра |
«Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?» Ход: Ведущий называет какую-либо составляющую, а участники должены дать характеристику объекту. Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит т.д). |
Упражнялись «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март 7 встреча |
Изучаем технологию составления рассказа по сюжетной картине |
Используем сюжетную картину и схему этапов работы с ней:
|
Упражнялись в составлении рассказа по алгоритму. Работали над развитием связной речи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИЗ-игра |
Игра «Волшебные картинки» Ход: Игрокам предлагается закрыть глаза. Звучит приятная музыка. Под эту музыку надо нарисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. |
Развивали воображение, находили объекты в нарисованных образах |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель 8 встреча |
Актуализируем знания по комбинаторике с помощью кольца Луллия |
Используется пособие «Круги Луллия » с тремя кругами на тему «Профессии». На одном – изображения спецтранспорта, на другом – инструменты, на третьем – профессии. Тренинг проходит в форме игры «Подбери к каждой профессии инструмент и транспорт» |
Учились комбинировать информацию. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИЗ-игра |
Игра «Да - нет ка» на загаданное слово. Ход: Ведущий загадывает Игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «да» или «нет». Примечание: ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов. Загадываются объекты реального мира |
Учились классифицировать объекты, находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май 9 встреча |
Подведение итогов. Анкетирование родителей. |
Круглый стол «Плюсы и минусы использования инновационных технологий в образовательном процессе». |
Оценка результативности проекта «Школа умных родителей» |
Приложение 1
Анкета для родителей
«Применение ТРИЗ-технологии в ДОУ».
Цель данного материала: изучение осведомленности
родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе ДОУ.
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в нашем исследовании,
целью которого является изучение Вашей осведомленности в вопросах применения
ТРИЗ-технологии в образовательном процессе ДО.
Пожалуйста,
искренне и полно ответьте на все вопросы, написав свой ответ или подчеркнув
один из предлагаемых ниже ответов.
Заранее благодарим Вас за участие в
анкетировании.
1.Знакома ли Вам ТРИЗ-технология?
а) я хорошо знаком(а) с ней;
б) слышал(а) и хотел(а) бы подробнее
познакомиться с ней;
в) не знакома, но хотел(а) бы познакомиться;
г) не знакома, не интересует.
2. Интересует ли Вас информация о применении
ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста? Ели, «да»,то в каком виде Вы хотели
бы ее получать?
• Методическую литературу;
• Индивидуальные консультации и беседы;
• Мастер-классы;
• Другое (напишите)______________________________________________
Нет, не интересует;
Не задумывалась (-ался).
4. Как
Вы поощряете любознательность ребенка? __________________________
5.Делится ли с Вами ребенок знаниями и впечатлениями, полученными в детском
саду?
а) да, всегда
б) часто
в) редко
г) никогда
6. Побуждаете ли Вы ребенка самостоятельно искать ответы на возникающие
вопросы?_____________
a) Если «да», то как? __________________________________________________
7.Как
Вы себя ведете, если затрудняетесь ответить на тот или иной ответ ребенка?
а) говорите, что не знаете и просите подождать,
пока не узнаете правильный ответ;
б) говорите «вырастешь, сам узнаешь»;
в) сердитесь, говорите «отстань от меня со
своими вопросами»;
г) вместе ищите правильный ответ.
8. Читаете ли Вы
ребенку познавательную литературу (энциклопедии, журналы и пр.)?
а) да, постоянно
б) часто
в) иногда
г) нет
9. К каким источникам информации обращается
Ваш ребенок, познавая окружающий мир?
а) общается со взрослыми, задает вопросы
б) общается со сверстниками
в) смотрит телевизионные передачи
познавательного характера
г) экспериментирует
д) другое (напишите)
_____________________________
10. Любит ли ваш ребенок фантазировать? ____________________________
а) если «да», то в какой области:
б) придумывает и рисует интересные рисунки,
в) любит сочинять рассказы, стихи, сказки
г) придумывает игры, сюжеты игр.
д) другое (напишите) _________________________
11. Как Вы относитесь к внедрению ТРИЗ-технологии
в образовательный процесс ДОУ?
а) положительно;
б) отрицательно, традиционные подходы лучше
в) не определилась, .т.к. не разбираюсь в ней.
Приложение 3.
Анкета для родителей, оценивающая удовлетворенность «Школы умных родителей»
1.Удовлетворены ли Вы работой «Школы умных родителей»?
- да;
- нет;
- частично.
2. Устраивает ли Вас деятельность педагогов?
- да, полностью;
- нет, только отдельных воспитателей;
- нет.
3. Какие результаты Вы наблюдаете у детей посещених ДОУ?
- получают много знаний, имеют возможность развивать свои способности;
- получают только основные знания, недостаточно развиваются;
- ничего нового не узнают;
- получают «вредную» информацию.
4. Что бы Вы хотели изменить в образовательном процессе ДОУ?
- улучшить качество образовательно-воспитательного процесса;
-.улучшить отношение воспитателей к детям;
- больше узнавать о трудностях и успехах своего ребенка;
- больше знать о деятельности ДОУ.
5.Считаете ли Вы полезным использование методов ТРИЗ-технологии?
- Да
- Нет
6.Какой из методов ТРИЗ-технологии интересен Вам более всего?
______________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в опросе!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.