слайд 1 Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего выступления: Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью психолого-педагогических технологий эффективной социализации
слайд 2 Прежде чем начать свое выступление, я предлагаю Вам поприветствовать друг друга. У меня в руках клубок. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будут приветствовать своих коллег, просьба не повторяться. Пока вы думаете, начну.
Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех Вас.
Итак, мы видим, как одно слово, фраза может повлиять на дальнейший стиль общения, на настроение и действия участников.
слайд 3
Человек с первых дней жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Это обстоятельство определяет, что высокий уровень коммуникативной грамотности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде. А это, в свою очередь, определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
слайд 4
Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр.
Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив и помогают налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций, подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной грамотности.
слайд 5
Коммуникативная грамотность – это, собственно, владение техникой эффективного и вежливого общения. Это владение способами общения, соответствующими ситуации штампами, коммуникативными стереотипами, стратегиями и тактиками общения.
Коммуникативную грамотность можно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от обстоятельств.
слайд 6
Формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста., и среди основных направлений развития коммуникативной грамотности следует выделить:
Ò развитие внимания, интереса к партнеру по общению, эмоционально сопереживать;
Ò развитие умения входить в контакт, вести диалог;
Ò развитие навыков невербального развития;
Ò развитие навыков общения детей в группе, умение разрешать конфликтные ситуации;
Ò преодоление стеснения в общении.
слайд 7
Условиями успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста являются:
− наличие положительной направленности детей на общение со сверстниками (желание субъекта вступать в контакт с окружающими, организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, разрешать ситуации конфликта);
− знание детьми правил общения, действенных вариантов поведения в процессе коммуникации;
− овладение умениями совместного речевого диалога;
− совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.
слайд 8
В практике существуют разные технологии, методы, приемы которые способствуют коммуникативному развитию дошкольников. Но среди наиболее эффективных и результативных, да ещё и применимых в любом возрасте всегда будут:
игра
беседы, тренинги
чтение художественной литературы
театрализованная деятельность
изобразительная деятельность
анализ проблемных ситуаций
трудовая деятельность
слайд 9
А теперь, уважаемые педагоги, я предлагаю перейти к более интересной части моего выступления, к практической.
Я хотела бы познакомить вас с теми приемами и техниками, которые активно использую в своей коррекционно-развивающей работе для развития коммуникативной грамотности детей.
Как мы с вами знаем, Игра это основной и ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте.
Дети охотно играют в игры в парах, такие как: «Слепой и поводырь», «Повтори движение», «два друга», «Ладушки», «По узенькой дорожке» и другие. Игр в парах множество, а в более старшем возрасте дети начинают самостоятельно придумывать новые игры. А теперь давайте поиграем.
слайд
Не менее эффективным в развитии коммуникативной грамотности дошкольников считаются приёмы сказкотерапии, песочной терапии, пластилинографии и тестопластики.
По сказкотерапии в нашем детском саду накоплен богатый методический материал, который представлен на фото. Начиная путешествие по сказке ребёнок погружается в мир волшебства и неожиданности. Сказки учат детей поступать правильно, способствую развитию эмпатии и учат верить в силу добра и справедливости.
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, описанные в ФГОС ДО (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования) соотносятся с характеристиками коммуникативной грамотности в части овладения основными культурными способами коммуникативной деятельности, построения речевого высказывания в стандартной ситуации коммуникации, умения общаться и договариваться со взрослыми и сверстниками, учитывая интересы и эмоции других, разрешать конфликты.
или
Показателем наличия сформированных основ коммуникативной грамотности дошкольников будет являться готовность применять полученный коммуникативный опыт, опирающийся на знания, умения, навыки общения, как в значимой для ребенка деятельности, так и в разных жизненных ситуациях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.