ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье- это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье- это бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и счастливую жизнь. Очень важным является формирование мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения и привычек каждого человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. Биологические принципы: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность. Социальные принципы: эстетичность, нравственность, присутствие волевого начала, способность к ограничению.
Фундамент здоровья ребёнка закладывается в дошкольном возрасте. Происходит интенсивный его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. Поэтому у детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.
Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывают взрослые или ребенок почувствовал недомогание. Дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь своё здоровье и почему это важно. Надо формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, помочь детям выработать собственные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Система работы по формированию здорового образа жизни предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических занятий, развития разнообразных двигательных и физических качеств, укреплении физического здоровья и обеспечении психологической безопасности.
Для формирования привычек здорового образа жизни нами в условиях детского дошкольного учреждения созданы и соблюдаются определённые условия:
1. Проведение специально организованной, непрерывной и целенаправленной работы детского сада и семьи.
2. Логичное и последовательное использование основных путей формирования здорового образа жизни дошкольников:
- овладение культурно-гигиеническими навыками, знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знания о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- формирование представлений о том, что полезно, что вредно для организма;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- формирование привычки ежедневных физических упражнений;
- формирование мотивов здорового образа жизни, убедить, что если беречь свое тело, правильно питаться и заниматься спортом, обязательно вырастешь крепким, красивым, умным;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью, умения оценивать состояние своего здоровья, описывать свое физическое и психическое состояние.
Ведущей формой обучения являются познавательные занятия, в которых используются как иллюстративно-объяснительная форма проведения, так и проблемно-поисковая; эмоционально привлекательные формы получения информации о ЗОЖ; методы и приемы, активизирующие познавательную активность детей; расширяется объем содержания занятия. Проводятся дидактические игры, эксперименты разнообразной игровой формы. Для создания эмоционального настроя используется музыкальное сопровождение, театр, компьютерные технологии.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ЗОЖ, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Конспект занятия по формированию привычек здорового образа жизни
«О полезных и вредных продуктах» с детьми подготовительной группы
Программное содержание:
1. Закрепить представления детей о здоровом образе жизни, значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах.
2. Познакомить с основными группами витаминов (А, В, С), в каких продуктах они содержатся, какую роль они играют для здоровья человека.
3. Закрепить знания о пользе овощей и фруктов для организма человека.
4. Формировать навыки правильного приема пищи, правила сохранения зубов здоровыми.
5. Формировать привычку к здоровому образу жизни, сознательное отношение к своему здоровью.
6. Воспитывать умение работать в коллективе (используя план), взаимопомощь, доброту
7. Обогатить словарь детей словами, терминами в соответствии с темой занятия.
Ход занятия:
Воспитатель (В): Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»?
- Здравствуй, здравствуйте. Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и пожелаем здоровья всем, кто находится в зале.
В: (замечает письмо с приклеенным к нему птичьим пером. Сообщает детям о том, что по штемпелю письмо пришло от Здоровячков) – Как вы думаете, кто такие Здоровячки?
Дети (Д): Так называют людей, которые редко болеют, потому что они закаливаются, занимаются спортом.
В: Здоровье-это отсутствие болезней. Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость труда, жизни. Ему легко работать и учиться. У него хорошее настроение, он много успевает сделать. Больных людей жаль.
В: От какого главного слова произошло слово «Здоровячки»? Что такое здоровье? Что значит быть здоровым?
В: От кого зависит здоровье человека, как вы думаете? Почему? Какими бы вы хотели быть: здоровыми или больными? Объясните свой ответ.
В: Во многом здоровье зависит от самого человека. Никто не заботится о человеке лучше, чем он сам. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя.
В: Как самому человеку/ребёнку сохранить собственное здоровье?
Д: 1.Есть полезную для здоровья пищу.
2.Делать зарядку.
3.Чистить зубы.
4.Мыть руки.
5.Приниматьтолько те лекарства, которые рекомендует врач.
6.Рассказывать взрослому о своих проблемах.
7.Никогда не курить.
8.Соблюдать режим дня.
Ребёнок (Р): Я здоровье берегу, сам себе я помогу. (Чтение стихотворения «Ты должен знать свое тело»).
В: Я предлагаю нам прочесть письмо от Здоровячков (Здоровячков захватила в плен злая Волшебница. Они просят детей им помочь и высылают план местности – как добраться до их страны. План представляет собой несколько пунктов, обозначенных специальными значками – символами, обозначающими смысл, содержание задания для выполнения детьми). Вы согласны помочь Здоровячкам?
Д: Согласны.
В: Давайте рассмотрим план и поймём, что нам нужно делать:
1.Пройти через город «Витаминки».
2.Найти корзину.
3.Перейти речку.
4.Зайти к детям на полянку.
5.Дойти до дома Бабы Яги.
В: Мы с вами в городе «Витаминки». Здесь живут разные витамины. У них есть имена: А, В, С. Они живут в домиках, их домиками являются разные продукты, которые мы с вами едим (рассматривают коробочки с обозначением групп витаминов А, В, С, картинки с изображением продуктов питания)
Мясо, рыба, яйца, сыр, хлеб, масло, молочные продукты.
Во всех этих продуктах есть витамины АВС, поэтому эти продукты полезны для здоровья. Но больше всего витаминов в овощах и фруктах.
Д (загадывает загадки о витаминах):
Р: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я - витамин А, еще меня называют витамином роста .Отгадаете загадку и узнаете, в каких овощах и фруктах есть витамин А - (морковь, капуста, апельсин)
Р: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться по пустякам, быть в хорошем настроении, вам нужен я – витамин В - (свекла, яблоко, банан)
Р: Если не хотите болеть, а хотите быть бодрыми, быстро выздоравливать после болезни, вам нужен я – витамин С. Еще меня называют витамином здоровья - (лук, чеснок, лимон)
Загадки
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.
(Капуста)
Яркий, сладкий, наливной,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки.
(Апельсин)
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали? Это … (Свёкла)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Называется … (Банан)
Прежде, чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Микробов он сбивает с ног,
Ну, а зовут его … (Чеснок)
Кислый, очень кислый он!
В чай к нам просится …
(Лимон
Р: Если хочешь быть здоровым,
Правильно питайся.
Ешь побольше витаминов,
С болезнями не знайся.
В: Прошли мы с вами город витаминов. Давайте посмотрим по карте, куда нам двигаться дальше. А в следующем задании мы должны продукты из одной корзины разложить по двум другим – в одну положить полезные, в другую – вредные для здоровья человека.
- Вот и корзинка. В ней лежат продукты питания. Но злая волшебница их перепутала. Наша задача - разделить их на 2 группы.
Полезные - в корзину с зеленым бантиком, зеленый цвет разрешающий. Вредные для здоровья - с красным, он запрещающий.
Р: Это вкусные продукты - они полезные. А это - вредная еда. (Читает стихотворение «Вредная еда»).
В: А можно ли кушать вредные продукты?
Д: Изредка можно, например, шоколад или конфетку. Но лучше не есть, потому что это вредно для здоровья.
Р: Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.
В: Если много кушать, это поможет быть здоровым?
Д: Нет, потому что можно растолстеть, заболеть.
В: Не зря говорят: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».
- И второе задание мы с вами выполнили верно. Куда же карта предлагает нам двигаться дальше?
-Посмотрите, перед нами река, да она непростая! Что это за речка? Вы догадались? Что она может нам предложить? Давайте послушаем.
Д: Это молочная речка, кисельные берега из сказки «Гуси - лебеди». Она предлагала поесть киселя и попить молока детям, потому что это полезные для здоровья продукты.
В: Речка, речка, пропусти нас на другой бережок.
Речка: Пропущу, если назовёте молочные продукты. Кто правильно назовёт, тот и пройдёт. (Дети называют).
Речка: Молодцы, ребята. Много знаете молочных продуктов. Мои продукты особенно полезны детям, чтобы вы росли здоровыми и крепкими. Счастливого пути.
В: Спасибо, речка. Еще одно испытание пройдено.
В: Предлагаю вам дальше двигаться по карте. (Рассматривают карту. Пришли на полянку. 1 картинка. На лесной полянке отдыхают дети, они едят: девочка торопится, мальчик ест на бегу. 2 картинка. Перед нами стоит очень холодная и очень горячая еда). – Что дети делают неправильно. Назовите ошибки.
Д: Девочка во время еды торопится, откусывает большими кусками, давится едой. Мальчик ест на бегу. Дети хотят съесть очень горячую и очень холодную пищу. Это опасно. Плохо пережеванная пища хуже усваивается, можно поранить горло, стенки пищевода, желудка, кишечника.
В: Молодцы, вы справились и с этим заданием! Шли мы с вами, шли и куда-то забрели (подходят к ширме, на которой изображён дом Бабы Яги.). Кто живёт в этом доме? Как догадались?
Д: Баба Яга. У неё дом на курьих ножках.
Баба Яга (Б-Я)-(перчаточная кукла): Зачем ко мне пожаловали?
Д: Здоровячков спасаем.
Б-Я: Да вы и сами такие пухленькие, крепенькие, зубастенькие. Покажите ваши зубки. Они у вас ровненькие, беленькие.
В: Расскажите, сколько зубов у человека?
Д: 32.
В: Как называются передние зубы?
Д: Резцы.
В: А боковые острые?
Д: Клыки.
В: Задние?
Д: Коренные.
Б-Я: Мальчик, а куда делись твои передние зубы?
Д: Это молочные выпали, вырастут постоянные.
В: А у тебя, баба Яга сколько зубов?
Б-Я: ОХ, совсем немного их осталось. Красоты никакой не осталось без зубов, ни покушать всласть.
В: А ты, Баба Яга, знаешь, как надо беречь зубы?
Б-Я: если бы знала, разве осталась без зубов-то.
В: Ребята расскажут тебе, бабуся, что надо делать, чтобы сохранить зубы крепкими и здоровыми.
Д: (рассказывают Бабе Яге):
1.Чистить 2раза в день.
2.Полоскать после еды.
3.Не есть много сладкого.
4.Не грызть твердые продукты(орехи).
5.Не есть одновременно холодную и горячую пищу.
6.Два раза в год посещать стоматолога.
В: Потеря зуба – это хорошо или плохо?
Д: Это очень плохо, потому что без них:
1.Трудно пережевывать пищу.
2.Увеличивается нагрузка на передние зубы, они быстро изнашиваются.
3.Ухудшается речь, портится внешний вид человека.
4.Больной зуб вредит другим органам: горлу, желудку, печени.
Б-Я: Спасибо, теперь буду знать. Вы меня многому научили. Буду беречь зубы, и ухаживать за ними. До свидания.
В: (раздаются звуки металлофона, дети идут на звуки и находят посылку). Колдовские чары рухнули. Здоровячки свободны. Вы молодцы - освободили их, а они прислали вам посылку в благодарность за то, что вы помогли им в трудную минуту. (Воспитатель и дети рассматривают посылку и анализируют, что полезного и вредного из продуктов им прислали Здоровячки).
В: Что вы видите в посылке?
Д: Яблоко, банан, мандарин, груша, конфета.
В: Что в посылке лишнее и почему?
Д: Конфета. В ней нет витаминов и полезных для организма веществ.
В: Вы абсолютно правы. Старайтесь побольше есть фруктов, полезных для здоровья продуктов. Берегите здоровье с детства. Угощайтесь фруктами, которые вам прислали Здоровячки и будьте здоровы. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже, и Марине - всем полезны витамины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.