Консультация для родителей
Январь 2020г
Формирование пространственных представлений, как предупреждение нарушений письма, чтения, ориентировки в пространстве и счета в школе, является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании.
Нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками чтения, письма и счета. Дети длительное время не соблюдают линеек в тетради, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. При обучении чтению они не могут удерживать в поле зрения строку, теряют ее. Они с трудом усваивают такие пространственные представления как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между и т.п.
У некоторых наблюдаются стойкие проявления зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание сходных по графике букв, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании.
В старшем дошкольном возрасте рекомендуется продолжать формировать пространственные отношения:
· Ориентировка в собственной схеме тела и относительно схемы собственного тела в окружающем пространстве.
· Восприятие пространственных отношений между предметами.
· Ориентировка на плоскости (пространстве и листе бумаги).
Основные задачи и содержание коррекционно-развивающих занятий по формированию пространственных представлений у дошкольников.
Ориентировка в собственной схеме тела и относительно схемы собственного тела в окружающем пространстве.
Данные задания позволяют решать следующие задачи:
Совершенствование умения определять левые и правые части собственного тела. Закрепление умений определять левую и правую стороны, относительно собственного тела и опираясь на схему. Формирование умения определять правую и левую стороны у собеседника, на картинке. Совершенствовать движения кисти и пальцев рук, общие движения. Учить выполнять действия по инструкции.
1. Игра «Заячья зарядка».
Задание: выполнить заданную по образцу взрослого либо по картинке-позе.
Выполнение: дети выполняют движения по образцу взрослого либо по картинке.
2. Упражнение «Повтори, не ошибись».
Задание: определить левую и правую стороны, относительно собственного тела и опираясь на схему.
Выполнение: дети выполняют движение (позу человека) по схеме, изображенной на картинке (зеркально).
Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.
3. Упражнение «Повтори внимательно, не ошибись».
Задание: определить левую и правую стороны относительно человека, стоящего напротив, опираясь на схему, и выполнить упражнение.
Выполнение: дети повторяют движение (позу человека) по схеме, изображенной на картинке (относительно человека, стоящего напротив).
4. Игра "Обезьянки".
Задание: выполнить задание по словесному указанию водящего.
Выполнение: играющие становятся напротив водящего. Он показывает движение, сопровождая его словесным указанием. Например, вытягивает вперед руку и говорит: "Правая". "Обезьянки" должны повторить движение той рукой, которую назвал водящий.
В усложненном варианте игры водящий показывает движение неверной рукой (ногой, плечом), а игроки должны не сбиваться, следуя словесной инструкции.
5. Динамическая игра «Покажи».
Выполнение: здесь требуется только четкое указание ребенком на упоминаемую в стихотворении часть тела (своего или куклы).
Есть на пальцах наших ногти,
На руках — запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы — посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Восприятие пространственных отношений между предметами.
Данные задания позволяют решать следующие задачи:
Обучение пониманию отношений между предметами, выраженных простыми и сложными предлогами. Совершенствование умения понимать и словесно обозначать пространственные отношения между натуральными предметами и их изображениями, выраженными простыми предлогами («в», «на», «у», «с», «за», «под», «над», «перед»). Совершенствование умения понимать и практически употреблять простые и сложные предлоги («из-за», «из-под», «между», «через», «около», «возле»).
1. Игра «Составь предложение».
Задание: составить предложение по демонстрируемому действию, соотнести со схемой предлога.
Например: зайчик сидит на черепахе.
2. Задание: составить предложение по опорным словам, соотнести со схемой предлога.
Например: пирамидка стоит на полке; рубашка висит в шкафу; мяч закатился под стол.
3. Задание: составить предложение по собственному замыслу. Усложнение: самостоятельно соотнести со схемой предлога, зарисовать.
Аналогично Вы можете организовывать занятия и с другими предлогами.
Ориентировка на плоскости (пространстве и листе бумаги).
Данные задания позволяют следующие задачи:
Формирование умения определять верхний правый, нижний правый, верхний левый и нижний левый углы на плоскости. Развитие умения размещать предметы на плоскости по словесной инструкции. Развитие способности удерживать в памяти пространственное расположение предметов на плоскости. Закрепление полученных навыков ориентировки на плоскости. Обогащение экспрессивной речи понятиями «левее», «правее», «выше», «ниже».
1. Игра «Я робот!».
Задание: выполнить инструкцию по заданию взрослого.
Выполнение: взрослый просит ребенка представить, что он умный робот, который
умеет точно выполнять команды своего конструктора. Взрослый подает команды:
"Робот, сделай два шага вперед, поворот налево.
Руки за спину, один шаг назад.
Поворот налево, три шага вперед.
Руки вперед". Молодец!
Ø
Усложнение: а теперь ты, робот, попал в очень темную пещеру, в которой ничего
не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.
"Поворот направо, руки вниз.
2 шага назад,
2 поворота направо,
3 шага вперед.
Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза".
Можно заранее приготовить приз для Вашего «робота» за правильное выполнение указаний.
Ø Если роль робота не слишком привлекает ребенка, игру можно модифицировал, превратив ее в поиск "клада". В этом варианте малыш отправляется на поиски спрятанного в комнате "клада" - игрушки или угощения.
2. Игра «Шашки».
Задание: Пройти по нарисованному на асфальте полю (8 – 8 квадратов) по инструкции.
Выполнение: ребенок становится в левую нижнюю клетку и начинает передвигаться по инструкции взрослого (или наоборот).
3.Игра «Дойди до игрушки».
Задание: Пройти по выложенному из лент (веревочек) полю по инструкции.
Ø Выполнение: то же.
Ø Выполнение: дети встают на различные места.
4.Упражнение: «Кто куда плывет?».
Ø Задание: Показать, какая рыбка плывет направо?
Ø Задание: Назвать, в какую сторону плывет рыбка.
5.Игра «Составь картинку».
Задание: сложить разрезную картинку.
Выполнение: дети выкладывают сюжетную картинку, разрезанную на различное количество частей (с усложнением).
6. Игра «Магазин».
Задание: Показать, что находится на верхней полке, на нижней полке, слева, справа.
Ø Выполнение: ребенок выполняет инструкцию взрослого.
Ø Выполнение: взрослый выполняет инструкцию ребенка.
7. Игра «Волшебный коврик».
Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа, слева).
Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат…).
Когда малыш освоит подобные игры, можно перейти к простейшим графическим диктантам.
8. Игра «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"
Перед выполнением упражнения приготовьте лист бумаги, в середине которого нарисуйте круг.
Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя простой карандаш.
1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
1. Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.
2. Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.
3. Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
4. Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.
5. Правее флажка, на некотором расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.
6.
Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй
снежинку.
Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка.
Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя цветные карандаши.
1. Раскрась фигуру, которая находится между прямоугольником и флажком синим цветом.
2. Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.
3. Раскрась последнюю фигуру в ряду зелёным цветом.
4. Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от синего круга, раскрась красным цветом.
5. Фигуру под большим треугольником раскрась жёлтым цветом.
6. Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.
7. Фигуру над жёлтым кругом оставь незакрашенной.
8. Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.
9. Фигуру под овалом закрась зелёным цветом.
10. Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым цветом.
8. Изготовлению поделки из бумаги по технике ОРИГАМИ «Шахматный столик».
Оборудование: лист цветной бумаги (например, с одной стороны – красный, с другой стороны – белый) квадратной формы.
Выполнение поделки:
1). Положить лист перед собой цветной стороной вверх. Сложить его пополам на два треугольника. Разгладить сгиб. Развернуть. Затем сложить его еще раз пополам на два треугольника, соединив углы со следами сгиба. На листе появился «крестик» - центр листа.
2). Согнуть один угол квадрата к центру листа.
Затем согнуть противоположный угол.
3). Затем перевернуть полученную форму.
Согнуть к центру дальний угол, затем – противоположный.
4). Сложить к центру все четыре угла, затем их слегка распрямив, «поставить на ножки столик».
Поздравляю! У вас получилось!
9. Игра «Веселые буквы».
Чем веселее и интереснее изучать цифры и буквы, тем легче для ребенка их запомнить.
Ø «Выложи букву».
Ø «Вышей букву».
Ø Прошнуруй букву».
Надеемся, что приведенные игры и упражнения понравятся и заинтересуют Вас и Вашего ребенка. По аналогии Вы можете придумывать и другие игры, направленные на формирование пространственного ориентирования.
Полезные советы.
Ø Сохраняйте первоначально выполненные работы ребенка и предлагайте сравнить их с последующими, обратив внимание на значительные улучшения. Это обязательно вызовет положительный эмоциональный отклик у ребенка, поддержит его стремление к дальнейшим занятиям.
Ø Если ребенок знает буквы, Вы можете использовать их в заданиях (условия усложнения: игрушки – предметные картинки – геометрические фигуры – схемы – буквы).
Ø Предлагайте ребенку поменяться ролями. Ребенок становится «учителем». Пусть он, становясь ведущим в игре, учится отдавать пространственные команды и оценивать правильность их исполнения.
Что поддерживает его интерес и внимание, активизирует речь.
Ø Допускайте «случайные» ошибки. Исправляя их, ребенок почувствует свою значимость, ответственность и гордость. Поддерживайте их!
С добрыми пожеланиями Вам и Вашему ребенку!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.