Формирование семейных ценностей на уроках православной культуры в начальной школе.
Оценка 4.8

Формирование семейных ценностей на уроках православной культуры в начальной школе.

Оценка 4.8
docx
16.03.2023
Формирование семейных ценностей на уроках православной культуры в начальной школе.
семейные ценности.docx

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

      Важнейшей проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих веков сохраняла и приумножала Православная Церковь. Восстановление традиционного уклада жизни семьи, основанного на православных традициях семейного воспитания, поможет решить проблему духовно-нравственного воспитания детей.

       Семья есть нечто большее, чем родители и дети. Она призвана передавать от поколения к поколению особую духовно-нравственную, отечественную традицию. Чтобы это осуществилось в жизни, каждый школьник сам должен быть носителем традиции и культуры.
        Большую роль в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играют уроки православной культуры.

       Главными ценностями семьи для православного христианина всегда были: духовно здоровая семья; чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи; послушание родителям; совместный труд; семейные традиции.

     На уроках православной культуры очень важно знакомить детей с православным взглядом на семейные ценности, воспитывать в них нравственные качества, необходимые в семейной жизни. Работая в этом направлении, учитель решает конкретные задачи: формирует у учеников правильное представление о дружной семье, о долге перед родителями и другими членами семьи, знакомит со способами выражения заботы, уважения, благодарности, способствует усвоению таких понятий, как любовь, послушание, миролюбие, уступчивость.

       Уже на первых уроках  ребята узнают, что первая семья была создана еще в раю по благословению Бога. У учеников начинает формироваться осознанное отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека.

      Важнейшим условием духовного здоровья семьи является авторитет родителей. Глубокое уважение, послушание и забота о своих родителях формируются у детей при знакомстве с библейскими сюжетами, изучении заповеди о почитании своих родителей, чтении житийных и других произведений для детей, просмотре фильмов-призеров кинофестиваля «Семья России».  Важно, чтобы дети увидели примеры истинного почитания родителей и послушания им в жизни святых людей, героев литературных произведений, например, «Лето Господне» И.Шмелева, их сверстников – героев фильмов, живущих в наше время, и восприняли это как необходимое условие семейного счастья.

Изучение заповеди о почитании родителей является  одним из ключевых моментов в формировании семейных ценностей на уроках православной культуры. Очень важно как можно полнее и глубже раскрыть суть этих вечных, никогда не теряющих своей актуальности, слов: «Почитай твоих родителей». А кто, как не священнослужитель, сможет сделать это лучше. Встреча со священником, всегда оказывающая на учеников самое благотворное влияние, помогает ребятам с большим вниманием и ответственностью отнестись к этой заповеди.

       Счастливая, радостная семья — не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выполнении своих обязанностей каждым ее членом. Эту мысль необходимо донести до каждого ребенка при изучении тем «Родословная моей семьи» и «Мои обязанности». Ребята знакомятся с тем, как распределяются обязанности в православной семье. Они узнают, что в семье у каждого есть свое природное предназначение. Порядок, данный Богом, таков, что мужчина в семье – глава, кормилец, и ему решать основные семейные вопросы. Женщина – помощница мужу, ее роль – воспитание детей и ведение домашних дел. Роль детей в семье – помощь родителям, а по мере взросления – замена их во всех трудах, уход за ними в старости. Важно не только познакомить учеников с распределением семейных обязанностей, но и дать им почувствовать себя в роли других членов семьи. Для этого можно создать на уроке игровые ситуации «Распредели обязанности в семье», «Помоги маме распределить семейный бюджет»; провести диспут на тему: «Нужно ли наказывать детей?» или «Как поощрить ребенка?», предложить написать сочинение о своей будущей семье.

       Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственных семейных отношений, которые невозможны без наличия у всех членов семьи таких качеств как, благодарность, всепрощение, терпение, трудолюбие, доверие, понимания таких понятий как «долг», «ответственность». Огромную роль в формировании этих качеств играет знакомство с библейскими притчами и евангельскими сюжетами о земной жизни Христа и Девы Марии, показывающими примеры нравственного поведения в отношении к своим родителям, уважительного отношения к старшим, истинной материнской любви, которую являла во всей своей жизни Пресвятая Богородица.

      Одной из главных обязанностей детей по отношению к своим родителям является послушание. Воспитательный процесс, направленный на формирование в детях этой добродетели, начинается уже на первых уроках православной культуры и продолжается на протяжении изучения всего учебного курса в начальной школе. Тестовые вопросы: «С какого раза ты выполняешь поручения родителей?», «Какое из требований родителей тебе выполнить труднее всего?», «Что для тебя является решающим при выполнении родительских требований?», помогают определить уровень понимания и сформированности у детей этой добродетели. В процессе обсуждения результатов тестирования ребята приходят к выводу, что послушание – это быстрое и радостное исполнение воли родителей, а установление понятийно-содержательных связей «послушание – добро – красота - радость» формирует у детей ценностное отношение к этой добродетели. Обсуждение проблемных жизненных ситуаций, которые ставят перед выбором: послушаться родителей или сделать тихонько по-своему, обогащают жизненный опыт детей. Очень поучительным в этом отношении является  чтение и обсуждение произведений К.Д. Ушинского,  Л.Родиной. Необходимы ученикам и примеры истинного послушания, которых много в жизни святых, например, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

     Вопрос о нравственном идеале семьи является одним из важнейших в формировании семейных ценностей. Для многих православных христиан образцом семейной жизни, ведущей к святости, является семья царя Николая II. Ученики знакомятся с жизнью семьи Романовых на уроках православной культуры в 4 классе. Просматривая фотографии семейного альбома, кадры кинохроники семьи Романовых, читая письма императрицы Александры Федоровны и императора Николая Александровича, ребята проникаются духом семьи, воплотившей черты идеальных отношений между мужем и женой, родителями и детьми многодетной семьи. На уроке дети открывают секрет счастья этой семьи в их христианском благочестии, взаимной любви, верности,  чувстве долга по отношению друг к другу и многодетности, а проведенная исследовательская работа, в которой ученики определяют и сравнивают семейные ценности в Царской семье и современных семьях, помогает найти ответ на вопрос: «Чего не хватает современным семьям, чтобы быть такими же счастливыми, какой была семья Романовых?»

       Семья является для ребёнка тем местом, где он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. В каждой семье сложились свои устои, традиции, стиль жизни. Традиции – это обычаи, привычки, навыки, накопленные людьми в течении жизни и передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время возрождаются православные традиции, которые были утрачены в советское время: Крещение, Венчание. Широко отмечаются семейные православные праздники Пасха и Рождество Христово. В  школе обучающиеся 4-х классов могут подготовить творческие работы: «Я и моя семья», «Родословная моей семьи», «Профессии моих родителей»,  исследовательские проекты: «Традиции моей семьи», написать сочинения по темам: «Как на Руси праздновали Рождество», «Что такое Крещение», «Свадебный обряд в православии», «В чем секрет семейного счастья?».

    Привлечение детей к участию в конкурсах возрождает ещё одну утраченную традицию семьи – совместное творчество, например, театральные постановки и чтение книг в кругу семьи, разбор собственных ошибок вслух.

        Следование традициям даёт людям взаимоуважение, ответственность перед другими, равенство, стремление помочь ближнему.

        Сохранение семьи и семейных ценностей должно стать важнейшей задачей каждого православного человека, так как только в семье возможно всестороннее развитие личности. А разрушение основ семьи грозит уничтожением роду человеческому, ибо, как сказал Спаситель: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».

 

 

 

 

 


 

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Семья России». Важно, чтобы дети увидели примеры истинного почитания родителей и послушания им в жизни святых людей, героев литературных произведений, например, «Лето

Семья России». Важно, чтобы дети увидели примеры истинного почитания родителей и послушания им в жизни святых людей, героев литературных произведений, например, «Лето

Пресвятая Богородица.

Пресвятая Богородица.

Чего не хватает современным семьям, чтобы быть такими же счастливыми, какой была семья

Чего не хватает современным семьям, чтобы быть такими же счастливыми, какой была семья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2023