Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентностиучащихся начальной школы(из опыта работы Проценко Нины Леонидовны,учителя начальных классов МБОУ СОШ№5 )
пгт Печенга, 2019 г.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Составляющие смыслового чтения и ФГОС
Приоритетный метод формирования смыслового чтения
Мотивированное чтение:
постановка задачи перед чтением,
«удержание» учебной задачи в процессе чтения,
совместное с детьми осуществление контроля – соответствие результата учебной задаче.
4
Семь методов обучения чтению
жужжащее чтение;
ежеурочные пятиминутки чтения;
режим щадящего чтения;
многократное чтение;
чтение в темпе скороговорки;
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;
чтение перед сном.
Алгоритм действий учителя и ученика по формированию навыка смыслового чтения
Как работает учитель над конкретной учебной задачей?
Выясняет, как поняли дети учебную задачу?
(«Какой результат нужно получить?»).
Вместе с детьми составляет последовательность (алгоритм) действий.
Шаг первый (с чего начнем?)
Шаг второй (следующее наше действие…)
7
Урок чтения это процесс декодирования и осознания, понимания читаемого текста
Применяемые упражнения:
Учитель: какие действия ты совершал, чтобы выполнить поставленную задачу?
Ученик: внимательно прочитал стихотворение первое. Посмотрел, если в тексте слова «как, точно, словно». Нашел их. Проверил, относятся ли они к сравнению – что с чем сравнивается? Подчеркнул сравнение.
Вывод: успех осознанности чтения, прежде всего, в том, что ученик знает, не только, что делать, но и как делать.
9
Способ чтения (определяется во время чтения).
Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
Правильность чтения (определяется во время чтения).
Выразительность чтения (определяется во время чтения).
Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
Мониторинг сформированности техники
10
Упражнения и игры, используемые
при работе с детьми
Для развития внимания:
11
Упражнения на развитие навыка декодирования
1.«Речевая разминка»
Упражнения по развитию речевого дыхания:
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Дыхание «под счет»:
а) вдох – три единицы,
б) пауза – одна единица,
в) выдох – шесть единиц.
Вдох делать носом, а выдох – ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь.
Упражнение выполняется 3-4 раза.
Игра «Произнеси и покажи».
Самолеты взлетают: у – у - у.
Машины едут: ж – ж - ж.
Лошадки поскакали: цок – цок - цок.
Рядом ползет змея: ш – ш - ш.
Муха бьется в стекло: з – з – з.
Долговорки:
Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек, из-под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок клевать колосок.
12
Упражнения на отработку дикции
а) Чтение гласных с ярко выраженной артикуляцией каждого звука:
по ленте букв;
парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е;
строчками: а-о-у-ы-э (вперед и обратно), а о у и э, а и у о э;
вразбивку по нескольку гласных: а о е, и е я, у э ю.
б) С ярко выраженной артикуляцией каждого звука:
дао – дао – дао – дэ, ди, ду (можно с ускорением).
13
Скороговорки
На дворе трава, на траве дрова.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Игра «Кто скорее соберет пословицу?»
Чистоговорки
Скороговорки и чистоговорки
14
«Кто быстрее?»
У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти предложение, предложенное учителем.
Предлагаются и другие варианты этой игры.
1 вариант.
По моему знаку ребята начинают искать в тексте указанное слово. Нашедший первым прочитывает слово, называя страницу и абзац, и читает предложение с этим словом, или строфу стихотворения, в которой находится это слово.
2 вариант. (работа в парах или в группах)
Детям раздаются конверты с полосками, на которых написаны предложения. Каждой группе (паре) предлагается отыскать предложенное предложение. Та группа (пара), которая первой найдет свое предложение – победитель.
Упражнения для расширения поля чтения
15
Упражнения для расширения поля чтения
«День! Ночь!»
2. «Кто играет в прятки?»
На доске написаны 2-3 ряда букв. Но среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые и т.д.
КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ
ЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ
Учащимся дается установка: - Внимательно пробегите глазами текст.
По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.
16
Работа со словарными блоками
По вертикали которых спрятано слово:
СОК СВЕТА
НОСКИ МЕСТО
САМ КАТОК
КУКЛА
МАГАЗИН
2. «Мнимое слово»
В ходе чтения слово произносится неправильно, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.
Упражнения для расширения поля чтения
17
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.
Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).
Работа над синтагмой
«Научить маленьких наших читателей мыслить и чувствовать во время чтения». (Д.И. Тихомиров)
Синтагма – минимальное речевое единство, выполняющее функцию исходной единицы порождения речи.
18
1. Чтение «Спринт».
Молчаливое чтение
2. Чтение «Разведка»
Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением.
3. Упражнение «Губы»
К сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки и читают «молча».
Учитель читает детям текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать. Учитель внезапно останавливается на каком-либо слове и повторяет его. Дети останавливаются на этом месте, показывают слово.
4. «Буксир».
19
Приёмы критического мышления
Прием прогнозирование по иллюстрации
2. Приём «ассоциация»
3. «Работа с вопросником».
4. «Взаимоопрос»
5. Приём «Рюкзак»
20
Приёмы формирования читательской компетентности
Игра «Оттолкни звуки»
Выделение нового звука
«Торопись да не ошибись»
Решение анаграмм.
Чтение слов и предложений в зеркальном изображении.
Чтение в парах.
Ритмичное чтение в заданном темпе по образцу учителя и др.
Вопросно-ответные упражнения
Приёмы и стратегии смыслового чтения
«Мозговой штурм»
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.
Учитель обращается к ученикам с вопросом: «Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?»
Учитель записывает все называемые ассоциации.
Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
«Глоссарий»
«Чтение в кружок»
«Чтение про себя с вопросами"
«Чтение в парах – обобщение в парах»
«Читаем и спрашиваем»
«Дневник двойных записей»
«Чтение с пометками»
V | Знакомая информация |
+ | Новая информация |
--- | Я думал (думала) иначе |
? | Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше |
Синквейн
31
Вывод:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.