Театр - особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей.
Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:
-психофизические способности (мимика, пантомимика),
-психические процессы (восприятие,
воображение, мышление, внимание, память),
-речь (монолог, диалог),
-творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать,
брать на себя роль).
-коммуникативные способности (умение общаться)
в играх-драматизациях решаются следующие задачи:
-обогащение знаниями, умениями, навыками;
-развитие интереса к литературе и театру;
-развитие психических процессов (памяти, внимания,
речи, мышления);
-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
-формирование норм поведения;
-воспитание морально-волевых качеств личности.
-закрепление навыков правильной речи;
-усвоение богатства родного языка;
-усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
-активизация и пополнение словаря;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие тонкой моторики рук.
использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально-эмоционального развития ребёнка становится возможным при выполнении следующих условий:
единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;
насыщении этой деятельности интересным и
эмоционально- значимым для детей содержанием;
постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными
средствами выразительности;
наличия интересных и эффективных методов и приемов
работы с детьми; совместного участия в данном процессе
детей и взрослых (педагогов и родителей).
Игра является основой деятельности детей
дошкольного возраста.
Театрализованная игра - эффективное средство
развития личности ребенка,
помогает формировать связную речь,
обогащает словарный запас,
развивает умение общаться,
развивает пальчиковую моторику у детей
с нарушениями речи.
Игра играет особую роль в психическом развитии
( развивает внимание, память).
Является действенным средством профилактики застенчивости,
замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей
с отклонением в развитии.
«всё начинается с любви»
Я имею ввиду - любовь воспитателя к детям. Это любовь не к избранным, а к каждому, к любому ребёнку - покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Ведь нам, воспитателям, доверено самое дорогое -Дети! Я очень часто задаю себе вопрос: «Кем я являюсь для детей?». И хочется думать, не просто «воспитателем», а «близким человеком», который заменяет ребёнку маму в её отсутствие; «старшим товарищем», который поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное; «арбитром», который решит любой спор по справедливости, «защитником», который оградит от обидчика, «творцом радости», с которым интересно, познавательно и весело. Я стараюсь сочетать в себе все эти качества, чтобы дети верили в меня, в мой авторитет и перенимали только лучшее. А для этого надо любить и сделать так, чтобы дети тебя тоже полюбили.
«Если не любить, то не имеешь права воспитывать»,- сказал великий мыслитель 18 века Генрих Песталоцци, практиковавший педагогику Любви. И это, на мой взгляд, тот самый основной стержень, который должен быть в воспитании!
Вся моя педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на всестороннее развитие ребёнка через различные виды игровой деятельности. Игра-это естественное состояние детей познающих окружающий мир.
Когда я только начала работать с детьми, передо мной постоянно возникали вопросы: - Как организовать воспитательно - образовательный процесс так, чтобы дети не просто играли, а через игру познавали что-то новое, интересное?
- Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка?
- Как создать сплочённый детский коллектив, в котором каждый ребёнок будет чувствовать себя хорошо и уютно?
Как реализовать комплексный подход к воспитанию и обучению детей?
Я пришла к выводу, что всё это можно реализовать при помощи грамотно
построенной игры. Игра даёт удовлетворённость от деятельности, удовольствие в
момент творчества, радость общения. Поэтому тема, на которой я работаю,
называется «Играя учимся говорить», а приоритетным направлением моей работы
является «Театр-как средство формирования связной речи дошкольников». Мой девиз:
«Воспитание творческой всесторонне развитой личности». А для этого необходимо
детей поощрять, хвалить, поддерживать, уделять внимание, выслушивать,
объяснять, в общем – Любить! Так как, педагог без любви к ребёнку – всё
равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета! И
самое главное, если мы, в свою очередь, научим детей Любить, они научатся всему
доброму светлому.
«шаг за шагом» Приоритетным направлением моей работы является «Театр-как средство формирования связной речи дошкольников». Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. В работе с детьми данной группы театрализованная игра стала использоваться еще в I младшей группе. Конечно, использование театрализации ограничивалось показом сказок на фланелеграфе, народными играми и потешками с использованием атрибутов персонажей (маски-шапочки, маски-медальоны и др.), инсценировками песенок. Первым видом театра с которыми познакомились дети был плоскостной театр на фланелеграфе, затем театр Би-ба-бо и настольный театр. Дети смотрели театральные представления показываемые воспитателями. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребёнка, привлечь его внимание. Затем дети познакомились с «театром в лицах», здесь они впервые сами выступили в роли актёров, конечно, их роль ещё мала, их реплики это скорее звукоподражание цыплятам, подражание движениям зайчика, лисички; но ведь и возраст в I-младшей группе всего 2 года. Таким образом, дети пришли во II-младшую группу уже знакомыми с 4 видами театра. На этом этапе важно поддержать интерес детей к театрализованной деятельности. Слова для инсценировок заучиваются как потешки или стихи во время прогулки, повторяются не однократно, так ребёнок получает уверенность, становится способен на импровизацию. Следующие виды театра которые следует ввести это конусный
театр, плоскостной театр для индивидуальной работы. Каждый вид
театра сначала демонстрируется педагогом, причём не однократно
показываются театрализованные представления и только потом
привлекаются для постановок дети (в следующей очередности: педагог и 1
ребенок; педагог и несколько детей, дети и педагог-наблюдатель, дети
показывают самостоятельные представления).
На этом же этапе необходимо знакомить детей и с возможностью
показа представления с помощью ряжения.
Следующий вид театра, с которым можно познакомить детей
младшего возраста теневой театр. Очень трудно научить детей играть в
теневой театр, поэтому подготовительный этап и совместный этап
будут несколько длиннее, чем при знакомстве с другими видами театра.
Во II младшей группе область применения театрализованной игры расширилась и разнообразилась. Элементы театрализации стали использоваться во время занятий.
Например, занятие лепка: «Приходите в гости к нам, витамины я вам дам!» Распределялись роли: кто-то из детей был доктором, остальные лепили «витаминки». Дети с удовольствием перевоплощались в докторов, мотивация по лепке «витаминок» была очень высока, дети старались, доктора собирали изготовленные витамины в баночку, далее игровая ситуация обыгрывалась в сюжетно-ролевых играх.
Занятие ознакомление с окружающим миром: «Превращение куколок в бабочку»: детям были показаны иллюстрации, рассказан процесс превращения куколки в бабочку, затем было предложено самим превратиться в бабочек и цветочки, а затем под музыку изобразить вальс бабочек. Занятие было очень интересно детям, они пришли в восторг от предложения самим превратиться в бабочек, с удовольствием танцевали вальс, при чём сами делали замечания: «бабочка лёгкая, надо танцевать на носочках», «бабочки как будто кружатся».
Таким образом, элемент театрализации выступил и физминуткой, и релаксационной паузой, и помог закрепить знания детей. Особенно часто театрализация стала использоваться во время занятий по художественной литературе, дети участвовали в постановке сказки «Репка», после разучивания сказки в группе, малыши показали эту сказку в соседней средней группе.
Во время разучивания сказки важно сохранять интерес детей к произведению, однако все дети индивидуальны: одному достаточного одного прочтения сказки для её запоминания, другому необходимо в несколько раз больше времени. Для того, что бы сказка не надоела, детям вводятся различные примеры моделирования сказок, появляются новые герои, герои поют какую-нибудь песенку.
Конечно нельзя научить играть в сказку не показав пример, поэтому в
нашей группе часто силами воспитателей, помощника воспитателя и
родителей организовывались спектакли для детей («Теремок» - кукольный
театр, «Репка» - теневой театр, «Три поросёнка»-настольный театр, «Волк и
семеро козлят» -настольный театр,«Заюшкина избушка» - фланелеграф,
«Ячменное зернышко» - конусный театр, «Колобок» - пальчиковый театр).
В средней группе роль воспитателя становится меньше, он только
организатор, если в младшей и ясельной группах он участвует в
представлении, то в средней только направляет, помогает, является
соучастником, но не главным действующим лицом. Дети получают более
сложные и объемные роли, сами организовывают спектакли. Во время
занятий театрализованные моменты сложнее, эмоциональнее.
Осуществляется показ спектаклей для родителей («Теремок» - с
спользованием шапочек-масок героев, роль воспитателя минимальна,
распределение ролей, выбор рассказчика сказки доверяется детям;
«Заюшкина избушка» - с использованием шапочек-масок, инсценирована на
занятии по развитию речи).
Модель развития творческой активности дошкольников
Ребёнок
Игровые движения
Поиск выразительных средств
импровизация
Праздники и развлечения
Самостоятельная игровая деятельность
Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения
Знакомство с основами актерского мастерства
Знакомство с основами драматизации
Интонация, характер, куклы
Игровые движения
Выразительное чтение
Выразительность движений
мимика
Рассказывание сказок
Постановка спектаклей
Роль костюмов, декораций, предметного окружения
Работа над моторикой руки и ее движением на ширме
Этапы работы над спектаклем
Выбор пьесы или инсценировки, чтение, обсуждение.
Деление текста на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиск музыкально-ритмического решения отдельных этюдов.
Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
Создание костюмов и декораций. Работа над эпизодами.
Репетиция отдельных картин.
Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом.
Премьера спектакля.
Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Оформление альбома с фотографиями.
Предполагаемые умения и навыки детей.
Владеют навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
Умеют взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
умеют последовательно высказывать свои мысли;
Знают несколько артикуляционных упражнений, пальчиковых гимнастик;
Умеют произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
Выразительно читать стихотворный текст;
Владеют своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.
Работа с родителями
Консультации на темы:
-«Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка»
-«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»
Родительское собрание «Играем в театр».
Мастерская по изготовлению театрального реквизита
Конкурс семейного творчества «Игрушки своими руками».
Выставка семейных рисунков по театрализованной деятельности «Осенний теремок».
Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу».
Работа с родителями Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Все родители нашей группы откликаются и стараются содействовать в работе с использованием театрализованной деятельности. Основные виды работы с родителями:-Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)-Выставки (фото выставки, выставка детских работ, например: выставка рисунков «Сказка», «Волшебный костюм», фото выставка «Моя семья в театре», «Домашний спектакль»)-Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов-Привлечение родителей к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов. Обращаясь к театрализованной игре в работе с детьми по развитию связной речи и творческого воображения на протяжение 2-х лет, можно отметить положительную динамику в уровне развития не только творческого воображения и связной речи, но и в образности речи, интересе детей к занятиям, художественной литературе, фольклору. У детей значительно активизируется словарный запас в обыденной жизни, речь становится более яркой, эмоциональной, дети используют в речи эпитеты, метафоры (на прогулке, во время наблюдения за природой многократно на вопросы воспитателя дети отвечают используя народные эпитеты: травушка-муравушка, и др.). В заключении хотелось бы ещё раз обратить внимание на
многофункциональность и многоплановость театрализованной
игры. Разучивая слова спектакля, дети тренируют память,
внимание, работают над правильностью, чёткостью,
эмоциональной окрашенностью речи; играя в сказку, ребёнок
развивает пластику движений, подражая характерным
особенностям воплощаемого персонажа.
Однако, театрализованная игра начинается не с разучивания роли, а значительно раньше. Читая сказку, ребёнок узнает, что такое книга - на этом этапе можно совместно с детьми произвести ремонт книги: подклеить страницы, стереть карандашные рисунки, разгладить страницы; учится культуре слушания, узнаёт о существовании сказок народных, авторских, написанных стихами и прозой; расширяется кругозор. После знакомства со сказкой, необходимо обсудить её, а это значит, что вновь активизируется и память, и внимание, и речь, логическое и образное мышление. Конечно, для театрализованной игры необходимы костюмы или атрибуты, декорации – в их изготовлении могут участвовать как сами дети, так и их родители (в зависимости от возраста ребят), в процессе изготовления необходимых атрибутов у ребенка развивается мелкая моторика, чувство цвета, задействуется ориентация в пространстве, развивается эстетическое восприятие, активно работает творческое воображение. Но самое главное, на мой взгляд, что в процессе постановки спектакля, происходит сплочение детского коллектива, упрочняются связи родителей и детского коллектива, появляется взаимопонимание, а как следствие и взаимопомощь между детским садом и родителем ребёнка. Благоприятный микроклимат в группе, способствует
высокому качеству освоения программы детского сада
ребёнком, создаёт уловия для гармоничного развития
личности.
Виды театров:
1.Би-ба-бо (набор кукол для обыгрывания)
2.Настольный театр.
3. Фланелеграф.
4. Пальчиковый театр.
5. «Театр в лицах»- маски героев, шапочки, медальоны.
6. Теневой театр (5 сказок, сделан своими руками)
7. Театр плоскостной деревянный для
индивидуальной работы, или
игры малыми группами -Ширма. -Атрибуты для ряжения
(изготовлены с помощью родителей)
Что побудило меня заняться театрально-игровой деятельностью с детьми?
Наверное, это искренняя радость на их лицах, смех и счастье, которые приносят ожившие куклы, научившиеся разговаривать, танцевать, петь.
Я поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство…
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.