Формирование типа правильной читательской деятельности
Оценка 5

Формирование типа правильной читательской деятельности

Оценка 5
docx
12.01.2024
Формирование типа правильной читательской деятельности
Формирование типа правильной читательской деятельности.docx

Формирование типа правильной читательской деятельности

Автор: Хамнаев Вадим Аликович

 

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.  

Федеральный образовательный стандарт основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста. Этому должна способствовать технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностого типа. Разработанная профессором Н. Светловской, эта технология приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.

Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
- Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. 

II этап. Работа с текстом во время чтения. 

- Первичное чтение текста.
- Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
- Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
- Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста.
- Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
- Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
- Беседа по содержанию текста.
- Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
- Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

- Смысловая  беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение  читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

 

Технологические приёмы  на уроках  литературного чтения в технике активно-продуктивного чтения

«Подумай – ответь».
В начале урока задаю  загадку, (сообщаю удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему …»

«Составь задание для товарища».
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

«Верные и неверные утверждения». 
(Суть этого приёма заключается в том, что обучающиеся до чтения текста отвечают на вопросы, предложенные в таблице (« Согласны ли вы или нет с данными утверждениями»). Если согласны, то поставьте « +», если не согласны, то поставьте «-». Среди утверждений есть как верные, так и неверные. Далее ребята самостоятельно читают текст, после чего вновь обращаются к таблице и заполняют вторую колонку, сверяя её с первой). 

«Составление кластера».

Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

«Синквейн».

- приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. 

Слово синквейн происходит от французского слова «пять». Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк. 

Правила написания синквейна. 

1 строка - одно слово - название стихотворения, тема, обычно существительное; 

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна; 

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее своё  отношение к теме; 

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Таким образом, технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный подход в обучении. 

 


 

Формирование типа правильной читательской деятельности

Формирование типа правильной читательской деятельности

Перечитывание текста. - Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов)

Перечитывание текста. - Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов)

Составь задание для товарища».

Составь задание для товарища».

Формирование типа правильной читательской деятельности

Формирование типа правильной читательской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2024