Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками
Оценка 4.7

Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками

Оценка 4.7
docx
12.01.2024
Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками
Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками (1).docx

Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками

Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатывать собственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этом потребность и права других членов общества.

Известно, что дошкольный возраст – это период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, для формирования восприятия детей, для развития всех сторон речи.

Поэтому задача детского сада – обогатить представления дошкольника об окружающем мире, научить его видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробуждать познавательный интерес.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, дети имеют возможность овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром.

Что же такое интерактивная технология обучения? Само определение связано с понятием «интерактивный».

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;

- формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка

Можно выделить три вида методов интерактивного обучения :

Пассивный метод предполагает, что фигура воспитателя — главная на занятии, а дети исполняют роль слушателей т. е. для них нет активного творчества, нет алгоритма взаимодействия друг с другом.

Активный метод предполагает, что роль воспитателя не столь доминирующая, как в первом случае. Он побуждает детей к сотрудничеству, общению, поиску, и те, соответственно, в большей степени находятся в положении субъектов деятельности.

Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие всех субъектов процесса. Это метод группового взаимодействия.

Воспитатель в данном случае нaxoдится в той позиции, которая предназначена для организации процесса «усвоения» знаний детьми. В ходе этого процесса дети взаимодействуют, общаются, изобретают, применяют имеющийся у них опыт…

Интерактивные методы – это система правил взаимодействия педагога и ребенка в форме игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.

Рассмотрим интерактивные технологии используемые в работе

с детьми 3-7 лет.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

- II младшая группа – работа в парах, хоровод;

- средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

- старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервьюработа в малых группах (тройках, аквариум;

- подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервьюработа в малых группах (тройках, аквариум, (помимо вышеназванных) большой круг, дерево знаний.

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться и последовательно, сообща выполнять работу.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Игра «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ ЧИСЛА»

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания. Игра «ДНИ НЕДЕЛИ»

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.

Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. Задание «НАРИСУЙ ЛЕС» (Деревья, кустарники, грибы, цветы, животные, птицы)

«Интервью»

Интерактивная технология «Интервью» используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы.

Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок»«ребёнок-ребёнок»(Длительное наблюдение за вишней. Рассказ об объекте или явлении.)

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

Ребята учатся оценивать свою работуработу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. (изготовление рекламы для игры в «Магазин»)

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности»Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Что дает этот прием дошкольникам?

Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.

Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание. Остальные дети слушают, анализируют и дают оценку.

«Корзина идей» Занятие по математике Тема «ЦИФРЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ» Делимся по парам

- Вспомните, на каких предметах вы видели цифры. Делимся по парам.

- Обязательно обсудите друг с другом, для чего эти цифры нарисованы.

- Нарисуйте каждый предмет на отдельной карточке. Предметы не должны повторяться.

- Все ваши идеи мы соберем в общую корзину, а потом обсудим.

Воспитатель выставляет «корзину идей» на мольберт. Обсуждают вместе, советуются в парах.

Дети Делают схематические зарисовки предметов.

Договариваются, кто будет отвечать.

Представляют свои идеи и выставляют рисунки в

«Корзину идей», аргументируя свой выбор

«Мозговая атака»«Мозговой штурм» - это метод, при котором принимается любой ответ на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказанным точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого. Эту форму работы можно применять для получения обратной связи.

Можно использовать также такие формы работы, как групповые дискуссии, решение проблемных ситуаций (с 5 лет,ролевые и дидактические игры; экспериментальная, исследовательская деятельность, викторины, соревнования, игры-путешествия, проектная деятельность; просмотр и обсуждение видеофильмов, презентаций; виртуальная экскурсия…

Компьютерные технологии также относят к интерактивным формам образовательной работы детей и педагога.

Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое и творческое мышление, коммуникативные способности у детей, формирует их умения и навыки исследовательской деятельности и ориентировки в информации.

Как показал опыт, обучение детей с помощью мультимедиапрограмм повышает качество и эффективность усвоения знаний, развивает у ребёнка умение анализировать различную информацию.

Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режимеИспользование мультимедийных программ такого рода создает благоприятные условия для педагога в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения.

Основные правила организации интерактивного обучения

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все воспитанники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все дети психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы детям было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для них должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Четкое закрепление правил. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать их.

Правило шестое. Внимательно отнестись к делению детей на группы.

Таким образоминтерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики.

Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей.

Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Это новый подход в обучении дошкольников!


 

Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками

Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками

Активный метод предполагает , что роль воспитателя не столь доминирующая, как в первом случае

Активный метод предполагает , что роль воспитателя не столь доминирующая, как в первом случае

Игра «ДНИ НЕДЕЛИ» «Карусель»

Игра «ДНИ НЕДЕЛИ» «Карусель»

Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево

Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево

Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме

Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2024