Доклад «Формирование трудовых навыков, как одно из условий подготовки учащихся к самостоятельной жизни».
Слайд
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А.С.Макаренко
Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.
Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Трудовая деятельность протекает в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.
Слайд
Задачи трудового воспитания (на слайде)
Слайд
Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, общественно - полезный и ручной труд. Разделение это условное, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в комнате.
Слайд
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. К моменту поступления в школу, многие дети беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опекой со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справиться самостоятельно. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются. Но при этом роль классного руководителя и воспитателя необходимо сводить к курированию всего процесса через формирование стойкой мотивации у воспитанников к познавательной деятельности в данной области.
Слайд
Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы со школьниками с ОВЗ, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что дети с ОВЗ слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.
Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану. Ручной труд способствует воспитанию таких качеств как трудолюбие, чувство ответственности, умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь, умение планировать и организовывать свою работу.
При выработке трудовых навыков необходим наглядный показ и многократные повторения.
Слайд
Значительное место в общественно - полезном труде школьников во внеурочное время занимают работы по содержанию в порядке школьного имущества, комнат, по обеспечению сохранности книг и учебников, по благоустройству территории школы-интерната. Задача воспитателей и учителей - воспитать у детей любовь к этой работе, чувства ответственности за ее выполнение.
У детей в процессе трудового воспитания формируются и развиваются такие социально значимые личностные качества, как коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, практичность, самостоятельность, организованность, сопереживание окружающим.
Среди проблем трудового воспитания, на которые указывают руководители и специалисты детских учреждений, нужно выделить следующие: самой серьезной проблемой является низкая мотивация детей к трудовой деятельности; детей не удается привлечь к труду, они безынициативны, ищут любые возможности уклониться от трудовых поручений, у многих детей складывается представление о труде как о некой повинности,
Слайд
Большое значение для привлечения интереса детей к трудовой деятельности, имеет разнообразие форм проведения, такие как поручения, соревнования, дежурства, коллективный труд и т.д.
Для решения проблемы трудового воспитания, педагогам нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».
Слайд
Условия, необходимые для успешного формирования трудовых навыков:
· Личностно-ориентированный подход, учет индивидуальных способностей каждого ребенка и уровня развития у него трудовых навыков на текущий момент.
· Наличие необходимого оборудования для труда, рациональное и удобное его размещение.
· Создание положительного эмоционального климата.
· Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением трудовых действий.
Задача педагогического коллектива - научить детей всему тому, что потребуется после окончания школы, чтобы вступление в «большую жизнь» не превратилось в тяжкое испытание из-за неприспособленности к самостоятельной жизни.
Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок с ОВЗ получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
Именно воспитание в детях потребности в труде, умения получать от труда удовольствие и является одной из приоритетных целей настоящего.
Дети по окончанию школы должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, должны не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствие с законами и правилами, регулирующими поведение человека в социуме.
В процессе трудовой деятельности происходит социальное закаливание учащегося, он учится преодолевать различные трудности, чтобы быть способным жить самостоятельно и решать сложные проблемы, которые неизбежно возникают у каждого человека. Труд формирует волевые качества в ситуациях преодоления сложностей и принятия ответственных решений.
Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в школе – интернате должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых - формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.