Формирование ценностно-смысловых ориентиров на основе патриотического воспитания обучающихся средствами иностранного языка
Плетнева М. Е.
учитель МБОУ Парамоновская ООШ
Корсаковского района Орловской области
(Слайд 1) Одной из важнейших задач образования в настоящее время является укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом.
Воспитать патриота – значит воспитать человека с чувством привязанности к тем местам, где он родился и вырос, с уважительным отношением к языку своего народа; воспитать человека, заботящегося об интересах большой и малой Родины, осознающего свой долг перед Родиной, отстаивающего её честь и достоинства, свободу и независимость.
Чтобы создать условия для систематического патриотического воспитания школьников, выстраиваю воспитательную работу и как классный руководитель, и как учитель, на уроках и во внеурочной деятельности. Работу провожу по нескольким направлениям: природа, история, достопримечательности, выдающиеся люди родного села, района и области.
(Слайд 2) Из наиболее значимых результатов своей работы по патриотическому воспитанию за последнее время хочу отметить разработку методических краеведческих материалов на английском языке по истории и достопримечательностям родного села, программу воспитания «Моё Отечество», организацию и проведение внеурочных мероприятий «Всегда будут в наших сердцах», «Шаги к Великой Победе», представление опыта создания видеоподкастов о своём селе на уроках иностранного языка на региональном конкурсе педагогических практик по духовно-нравственному образованию «Исконная земля России: Мой край в жизни страны».
(Слайд 3) Работа на уроке и во внеурочное время направлена на формирование уважения к Отечеству, родному краю, истории своей страны, своим землякам, путём привлечения их к краеведческой деятельности. Сама активно участвую во Всероссийских и региональных конкурсах, и мотивирую своих учеников принимать участие в краеведческих и патриотических конкурсах как на русском, так и на немецком и английском языках. Подобный опыт стимулирует их к поисковой деятельности, повышает интерес к историческому прошлому своей малой Родины и России.
(Слайд 4) На уроках английского и немецкого языков проводится систематическая работа по приобщению обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, работа по формированию устойчивого интереса к героической истории Отечества, природе, традициям, памятникам архитектуры, выдающимся людям своего села. Усвоенные знания о родном крае используются в дальнейшем учениками в проектах и конкурсах по иностранным языкам.
Например, в VIII Всероссийском конкурсе «Друзья немецкого языка» учащиеся выбрали номинации, которые были связаны с достопримечательностями родного села. Ученики начальной школы охотно рисовали то, чем мы гордимся в своём селе и делали подписи к своим рисункам.
(Слайд 5) В региональном конкурсе проектов «Мой мир немецкого и французского языков» учащийся 8 класса представил программу пребывания иностранных туристов в нашем районе, рассказал о возможностях досуга и интересных местах своего села, показал, как много интересного можно там увидеть.
(Слайд 6) Региональный конкурс проектов на иностранном языке «Орловщина – мой край родной» стал для меня значимым событием в прошедшем учебном году, поскольку мне посчастливилось прикоснуться к краеведению с разных сторон: я была рада принять участие в разработке положения этого конкурса и поработать в составе жюри, а мои ученики представили на конкурс свои проектные работы. Работы своих учеников члены жюри, конечно, не оценивали, поэтому при подведении итогов было приятно узнать, что среди моих учеников оказались победители и призёры.
(Слайд 7) Патриотизм проявляется в наших поступках, поэтому важным средством для его воспитания считаю деятельностный подход. Вовлекаю обучающихся в разнообразную практическую деятельность: игровую, трудовую, творческую, поисковую, исследовательскую. На уроках мы представляем свою малую Родину на иностранных языках в различных её аспектах. С начальных классов стараюсь закладывать позитивное отношение к природе и к окружающим людям, развивать наблюдательность, умение видеть красоту. С этой целью, например, прошу нарисовать, сфотографировать то, что они видят вокруг: леса, луга, поля, случайно пробегающих мимо животных, певчих птиц, первые цветы, распускающиеся на деревьях почки… Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления. Использую такие задания в работе над проектами в начальной школе.
(Слайд 8) Чтобы научить учеников передавать краеведческую информацию на изучаемом языке, на уроках начинаем с того, что выбираем из текста учебника те фразы, которые можно полностью, ничего в них не меняя, использовать для описания нашей местности. Затем находим расхождения и переводим нужные слова с помощью словаря. Пользуемся шаблонами и речевыми образцами, данными в учебнике, и делаем перенос на родную страну, выполняем подстановку лексики, отражающей реалии нашего села, нашего района или области.
Например, во 2 классе на уроке по теме «Карта Германии. Немецкие города» (УМК И. Л. Бим) рассматриваем не только карту Германии, но и карту России, находим Орловскую область, Корсаковский район, записываем название нашего села и названия родных сёл обучающихся на немецком языке. Подставляем в заданные речевые образцы информацию о себе.
(Слайд 9) В 4 классе на уроке по теме «Весна» (УМК И. Л. Бим) вставляем в текст пропущенные слова и подбираем подписи к фотографиям своего села.
(Слайд 10) При работе с проектами по направлениям «Люблю природу русскую» и «Сердцу милый уголок» мы использовали лексику по теме «Времена года», выбирали те фразы, которые можно взять из учебника: alles ist sauber und weiß, alles blüht und grunt. К прилагательному schön подбирали синонимы, чтобы выразить красоту берёз: attraktiv, hübsch, elegant, schlank. Слова flauschig [ˈflaʊ̯ʃɪç], die Birke находили в словаре.
(Слайд 11) В 6 классе на уроке по теме «Достопримечательности Берлина» рассматриваем открытки и соотносим подписи к ним. Делаем перенос на Москву, Орёл, Новомихайловку, Парамоново, Софийские Выселки. Отбираем самые известные достопримечательности и описываем их.
(Слайд 12) Например, достопримечательностью нашего села является храм Михаила Архангела, возведённый в 1828-1831 годах по заказу князя Сергея Михайловича Голицына по проекту архитектора Доменико Жилярди. Всего в Корсаковском районе находятся 6 храмов, которые представляют архитектуру 18-19 веков. Среди них есть действующие, например, Храм иконы Божией Матери "Всем скорбящим радость" в Воскресеновке, есть полуразрушенные. Каждый храм имеет свою легенду. Из этих преданий складывается история нашего района. Интересно организовать для наших зарубежных друзей экскурсию по району и представить великолепие архитектуры. Для этого мы составляем словарик необходимой лексики, работаем с синонимами, составляем кроссворды, собираем предложения, загадываем загадки, проводим викторины, подбираем подписи к фотографиям. Чтобы найденные слова остались в памяти, собираем слова из букв или слогов, подбираем все возможные варианты сочетаемости, вместе составляем подстановочные таблицы, выписываем семьи однокоренных слов, составляем предложения с новой краеведческой лексикой и выстраиваем их в логичный рассказ о местных достопримечательностях. Этот рассказ мы сопровождаем иллюстрациями – фотографиями храмов.
(Слайд 13) Вот такой проект получился по теме «Храмы Корсаковского района».
(Слайд 14) В 7 классе (УМК И. Л. Бим) с первого урока говорим о Родине (тема «Was nennen wir unsere Heimat?» (I четверть), «Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes» (III четверть) – обсуждаем жизнь в селе, приводим примеры из своей жизни, завершаем тему дискуссией «Село или современный город?»
(Слайд 15) В 7 классе (УМК В. П. Кузовлева) в рамках темы «What is the best about your country?» (III четверть) рассказываем по аналогии о своей стране, своём регионе, районе и селе. По теме «Do you have an example to follow?» (III четверть) вспоминаем наших земляков-героев СССР Сергея Тюленина, Николая Фомина. В IV четверти по теме «What are the most famous sights of your country?» представляем достопримечательности Москвы и России, Орла и Орловской области, Корсаковского района и своего родного села.
(Слайд 16) В 8 классе совершаем путешествие в страну изучаемого языка (тема «Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland», «My country at a glance» IV четверть) и приглашаем зарубежных туристов в путешествие по России, рассказывая о достопримечательностях своей Родины. В рамках темы «Is your country a land of traditions?» (I четверть) рассказываем о русских традициях и традициях своей семьи.
(Слайд 17) В 9 классе, изучая тему «My country in the world» (IV четверть) рассказываем о тех, кем гордятся в России, а также о своих знаменитых земляках. Например, вспоминаем известных русских учёных, писателей-орловцев, героев, сражавшихся на Орловско-Курской дуге и наших земляков – героев Советского Союза. Конечно, готовим рассказы о своих родных прадедушках и прабабушках, которыми гордимся.
(Слайд 18) Подводя итог, можно сказать, что постоянная комплексная воспитательная работа как на родном, так и на иностранных языках позволяет создать необходимые условия для сохранения у обучающихся исторической памяти, формирования высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и готовности его защищать, а также формирования уважительного и доброжелательного отношения к односельчанам, ветеранам и пожилым людям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.