Формирование ценностного отношения к Родине, Природе, Здоровью в краеведческой деятельности
Выступающий: Лаур Н.В.
20.03.2019г.
Мы живем в сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным уклониться от службы в армии, вывалить мусор у дороги, а то и в лесу – зеленой зоне, не обращать внимание на состояние своего здоровья.
Именно в такое сложное время необходимо помочь подросткам сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать правильные ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед современным образованием.
Ценность – то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход мысли.
Ценностное отношение – устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, вступая во всем своем социальном значении приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость; трудолюбие;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное нервно-психическое и социально-психологическое;
- формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Краеведение и туризм относятся к тем видам деятельности, воспитательный потенциал которых практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с воспитанием, можно решать средствами туризма. В системе туристско-краеведческой работы наибольшее место отводится совместной деятельности педагога и детей. Это обусловлено важностью накопленного каждым подростком личного опыта в освоении краеведческих представлений в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится на основе дифференцированного подхода и включает разные формы.
Разве можно познавать свой родной край только по учебникам? На своей практике посредством туристической и краеведческой работы все больше убеждаешься в том, что, только прикоснувшись непосредственно к природе можно увидеть все прекрасное. Любуясь в природе изумительными неповторимыми пейзажами родного края невозможно остаться равнодушными. На занятии по «Краеведению рассматриваются такие темы как: «Основы безопасности в окружающей среде», «Природа родного края», «Туристические возможности родного края», «Азбука спортивно-оздоровительного туризма» которые помогают понять не только всю уникальность природы Урала, но также познать себя, свои силы. Обучающиеся учатся видеть и ценить прекрасное. На занятии «Охрана окружающей среды» рассматривается варварское отношение к природным ресурсам, проводятся беседы с обучающимися по сохранению окружающего мира. Уже то, что дети сами стараются не оставлять после себя ни единой бумажки, никакого мусора говорит об их гуманном отношении к природе. Ребятам не чужды экологические проблемы. Если человек с детства научится любить природу, людей, прекрасное, то, став взрослым человеком, он отдаст все силы, чтобы защитить и умножить красоту жизни. Что такое любить Родину? Это понятие очень обширное, но красной нитью идет, чтобы полюбить - надо знать, познать, понимать. В рамках программы было предложено обучающимся составить виртуальную экскурсию «Моя малая родина – Гай». Учащиеся с интересом включились в данную работу, искали материал, делали презентацию. При этом формировались учебно-познавательная активность, любознательность, патриотизм, ответственность. Данные экскурсии демонстрировались на занятиях, и это создало положительный эмоциональный настрой у ребят.
Родина это не только природа. Самое главное – это люди, которые свершат историю. На экскурсии «Ребята с нашего двора» посвященной войнам интернационалистам, «Ордена и медали», «Символы России, Оренбургской области и Гайского городского округа» не видно было равнодушных лиц. Обучающиеся со вниманием слушали, задавали вопросы, оживленно вели беседу с экскурсоводом.
На занятиях «Азбука спортивно-оздоровительного туризма» ребята изучают, для чего необходима общая физическая подготовка и оздоровление организма, получают краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений, учатся контролю и самоконтролю, а также предупреждению спортивных травм на тренировках.
Туристско-краеведческая работа не только ограничивается экскурсиями по родному городу.
Обучающиеся объединения «Краеведение» постоянно участвуют в конкурсах различного уровня краеведческой и патриотической направленности:
Областной конкурс» Знаю Миг»
Областная олимпиада «История моей страны»;
Международный конкурс «Лига эрудитов»;
Международный дистанционный конкурс «Старт».
Возможности туристско-краеведческой работы огромны. Это привитие бережного отношения к окружающей природе, безопасный образ жизни, воспитание гордости за свой народ, преклонение перед героизмом отцов и дедов, понимание истории страны. Надо чтоб каждый ребенок чувствовал себя частицей всего этого огромного, что называется Родиной и гордился этим.
А для этого он должен непосредственно прикоснуться ко всему этому, пропустить через свое сердце.
Туризм и краеведение – важнейшие средства воспитания, которые благодаря своему разнообразию и универсальности открывают широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.