Формирование учебной самостоятельности учащихся коррекционной школы VIII вида
Оценка 4.8

Формирование учебной самостоятельности учащихся коррекционной школы VIII вида

Оценка 4.8
docx
28.02.2020
Формирование учебной самостоятельности учащихся коррекционной школы VIII вида
Форм_учебной_самост.docx

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением

 

 

 

 

 

 

Формирование учебной самостоятельности учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках биологии и природоведения

 

 

 

Макаренко Виктория Владимировна,

учитель биологии  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………………… 3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……………………… 3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном

учреждении………………………………………………………………………… 3

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……….. 5

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся

(воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………………………………….. 6

3. Педагогический опыт………………………………………………………… 8

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………………………………. 8

3.2. Актуальность педагогического опыта……………………………………... 8

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте…………………….. 9

3.4. Результативность педагогического опыта…………………………………. 11

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта……………………….. 12

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта……………... 12

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта 12

4. Выводы………………………………………………………………………… 23

Приложение 1 ……………………………………………………………………24

Приложение 2 ……………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

Самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. самостоятельность – один из показателей степени развитости умственных сил человека, это способность к какой-либо деятельности без вмешательства со стороны.

Формирование учебной самостоятельности учащихся является одной из главных задач современного образования. Способность школьников к самостоятельным действиям является показателем качества образования. Проблема развития самостоятельности школьников поднималась еще в работах педагогов XIX века К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова и других.  К.Д. Ушинский считал, что учитель с самого начала школьных занятий должен приучать детей на уроках к правильным приемам самостоятельной работы. Он писал: «всякая человеческая душа требует деятельности и, смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, такое направление и примет ее развитие. От недостаточной оценки этой основной психологической истины происходят главные ошибки и еще чаще упущения и в педагогической теории и в педагогической практике». В.П. Вахтеров выступал за активные методы обучения, способствующие развитию самостоятельности ребенка. Он считал, что формирование ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от окружающей среды, и задача педагога состоит в том, чтобы способствовать благоприятному сочетанию этих условий.

В 1926 году Л.С. Выготский определил понятие детской самостоятельности как способность действовать относительно независимо от других. Способность – от освоенного способа действия. Последователь Л.С. Выготского П.Я. Гальперин в совместных исследованиях с Н.Ф. Талызиной показал, что знания должны рассматриваться как составная часть умений. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Знать – это выполнять какую-то деятельность, связанную с знаниями. И ведущей в освоении знаний является учебная деятельность. Дальнейшей проработкой понятия учебной самостоятельности занимались педагоги В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков и другие.

Таким образом, учебная самостоятель­ность школьников формируется в учебной деятель­ности детей и подростков как умение учиться. Самостоятельную работу школьников следует рассматривать как одно из эф­фективных средств осуществления их познаватель­ной деятельности.

 

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении

Вопросам воспитания и подготовки к самостоятельной жизни учащихся в ГАОУ КК «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением» всегда уделялось большое внимание. Наша школа имеет большой положительный опыт организации трудового обучения и воспитания. На уроках трудового обучения у учащихся формируется «практическая» самостоятельность. Но ученики, прежде чем приступить к выполнению какого-либо задания, должны выслушать и уяснить инструкцию учителя. А способность понимать задание, строго ему следовать и оценивать результаты формируется каждодневно не только на трудовых уроках, но и на всех остальных.

В настоящее время педагогический коллектив  работает над педагогической темой «Создание ситуации успеха в образовании, социальной адаптации каждого обучающегося с разными стартовыми возможностями». В ходе работы над темой поднимаются вопросы воспитания самостоятельности учащихся. Они обсуждаются на заседаниях педагогического совета и методических объединений. 

Вопросам формирования учебной самостоятельности уделяет много внимания учитель СБО Камынина Л.И. В частности, она изучала возможности использования сюжетно-ролевых игр для социальной адаптации учащихся. Ученик, оказываясь в непривычной для него роли, вынужден принимать самостоятельные решения и оценивать их правильность или ошибочность. Учитель истории Грузинов С.Т. занимался вопросами повышения познавательной активности учащихся через совершенствование системы контроля знаний. Им были изучены способы повышения активности и самостоятельности учащихся при использовании тестов на уроках и внеклассных занятиях. Зам. директора учреждения, учитель географии Поломарец Н.А. изучила роль дидактических игр в повышении уровня обученности детей с нарушенным интеллектом.

В последние годы учителя школы стали использовать в своей практике технологию проектов. Еще недавно казалось, что в обучении умственно отсталых детей это неприменимо. Однако мы пришли к выводу, что некоторые простейшие проекты можно осуществлять и в коррекционной школе. Есть ребята, которые с большим желанием берутся за подобные работы. Правда, доля помощи учителя еще довольно высока, но разрабатывать это направление стоит непременно.

Также в последнее время многие кабинеты школы были оснащены интерактивными досками. Это способствовало значительному распространению информационно-коммуникационных технологий в обучении. На базе нашей школы было проведено несколько краевых семинаров, на которых учителя проводили мастер-классы по работе с интерактивными досками. Среди основных вопросов, возникавших в ходе мастер-классов были вопросы отношения школьников к использованию доски на уроках, и как это влияет на качество подготовки учащихся. Отмечалось повышение работоспособности учащихся за счет разнообразия методов, применяемых на уроках с использованием ИКТ, и большей заинтересованности в самостоятельной деятельности у доски.

Работа, проводимая учителями школы, находит свое продолжение в работе преподавателей и мастеров профессионального обучения, т.к. большинство ребят, получивших основное образование, остаются в нашей школе для получения профессии.

 

 

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельная работа – это особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя.

Учебная самостоятельность – это  свойство личности, которое включает в себя ряд сформированных действий (учебных умений). Такие учебные умения в совокупности представляют собой содержание учебной  самостоятельности школьников,  их способность расширять знания, умения по собственной инициативе.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это учащиеся, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Контингент обучающихся ГАОУ КК «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением» составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Все имеют легкую умственную отсталость. Для учащихся характерно недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой  сферы. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5 – 9-х классов выглядит следующим образом.

Учащиеся 5-х классов очень подвижны, активны на уроках, но они скорее любопытны, чем любознательны. Отзывчивы на все, что для них в новинку. Положительно реагируют  на различного рода дидактические игры, любят работать на интерактивной доске. С удовольствием берутся за выполнение самостоятельных работ, практических заданий. При этом переоценивают свои возможности, торопятся. Плохо прослушанная инструкция или невнимательно прочитанное задание ведут к многочисленным ошибкам в работе, неточностям в ответах. Зачастую слабая усидчивость некоторых пятиклассников мешает и отдельным ребятам, и классу в целом, т.к. создает суетливость, необходимость переспрашивать задание. В 5-х классах важно прививать ребятам навыки самоорганизации, самоконтроля, воспитывать целенаправленность деятельности.

В 6-х классах учащиеся изучают курс «Неживая природа». Он предусматривает большое количество несложных демонстрационных опытов.  Демонстрацию некоторых из этих опытов  можно доверить учащимся. Например, опыты с растворением в воде различных веществ, обнаружением воздуха в пористых телах и др. Т.е. учащиеся 6-х классов более организованы, лучше ориентируются в требованиях учителя. Они также, как пятиклассники, любят игровые задания. Но у них появляется интерес к более серьезным исследованиям. На уроках уже чаще можно услышать вопросы о том, как возникают те или иные явления природы. Этим ребятам можно предлагать частично проблемные вопросы. В то же время среди шестиклассников все еще наблюдается двигательная расторможенность, отвлекаемость.

Учащиеся 7-х классов обычно более спокойны, серьезны. Среди них появляется много ребят, с удовольствием берущихся за практическую работу. Это главные помощники в уходе за комнатными растениями, в уходе за черепахами. Хорошисты-семиклассники легко соглашаются участвовать в интернет-конкурсах, викторинах.

Учащиеся 8 – 9-х классов уже считают себя «взрослыми». Они более серьезны, более спокойны, более усидчивы, но у некоторых из них проявляется эмоционально-волевая неустойчивость. Часто на первый план выходят проблемы личного характера. Старшеклассники  для себя дифференцируют, что «очень» нужно для жизни, а что «не очень». При этом адекватного мнения они составить не могут.  Особенностью школьников с нарушенным интеллектом является недостаточная критичность к результатам своей деятельности. К старшим классам она также сохраняется. В этом возрасте особенно важно материал урока связывать с жизнью, показывать его значимость. Если в 5-м классе для школьников интересен уже сам процесс работы, то в 9-м главным  мотивом, побуждающим к деятельности,  является сознание значимости выполняемой работы.

К сожалению, в последние годы увеличивается число школьников, которые почти не читают и не пишут. В каждой параллели классов присутствует от 1-го до 3-х таких учеников. Иногда они поступают к нам уже в 8 – 9 класс. Такие ребята  обычно инфантильны, несамостоятельны, безынициативны. У них отсутствует целенаправленность деятельности, снижена работоспособность. Они требуют к себе особого внимания педагога.

В целом, от 5-х к 9-м классам наблюдается поступательный процесс положительных изменений в личностной сфере, в деятельности учащихся, в интеллектуальном развитии. Это процесс подготовки школьников к получению профессии и самостоятельной жизни. Формируя и развивая учебную самостоятельность, я ориентируюсь на конечный результат – воспитание цельной гуманной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Для успешного решения учебно-воспитательных задач важен правильный выбор методов обучения. Коррекционная направленность обучения требует сочетания на уроке различных методов – от репродуктивных до продуктивных. Несмотря на то, что продуктивные методы (например, создание проблемных ситуаций) могут использоваться лишь в ограниченном виде, однако доля их в обучении увеличивается по мере продвижения к старшим классам. В своей практике я использую следующие методы.

Беседа. Используется на всех этапах процесса обучения. Применяются беседы для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащихся.

Наблюдения. Этот метод позволяет обучить умению замечать изменения в живой и неживой природе, описывать природные объекты и явления. Широко используется на уроках природоведения в 5 классе.

Информационно-коммуникационные технологии. Включают использование в обучении компьютера, интернет-сервисов, интерактивной доски,

Проблемное обучение. Элементы проблемного обучения включаются в урок в виде вопросов на этапах подготовки к усвоению материала, закрепления материала.

Упражнения. Используются для закрепления знаний, формирования умений, навыков, для контроля усвоения материала.

Практические работы. На уроках этот метод используется согласно календарно-тематического плана. Некоторые практические работы рекомендуются учащимся для самостоятельной внеклассной работы.

Метод проектов. Это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности. Это метод пока мало распространен в коррекционных школах VIII вида.

Работа с книгой. Работа с учебником на уроках используется для закрепления полученных знаний, показывает учащимся возможность самостоятельно получать знания из книг.

Перечисленные выше методы тщательно проработаны перед их применением.

 

3.2. Актуальность педагогического опыта

Проблема формирования самостоятельности  школьников в процессе обучения остается до сих пор одной из актуальных в образовательном процессе. От решения этой проблемы во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленное на всестороннее развитие личности, на подготовку школьников к труду. Самостоятельность приучает к систематическому выполнению заданий учителя по повторению и усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей школьника, совершенствованию учебных умений и навыков.

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов подготовки к самостоятельной жизни в социально-культурной среде детей с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.

Актуальность данной проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от педагога к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

 

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

      Организуя работу по теме представленного опыта, я руководствовалась современными научными данными в области олигофренопедагогики и патопсихологии. Основой послужили исследования и печатные труды Л.С. Выготского, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Б.П. Пузанова, В.В. Воронковой и других ученых.

Специальная психология говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды… Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы. (В.В. Воронкова). Т.е. для продвижения в общем развитии ученика-олигофрена требуется специально организованная учебно-воспитательная работа.

Психологической основой коррекции дефектов умственно отсталых детей являются положения о возможностях их развития и о единстве законов развития нормального и умственно отсталого ребенка, выдвинутые и разработанные Л.С. Выготским и его последователями. Л.С. Выготским же были введены такие понятия, как зона актуального развития и зона ближайшего развития. Первая подразумевает такую подготовку ученика, которая позволяет ему действовать самостоятельно. Вторая дает возможность выполнять с помощью учителя то, что самостоятельно сделать пока не удается. При подготовке к урокам, при выборе методов и приемов обучения, подборе средств обучения, заданий для самостоятельной работы я стараюсь учитывать уровень знаний учащихся, их готовность к принятию учебного материала. Это позволяет мне предусмотреть типичные ошибки и, по возможности, их избежать.

Работа по формированию учебной самостоятельности школьников строится строго в соответствии с дидактическими принципами обучения. Предлагаемые задания имеют воспитывающий и развивающий характер. Продвижение учащихся проявляется в возрастающем умении использовать накопленные знания, собственный опыт, а также в более критичном отношении к результатам своей работы. Принцип доступности предполагает построение обу­чения умственно отсталых школьников на уровне их реальных учебных возможностей. Возможности учащихся коррекционной школы сильно различаются. Это учитывается при планировании уроков. Учащимся с разными возможностями предлагается разный вид деятельности по объему, сложности. Новый учебный материал базируется на уже изученном, опирается на предыдущий. Вся совокупность уроков учебного года – это единая лента, в которой не должно быть разрывов. Принцип систематичности и последовательности требует многократного повторения ранее изученных основных положений, проверки знаний и умений, т.к. для школьников с ОВЗ характерны неточность воспроизведения, фрагментарность знаний.

В коррекционной школе, уже исходя из названия, первостепенное значение имеет коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер личности. В результате применения коррекционных приемов обуче­ния одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продви­гаются в своем развитии. Исправление недостатков происходит медленно и неравномерно. Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности уча­щихся при выполнении  учебных  заданий. Осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать ус­ловия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. Изучение биологии и природоведения невозможно без широкого использования наглядного материала. Метод наблюдения, практические работы – это деятельность школьников, непосредственно связанная с биологическими объектами.

Механическое заучивание учебного материала не способствует его осознанному усвоению. Понимание учащимися значения своего учебного труда в школе Л. В. Занков считал  важнейшим результатом развивающего влияния учебного процесса. Сознательное усвоение предполагает активность учащихся в обучении. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной мыслительной деятельности. Это можно осуществить, предлагая ученикам простейшие проблемные ситуации и вовлекая их в рассуждения. Мною замечено, что для решения проблемных вопросов (пусть и простейших), важно учащихся «завести». Т.е. интонацией, мимикой, жестами учитель должен показать, что он сам крайне заинтересован загадочной ситуацией и восхищен найденной разгадкой.

Между принципом сознательности и активности в обучении и принципом прочности усвоения знаний, умений и навыков существует тесная связь. Чем глубже ученик понимает  учебный мате­риал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет. Основой для прочного усвоения материала служит повторение. Процесс повторения включает, в том числе, и различные  самостоятельные работы, как теоретического, так и практического характера.

Каждый ребенок, особенно в подростковом возрасте, стремится стать самостоятельным. Но  далеко не каждый понимает, что это такое. Формируя самостоятельность в обучении, я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики приобретали навыки самостоятельного поведения в повседневной жизни, умели критически оценить свои поступки. Л.С. Выготский  считал: «В развитии умственно отсталых детей, как и в развитии всякого ребенка, существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, и в процессе активного приспособления к среде вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки».

 

 

3.4. Результативность педагогического опыта

Результатом моей работы по проблеме использования на уроках самостоятельных работ в рамках развивающего обучения, считаю следующее:

-       высокая активность учащихся в течение урока;

-       повышение познавательного интереса школьников к предмету;

-       создание в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи;

-       более успешное усвоение учебного материала.

Результаты педагогического опыта показывают значительное повышение мотивации учащихся к изучению биологии. Наиболее активные учащиеся принимают участие в викторинах и олимпиадах.

 

Год

Фамилия, имя учащегося

Класс

Мероприятие

 

Результат

2013

Кириллова Лариса

6

II Всероссийская викторина «Наши пернатые друзья»

Участник

(9 место)

2013

Викоренко Алена

8

II Всероссийская викторина «Могучие исполины растительного мира»

1 место

2014

Голяк Анна

8

Всероссийская олимпиада «Животные» для школьников 6-8 классов

2 место

2014

Сырман Наталья

6

III Всероссийская викторина «На крыльях «Снежного вихря»

3 место

2014

Хуако Кристина

8

Всероссийская викторина «Царство Нептуна»

Участник

(6 место)

2014

Рыкун Федор

8

I Международный специальный конкурс по географии «Странствия Почемучки»

Участник

(6 место)

2014

Моргунов Александр

7

Всероссийская викторина «Птичий двор»

 

2 место

2014

Махин Дмитрий

9

Всероссийская викторина «Опасные и ядовитые»

1 место

 

Учащиеся с нарушением интеллекта приобретают умения, необходимые для продолжения обучения и адаптации в обществе.

 

 

 

 

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта

1. В представленном опыте собраны разнообразные материалы, которые используются мной для формирования и развития навыков самостоятельной работы учащихся.

2. В своей практике я широко использую информационно-коммуникационные технологии. С помощью интерактивных заданий мне удается повысить мотивацию учащихся и стимулировать их самостоятельность.

3. Я применяю на уроках и во внеурочной деятельности продуктивные методы обучения, например, элементы проблемного обучения. Впервые в нашей школе стала применять технологию проектов.

4. Впервые в практике нашей школы ученики, желающие проявить свою самостоятельность, стали участвовать в викторинах и олимпиадах.

5. Используемые технологии обучения учитывают взаимосвязь с другими школьными предметами. Это позволяет обучающимся легче преодолеть барьер перехода от школьного обучения к профессиональному.

 

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта

Данный опыт может быть использован для успешной социализации  и интеграции в обществе выпускников коррекционных школ. Также представляет интерес для организации работы с  учащимися группы риска (находящихся в сложной жизненной ситуации) в общеобразовательной школе.

Материалы опыта представлялись на семинарах районного, краевого и всероссийского уровня:

08.02.2013 г. на семинаре для учителей биологии, педагогов-психологов Павловского района «Обогащающее партнерство, интерактивные технологии на уроках биологии»;

17.06.2013 г. на межрегиональном практическом семинаре для специалистов коррекционных учреждений Республики Удмуртии Российской Федерации «Опыт коллег по крупицам вбирая»;

20.03.2014 г. на семинаре для специалистов коррекционных учреждений Краснодарского края «Электронные средства как фактор оптимизации обучения и воспитания. Презентация опыта работы на интерактивных досках, интерактивном глобусе, арт-поле»;

06.10.2015г. на семинаре для специалистов учреждений, подведомственных министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края «Современные инновационные технологии: инструментарий для повышения эффективности обучения, уровня собственной коммуникативной компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья».

 

 

 

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Процесс формирования учебной самостоятельности школьников сложен. Это объясняется многими причинами. Главными из них являются возрастные и индивидуальные возможности ребенка – обучаемость, особенности волевых процессов. Также имеют важное значение педагогические и социальные условия – влияние семьи, уровень школьного обучения, ценностные ориентации сверстников и др. В работе педагога возникает потребность установить уровень самостоятельности учащихся. Критериями могут служить:

-       степень сформированности знаний и умений;

-       устойчивость мотивации;

-       отношение к учебной деятельности, навыки самоорганизации, самоконтроля.

По В.В. Воронковой учащихся с нарушением интеллекта можно разделить на 4 группы.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают боль­ших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен не­который уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испыты­вают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяс­нение учителя, неплохо запоминают изучаемый мате­риал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполне­нии всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначитель­ной помощью. Эти ученики овла­девают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнооб­разных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отде­лить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в допол­нительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение постро­ить фразу. При изложении выученного текста учащиеся затруд­няются отграничить новые сведения от имевшихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного. Кроме того, страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способностью учащихся к анализу и обобщению, неумением устанавливать причинно-след­ственные зависимости. Забывание протекает у таких учащихся интенсивно.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполне­нии большого количества упражнений, введении допол­нительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать про­шлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой  под­сказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное ука­зание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забыва­ются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой коррекционной школы. Ученики этой группы овладевают только первоначальными навыками чтения и письма. Связная устная и письменная речь формируется у них медленно, отличается фрагментар­ностью, значительным искажением смысла.

Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. Учащиеся, которых можно отнести к I и II группам, могут выполнять относительно сложные задания продуктивного характера, во внеурочной деятельности участвуют в викторинах, конкурсах, проектах. Обычно такие дети составляют 30 – 40% от количества учащихся класса. С остальными учащимися необходимо отрабатывать задания по образцу и задания с  несколько измененными условиями.

В процессе обучения я использую различные  методы и приемы.

Метод обучения – совместная упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение заданной цели обучения. Прием — это часть метода. Методы обучения классифицируются по разным основаниям. С точки зрения рассматриваемой нами проблемы уместней классифицировать методы на репродуктивные и продуктивные.

Репродуктивные методы обучения используются для формирования умений и навыков школьников и способствуют воспроизведению знаний и их применению по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. Учитель с помощью системы заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или показанных способов деятельности. Репродуктивные методы предполагают организационную, побуждающую деятельность учителя. Для повышения эффективности репродуктивных методов учителем разрабатываются специальные системы упражнений, заданий.

В своей практике я применяю следующие методы, которые относятся к репродуктивным.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что я сообщаю  готовую информацию разными средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации осуществляется с помощью устного рассказа,  наглядных средств (картинки, схемы, видеофильмы). Ученики слушают, смотрят, делают записи в тетрадях, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснение нового материала я часто веду в форме беседы, во время которой обращаюсь к жизненному опыту учащихся, побуждаю их вспомнить конкретные явления, объекты или виды деятельности. В ходе беседы создается возможность дать учащимся определенные знания, закре­пить их, а также развивать мышление школьников, т. е. учить их производить анализ, сравнение, делать про­стейшие обобщения, формировать их диалогическую речь. С помощью продуманных вопросов можно добиться активности не только хорошо успеваю­щих учеников, но и тех, кому обучение дается с трудом. Вопросы учителя должны быть построены таким образом, чтобы ребенок был вынужден давать развернутый ответ.

Я практикую и такую форму работы, как составление вопросов учащимися. Свои вопросы они могут задавать любому  однокласснику, а затем оценивать качество ответов (правильно – неправильно, полно – не полно).

Свои уроки я провожу с использованием интерактивной доски. К каждой теме готовлю презентации. Использование интерактивной доски вызывает интерес у учащихся и повышает их мотивацию. Презентации, выполненные в виде интерактивного плаката могут быть использованы для индивидуальной работы с учащимся либо для самостоятельного изучения темы.

Для некоторых тем мною подготовлены листы заданий к уроку. (Приложение 1) Они  содержат несколько заданий, которые выполняются во время урока. Часть заданий выполняется по ходу объяснения материала, часть на этапе закрепления. Упражнения могут быть как в традиционной форме, так и в виде ребусов, небольших кроссвордов и т.п.  В данном случае фронтальная работа на протяжении урока чередуется с индивидуальной самостоятельной работой. В перспективе подготовка листов заданий для большинства изучаемых тем.

С целью обучения школьников умению замечать изменения в природе и жизнедеятельности людей, анализи­ровать факты и явления использую метод наблюдения. Наблюдения позволяют развивать восприятие окружающей действительности и оценивать собственное место в природе и обществе. При проведении наблюдения имеет значение самоорганизация, умение сконцентрировать внимание. Наблюдения могут относиться также  и к продуктивным методам в зависимости от поставленных задач.

Часто  применяю  на  уроках  описательные  тексты. Ребята  должны  угадать, о  ком  или  о  чем  речь.

«Она  ходок, а  не  прыгун. Ее  скачок  может  быть  вызван  только  внезапным  испугом. И, когда весной приходится идти к воде, она весь путь   туда и обратно шагает, а не скачет… Никто больше из четвероногих не  косолапит так  сильно, никто  не  идет  по  открытому  пространству  так  медленно… Она  близорука. Но  зато  как  видит  она  в  кромешной  темноте! Разглядеть  черного, как  уголек, жучка  на  черной  земле, когда  на  небе  ни  звездочки, и  прихлопнуть  его  без  промаха  своим  клейким  языком  может  только  она. Она  ловит   не  на  слух, не  на  нюх, а  только  на  глаз».  (Из   Л.Л. Семаго  «Серая  жаба», сб.  «За  птицей-радугой».)

Почти  сразу  раздается  ответ: «Лягушка!». «Нет, не  лягушка». Начинаются  предположения, сомнения, гадания. Наконец  кто-то  произносит  правильный  ответ: «Жаба». И  тут  же  с  другой  парты: «Я  же  говорил – лягушка!» вот  и  начинаем  разбираться, чем  жаба  отличается  от  лягушки. Оказывается  отличий – целое  море, пользы – море  и  уязвимости  тоже  море. Ну  не  любят  многие  люди  жаб, да  и  лягушек  тоже. Надеюсь, что  после  урока  дети  перестанут  обижать  этих  очень  полезных  животных. Увидят  красоту, которой  раньше  не  замечали.

Упражнения. Это метод обучения, который предусматривает целенаправленное многократное повторение учащимися определенных действий или операций с целью формирования умений и навыков. Метод упражнений является  самым распространенным, наиболее эффективным  по закреплению знаний, выработке умений и навыков.  Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:      

-       усвоение теоретического материала учащимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до учащихся требований в последовательности действий;       

-       демонстрация учителем образцов правильного подхода к выполняемым упражнениям;          

-       разнообразие упражнений, предлагаемых для выполнения учащимся по содержанию, форме;      

-       построение системы упражнений с нарастанием степени сложности;       

-       разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся;      

-       связь упражнений с другими темами курса, выполнение упражнений меж предметного характера;      

-       оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков;  

-       обсуждение, анализ и коррекция выполненной работы при активном участии учеников. 

Одним из распространенных видов упражнений  является восстановление  текста с пропущенными словами.

Например.

Прочитайте текст. Впишите недостающие слова.

     Наша  школа стоит рядом с рекой. Таких речек в России очень много. Называются они по-разному. А эта Тихонькая. Плавают, скачут, бегают по воде и в воде жители Тихонькой. Их много самых разных. Весело и задорно мчатся по поверхности воды …………….. . С камышинки на камышинку перепархивают изящные ……………….. . Вот плеснула хвостом по поверхности воды ……………… . Рядом с берегом появился маленький бугорок, а на нем два глаза. Это смотрит на тебя ………………… . Зеленые лягушки – постоянные жители реки Тихонькой. А еще иногда здесь появляется удивительная птица – длинноногая  ……………… . Наша речка – любимое место отдыха и летом, и зимой.

На первый взгляд эти задания очень просты. Но у учеников с нарушенным интеллектом они часто вызывают затруднения. Учащиеся сомневаются, к какой части речи относится пропущенное слово, не могут сообразить, какой следует задать вопрос к тому или иному слову.  Они не всегда дочитывают предложение до конца. Иногда части предложения с пропущенным в середине словом воспринимают как раздельные, не зависящие друг от друга.  Это особенности восприятия детей с ОВЗ.  Упражнения  подобного типа необходимо использовать на протяжении всех лет обучения, начиная с минимального количества предложений (2 – 3), со словами для справок, и постепенно усложняя к концу обучения.  

Большой простор для применения упражнений дает интерактивная доска. Для работы на ней я подготавливаю задания как в программе доски (Elite Panaboard book), так и в программе Power Point.

При повторении изученного материала можно вопросы спрятать за цифрами, знаками, рисунками. Выходя к доске, ученик выбирает цифру (знак, рисунок). Появляется вопрос, на который надо ответить. Обычно даже самые пассивные ученики проявляют желание отвечать. Можно вопросы «вытаскивать» из-за поля доски, потянув цифру (знак, рисунок). Слабым ученикам можно дать две попытки: разрешить быстренько «вернуть вопрос на место», если он для них труден, и вытащить другой. Также при повторении можно использовать анимированные кроссворды для  закрепления биологических терминов, «собрать» термин из отдельных букв. Этот прием хорош для слабо читающих ребят.  Для 5 – 6-классников составляю вопросы, «выезжающие» на рисованном поезде, для старшеклассников прикрываю вопросы «шторкой». Такое проведение опроса  заинтересовывает учеников и стимулирует их к деятельности.

Компьютерные технологии позволяют обеспечить высокий уровень обратной связи с учениками, контроль  усвоения ими учебного материала. Тестирование  - наиболее простая и быстрая форма контроля, которая позволяет выяснить степень усвоения изучаемого материала,   выявить вопросы, вызывающие затруднения и вовремя ликвидировать неясные моменты. При помощи тестов можно также выяснить и то, насколько прочно усвоены основные понятия.  Тестирование  я провожу с использованием интерактивной доски. Я для составления тестов использую известный многим шаблон А.Н. Комаровского. В шаблон можно вставить задания разных типов. По окончании теста ученику автоматически выставляется оценка. Использование таких тестов создает атмосферу соревнования. К тому же, успешное прохождение теста вселяет в ребенка дополнительную уверенность, так как многие считают, что оценку «ставит компьютер». Тесты в бумажном варианте тоже применяю. Такой вид деятельности обычно вызывает затруднения у слабо читающих учеников. При работе у доски ученик может рассчитывать на помощь учителя или одноклассников в чтении. Когда же он выполняет задание, сидя за партой, ему приходится опираться на собственные силы, либо обращаться за помощью. В любом случае ученику придется самому принять решение: действовать самостоятельно полностью или частично.

Для актуализации познавательного интереса учащихся важно, чтобы процесс обучения был не только необходимостью, но и путешествием в увлекательный мир знаний. С этой целью я включаю в свои уроки такие виды дидактических игр, как кроссворды и загадки. Кроссворды занимают в системе дидактических игр особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются «сами с собой». Успех вселяет в ученика уверенность, добавляет положительные эмоции. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. В процессе работы осуществляется важный этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике. Кроссворд – это своеобразная самопроверка.

Я применяю кроссворды небольшого объема: 5 – 8 слов. Учащиеся разгадывают кроссворд самостоятельно, затем проводится проверка на интерактивной доске.

Важным средством развития мышления учащихся являются загадки. Они расширяют кругозор, знакомят детей с окружающим миром, явлениями природы. Любая загадка – это логическое упражнение, в котором требуется узнать предмет по его характерным признакам. Для того,   чтобы доказать правильность отгадки, необходимо последовательное рассуждение. Значительна роль загадок в развитии  у детей поэтического слуха. Они обогащают слух разнообразными рифмами. Таким образом, несмотря на миниатюрность жанра, загадка обладает многими ценными качествами. С успехом применять загадки можно и в средних, и в старших классах. Имея в своей «педагогической копилке» достаточное количество загадок, можно легко составить задания к кроссвордам по разным темам. Например, я использую подобные загадки:

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает

(дерево)

Большие глаза, а слепой; из каждого глаза растет хвост

(картофель, словенская загадка)

Родится без ног и без головы, а как подрастет - вырастут и ноги,

и голова

(яйцо)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое

(корова)

Заря-заряница, Красная  девица  по  миру  ходила, ключи  обронила, Месяц  видел, Солнце  скрыло

(роса)

В  саду царском, на  дереве  райском  с  боку – малина, с  другого – калина, с  третьего – вишенье, а  с  четвертого  нет  ничего – одно  зябелье (времена  года)

Из-под  кустика  хватыш

(волк)

Через  путь  прядыш

(заяц)

Работа с книгой имеет важное значение в обучении детей с нарушенным интеллектом. Начинается она с работы с учебником, которую можно применять на различных этапах урока. Именно с учебника начинается путь ребенка к самообразованию. Школьник начинает понимать, что можно получить необходимую информацию не только от взрослого человека (учителя, воспитателя, родителя), но и добыть ее самостоятельно из литературных источников. Но чтобы это произошло, надо начинать с малого. Нужно изучить с ребятами структуру учебника, научить пользоваться оглавлением. Когда я прошу открыть в учебнике определенную тему (даже ту, что была задана на дом), то часто слышу вопрос «Какая страница?». От меня ждут готового решения. Но в ответ я прошу мне подсказать номер страницы, так как я его «забыла».

При работе с учебником использую следующие приемы: выборочное чтение, вопросы к тексту, вопросы к иллюстрациям. При выполнении некоторых самостоятельных заданий я разрешаю ученикам пользоваться учебником. Тем самым учу их ориентироваться в тексте.

Продуктивное обучение – это такой  педагогический процесс, который способствует развитию личности в коллективе и развитию самого коллектива посредством продуктивно-ориентированной деятельности, оформленной в виде реальной жизненной ситуации и происходящей  в составе группы при поддержке педагога. Продуктивное обучение нацелено на приобретение жизненных навыков, обеспечивающих личный рост и индивидуальное развитие, межличностных навыков, самоопределение участников.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы.  Проблемным считается такое обучение, при котором учитель, используя специальные педагогические средства, ведет целенаправ­ленную работу по формированию мыслительных способ­ностей, познавательной активности, творческих сил учащихся. Проблемное изложение, частично-поисковая работа, ис­следовательская деятельность – это формы проблемного обучения. В коррекционной школе использование  проблемного обучения может быть только в виде элементов. Элементы проблемного обучения позволяют решать важные учебно-воспитательные задачи: развитие мышления, наблюдательности, поиск верного решения учащимися,  реализация потребности  в самоутверждении. Так, например, можно начать рассказ о зайцеобразных со следующего описания: «Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро. Здесь, тревожно прислушиваясь, он оглядел молодые побеги ивы, осины. Подкрепившись, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст. Как вы думаете, кто это был?».

Учащиеся могут сами сформулировать тему урока «Роль физических упражнений в формировании опорно-двигательной системы», если предложить им, например, «облако слов».

 

 

 

Интересен такой прием, как написание синквейна. Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Может быть использована в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи и мышления. Синквейны полезны  для оценки словарного багажа учащихся и для оценки усвоения понятий и терминов. Для учащихся  коррекционной школы этот прием представляет некоторую трудность. Однако они с большим интересом включаются в работу, и я использую прием  написания синквейна на обобщающих уроках.

Правила написания синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Примеры из практики. Синквейны, составленные учащимися.

 

Солнце

Яркое, теплое

Светит, согревает, радует

В солнечный день у людей хорошее настроение

Каникулы

 

Лягушка

Маленькая, беззащитная

Прыгает, плавает, прячется

Ловко ловит комаров

Земноводное

Сердце

Маленькое, хрупкое

Стучит, бьется, переживает

Работает днем и ночью

Жизнь

 

Среди учащихся с ОВЗ, как и среди их сверстников из средних школ, есть ребята любознательные, интересующиеся биологией. Таким ребятам стараюсь давать задания по составлению небольших докладов. В ними они выступают на уроках. Чаще всего интересуются жизнью животных. Поэтому  даю задания найти информацию о каком-либо животном, которое не изучается по программе биологии, но сведения о нем могут быть интересны для учащихся. Например, это опоссум, хамелеон, тропические лягушки и т.д. Я дополнительно подбираю фотографии и видеоролики в интернете. Ученик выступает с мини-докладом в сопровождении фото и видеоматериалов.

 Одной из  составляющих современного образовательного процесса является проектная деятельность учащихся. Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.

Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации. Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся. 

Работа над проектом в коррекционной школе – это совместная деятельность учителя и ученика, т.к. отбор материала, обработка и оформление информации представляют трудность для ученика. Наиболее приемлемыми для учащихся с нарушением интеллекта являются прикладные и информационные проекты. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении. Желательно, чтобы проекты были межпредметными (например, биология – чтение – СБО). Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. должна находиться в зоне ближайшего развития.  Чем старше учащиеся, тем более самостоятельны они осуществлении проекта. Но на этапе обобщения и презентации результатов роль учителя все равно велика. В моей практике мы с учениками оформляли мини-садик в аквариуме (Приложение 2), мини-садик из суккулентов (Викоренко А., Мельник М., Здоренко В., Николаев А.). Шестиклассник Черепаха Д. подобрал информацию в интернете и составил памятку по уходу за красноухими черепахами, которых подарили кабинету биологии. Ученица 9 класса Хуако К. с использованием  литературы и интернета подготовила проект «Народный календарь», где собрала пословицы и поговорки  по месяцам года и народные приметы ( своеобразный месяцеслов). Материал проекта теперь используется на уроках природоведения. Выполненный проект вначале оценивал  автор, а потом все учащиеся.

Практические работы – это деятельность учащихся, связанная с выработкой определенных умений. В программе природоведения и биологии предусмотрены практические работы по пересадке и перевалке комнатных растений, работы на пришкольном участке (рыхление почвы, посадка, полив растений), работы по уходу за животными. Организую практические работы так, чтобы каждый ученик имел свой фронт работ, инвентарь. Пред началом провожу фронтальный инструктаж. Практические работы, кроме выработки необходимых умений, способствуют формированию навыков самоконтроля.

По изучению каждого раздела курсов биологии и природоведения  я провожу диагностические контрольные работы в виде тестов.

Какая бы работа с учащимися ни проводилась, она обязательно должна заканчиваться проверкой с подробным объяснением  ошибок, если они есть. Ошибки необходимо обсуждать с учениками, а не просто на них указывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Выводы

Формирование учебной самостоятельности учащихся с нарушениями интеллекта является сложной, кропотливой работой. Но эта работа очень важна, особенно в условиях школы-интерната. Она обусловлена современными тенденциями в образовании, предусматривающими развитие личности школьников, подготовку к самостоятельной жизни и труду в обществе. Работа над представленной темой позволяет сделать следующие выводы.

1. Различные виды самостоятельных работ должны включаться в процесс обучения на каждом уроке. Только систематичность их применения может сформировать учебную самостоятельность школьников.

2. В зависимости от возможностей  каждого учащегося должны быть организованы контроль и помощь учителя. Для учащихся важна ситуация успеха на уроке. Успех повышает учебную мотивацию. Мотивация, в свою очередь, стремление к познанию.

3. Задания должны быть посильны для учащихся. Усложнение заданий должно происходить с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

4. Многие учащиеся, в первую очередь те, кого мы относим к I и  II группам, стремятся демонстрировать свою самостоятельность. Применение различных самостоятельных заданий направляет это стремление в «нужное русло».

5. Учащиеся с нарушенным интеллектом могут быть успешно задействованы в продуктивной деятельности (выполнение несложных проектов, творческих заданий).

6. В процессе формирования учебной самостоятельности учащиеся вырабатывают навыки самоорганизации и самоконтроля, что является важным фактором для дальнейшего профессионального образования и социализации.

 

 

 

 

Литература

1. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Ж.И. Шиф. Изд. «Просвещение». М. 1965

2. С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника». Изд. «Просвещение». М. 1986

3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефектологических  факультетов педагогических институтов. Под ред. В. В. Воронковой. Изд. «Школа-Пресс». М. 1994

4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Учебное пособие для студентов  высших педагогических учебных заведений. Под ред. Б.П. Пузанова. Издательский центр «Академия». М. 2001

5. Л.В. Жарова «Учить самостоятельности». Книга для учителя. Изд. «Просвещение». М. 1993

 

 

Приложение 1

Лист  заданий  к  уроку по теме

«Разнообразие пресмыкающихся»

 

 

Дата  ________________

 

Фамилия, имя  ученика  ___________________________________

 

Тема  урока. ______________________________________________________

 

_________________________________________________________________ 

 

 

I. Подчеркни  одной  чертой  сведения  о  ящерице

1.                 Живёт  на  суше.

2.                 Тело  вытянутое, стройное.

3.                 Тело  неуклюжее, приплюснутое.

4.                 Передвигается  шагами.

5.                 Кожа  сухая, покрыта  роговой  чешуёй.

6.                 Кожа  влажная, покрыта  слоем  слизи.

7.                 Дышит  лёгкими  и  кожей.

8.                 Дышит  лёгкими.

9.                 Размножение  и  развитие  происходит  на  суше.

10.            Размножение  и  развитие  происходит  в  воде.

 

 

 

II. “Он  на  минуту  совершенно  замирает  и  только  медленно  вращает глазами. Затем  он  плавно  поднимает  в  воздух  одну  переднюю  и  одну заднюю  ногу  и  начинает  ритмично  раскачиваться  вперёд  и  назад. Сделав шаг  и  снова  застыв  на  месте, он  поднимает  вторую  пару  ног и  повторяет всё  сначала. При  этом  всё  время  вращает  своими большими  и  выпуклыми глазами». (Джералд  Дарелл) О ком идёт речь?

 

 

 

III.           7  1   4   2   3   2   6   5

1 – a

2 – e     …..........................................

3 – л

4 — м

5 — н

6 — о

7 — х 

 

 

IV. Таблица  «Значение  змей  для  человека»

Польза  для  человека

Вред  для  человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Дополни  фразы

Пресмыкающиеся — удивительные  животные, потому  что...........................................................................................................................

…................................................................................................................................................................................................................................................................

…................................................................................................................................................................................................................................................................

 Я  больше  никогда  не  буду  ловить  ящериц  и  ужей, потому  что ….............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

 

                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

Лист заданий к уроку по теме «Корова»

 

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата  ___________________

Тема урока. __________________________________________________

1. Найди и отметь с помощью линии названия молочных продуктов

О

М

С

Ы

Р

Т

Ж

Е

Д

Е

В

М

Ч

П

И

Я

С

О

К

О

Т

М

У

Ц

М

Е

Т

Л

В

А

Д

Ё

И

Щ

А

О

О

С

Л

О

Т

В

Н

К

Р

О

Г

З

Н

Ю

А

О

Б

Н

Е

Ш

Е

К

Е

Ф

И

Р

Т

Э

 

2. В пословицах о коровах пропущены слова. Вставь их, используя слова для справок. Слова записывай в нужном падеже

Корова во дворе, так и …………………… на столе.

Корова рогата, да …………………….. богата.

Была бы ………………………… , будет и молочко.

Слова для справок: коровушка, еда, молоко.

3. Заполни таблицу

Породы

Представители  пород

Молочные

Молочно-мясные

Мясные

 

4. Реши мини-кроссворд

 

 

 

 

1. Порода коров молочной группы

2. Детёныш коровы

3. Роговые чехлы на пальцах коров

4. Предок домашней коровы

 

5. Твоё настроение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лист  заданий  к  уроку по теме

«Органы кровообращения. Сосуды»

 

Дата  ________________

 

Фамилия, имя  ученика  _________________________________________

 

Тема  урока. ____________________________________________________

 

I. Допиши предложение

     Органы кровообращения – это  __________________ и ______________

_______________________________________________________________ .

 

II. Объясни происхождение слова «кровеносные»

 

Кровеносные

 

 


                               ____________                         ____________

 

III. Дополни схему

 

IV.* Соедини название кровеносного сосуда и его характеристику

Артерии                            это  сосуды, которые  несут  кровь  к  сердцу

 

Вены                                  мельчайшие  кровеносные  сосуды

                        

Капилляры                           это  сосуды, которые  несут  кровь  от  сердца

 

 

V. Для тебя важно знать строение кровеносных сосудов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса …………………………………… 3 1

Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса …………………………………… 3 1

Литературный обзор состояния вопроса 1

Литературный обзор состояния вопроса 1

Но ученики, прежде чем приступить к выполнению какого-либо задания, должны выслушать и уяснить инструкцию учителя

Но ученики, прежде чем приступить к выполнению какого-либо задания, должны выслушать и уяснить инструкцию учителя

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

К сожалению, в последние годы увеличивается число школьников, которые почти не читают и не пишут

К сожалению, в последние годы увеличивается число школьников, которые почти не читают и не пишут

Педагогический опыт 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Педагогический опыт 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов подготовки к самостоятельной жизни в социально-культурной среде детей с нарушением интеллекта в условиях…

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов подготовки к самостоятельной жизни в социально-культурной среде детей с нарушением интеллекта в условиях…

Возможности учащихся коррекционной школы сильно различаются

Возможности учащихся коррекционной школы сильно различаются

Л.С. Выготский считал: «В развитии умственно отсталых детей, как и в развитии всякого ребенка, существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребенка…

Л.С. Выготский считал: «В развитии умственно отсталых детей, как и в развитии всякого ребенка, существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребенка…

Новизна представляемого педагогического опыта 1

Новизна представляемого педагогического опыта 1

Также имеют важное значение педагогические и социальные условия – влияние семьи, уровень школьного обучения, ценностные ориентации сверстников и др

Также имеют важное значение педагогические и социальные условия – влияние семьи, уровень школьного обучения, ценностные ориентации сверстников и др

Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к

Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к

Учитель с помощью системы заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или показанных способов деятельности

Учитель с помощью системы заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или показанных способов деятельности

Наблюдения могут относиться также и к продуктивным методам в зависимости от поставленных задач

Наблюдения могут относиться также и к продуктивным методам в зависимости от поставленных задач

Одним из распространенных видов упражнений является восстановление текста с пропущенными словами

Одним из распространенных видов упражнений является восстановление текста с пропущенными словами

При помощи тестов можно также выяснить и то, насколько прочно усвоены основные понятия

При помощи тестов можно также выяснить и то, насколько прочно усвоены основные понятия

Родится без ног и без головы, а как подрастет - вырастут и ноги, и голова (яйцо)

Родится без ног и без головы, а как подрастет - вырастут и ноги, и голова (яйцо)

Так, например, можно начать рассказ о зайцеобразных со следующего описания: «Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро

Так, например, можно начать рассказ о зайцеобразных со следующего описания: «Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро

Лягушка Маленькая, беззащитная

Лягушка Маленькая, беззащитная

Ученица 9 класса Хуако К. с использованием литературы и интернета подготовила проект «Народный календарь», где собрала пословицы и поговорки по месяцам года и народные приметы…

Ученица 9 класса Хуако К. с использованием литературы и интернета подготовила проект «Народный календарь», где собрала пословицы и поговорки по месяцам года и народные приметы…

Выводы Формирование учебной самостоятельности учащихся с нарушениями интеллекта является сложной, кропотливой работой

Выводы Формирование учебной самостоятельности учащихся с нарушениями интеллекта является сложной, кропотливой работой

Приложение 1 Лист заданий к уроку по теме «Разнообразие пресмыкающихся»

Приложение 1 Лист заданий к уроку по теме «Разнообразие пресмыкающихся»

IV . Таблица «Значение змей для человека»

IV . Таблица «Значение змей для человека»

Лист заданий к уроку по теме «Корова»

Лист заданий к уроку по теме «Корова»

Реши мини-кроссворд 1

Реши мини-кроссворд 1

Лист заданий к уроку по теме «Органы кровообращения

Лист заданий к уроку по теме «Органы кровообращения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020