Формирование законопослушного поведения обучающихся
Оценка 4.7

Формирование законопослушного поведения обучающихся

Оценка 4.7
docx
15.05.2024
Формирование законопослушного поведения обучающихся
Формирование законопослушного поведения.docx

Формирование законопослушного поведения обучающихся

 

Законопослушное поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. 

Правомерное поведение – это особая  разновидность юридически значимого поведения, которое характеризуется следующим: 

     Отвечает          интересам общества,   государства         и       граждан.       (ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

     Соответствует требованиям права, поскольку связано с осуществлением субъективных прав и юридических обязанностей.  (ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА)

     Вызывает позитивные юридические последствия. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) 

     Обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной поддержкой государства. (ПРОСВЕЩЕНИЕ)

 

Законопослушное поведение можно рассматривать как комплекс ценностей, норм и правил, которые исполняются на добровольной основе, на основе которых строится реально существующий правопорядок. Это выражается в правосознании старшеклассников, в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей правовой системе.

Возможны расхождения между правосознанием людей и их реальными поступками, которые они совершают вопреки своим собственным представлениям о правовых нормах. Юридические законы создаются для того, чтобы регулировать поведение людей в обществе.

В несовершеннолетних, как в школе, так и дома должна формироваться правовая компетентность. Правовая компетентность – это комплекс знаний, идей, ценностных представлений, определяющих выбор обоснованного законом поведения человека. Необходимым составляющим такого комплекса является правовое образование, формирование политического и правового сознания, навыков самоопределения по отношению к явлениям политической и правовой жизни общества, умение давать собственную оценку политическим и нравственным явлениям.

Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества, а также выполнение и следование всем нормам закона и права.

Можно выделить несколько важных аспектов, влияющих на формирование законопослушного поведения.

1.                  Знание закона. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения – на руку мошенникам, которые могут, пользуясь ею, обманывать людей. Сейчас существует большое количество юридической литературы, включая кодексы законов и комментарии к ним. Но юридическая грамотность населения остается на крайне низком уровне.

2.                  Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами, не путем применения силы, угроз. Зачастую даже старшеклассники не доверяют прокуратуре, суду, милиции и считают бесполезным обращаться к ним за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а через применение силы.

3.                  Уважение закона. Закон в России воспринимается как приказ, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.

 

В задачи правового воспитания входит формирование:

 знаний о праве;

     внутреннего уважения к праву;

     умения применять правовые знания на практике;

     привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение. 

К формам правового воспитания относятся:

     правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

     правовая          пропаганда          (правовое   воспитание          населения   в       лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

     правовое          воспитание          правонарушителей       правоприменительными       органами

(правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

     юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов).

Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др. Средства правового воспитания делятся:

     на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

     устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

Усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. 

Все вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность проблемы поиска и использования эффективных механизмов для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в целях оптимальной организации системы их воспитания и оказания им психолого-педагогической поддержки. 

             Под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона.

   

Современное понимание законопослушного поведения у несовершеннолетних.

 

       В понимании современных детей и подростков законопослушное поведение – это поведение соответствующее принятым в обществе нормам и правилам. Такое поведение, с одной стороны, - требует знания этих норм, - а с другой, - их выполнения (соблюдения).

На основании жизненного опыта современных детей и подростков «законопослушное поведение» проявляется:

-  в выполнении устава и правил общеобразовательного учреждения; 

-  в соблюдении законов РФ

-  в ограничении собственного поведения - в выполнении моральных требований.

        Дети и подростки отмечают, что очень важным условием реализации законопослушного поведения является понимание и осознание собственных жизненных ценностей и нравственных приоритетов. Они в процессе работы неоднократно подчеркнули, что поведение человека связано с принятием ответственности за свое поведение и его последствия.  У несовершеннолетних особый интерес вызывает понимание причин противозаконного поведения.

 В заключение, следует отметить, что дети и подростки, говоря об основных условиях формирования законопослушного поведения, отметили, что для этого необходимы социальное благополучие в обществе, максимальное соблюдение всех конституциональных прав и осознание всеми гражданами моральных принципов и ценностей.

 

Особенности формирования законопослушного поведения у детей и подростков.

 

В современной отечественной педагогике и психологии регуляция поведения человека чаще всего рассматривается в контексте его ценностно-смысловой сферы. Нравственная регуляция определяется как высшая форма саморегуляции поведения человека и выражается в таких формах как нормы-заповеди, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, долга, ответственности (О.Г. Дробницкий).                                                     

            Очевидно, что в процессе специально организованной деятельности (воспитательной) необходимо включать ребенка в различные ситуации жизненного выбора и учить его делать собственный выбор, способствуя тем самым формированию его осознанного законопослушного поведения.

В педагогической литературе в последнее десятилетие особо актуальным стал вопрос о нравственно-правовом воспитании детей и подростков. Законопослушное поведение личности рассматривается в качестве результата такого воспитания. 

Нравственно-правовое воспитание – это целенаправленный процесс, включающий в себя просвещение и превращение нравственно-правовых знаний детей и подростков в их личные убеждения, а также формирование на основе этого ответственного отношения к собственным делам и поступкам, к поведению в целом.

            Для формирования законопослушного поведения личности необходимо помнить, что данное поведение функционирует на трех уровнях:

-                     Когнитивный (Знание) уровень. Представляет собой правовые знания описательного характера, нормативные и оценочные знания. Эти знания выражают систему оценочных суждений личности, опирающихся на представления о существе правовой действительности.

-                     Эмоциональный уровень представляет собой эмоциональное отношение личности к своим обязанностям, к необходимости соблюдения правил, законов, прав другого. На этом уровне формируется правовая установка на соблюдение норм права.

  - Поведенческий уровень проявляется в поступках, действиях личности в различных жизненных ситуациях. Этот уровень включает в себя готовность выполнять правовые требования. Поведенческий уровень наиболее четко проявляет ценностно-правовую ориентацию личности и отражает ее индивидуальное правосознание.

       Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что эти уровни являются взаимосвязанными компонентами, обусловливающими целостное поведение личности, отражающими ее гражданско-правовую позицию. Следовательно, процесс нравственно-правового  воспитания человека должен быть ориентирован не на отдельные уровни личности (например, только на знания), а на всю личность человека в целом. 

Особого внимания заслуживает тот факт, что при формировании законопослушного поведения особую роль играет детская и подростковая субкультура, в рамках которой и возникают неформальные объединения. Неформальными объединениями называются официально незарегистрированные стихийно образующиеся группы молодежи на основе общего типа поведения, образа жизни и ценностных установок.

Причинами вступления подростков в неформальные объединения, по мнению психологов, выступают: психологическое неблагополучие в семье, неорганизованный досуг, реализация потребности во взрослости, бюрократизм и формализм в работе государственных и молодежных общественных организаций.

Так можно выделить несколько групп: 

-   музыкальные неформальные молодежные объединения (эмо, реперы, группы рокеров: ska-панки, металлисты, готы), фан-клубы звезд популярной музыки); 

-   объединения, сформировавшиеся благодаря хобби (брейкеры, паркур, граффити, скейтеры); 

-   объединения, выделяемые по общественным и политическим убеждениям (хиппи, антифашисты, растаманы); 

-   объединения с антисоциальной направленностью (скинхеды, гопники, панки, сатанисты, футбольные хулиганы);

-   объединения с социально-позитивной направленностью (группы экологической защиты, охраны памятников и окружающей среды); 

-   объединения технической направленности (байкеры, компьютерщики); 

-   объединения, основанные на кино, мультипликации (отаку – поклонники аниме (японской мультипликации). 

   

        Работа специалистов с неформальными молодежными объединениями – важная составляющая профилактики противоправного поведения учащихся.  Необходимо:

-   поддерживать творческие социально-позитивные молодежные объединения (например, предоставлять места для танцевальных занятий брейк-дансом, хип-хоп и др.);

-   вести целенаправленные профилактические беседы, информирующие подростков о пагубном влиянии на личность асоциальных неформальных объединениях, создавать установки отторжения данных групп;

-   оказывать психологическую помощь подростку в налаживании взаимоотношений с учебным коллективом;

-   осуществлять коррекционную психолого-педагогическую работу с подростками, участвующими в деструктивных объединениях;

-   вовлекать подростков в позитивные, социально полезные организации, в учреждения дополнительного образования;

-   предоставлять подростку пространство взросления (интересная не формализованная социальная деятельность), где он может выстраивать взаимоотношения, чувствовать свою сопричастность к значимым делам, проявлять свою индивидуальность. 

В качестве конкретных средств для формирования законопослушного поведения детей и подростков мы могли бы рекомендовать мероприятия, которые проводились бы в режиме активного обучения (групповые дискуссии, фокус-группы, тренинги и т.д.). Например, это могут быть:

-   лекции, дискуссии, тренинги, направленные на формирование ненасильственной модели поведения, воспитание полноценной личности; 

-   классные часы на тему: «Права и обязанности ребенка», «Конвенция ООН о правах ребенка»; неделя права;

-   работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в форме групповых дискуссий;

-   беседы на тему: «Главные ценности моей жизни», «Знаю ли я свои права и обязанности?»;

-   участия в общественно – полезных делах;

-   индивидуальные беседы с родителями на тему: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей»; «Воспитание без насилия»; 

-   профилактические рейды, направленные на выявление и оказание своевременной социальной помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-   тематические встречи родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения;

-   социально – педагогическая и психологическое консультирование родителей;

-   выступления на педагогическом совете по теме: «Этика учителя», «Право и нравственность» и т.п;

-   оформление и постоянное обновление в образовательных учреждениях информационноконсультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов);

-   круглые столы по актуальным вопросам нравственно-правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

-   викторины, дискуссии, классные часы по проблемам нравственности и правового поведения: «Всеобщая декларация прав человека»;  «Я и закон»;  «Права человека»; «Мои права и права других людей, мои обязанности» и т.п;

-   родительские собрания по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

-   конкурс рефератов «Что значит быть законопослушным гражданином»;

-   конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право»;

-   беседы «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»; «Твоя уличная компания»; «Человек в мире правил»; «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»; «Что такое закон? Главный закон страны»; «Твои права и обязанности»; «Что делать, если ты попал в милицию» и т.п.

 На наш взгляд, проведение подобных мероприятий в форме методов активного обучения будет способствовать формированию у детей и подростков законопослушного поведения.

 

Таблица 1

Некоторые критерии сформированности законопослушного поведения

 

Возрастная категория

Когнитивный уровень (знание)

Поведенческий уровень (умения, навыки)

старшекл ассники , студенты

-смысл, значимость, ценности собственной жизни и жизни общества; -особенности построения партнерских отношений с людьми;

-основные нравственные нормы о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

-свои права и обязанности, основные положения Декларации прав человека.

-осознавать смыслы и ценности своей жизни и жизни общества;

-строить равноправные партнерские отношения;

-иметь собственные нравственные взгляды и убеждения, негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

- отстаивать свои права в различных жизненных ситуациях.

 

Список литературы:

1.  Коверкин А.М. Особенности государства и права в современной России. //Наука и общество в современных условиях. – 2014. – С. 26.

2.  Морозова Л.А.Теория государства и права. // М.: Юристъ, 2002.-С.114

3.  Сапрыгина М.В. Проблемы формирования правовой культуры старшеклассников Социальногуманитарные знания. – 2013. - № 4. – С. 208. 


 

4. 

Формирование законопослушного поведения обучающихся

Формирование законопослушного поведения обучающихся

Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения…

Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения…

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на…

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на…

Под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона

Под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона

В современной отечественной педагогике и психологии регуляция поведения человека чаще всего рассматривается в контексте его ценностно-смысловой сферы

В современной отечественной педагогике и психологии регуляция поведения человека чаще всего рассматривается в контексте его ценностно-смысловой сферы

Следовательно, процесс нравственно-правового воспитания человека должен быть ориентирован не на отдельные уровни личности (например, только на знания), а на всю личность человека в целом

Следовательно, процесс нравственно-правового воспитания человека должен быть ориентирован не на отдельные уровни личности (например, только на знания), а на всю личность человека в целом

Работа специалистов с неформальными молодежными объединениями – важная составляющая профилактики противоправного поведения учащихся

Работа специалистов с неформальными молодежными объединениями – важная составляющая профилактики противоправного поведения учащихся

Права и обязанности родителей по воспитанию детей»; «Воспитание без насилия»; - профилактические рейды, направленные на выявление и оказание своевременной социальной помощи несовершеннолетним и их семьям,…

Права и обязанности родителей по воспитанию детей»; «Воспитание без насилия»; - профилактические рейды, направленные на выявление и оказание своевременной социальной помощи несовершеннолетним и их семьям,…

Таблица 1 Некоторые критерии сформированности законопослушного поведения

Таблица 1 Некоторые критерии сформированности законопослушного поведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2024