Формирование духовности и нравственности младших школьников на уроках ОРКСЭ
Оценка 4.7

Формирование духовности и нравственности младших школьников на уроках ОРКСЭ

Оценка 4.7
Семинары
doc
правоведение +2
Взрослым
29.08.2018
Формирование духовности и нравственности  младших школьников на уроках ОРКСЭ
Известно, школа является основным звеном духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты, котoрые в российском сознании всегда почитались как главные. Но развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, про-пагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность. Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников очевидна.
Формирование духовности и нравственности младших школьников на уроках ОРКСЭ.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО­ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 58  Г. ТОМСКА Формирование духовности и нравственности  младших школьников на уроках ОРКСЭ                                                     Выступление учителя начальных классов                                                       МАОУ  СОШ № 58   Буруновой А.М. ТОМСК  2018   названы   духовность,    Известно,     школа   является   основным   звеном   духовно­нравственного воспитания  подрастающего поколения.  Образовавшийся духовный вакуум заставляет   педагогов   искать   пути   совершенствования   образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания,   но   и   умение   направить   свою   деятельность   на   духовно­ нравственное   воспитание   ребенка.   Введение   курса   «Основы   религиозных культур   и   светской   этики»   –   это   принципиальный   шаг   воссоединения обучения и воспитания.   В   Федеральном   государственном   стандарте   начального   общего   образования   в   качестве   важнейших   качеств,   которым   должен   обладать современный   выпускник,   нравственность, самостоятельность,   инициативность,   предприимчивость,   толерантность, мобильность.   Показательно,   что   на   первое   местo   поставлены   те   черты, котoрые в российском сознании всегда почитались как главные.     Но развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили   информационное   поле,   выступающее   сильным   фактором влияния   на   мировоззрение   личности.   В   условиях   высокой   доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, про­пагандирующей праздный   образ   жизни,   насилие,   преступность,   что   ведет   к   возрастанию негативных   социально­педагогических   последствий   в   детской   среде   и ослабляет воспитательную деятельность.     очевидна.   Актуальность  изучения основ религиозных культур и светской этики в  общеобразовательных учреждениях обусловлена  необходимостью  комплексного и эффективного решения проблемы духовно­нравственного  воспитания подрастающего поколения.    Цель   комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у  младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению,  основанному на знании культурных и религиозных традиций  многонационального народа России и уважении к ним.    Цель выступления:  Обобщить педагогический опыт работы по духовно­нравственному  воспитания младших школьников на уроках комплексного учебного курса  «ОРКСЭ».   Задачи :  Поэтому   актуальность   духовно­нравственного   воспитания   школьников 1. 2. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Определить эффективные методы и приемы духовно­нравственного  воспитания младших школьников на уроках комплексного учебного курса  «ОРКСЭ». Проанализировать результаты работы, сделать выводы.   Методы и приемы духовно ­ нравственного воспитания младших  школьников на уроках комплексного учебного курса «ОРКСЭ». Современные взгляды на систему воспитательной работы ориентируют  учителя: на индивидуальный подход к каждому ученику, опору на жизненный опыт ребенка, учет его личных особенностей. Существует много  различных методов воспитания. Методы воспитания, применяемые        на уроках ОРКСЭ: Метод прямого действия ­ это открытое высказывание, навязывание  нашего отношения, взгляда, желания. Метод параллельного действия. Важно показывать  и рассказывать  детям, как нужно поступать в различных ситуациях на примере   литературных героев, героев фильмов, героев телепередач, реальных людей, собственном примере. Возникшее параллельное влияние поможет  формированию его собственных принципов. Метод убеждения. Каждый учитель должен уметь доказывать,  убеждать. Убеждать детей не легче, чем взрослых (а, может быть, и  труднее). Знайте, что все ваши доводы дойдут до ребенка лишь тогда, когда  они заставят его задуматься, вызовут переживания. Метод доверия – это  организуемая учителем ситуация, ощущаемая  ребенком как доверие к нему и вызывающая положительные эмоции и  высокую активность ребенка при выполнении какого­либо дела. Доверие  позволяет воспитать в ребенке честность, правдивость,  инициативность. Метод вселения веры в свои силы   и поощрения – нужно постоянно  вселять в ребенка уверенность в свои силы, в свои возможности, чтобы  ребенок никогда не чувствовал, что у него ничего не получится, что он  ничего не умеет, не может сделать. Вселять в ребенка веру в свои силы  можно похвалой, поощрением, одобрение, ласковым словом, улыбкой. Не  оставляйте без внимания любой успех ребенка. Метод создания интереса. Воспитание книгой. Воспитание природой. С раннего детства ребенок знакомится с  природой. Приучайте детей к бережному отношению к растениям и  животным. Пусть дети несут природе только добро и любовь. Воспитание игрой. Игра – это совместное поведение, которое  развивает умение работать сообща, «чувство локтя», коммуникативные  навыки, умение выслушивать и учитывать мнение других, толерантность. 10. Воспитание музыкой. Музыка – важное средство нравственного и  умственного воспитания человека, она  пробуждает представления о  возвышенном, прекрасном. Музыку надо научить слушать. 11. Мудрость в оценке поступка. Каждый поступок ребенка диктуется  разными мотивами, разными причинами. Никогда не рубите с плеча. Будьте  разумными и справедливыми в оценке любого поступка ребенка. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Приемы воспитания, применяемые        на уроках ОРКСЭ: Внушение словом. Внушение, проникая незаметно в Подсознание,  действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.  Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на это, должен использовать внушение в тех случаях, когда ребенок должен принять  определенные установки. Внушение произноситься твердым, решительным  голосом, не допускающим никаких возражений. Чтение и анализ притч, басен, рассказов. Должны быть краткими,  эмоциональными, доступными, соответствовать переживаниям детей.  Могут сопровождаться иллюстрациями и музыкой. Выполняют  следующие  функции: источник знаний, обогащают нравственный опыт личности опытом других людей, служат способом использования положительного примера. Беседа – имеет следующую цель: углубление, упрочнение  нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование  системы нравственных взглядов и убеждений, предполагает участие обеих  сторон ­ учителя и учащихся. Беседа должна носить проблемный характер.  Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать детям  самим находить на них ответы. Дискуссия – спор, обсуждение какого – либо вопроса в беседе.   Учитель вместе с детьми должен выработать правила ведения дискуссии. Пример. Когда говорят о примере,  в первую очередь подразумевают  пример  живых конкретных  людей, а затем героев книг, фильмов,  исторических деятелей, ученых. Психологической основой примера служит  подражательность. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на  них наиболее сильное влияние. Творческая деятельность: рисование,  инсценировка, составление  синквейна, составление и решение кроссвордов,написание сочинений. Использование мультимедийных технологий: создание заочных  экскурсий, виртуальных музеев, презентаций. Исследовательская, проектная деятельность учащихся. Выставки, конкурсы, экскурсии. 10. Анкетирование  ­ прием получения первичной информации,  заключающийся в составлении анкет и проведении опроса. 11. Просмотр видеоматериалов. 12. Рефлексия – обучающиеся должны уметь анализировать свои  собственные достижения, неудачи, способы решения проблем, поиска  ответов. 13. Воспитательный тренинг ­ это форма специально организованных  действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у учащихся  определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду,  обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания  установки на творческий поиск. 14. Работа с афоризмами, высказываниями, пословицами, поговорками. 15. Составление опорных схем, таблиц, конспектов.    Курс   ОРКСЭ   успешно   реализует   личностные   результаты   основной общеобразовательной   программы,   в   том   числе   и   в   сфере   духовно­ нравственного   развития,   начиная   с   первой   темы   курса,   единой   для   всех модулей – «Россия наша Родина».     Или обратимся к темам уроков: «Мoраль и культура», «Добро и Зло», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба  . Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.   Практически   всегда   на   уроках   читаем   христианские   притчи,   которые   передавались из поколения в поколения, но не утратили своей мудрости и простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту   и   любовь,   учат   находить   ответы   на   вопросы   бытия.    Притчи играют особую рoль, так как в них отражаются религиозные и светские   традиции   наших   предков,   передаются   нравственные   идеалы   и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем,  и   ее   основное   действо   разворачивается   тогда,  когда   история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших спoсобов передачи мысли и обучения молодежи.    Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У каждого народа есть колоссальный по объему фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В кoм стыд, в том и совесть» (русская), «Совесть   пoлoвина   веры,   а   может   быть   и   вся»   (азербайджанская). Формирование   позитивных   качеств   личности   одна   из   веду­щих   тем фольклора: «Хваленoгo берегись хуже хаянного» (русская), «У кого много недостатков,   тот   легко   находит   их   у   других»   (адыго­абхаская). Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса.   Без   взаимодействия   с   семьей,   без   эмоциональной   и   этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской   этики»   будет   неполноценным   и   недостаточно   эффективным. Воспитание   ученика   в   школе   и   воспитание   в   семье   –   это   единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для   ребенка   подтверждением   значимости   его   учебной   деятельности,   что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. В учебнике предлагается обсудить с родителями …..    При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления   на   итоговом   мероприятии,   подборе   иллю­стративного материала   с   целью   получения   информации   можно   предложить   детям обратиться к членам своей семьи.      За небольшой период преподавания «Основ светской этики» мои ученики делились   своими   впечатлениями   о   более   тесном   общении   с   родными, некоторым   открылись   семейные   тайны,   а   кто­то   узнал   о   героическом прошлом своих предков.     Очень   важно   на   уроках   ОРКСЭ   использовать   игровые   технологии.  На одном из уроков «Основы светской этики» ребятам была предложена игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к   другому   они   продолжают   одну   фразу:   «Спаси­бо   тебе   за…»   Таким образом,   подчеркивается   важность   сотрудничества,   умение   позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям.   Через   игровые   задания   пополняется   словарный   запас   наших учеников,   развивается   речь   и,   конечно   же,   положительная   мотивация.   Необходимым   условием   формирования   нравственной   сферы   ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию   общения   и   взаимоотношений   детей   друг   с   другом,   в   процессе которых   ребенок   усваивает   социально­исторический   опыт,   получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.    Ведущее   место   среди   таких   методов   принадлежит   сегодня   методу    проектов.  За  период  работы   над  проектом,  детям  предстоит   определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы,   принадлежности,   «снаряжение»   пригодятся   при   выполнении проекта,   с   какими   предметами   предстоит   научиться   обращаться, разработать   виды   деятельности,   поэтапное   их   выстраивание,   продумать презентацию.      Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается   Родина»,   «Герoи   России»,   «Мой   друг»,   «Мой   дедушка   – защитник   Родины»   и   т.д.   Но   многие   ребята,   исходя   из   материала, пройденного   на   уроке,   а   также   своих   возможностей   предлагают   темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы основе   ситуациях;   всех   народов;   доброжелательности   и     представлений   о   нравственных   нормах; ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.     И   каждая   тема   решает   определённые   воспитательные   задачи:   ­  укрепление   веры   в   Россию,   формирование   чувства   гордости   за   свою Родину;   ­  формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения   к   истории   и   культуре   ­  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на   ­  развитие эмоционально­нравственной отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам   других   различных социальных   ­  наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.   Содержание   учебного   предмета   на   уроке   –   мощный   инстру­мент   воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные   возможности.   Поэтому   огромная   роль   в   нравственном становлении   личности   младшего   школьника   принадлежит   учителю,   его методическому мастерству.  Кроме того, бездуховный учитель, владеющий самыми   современными   методиками,   не   может   заложить   духовно­ нравственное   начало   у   своих   воспитанников.   Только   пример воспитывающего (наставника) может дать результаты.     Очень   хорошо,   что   данный   курс   преподается   в   выпускном   классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.    Вывод: Таким   образом:   духовно­нравственные   качества   человека   будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных   на   идеях   добра,   совести,   справедливости,   патриотизма, достоинства,   уважения   к   человеку.   Но   мы   должны   понимать   и   то,   что решение   проблемы   духовно­нравственного   воспитания   заключается   не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье,   в   школе,   в   обществе,   которая   бы   способствовала   духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.

Формирование духовности и нравственности младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности  младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности  младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности  младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности  младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности  младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности  младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности младших школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование духовности и нравственности  младших школьников на уроках ОРКСЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018