Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
экология +1
Взрослым
02.04.2017
Автор: учитель географии и экологии Бальчус И.М., МБОУ Семлевская СОШ №1. Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования. Может быть использовано как внеклассное мероприятие, для детей 7 – 11 лет.
Цель: углубление и обобщение знаний детей о многообразии животного мирадокумент
занимательные уроки школы юного волшебника.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Семлёвская средняя общеобразовательная школа №1
т.8(48131)32668
215133 Смоленская область Вяземский район с Семлево ул. Советская д. 1
Вяземского района Смоленской области
Занимательные уроки школы юных волшебников
Игра «Уроки ребятам о зверятах»
эпиграф
Но только… если мальчик плачет,
Целуя в нос несчастного кота,
То это все в конечном счете значит,
Что в мире есть любовь и доброта!
Автор: учитель географии и экологии Бальчус И.М., МБОУ Семлевская СОШ №1.
Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов, педагогов
дополнительного образования. Может быть использовано как внеклассное мероприятие, для детей 7 –
11 лет.
Цель: углубление и обобщение знаний детей о многообразии животного мира;
Задачи:
1. Развивать навыки работы в команде.
2. Закрепить знания детей о животных
3. Формировать у детей умение соблюдать правила коллективной игры.
4. Развивать познавательную активность учащихся начальной школы через интеллектуальную
игру.
5. Расширить кругозор детей, занимающихся изучением мира животных.
6. Развивать творческих способностей, логическое мышление, внимание, воображение,
зрительную память.
7. Формировать уважительное отношение к животным.
В игре использовано много загадок, ведь загадка – это «краткое описание предмета или, часто в
поэтической форме». Они заставляют ребёнка думать, развивать наблюдательность, стремление к
размышлению и познанию окружающей действительности. Игра может быть использована на занятиях
по экологии или окружающему миру.
Ход игры
Педагог
Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них.
Наши кошки и собаки
Стали членами семьи.
Разнимаем мы их драки,
Дарим ласки им свои.
А в ответ мы получаем
Эту преданность во всем.
С ними мы не заскучаем
В доме маленьком своем. Представить «учителей», жюри, объяснить правила игры
За каждый правильный ответ команды получают жетон в виде изображения настроения животного
(улыбается3 балла, серьёзный2 балла, хмурый 1 балл)
. Побеждает команда, набравшая большее количество жетонов, все участники игры награждаются
сладкими призами и закладками для книг.
3 балл
2 балла
1 балл
Педагог: Ребята, мы являемся хозяевами нашей природы, она – наша кладовая.
Животный мир богат и разнообразен. Мы встречаем наших любимых зверей и птиц везде. Грустно
было бы жить без них на нашей планете. Очень интересно наблюдать за ними, смотришь на животных и
радуешься их существованию.
Ребята, скажите, а зачем нужны животные? Почему их надо беречь? (Ответы детей.)
А сейчас я предлагаю вам начать игру «Уроки ребятам о зверятах».
Вопрос Что начинает наш день в школе?
зарядка «Видеоролик» весёлые кошки
Приглашаются все команды.
первая команда собирает картинки домашних животных свинья, собака, корова, лошадь, кошка,
кролик, коза;
вторая команда собирает картинки диких животных медведь, ёж, кабан, заяц, олень, волк, лиса,
лось;
третья команда собирает картинки животных жарких стран леопард, панда, слон, зебра, верблюд,
дикобраз, бегемот, обезьяна
(Музыка)
1 урок «Животноведение»
Конкурс «Прятки»
Найди и перечисли животных на картинке (7 штук) Блицвикторина « ВерюНе верю»».
Вызывается по игроку из каждой команды. У детей сигнальные карточки красного и зелёного цвета.
Звучит вопрос, после которого дети должны ответить либо «да», либо «нет», проголосовав
карточками. Зелёная карточка –Да, красная –Нет.
1. Верите ли вы, что у кошки 100 зубов?(Нет, их 20)
2. Верите ли вы, что кошка долгожительница прожила 36 лет? (Да)
3. Верите ли вы, что одна кошка поймала за свою жизнь 12480 мышей? (Да)
4. Верите ли вы, что самая толстая собака весит 58 кг? (Да)
5. Верите ли вы, что температура 39это нормально для собаки? (Да)
6. Верите ли вы, что собака может отравиться шоколадом? (Да)
7. Верите ли вы, что кошки могут производить около 100 звуков? (Да)
Узнай по объявлениям
Команды получают одинаковые картинки с изображением животных. Педагог зачитывает объявления,
которые оставили животные. Отвечают команды по очереди.
1. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, елка.)
2. Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)
3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все
это, настоятельно прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Лиса.)
4. Чтото очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)
5. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)
6. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу
ночью. (Сова.)
7. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов!
Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни.
(Кукушка.)
8. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица.)
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность.
(Черепаха.)
Друзья! Кому нужны
иглы, обращайтесь
ко мне.
Помогите разбудить
меня весной.
Приходите лучше с
медом.
Что-то очень скучно
стало
одному выть на луну.
Кто составит
мне компанию?
Я самая обаятельная и
привлекательная! Кого хочешь
обману, вокруг пальца обведу.
Учитывая все это, настоятельно
прошу называть меня по имени
отчеству. Патрикеевной больше не
называть!
Добрым, но одиноким птицам могу
помочь обрести семейное счастье!
Высиживайте моих птенцов!
Материнских чувств никогда не
испытывала и испытывать не буду.
Желаю счастья в личной жизни.
Всем, всем, всем! У кого возникла
надобность в рогах. Раз в год
обращайтесь ко мне.
Учу всем наукам! Из птенцов за короткое
время делаю птиц. Прошу учесть, что
занятия провожу ночью.
Уже 150 лет жду друга! Характер
положительный. Недостаток
только один – медлительность.
Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте
его себе на память. Я успешно ращу
новый. Весёлая перемена Танец – игра всех участников «У жирафа»
2 урок фразеологии
Конкурс всезнаек (вопросы на изображениях животных –кошек, собак, кроликов)
ПОЧЕМУ КОШКА НЕ
РАЗБИВАЕТСЯ ПРИ
ПРЫЖКЕ С БОЛЬШОЙ
ВЫСОТЫ?
НА КАКИХ МАТЕРИКАХ
НЕ ПРИЖИЛАСЬ КОШКА?
ЧЕМ ЗАЯЦ ОТЛИЧАЕТСЯ
ОТ КРОЛИКА?
КАКИМ ПО СЧЁТУ
ЖИВОТНЫМ ПРИРУЧИЛ
ЧЕЛОВЕК СОБАКУ?
КАКИХ
РАЗНОВИДНОСТЕЙ
ПОРОД СОБАК В МИРЕ
БОЛЬШЕ ВСЕГО?
ПЕРЕЧИСЛИТЕ
ДОЕАЗАТЕЛЬСТВА
ПОДВИГОВ И
ПРЕДАННОСТИ СОБАК
ПОЧЕМУ У КОШКИ
СВЕТЯТСЯ ГЛАЗА?
ЧТО СОЗДАЛИ
АВСТРАЛИЙЦЫ,
ЗАМУЧЕННЫЕ НАБЕГАМИ
КРОЛИКОВ
ЕСЛИ КРОЛИК СТУЧИТ
ЗУБАМИ – ЭТО ЗНАЧИТ…
Учитель. Фразеологический зверинец приклей названия животных, (задание для всех команд
одинаково).
Голоден как…
Здоров как …
Колючий как…
Упрям как…
Хитёр как…
Труслив как…
Грязный как…
Болтлив как…
Волк
Бык
Ёж
Осёл
Лиса
Заяц
Свинья
Сорока
Учитель:
Часто люди с видом умным
О животных говорят,
Что они, мол, неразумны,
Хуже нас, они в сто крат.
Ну а в подтверждение
Делают сравнение:
Этот злой, мол, как СОБАКА.
Тот упрямый как ОСЕЛ,
Ну а хуже всех, однако,
Пресловутый наш КОЗЁЛ!
И не раз слыхала я:
Тот напился как СВИНЬЯ,
Та глупа, как будто КУРА,
Эта дура как ОВЦА,
Тот продажен, словно ШКУРА,
И так дальше, без конца…
НЕТ, ни волки, ни собаки,
Ни корова, ни верблюд
Ничего НЕ продают
Никого НЕ предают! ЧЕЛОВЕК! Себя любя,
Посмотрика на себя !
И, действительно человек многому мог бы поучиться у животных. Об этом наша песня.
Весёлая перемена 5 класс «песня про собаку»
3 урок Грации
1) Игра «Не оставь в беде» (нужно успеть по окончании музыки схватить игрушку)
2) Игра «Танцы животных» (каждая команда в танце должна показать повадки разных зверей)
4 урок Лирики (стихи о животных)
Читают дети стихи, приготовленные для конкурса
Педагог
Мы живем среди вас украдкой,
Извиняясь, что родились.
И прощаем вам камни и палки
Всю свою собачью жизнь.
Вы когдато нас приручили,
Заменив Свободу едой.
Ваша хитрость нас усыпила,
Проиграли мы этот бой…
Покорившись ласке и силе,
В ожерелье цепей и оков,
Мы, казалось, навек позабыли
Непреклонную гордость волков.
Как отчаянно вас защищали!
На войне, выполняя приказ,
Мы с гранатой под танки бросались.
Так за что же вы предали нас?!
Мы живем в отчуждении, точно
Отмеряя шрамами дни.
И вгрызаемся в жизнь поволчьи,
Вспоминая корни свои.
Люди, будьте же справедливы –
Не гоните бездомных собак!
Может, боль, что в глазах таим мы
Не позволит пройти просто так!
Прочтение лучших обращений от имени животных
Девочки 8 класса читают своё обращение
Весёлая перемена (песня «Плакали зверушки» 4 класс)
5 урок Мультилогия
Впишите названия сказочных зверей Животные в мультфильмах и сказках
Педагог Внимательно ли вы слушаете и смотрите сказки и мультфильмы? В этом мы сейчас
Где Винни-Пух нашёл
хвост Иа?
У кого в дверях застрял
Винни-Пух?
Имя любимого пса
Мальвины из сказки
«Приключение
Буратино»?
Кого маленькая
разбойница дала в
помощь Герде?
38 попугаев и 1
крылышко – это длина
кого?
«Кто ходит в гости по
утрам, тот поступает
мудро...» Чьи это слова?
Как звали черепаху из
сказки «Приключение
Буратино»
Как зовут сказочного
героя, у которого
большие уши?
Что послужило выкупом
за жизнь Маугли?
Кто поёт песенку: «Я на
солнышке лежу...»?
За кем побежала Алиса в
Страну чудес?
Назовите любимое
выражение кота
Леопольда.
К кому спешил
мамонтёнок?
Этот страшный зверь
съел сказочную Красную
Шапочку вместе с её
бабушкой
Как звали собаку Элли из
сказки «Волшебник
Изумрудного города»?
убедимся, проведя шуточную викторину.
(cid:216) Где ВинниПух нашёл хвост Иа? (На двери у Совы)
(cid:216) У кого в дверях застрял ВинниПух? (У Кролика)
(cid:216) Имя любимого пса Мальвины из сказки «Приключение Буратино»? (Артемон)
(cid:216) Что послужило выкупом за жизнь Маугли? (Буйвол)
(cid:216) За кем побежала Алиса в Страну чудес? (За кроликом)
(cid:216) Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
(cid:216) Кто поёт песенку: «Я на солнышке лежу...»? (Черепаха и львёнок)
(cid:216) Назовите любимое выражение кота Леопольда. («Ребята, давайте жить дружно»)
(cid:216) 38 попугаев и 1 крылышко – это длина кого? (Удава)
(cid:216) «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро...» Чьи это слова? (ВинниПуха)
(cid:216) Как звали черепаху из сказки «Приключение Буратино» (Тортилла)
(cid:216) Как зовут сказочного героя, у которого большие уши? (Чебурашка)
(cid:216) К кому спешил мамонтёнок? (К маме)
(cid:216) Этот страшный зверь съел сказочную Красную Шапочку вместе с её бабушкой (Волк)
(cid:216) Как звали собаку Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»? (Тотошка)
Весёлая перемена (песня про Дракошу 2 класс)
6 Урок доброты
Учитель: проводя диалог о домашних животных, мне хочется немного рассказать о
своих питомцах. У нас живёт собака Альма и кот Котея. Не так давно они относились
к разряду бездомных животных. (Небольшой рассказ о питомца)
Подвести итоги по творческим работам (обращения от имени животных,
пластилиновый зоопарк), наградить победителей. Слово главному судье Три с половиной тысячи лет тому назад царь Кипра послал египетскому фараону
Аменхотепу письмо, которое начал он традиционным пожеланием: “Желаю здоровья
Вам, Вашей семье и Вашим…” Далее в письме следовало название домашнего
животного. Какого? (Лошади. Такое вступление в официальном документе совсем
неудивительно: ведь лошадь с древних времен играла важнейшую роль в жизни
человека.)
Песня ПРО ЛОШАДЬ исполняют девочки
Как хорошо, что в доме звери.
И на полу, и на окне...
Торчат их морды в каждой двери
И улыбаются тебе.
Как хорошо, что в доме радость
От их участиях во всём.
Нам их присутствие досталось,
А наше им и мы живём.
Они нас любят просто так,
За то, что мы живём на свете,
Зло забывают, как пустяк,
И помнят доброе, как дети.
Они от горя защищают,
Как только в доме свет погас.
И вместо нас заболевают,
И умирают вместо нас.
Когда нас звери покидают,
Легко, как будто убежали,
То в сердце пустотой зияют
Места, что им принадлежали.
Как хорошо, что в доме звери,
Когда всю жизнь в твоей судьбе
Торчат их морды в каждой двери
И улыбаются тебе.
Я верю в добрую примету,
Что дом надёжен, как утёс,
Кода по дому ходит пёс,
Стуча когтями по паркету Конверты для положительных и отрицательных действий человека по отношению
к животному миру (чёрный и белый)
Подведение итогов жюри, награждение команд
В конце работы ученики ответили на вопросы и пополнили кассы творческих
достижений и ошибок:
Выполнил ли я то, что задумал?
Что было сделано хорошо?
Что было сделано недостаточно добросовестно?
Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?
Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?
Список использованной литературы и источников
Сб. проектов для 5 6 кл.' Н. Новгород, 2000.
Сборник научных проектов учащихся и учителей школы. Якутск, 2001.
1. Домашние животные. Какие они? [Текст] / Т.А. Шорыгина – М.: «Издательство гном и
Д», 2009 – 72 с.
2. Какие звери в лесу?! [Текст] / Т.А. Шорыгина – М.: «Издательство гном и Д», 2008 – 96
с.
3. Развивающие занятия по экологии для школьников [Текст] / Н.Ф. Дик – М.: ООО «ТИД»
Русское слово – РС, 2006 – 176 с.
4. Формирование экологической культуры школьников: планирование, конспекты
занятий [Текст], авт. – сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. –
271 с.
5. http://otebe.info/stihi/stihi-o-zhivotnyh.html#ixzz3I4iKpvUl
Приложение
Конкурс со зрителями Загадки о животных
За каждый правильный ответ получают по 1 жетону.
1. Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица? (Медведь)
2. Я маленькая, белая,
Пугливая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (Овца)
3. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
4. Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
5. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок – дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья)
6. Домашнее животное,
Да ещё и верный друг. (Собака)
7. И сметану и кефир,
Молоко и вкусный сыр.
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пёстрая... (корова)
8. Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках. (Заяц)
9. Он в Австралии живёт,
Эвкалипта лист жуёт. (Коала)
10. Кто я – догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу. (Лошадь)
11. Без крыльев,
А быстрее птицы.
С дерева на дерево
Перепрыгивает. (Белка)
12. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
13. Кто на своей голове
Рога носит? (Олень) 14. В речке плавает бревно,
И зелёное оно. (Крокодил)
15. Что за коняшки,
На всех тельняшки. (Зебры)
16. Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
17. Я умею часто мыться,
Не водой, а язычком.
И мне очень часто снится
Блюдце с тёплым молоком. (Кошка)
18. Бивни–клыки толсты, велики.
Хобот силён, кто же это? (Слон)
Песня про дракошу
У кого собака есть, у когото кошка,
А у нас живёт в семье маленький Дракошка.
Пусть не слушается он дажа папу с мамой
Всё равно Дракоша наш лучший самыйсамый!
Припев:
Очень весело и дружно мы живём с Дракошей,
Потому что, потому что он хороший.
Очень весело и дружно мы живём с Дракошей,
Потому что, потому что он хороший.
Он зубную пасту ест и цветы на грядке,
Ходит вместе с нами в лес и играет в прятки.
Не пугает никого, не рычит, не лает,
И за это все его очень уважают!
Припев.
Если в школу мы идём, загрустит немножко,
Машет лапой и хвостом из окна Дракошка.
Он посуду бьёт подчас и озорничает,
Потому что любит нас, и без нас скучает!
Припев.
У кого собака есть, у когото кошка,
А у нас живет в семье маленький Дракошка.
Он мечтает взрослым стать, сильным и могучим,
И когданибудь летать мы его научим!
Припев 2 раза:
Потому что он хороший,
Потому что он хороший!!!
Плакали зверюшки
1 куплет
Жил заяц на свете и больше всего
Боялся дождей, и ему не везло.
Хотелось уюта и ласковых рук, А злая стихия бушует вокруг…
Без панциря, крыльев и острых когтей
На свете живется всегда тяжелей.
Когда ты не суслик и не хорек,
А маленький серый, ушастый зверек…
Припев:
Плакали зверушки, искали друзей…
Плохо быть игрушкой, особенно ничьей…
Плакали зверушки, искали друзей…
Плохо быть игрушкой, особенно ничьей…
2 куплет
Все мимо проходят, а дождик идет
И зайца с собою никто не берет.
Конечно лучше дружить с большими,
Чем с серыми, ушастыми, как он такими…
У каждого должен быть ктото такой,
Готовый теплом поделиться с тобой.
Когда вдруг, внезапно, приходит беда,
А в книжке хозяйки бросают всегда…
Лапу дай, лапу дай, лапулапулапу дай.
Лапу дай, лапу дай, лапулапу дай.
I.
У собак нет азбуки, чтобы разговаривать.
И поэтому у них грустные глаза.
Они так любят всех людей, никогда не обижаются.
А того кто любитобижать нельзя..
Их глаза большие, светятся любовью,
которой хватит чтобы сделать всех людей добрей.
Пр.
Умный взгляд, холодный нос,
самый лучший в мире пёс.
Хоть ему и надоело, он лапу подаёт.
Радуется и грустит, рядом весело бежит.
И гуляет он со мной, а не наоборот.
II.
У собак нет зависти, жадности и вредности.
И поэтому они лучшие друзья.
Они нам преданы всегда и в радости, и в горести..
А того кто предан предавать нельзя.
Ведь мы для них большие, почти что великаны,
а маленьких не обижают, никто и никогда. Пр.
Умный взгляд, холодный нос, самый лучший в мире пёс.
Хоть ему и надоело, он лапу подаёт.
Радуется и грустит, рядом весело бежит.
И гуляет он со мной, а не наоборот.
Лапу дай, лапу дай, лапулапулапу дай.
Лапу дай, лапу дай, лапулапу дай.
Молодая лошадь
Пойте вместе с нами, хлопайте в ладоши!
На конюшне старой горевала лошадь!
У нее конюшни маловата площадь
Не попрыгаешь, и ног не разомнешь!
Далеко, далеко
Ускакала в поле молодая лошадь!
Так легко, так легко
Не догонишь, не поймаешь, не вернешь!
Не жалейте уши, хлопайте в ладоши,
На свою конюшню не вернулась лошадь!
Ни седла, ни сбруи, и не надо больше
В четырех стенах томиться день и ночь!
Припев 2 раза:
Ничего, что жарко, хлопайте в ладоши!
Ничего не жалко для людей хороших!
Потанцуем вместе, и тогда быть может
Я тебя пойму, и ты меня поймешь!
Припев 2 раза:
Далеко, далеко
Ускакала в поле молодая лошадь!
Так легко, так легко
Не догонишь, не поймаешь, не вернешь!
У жирафов.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем
шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры во внеклассной и внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.