«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»
Оценка 4.9

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
математика +1
Детсад
21.06.2017
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»
Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам.Microsoft Word
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников.docx
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности» Слайд 1. Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование  элементарных математических представлений дошкольников.  Приобретение  этих   представлений имеет существенное значение для  умственного развития детей и оказывает  активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания  окружающего мира.  Слайд 2. Согласно программным требованиям,  в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам: ­ количество и счёт; ­ цифры и знаки; ­ счётные действия; ­ величины; ­ ориентировка в пространстве; ­ ориентировка во времени; ­ геометрические фигуры. Слайд 3. Для достижения положительного результата работы в данном направлении  образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов  детской деятельности. Но для того, чтобы ребёнок смог овладеть математическими знаниями, умениями и навыками в  полном объёме,  необходимо участие родителей, включение их в процесс развития ребёнка. Слайд 4. Как привлечь внимание ребёнка к математике и помочь ему развиваться в данной  области в непринуждённой   обстановке  повседневной жизни?  Слайд 5.   Советы дефектолога родителям: Слайд 6.   Наступило  утро.  Ребёнок проснулся,    и  любящие  родители  спешат  сказать     ему   слова:     ­   С  добрым утром,  сынок!  ­ С  добрым  утром, мама  и  папа! Пробуждение не может быть быстрым, должен  быть переход от сна  к деятельности, поэтому   самое  время  использовать минуты   перехода      для развития ребёнка. Слайд 7.   Беседа «Что сначала, что потом»   ­  Давай перечислим всё,  что мы сделаем сегодня утром ­  говорит  мама.     - Первое - умоемся, второе - причешемся, третье - заправим кровать , четвёртое - сделаем зарядку, пятое - оденемся, шестое – позавтракаем. Слайд 8.              ­   Сколько дел мы насчитали? ­  Всего 6. ­   Когда  нам надо сделать все эти дела? ­  Конечно   сегодня  утром. ­  А  когда мы  с тобой всё  это  уже делали? ­ Вчера  утром? ­   Когда мы снова  будем  всё это делать? ­  Завтра  утром. Слайд 9.     Мы  сегодня рано  встали, Нам   сегодня  не до сна! Говорят,   скворцы   вернулись! Говорят,  пришла  ….  ( весна)! ­ Давай, ты будешь одеваться и внимательно слушать признаки весны, добавляя к ним  порядковые числительные: первый, второй и т.д. ­ Когда будешь заправлять кровать, называй, те признаки, которые запомнил, а я буду  считать. ­  Какие времена года соседи весны? ­ Зима и лето. Слайд 10.  Так  в простой беседе  во   время  коммуникативной деятельности  ребёнка в течение дня без  труда можно закрепить понятия  «утро», «день», «вечер», «ночь»,   «вчера»,   «сегодня»,   «завтра»,   время  года, порядковый  счёт, умение  отвечать  на  вопрос: «Сколько?» Слайд 11 Ребёнок  играет с  игрушками,  которые  можно  посчитать разными  интересными  способами.  Слайд 12 Например, считаем глазами. Пусть ребенок сядет себе на руки. Выложите перед ним  любое количество игрушек, скажем, пять, и дайте минуту­другую на них посмотреть. Трогать  игрушки нельзя, нельзя считать вслух и даже шептать. Работают только глазки. В течение дня  можно считать ушами. Ребенок сидит на руках, молча, с закрытыми глазами.  Мама несколько раз хлопает в ладоши, пусть сосчитает, сколько. Еще игра: ребенок прячется,  мама говорит: «Ку­ку» несколько раз, а малыш в ответ ей хлопает на один раз больше. Считаем « языком. Мелко нарежьте яблоко и несколько кусочков положите ребенку в ротик.  Пусть посчитает, сколько кусочков вы положили. Считаем всем телом. Малыш закрывает глаза, затыкает ушки пальчиками, а мама несколько раз  дотрагивается до его плеча. Сколько раз? Малыш должен сосчитать. Слайд 13 Предложите девочке игру «Весенний гардероб». Играя, она будет подбирать  кукле  одежду для  весенней прогулки .    Вместе посчитайте  весенние вещи её гардероба.   Поинтересуйтесь, чего больше курток или плащей, сапог или туфель, брюк или кофточек. Слайд 14 На небольших карточках нарисуйте схематически  лужи, проталины, первоцветы и  добавьте их в игру мальчика «Весенняя дорога». Пусть машинка объезжает их, а ребёнок  считает, сколько луж он объехал, сколько встретил первоцветов на проталинках. Чего было  больше, а чего меньше. Только не забываете у него спросить об этом, иногда включаясь в игру. Играя, ребенок учит числа с удовольствием. Этот процесс прививает вкус к интеллектуальным  занятиям и учит прилагать усилия в умственной деятельности. Слайд 15 Ребёнок с удовольствием принимает  участие  в  трудовой деятельности. Если она  организована вами в виде игры с вопросами и заданиями. Слайд 16  Например, мама  хлопочет  на  кухне и  предлагает  ребёнку  приготовить салат  «Весенний»   ­    Так  как  сейчас весна,  предлагаю приготовить  салат  «Весенний» ­   Возьми  из холодильника 3  огурца  и  2 помидора. ­  Сколько всего овощей  ты взял  из  холодильника? ­  Посмотри  и посчитай, сколько  помидоров  там  осталось? ­ Чего больше  огурцов  или  помидоров   у  нас  на столе? ­     Сделай  так,  чтобы их стало  поровну. ­ Сколько всего овощей мы приготовили для салата? ­   А теперь   мы  будем отделять листья у зелёного салата, а  ты   будешь   их  считать.  Отрывай  кусочки от каждого листочка, клади в тарелку и считай. ­ Возьми из холодильника столько же перцев, сколько огурцов на столе. ­ Пересчитай все овощи для салата. ­ Сколько всего овощей ты насчитал? В принципе так можно считать любые продукты, крупы, посуду, выполнять счётные действия,  помогая маме на кухне, поливая цветы, убирая игрушки. Весной на улице грязно и обувь требует постоянного ухода. Приведите в порядок весеннюю  обувь вместе с ребёнком, давая ему поручения: ­  Расставь обувь, которую мы носим весной  парами. ­ Посчитай, сколько пар обуви чистых, а сколько грязных. ­ Сколько сапог в одной паре? ­ Сколько сапог в двух парах? ­ А в трёх парах?  Слайд 18. Разнообразьте двигательную деятельность ребёнка игровыми  упражнениями.   Слайд  19. Спрячьте букет первоцветов и предложите ребёнку его найти.  Вы даёте ребёнку инструкции, а он выполняет. 3 шага вправо, 4 шага вперёд,  2 шага влево, 1 шаг назад и т.д. Заодно ребенок  выучит, где лево, а где право. Ура, ты нашёл букет!  Назови и посчитай цветы в нём. Сколько  всего цветов в букете? Не забудьте поменяться с ребёнком ролями: теперь вы ищете букет,  причем постоянно ошибаетесь. Но оплошать вам не дадут, ребенок с удовольствием укажет на  промахи и неточности. Можно нарисовать ребёнку схему­план с цифровым указанием  количества шагов и тогда он сможет искать предметы самостоятельно. Использовать эту игру  можно на прогулке, направляя ребёнка к проталинке или лужице, к скворечнику или грачу. Слайд 20.  Дети ­ большие почемучки.  Много ответов на вопрос: «Почему?» таят в себе  весенние прогулки. Самые увлекательные занятия математикой случаются именно там. В  познавательно – исследовательской деятельности  ребёнка во время прогулки  предлагайте ему  сыграть то в одну математическую игру, то в другую.  Слайд 21. Самая простая, но увлекательная Игра « Встречные предметы». Предметы бывают разные по форме. Убедимся в этом на примере луж. ­ Давай рассмотрим лужи, которых много весной. ­   Какие они  по форме? ­ Каких луж больше круглых или овальных? Слайд 22. Предметы бывают разные по размеру. ­ Весной появляются первоцветы. Давай найдём большие и маленькие цветы мать ­и­мачехи и  сравним их.  Слайд 23.Предметы бывают разные по длине. ­ Весной на земле много сухих, опавших веток. Давай соберём  5 длинных веток и 5 коротких.  Сравним  количество длинных и коротких веток. Их поровну. Столько же, одинаково. Слайд 24. Предметы бывают разные по толщине. Попробуйте вместе с ребёнком сравнить толщину деревьев в сквере. Если обхватили ствол  дерева руками, значит оно тонкое, не можете обхватить его руками ­ значит толстое.  Слайд 25. Предметы бывают разные по высоте. Обязательно по возможности сравнивайте высоту деревьев и кустов, домов, ширину мостов,  проезжей части дороги и тротуара, длину скамеек и др.  Слайд 26. Предметы бывают разные по ширине. В парке есть много дорожек и тропинок.  Можно предложить ребёнку пройтись сначала по узкой тропинке. А потом по широкой дорожке. Опять вернуться на узкую тропинку, а затем на  широкую дорожку. Ребёнок научиться сравнивать дорожки по ширине на наглядном  практическом примере. Слайд 27. ­ Весной на веточках появляются почки и первые листочки. Давай рассмотрим веточку и  посчитаем, сколько почек на ней и сколько листочков. Чего больше? А чего меньше на веточке?  На сколько почек больше чем листочков? На сколько листочков меньше чем почек? Так в непринуждённой обстановке, играя, ребёнок без труда усвоит все сложные математические понятия Слайд 28.   Вернувшись с прогулки, можно привлечь внимание малыша к продуктивной деятельности.   Например в проекте  «Кораблики» Слайд 29. Предложите ребёнку сделать кораблики из бумаги вместе. Пусть это будут большой и  маленький кораблики, которые   ребёнок   украсит  разноцветными  геометрическими  фигурами  и цифрами, а затем возьмёт их на следующую прогулку и будет пускать по ручейкам. По  широкому ручейку пустите большой кораблик, а по узкому маленький.     Слайд 30. Можно  собрать  на  прогулке  камешки  и  выложить    из  них  дома ручейки  или  дорожки    разные по  длине  и  ширине.  И поиграть с корабликами и ручейками дома. Слайд 31. Дайте  ребёнку  карандаши  и  небольшие  листочки бумаги.     Пока   вы   заняты  своими делами он  с  удовольствием нарисует каждый признак    весны  на отдельном листочке.   Слайд 32. Рисовать можно в течение всей тематической недели, сохраняя рисунки. Слайд 33. Прервав ненадолго художественную деятельность ребёнка, предложите ему поиграть с  пальчиками под весёлые музыкальные песенки Екатерины Железновой, которые представлены на серии компакт дисков «Музыка с мамой»   На  диске   «5 поросят»   и «10 мышек»  можно найти  мелодии   с  математическим содержанием.   Слайд 34.  К весенней тематике подойдёт гимнастика для пальчиков « Червячки пошли гулять». А затем  ребёнок может продолжить рисовать картинки о весне. Слайд 35. Вечерами  можно  играть с  нарисованными   ребёнком  картинками. Разложите  листочки  с  рисунками  на  столе и закрепите  математические   понятия  с помощью заданий   и вопросов.   Задания  и вопросы  могут  быть  следующего содержания: ­   Пересчитай   картинки слева  направо. ­   Сколько  всего картинок ты  насчитал? ­   Посчитай  картинки  в обратном  порядке. ­  Какая  картинка  вторая  по счёту, а  какая  восьмая? ­ Какие  картинки  соседи проталинки?   С помощью зрительного восприятия ребёнок хорошо усвоит признаки весны, а в процессе  ответов на вопросы  разовьёт математические навыки. Слайд 36. Картинки можно также использовать при чтении художественной литературы весенней  тематики. Например, разложите картинки перед ребёнком и предложите ему послушать  стихотворение О.А. Романович «Десять признаков весны». Но при этом дайте задание выбирать  и раскладывать картинки попорядку, следуя тексту стихотворения. Проверьте правильность  выполнения задания, прочитав это стихотворение ещё раз. Заметьте, ребёнок уже 2 раза услышал и попытался повторить текст стихотворения. Теперь он может без вашей помощи обозначить  картинки попорядку цифрами в верхнем правом углу. Пока ребёнок рисует  цифры   на  картинках, вы  можете   заняться  своими делами. Но  не   забудьте  проверить результат его деятельности   и   исправить вместе  с  ним ошибки   в   написании  цифр,  если  такие   имеются.    Иначе   ребёнок  и дальше  будет  продолжать писать   цифры  неправильно.   Перед сном  вспоминайте  события,  которые  происходили    утром,  днём  и  вечером,   повторите стихотворение   «Признаки весны»   в виде  игры с  пальчиками:   10 признаков весны поскорей мне назови. Сжимаем  и  разжимаем  пальцы  на обеих  руках Затем  загибаем  пальчики     по  одному  к  середине ладошки  по  тексту.  Раз – сосулька, Лужа ­ два, Три ­  я видел соловья. А проталинка – четыре, Пять – скворечник смастерили Шесть – сугроб уже спустился Семь –  подснежник распустился Восемь ­  капают капели Девять ­ птицы прилетели Десять – зиму провожаем,  С радостью весну встречаем! Хлопаем  в ладошки  на  каждое  слово в  предложении. Слайд 37. Результат  вашего   внимания   к   развитию  математических способностей  малыша  не заставит  вас долго ждать.  Желаю    Вам успехов,  терпения  и  творческого  поиска   в    развитии  юного   математика.

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017