«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
математика +1
Детсад
21.06.2017
Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам.Microsoft Word
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников.docx
«Формирование элементарных математических
представлений у старших дошкольников в различных
видах детской деятельности»
Слайд 1. Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование
элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих
представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает
активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания
окружающего мира.
Слайд 2. Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен
овладеть математическими представлениями по основным разделам:
количество и счёт;
цифры и знаки;
счётные действия;
величины;
ориентировка в пространстве;
ориентировка во времени;
геометрические фигуры.
Слайд 3. Для достижения положительного результата работы в данном направлении
образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов
детской деятельности.
Но для того, чтобы ребёнок смог овладеть математическими знаниями, умениями и навыками в
полном объёме, необходимо участие родителей, включение их в процесс развития ребёнка.
Слайд 4. Как привлечь внимание ребёнка к математике и помочь ему развиваться в данной
области в непринуждённой обстановке повседневной жизни?
Слайд 5. Советы дефектолога родителям:
Слайд 6. Наступило утро. Ребёнок проснулся, и любящие родители спешат сказать ему
слова:
С добрым утром, сынок!
С добрым утром, мама и папа!
Пробуждение не может быть быстрым, должен быть переход от сна к деятельности, поэтому
самое время использовать минуты перехода для развития ребёнка.
Слайд 7. Беседа «Что сначала, что потом»
Давай перечислим всё, что мы сделаем сегодня утром говорит мама.
- Первое - умоемся, второе - причешемся, третье - заправим кровать ,
четвёртое - сделаем зарядку, пятое - оденемся, шестое – позавтракаем.
Слайд 8.
Сколько дел мы насчитали?
Всего 6.
Когда нам надо сделать все эти дела?
Конечно сегодня утром.
А когда мы с тобой всё это уже делали?
Вчера утром?
Когда мы снова будем всё это делать?
Завтра утром.
Слайд 9.
Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна! Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла …. ( весна)!
Давай, ты будешь одеваться и внимательно слушать признаки весны, добавляя к ним
порядковые числительные: первый, второй и т.д.
Когда будешь заправлять кровать, называй, те признаки, которые запомнил, а я буду
считать.
Какие времена года соседи весны?
Зима и лето.
Слайд 10.
Так в простой беседе во время коммуникативной деятельности ребёнка в течение дня без
труда можно закрепить понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня»,
«завтра», время года, порядковый счёт, умение отвечать на вопрос: «Сколько?»
Слайд 11 Ребёнок играет с игрушками, которые можно посчитать разными интересными
способами.
Слайд 12 Например, считаем глазами. Пусть ребенок сядет себе на руки. Выложите перед ним
любое количество игрушек, скажем, пять, и дайте минутудругую на них посмотреть. Трогать
игрушки нельзя, нельзя считать вслух и даже шептать. Работают только глазки.
В течение дня можно считать ушами. Ребенок сидит на руках, молча, с закрытыми глазами.
Мама несколько раз хлопает в ладоши, пусть сосчитает, сколько. Еще игра: ребенок прячется,
мама говорит: «Куку» несколько раз, а малыш в ответ ей хлопает на один раз больше.
Считаем « языком. Мелко нарежьте яблоко и несколько кусочков положите ребенку в ротик.
Пусть посчитает, сколько кусочков вы положили.
Считаем всем телом. Малыш закрывает глаза, затыкает ушки пальчиками, а мама несколько раз
дотрагивается до его плеча. Сколько раз? Малыш должен сосчитать.
Слайд 13 Предложите девочке игру «Весенний гардероб». Играя, она будет подбирать кукле
одежду для весенней прогулки . Вместе посчитайте весенние вещи её гардероба.
Поинтересуйтесь, чего больше курток или плащей, сапог или туфель, брюк или кофточек.
Слайд 14 На небольших карточках нарисуйте схематически лужи, проталины, первоцветы и
добавьте их в игру мальчика «Весенняя дорога». Пусть машинка объезжает их, а ребёнок
считает, сколько луж он объехал, сколько встретил первоцветов на проталинках. Чего было
больше, а чего меньше. Только не забываете у него спросить об этом, иногда включаясь в игру.
Играя, ребенок учит числа с удовольствием. Этот процесс прививает вкус к интеллектуальным
занятиям и учит прилагать усилия в умственной деятельности.
Слайд 15 Ребёнок с удовольствием принимает участие в трудовой деятельности. Если она
организована вами в виде игры с вопросами и заданиями.
Слайд 16 Например, мама хлопочет на кухне и предлагает ребёнку приготовить салат
«Весенний»
Так как сейчас весна, предлагаю приготовить салат «Весенний»
Возьми из холодильника 3 огурца и 2 помидора.
Сколько всего овощей ты взял из холодильника?
Посмотри и посчитай, сколько помидоров там осталось?
Чего больше огурцов или помидоров у нас на столе?
Сделай так, чтобы их стало поровну.
Сколько всего овощей мы приготовили для салата?
А теперь мы будем отделять листья у зелёного салата, а ты будешь их считать. Отрывай
кусочки от каждого листочка, клади в тарелку и считай.
Возьми из холодильника столько же перцев, сколько огурцов на столе.
Пересчитай все овощи для салата.
Сколько всего овощей ты насчитал?
В принципе так можно считать любые продукты, крупы, посуду, выполнять счётные действия,
помогая маме на кухне, поливая цветы, убирая игрушки. Весной на улице грязно и обувь требует постоянного ухода. Приведите в порядок весеннюю
обувь вместе с ребёнком, давая ему поручения:
Расставь обувь, которую мы носим весной парами.
Посчитай, сколько пар обуви чистых, а сколько грязных.
Сколько сапог в одной паре?
Сколько сапог в двух парах?
А в трёх парах?
Слайд 18. Разнообразьте двигательную деятельность ребёнка игровыми упражнениями. Слайд
19. Спрячьте букет первоцветов и предложите ребёнку его найти. Вы даёте ребёнку инструкции,
а он выполняет. 3 шага вправо, 4 шага вперёд, 2 шага влево, 1 шаг назад и т.д. Заодно ребенок
выучит, где лево, а где право. Ура, ты нашёл букет! Назови и посчитай цветы в нём. Сколько
всего цветов в букете? Не забудьте поменяться с ребёнком ролями: теперь вы ищете букет,
причем постоянно ошибаетесь. Но оплошать вам не дадут, ребенок с удовольствием укажет на
промахи и неточности. Можно нарисовать ребёнку схемуплан с цифровым указанием
количества шагов и тогда он сможет искать предметы самостоятельно. Использовать эту игру
можно на прогулке, направляя ребёнка к проталинке или лужице, к скворечнику или грачу.
Слайд 20. Дети большие почемучки. Много ответов на вопрос: «Почему?» таят в себе
весенние прогулки. Самые увлекательные занятия математикой случаются именно там. В
познавательно – исследовательской деятельности ребёнка во время прогулки предлагайте ему
сыграть то в одну математическую игру, то в другую.
Слайд 21. Самая простая, но увлекательная Игра « Встречные предметы».
Предметы бывают разные по форме. Убедимся в этом на примере луж.
Давай рассмотрим лужи, которых много весной.
Какие они по форме?
Каких луж больше круглых или овальных?
Слайд 22. Предметы бывают разные по размеру.
Весной появляются первоцветы. Давай найдём большие и маленькие цветы мать имачехи и
сравним их.
Слайд 23.Предметы бывают разные по длине.
Весной на земле много сухих, опавших веток. Давай соберём 5 длинных веток и 5 коротких.
Сравним количество длинных и коротких веток. Их поровну. Столько же, одинаково.
Слайд 24. Предметы бывают разные по толщине.
Попробуйте вместе с ребёнком сравнить толщину деревьев в сквере. Если обхватили ствол
дерева руками, значит оно тонкое, не можете обхватить его руками значит толстое.
Слайд 25. Предметы бывают разные по высоте.
Обязательно по возможности сравнивайте высоту деревьев и кустов, домов, ширину мостов,
проезжей части дороги и тротуара, длину скамеек и др.
Слайд 26. Предметы бывают разные по ширине.
В парке есть много дорожек и тропинок. Можно предложить ребёнку пройтись сначала по узкой
тропинке. А потом по широкой дорожке. Опять вернуться на узкую тропинку, а затем на
широкую дорожку. Ребёнок научиться сравнивать дорожки по ширине на наглядном
практическом примере.
Слайд 27.
Весной на веточках появляются почки и первые листочки. Давай рассмотрим веточку и
посчитаем, сколько почек на ней и сколько листочков. Чего больше? А чего меньше на веточке?
На сколько почек больше чем листочков? На сколько листочков меньше чем почек?
Так в непринуждённой обстановке, играя, ребёнок без труда усвоит все сложные математические
понятия
Слайд 28.
Вернувшись с прогулки, можно привлечь внимание малыша к продуктивной деятельности.
Например в проекте «Кораблики» Слайд 29.
Предложите ребёнку сделать кораблики из бумаги вместе. Пусть это будут большой и
маленький кораблики, которые ребёнок украсит разноцветными геометрическими фигурами
и цифрами, а затем возьмёт их на следующую прогулку и будет пускать по ручейкам. По
широкому ручейку пустите большой кораблик, а по узкому маленький.
Слайд 30.
Можно собрать на прогулке камешки и выложить из них дома ручейки или дорожки
разные по длине и ширине. И поиграть с корабликами и ручейками дома.
Слайд 31.
Дайте ребёнку карандаши и небольшие листочки бумаги. Пока вы заняты своими делами
он с удовольствием нарисует каждый признак весны на отдельном листочке.
Слайд 32.
Рисовать можно в течение всей тематической недели, сохраняя рисунки.
Слайд 33.
Прервав ненадолго художественную деятельность ребёнка, предложите ему поиграть с
пальчиками под весёлые музыкальные песенки Екатерины Железновой, которые представлены на
серии компакт дисков «Музыка с мамой» На диске «5 поросят» и «10 мышек» можно найти
мелодии с математическим содержанием.
Слайд 34.
К весенней тематике подойдёт гимнастика для пальчиков « Червячки пошли гулять». А затем
ребёнок может продолжить рисовать картинки о весне.
Слайд 35.
Вечерами можно играть с нарисованными ребёнком картинками. Разложите листочки с
рисунками на столе и закрепите математические понятия с помощью заданий и вопросов.
Задания и вопросы могут быть следующего содержания:
Пересчитай картинки слева направо.
Сколько всего картинок ты насчитал?
Посчитай картинки в обратном порядке.
Какая картинка вторая по счёту, а какая восьмая?
Какие картинки соседи проталинки?
С помощью зрительного восприятия ребёнок хорошо усвоит признаки весны, а в процессе
ответов на вопросы разовьёт математические навыки.
Слайд 36.
Картинки можно также использовать при чтении художественной литературы весенней
тематики. Например, разложите картинки перед ребёнком и предложите ему послушать
стихотворение О.А. Романович «Десять признаков весны». Но при этом дайте задание выбирать
и раскладывать картинки попорядку, следуя тексту стихотворения. Проверьте правильность
выполнения задания, прочитав это стихотворение ещё раз. Заметьте, ребёнок уже 2 раза услышал
и попытался повторить текст стихотворения. Теперь он может без вашей помощи обозначить
картинки попорядку цифрами в верхнем правом углу.
Пока ребёнок рисует цифры на картинках, вы можете заняться своими делами. Но не
забудьте проверить результат его деятельности и исправить вместе с ним ошибки в
написании цифр, если такие имеются. Иначе ребёнок и дальше будет продолжать писать
цифры неправильно.
Перед сном вспоминайте события, которые происходили утром, днём и вечером,
повторите стихотворение «Признаки весны» в виде игры с пальчиками:
10 признаков весны поскорей мне назови.
Сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках
Затем загибаем пальчики по одному к середине ладошки по тексту.
Раз – сосулька, Лужа два,
Три я видел соловья.
А проталинка – четыре,
Пять – скворечник смастерили
Шесть – сугроб уже спустился
Семь – подснежник распустился
Восемь капают капели
Девять птицы прилетели
Десять – зиму провожаем,
С радостью весну встречаем!
Хлопаем в ладошки на каждое слово в предложении.
Слайд 37.
Результат вашего внимания к развитию математических способностей малыша не заставит
вас долго ждать. Желаю Вам успехов, терпения и творческого поиска в развитии юного
математика.
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в различных видах детской деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.