Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии 5-11 классы
Оценка 4.6
Документация +2
docx
биология +1
5 кл—11 кл
18.12.2018
Современные тенденции образования постоянно требуют от основного участника образования: знания, применения полученных знаний, а также рассуждения по данным тематикам
Методика преподавания с элементами практических работ: цель повысить естественнонаучную грамотность
Основные направления деятельности в каждой учебной параллели
диагностики знаний и умений, приближенной формату ГИА (ОГЭ и ЕГЭ)
Е-Н грам.docx
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Современные тенденции образования постоянно требуют от основного участника
образования: знания, применения полученных знаний, а также рассуждения по данным
тематикам. В МАОУ «СОШ № 1» учителем биологии работаю второй год. В первый
год мы с ребятами знакомились, скажем так, давали оценку друг другу со стороны. В
процессе знакомства увидел потенциал определенных детей, запущенность на
предыдущих ступенях, не у всех конечно. Кто хотел и хочет, тот понимает и старается.
Но есть учащиеся, которых в определенное время не заставили или дали слабину,
поэтому появились пробелы, с некоторыми приходится их заполнять посредством
восполнения утраченной или неполученной информации.
Во второй половине 20152016 учебного года МАОУ «СОШ №1» попала под
Международном
диагностику данных видов деятельности школьников в
дистанционном конкурсеисследовании по естественным наукам БИОНИК, где
исследовался уровень сформированности естественнонаучных умений учащихся (5
11 класс), по предметам естественнонаучного цикла (биология, химия, физика,
география).
Среди участников данного конкурса, лишь учащиеся 10го класса по предмету
география смогли набрать внутри города самые высокие результаты. По остальным
предметам и классам высоких результатов в городе не было. С этого учебного года
(20162017) увидел перед собой цель повысить естественнонаучную грамотность
учащихся школы по биологии, и с сентября месяца начал свою работу.
В связи с этим, мною начата целенаправленная деятельность над формированием
естественнонаучной грамотности учащихся на уроках биологии.
Основные направления деятельности в каждой учебной параллели представлено
нижеследующими содержанием.
5 –й класс – формирование естественнонаучной грамотности через организацию
деятельности с рабочей тетрадью С.Н.Новиковой и Н.И.Романовой 2016 г.
Инновационной школы. Итак, в 5м классе ребята перешли на ФГОСы, вообще, они начинают получать информацию о предмете биологии, чем она занимается, что изучает,
знакомит с основными царствами животного мира и средой обитания. Вот уже второй
год пятиклассникам осваивать данный материал помогает тетрадь на печатной основе,
с самостоятельными заданиями разного уровня. С чем ребята справляются довольно
таки неплохо.
6 – й класс – продолжение формирования естественнонаучной грамотности через
организацию деятельности с рабочей тетрадью (к учебнику Т.А.Исаевой и
Н.И.Романовой 3е издание Москва «Русское слово» 2015) и включение практическую
и лабораторную деятельность. В 6м классе, продолжается ФГОСовская линейка
содержания предметы, здесь ребята уже глубже погружаются в закономерности
растительного царства живой природы (как живут, растут, дышат, питаются и
размножаются). В изучении данного курса им тоже помогает тетрадь на печатной
основе. Для понимания некоторых жизненных процессом на уроках мы начинаем
использовать микроскоп, не только для понимания, как и из чего, состоит
определенная структура организма, но и для развития мелкой моторики (настроить
микроскоп, где то подкрутить, повернуть, пододвинуть ну и т.д.), которая лишний раз
стимулирует развитие нашего мозга. И по завершению работы с микроскопом ребята
делают рисунки по выполненным работам, сопоставляют натуральные объекты с
рисунками в книге, делают подписи и выводы.
7 – 11 классы – добавление постоянной диагностики знаний и умений,
приближенной формату ГИА (ОГЭ и ЕГЭ). В 7м классе ребята занимаются еще по
старой программе Сонина концентрического курса, изучая внешние и внутренние
особенности строения и жизнедеятельности растительных и животных организмов,
тоже используя в помощь тетрадь на печатной основе с заданиямивопросами и
тренировочными заданиями. Плюсом к пониманию материала используют практически
к каждой теме микроскоп, выполняя лабораторную работу. И для контроля по каждой
теме проводится небольшой тестопрос (в пределах 5 минут), который помогает
проконтролировать уровень освоения и понимания пройденного материала.
В 8м классе ребята изучают человека, его органы, системы органов, физиологию.
С микроскопами поработать обильно не получается в данном курсе, лишь только при знакомстве на клеточном уровне с организмом человека. В помощь ребятам также
существует тетрадь на печатной основе с заданиямивопросами и тренировочными
заданиями. К проверке каждой темы готовится тестопрос из 1015 вопросов с
вариантами ответов, что помогает тоже держать на контроле уровень освоения
материала.
В 9м классе ребята изучают общие закономерности, основные законы жизни,
современные достижения, место человека в биосфере и его ответственность перед
окружающей средой. Большая часть материала для ребят здесь является новым,
поэтому важно понимание и восприятие, особенно сдающим итоговую аттестацию.
Поэтому излишний контроль, повторение, решение задач, как мне кажется, даст
плодотворный результат.
В старших классах (1011) учащиеся обобщают и углубляются в материал общей
биологии, общих закономерностях, законов и теорий. С основной массой необходимо
проработать и понять курс биологии старшей школы, не требуя от них глубокого
погружения в эту область. Здесь большего внимания требуют ребята выбравшие
биологию частью единых государственных испытаний, вот с ними помимо прописанных
часов программы необходимо встречаться дополнительно и не по разу и не по часу, для
успешного прохождения испытания.
Промежуточные результаты деятельности:
1. За первое полугодие получилось конкретно выявить ребят которые стараются,
знают и хотят знать биологию, и ребят которым предмет по всей видимости
безразличен. Средний балл успеваемости обучающихся МАОУ "СОШ №1"
6
5
4
3
2
1
0
2.
Средний балл успеваемости по
всем классам школы составляет 4.2 балла (5бальная шкала). Наиболее высокие
результаты наблюдаются в старшем звене, что
связано, надеюсь, с их самосознанием и ответственностью перед самими собой.
Соответственно кто не сдает данный предмет экзаменом тот выполняет
средние требования и получает свою хорошую оценку в полугодии, ну а кому
предстоит единое испытание по данному предмету тот и старается и вникает в
материал и соответственно постоянно отвечает на возникающие вопросы в его
голове и не только.
Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии 5-11 классы
Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии 5-11 классы
Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии 5-11 классы
Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии 5-11 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.