«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»
Оценка 5

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
биология
11 кл
03.06.2019
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»
Сообщение на тему: «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии» для выступления на педагогическом совете, конференциях, форумах. Современному педагогу современный подход для формирования своих уроков. Новый подход к обучению в естественнонаучном направлении. В материале представлено примерное задание на функциональную грамотность.
доклад на педсовете.docx
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии» Современному   обществу   требуются   люди,   умеющие   быстро   адаптироваться   к изменениям, происходящим в мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Все чаще мы слышим выражение «функциональная грамотность». Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60­х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно   до   середины   70­х   годов   концепция   и   стратегия   исследования   связывалась   с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала   рассматриваться   в   более   широком   смысле:   включать   компьютерную   грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В   терминологическом   словаре   современного   педагога   функциональная   грамотность трактуется,   как   умение   человека   грамотно,   квалифицированно   функционировать   во   всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию   людей   в   социальной,   культурной,   политической   и   экономической   деятельности, способности   творчески   мыслить   и   находить   стандартные   решения,   умению   выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно­коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Задача учителя заключается в формировании у школьников чувства необходимости самообразования   и   самостоятельного   добывания   знаний.   Но   большая   часть   учащихся   не способны самостоятельно добывать знания, следовательно, необходимо разработать задания, которые   будут   направлять   работу   учащихся,   и   тем   самым   у   них   будет   развиваться естественнонаучная   грамотность.  Ядром   данного   процесса   выступает   функциональная грамотность,   так   как   под   ней   понимают   «способность   человека   решать   стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». У учащихся должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи, выявлено, что учащиеся, владеющие обобщенными методами решения задач, смогут грамотно решать любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний.  Навыки формирования  решения  задач, начинается  в  процессе решения задач по конкретной теме, затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием.  Для   развития   естественнонаучной   грамотности   важно   включать   в   материал   любой темы биологии упражнения на развитие, конечно же, общеучебных умений и навыков. В   своей   работе   применяю   групповую   и   парную   работу.   Учащимся   этот   вид деятельности   нравится.   При   планировании   таких   уроков   больше   уделяю   внимания   на самостоятельную   работу   учеников.   Использую   методы   активного   чтения:   маркировка   с использованием значков «v», «+», «­», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Развитие   навыков   естественнонаучной   грамотности   совместно   с   информационными технологиями   на   уроках   биологии   способствовало   динамике   качества   знаний   учащихся, повышению мотивации учебной деятельности. Одним из элементов в своей профессиональной деятельности считаю – развитие таких умений и навыков, которые способствуют успешности моих учеников в повседневной жизни. Применение   информационных   технологий   позволяет   делать   уроки   биологии   не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению.   Я   вижу   горящие   глаза   учеников,   их   готовность   к   творчеству,   потребность   в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно. На   современном   уроке,   важно   умение   решать   реальные   жизненные   проблемы   и самостоятельно работать с информацией. В основе тестов PISA лежат задания, для решения которых, мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать. Примеры заданий по биологии 7 класс  на  развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISА. Задание 1.  Тип простейшие. Животные,   составляющие   тип   Простейшие,   имеют   сложную   функциональную организацию, хотя некоторые из них, на первый взгляд, кажутся построенными сравнительно просто. У одноклеточных имеется ядро. Все жизненные процессы осуществляется с помощью органоидов   расположенных   в   цитоплазме.   Единственная   клетка   простейшего   ведет независимое существование, но иногда клетки бывают объединены в колонию. В популяции простейших   большинство   особей   возникает   в   результате   простого   деления   клетки родительской   особи.   Некоторые   виды   простейших   способны   переходить   в   неактивное состояние,   образуя   споры   или   цисты,   которые,   высыхая,   переносятся   вместе   с   пылью   и частицами   почвы   из   одного   местообитания   в   другое.   Одни   питаются   мельчайшими организмами,   бактериями,   некоторые   являются   хищниками,   пожирающими   других простейших, и т. п. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу — у саркодовых на любом   участке   тела,   у   инфузорий   через   особое   отверстие   ­   порошицу.   В   классе жгутиконосцев   имеются   организмы,   способные   подобно   зеленым   растениям   при   участии зеленого пигмента хлорофилла усваивать неорганические вещества — углекислый газ и воду, превращая их в органические соединения. Колониальное простейшее всегда можно отличить от многоклеточного животного, так как в колонии все клетки совершенно одинаковы, среди них нет клеток, специализированных для питания. Вопрос 1 Чем животные типа Простейшие отличаются от всех других животных? __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Ответ: состоят из одной клетки, которая выполняет все функции организма. Вопрос 2 Для     того,   чтобы   исключить   случайные   факторы   и   поместили   амебу,   эвглену, инфузорию в разные сосуды   с чистой прокипяченной водой и оставили на подоконнике. Через   некоторое   время,   решив   понаблюдать   за   ними   и   обнаружили,     что   только   одно простейшее выжило. Укажите какое.       А                    В               С Ответ: В эвглена Вопрос 3 Укажите причину   гибели простейших. А. Потому,  что    в  чистой  прокипяченной  воде      отсутствуют     бактерий  и  другие организмов, которыми они питаются. В. Потому, что стаканы находились на свету С. Потому, что в прокипяченной воде   отсутствует кислород. D. Потому, что  в прокипяченой  воде   отсутствуют питательные вещества. Ответ:   Инфузория   и   амеба   погибнут   в   чистой   прокипяченной   воде   из­за отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена  способна питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет. Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному и автотрофному питанию.  Вопрос 3.1 Объясните ребятам, почему погибли простейшие. __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________   Ответ:   Инфузория   и   амеба   погибнут   в   чистой   прокипяченной   воде   из­за отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена  способна питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет. Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному и автотрофному питанию.

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019