Сообщение на тему: «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии» для выступления на педагогическом совете, конференциях, форумах. Современному педагогу современный подход для формирования своих уроков. Новый подход к обучению в естественнонаучном направлении. В материале представлено примерное задание на функциональную грамотность.
«Формирование функциональной грамотности учащихся
на уроках биологии»
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к
изменениям, происходящим в мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее
время является повышение требований к уровню образованности человека.
Все чаще мы слышим выражение «функциональная грамотность».
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой
сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность
трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех
сферах человеческой деятельности.
Таким образом, функциональная грамотность становится фактором, содействующим
участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности,
способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать
профессиональный путь, уметь использовать информационнокоммуникационные технологии
в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Задача учителя заключается в формировании у школьников чувства необходимости
самообразования и самостоятельного добывания знаний. Но большая часть учащихся не
способны самостоятельно добывать знания, следовательно, необходимо разработать задания,
которые будут направлять работу учащихся, и тем самым у них будет развиваться
естественнонаучная грамотность.
Ядром данного процесса выступает функциональная
грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные
жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
У учащихся должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи, выявлено,
что учащиеся, владеющие обобщенными методами решения задач, смогут грамотно решать
любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний. Навыки
формирования решения задач, начинается в процессе решения задач по конкретной теме,
затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием.
Для развития естественнонаучной грамотности важно включать в материал любой
темы биологии упражнения на развитие, конечно же, общеучебных умений и навыков.
В своей работе применяю групповую и парную работу. Учащимся этот вид
деятельности нравится. При планировании таких уроков больше уделяю внимания на
самостоятельную работу учеников. Использую методы активного чтения: маркировка с
использованием значков «v», «+», «», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск
ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Развитие навыков естественнонаучной грамотности совместно с информационными
технологиями на уроках биологии способствовало динамике качества знаний учащихся,
повышению мотивации учебной деятельности. Одним из элементов в своей профессиональной
деятельности считаю – развитие таких умений и навыков, которые способствуют успешности
моих учеников в повседневной жизни.
Применение информационных технологий позволяет делать уроки биологии не
похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к
учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в
получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.На современном уроке, важно умение решать реальные жизненные проблемы и
самостоятельно работать с информацией. В основе тестов PISA лежат задания, для решения
которых, мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать. Примеры
заданий по биологии 7 класс на развитие функциональной естественнонаучной грамотности
учащихся в рамках проведения международного исследования PISА.
Задание 1. Тип простейшие.
Животные, составляющие тип Простейшие, имеют сложную функциональную
организацию, хотя некоторые из них, на первый взгляд, кажутся построенными сравнительно
просто. У одноклеточных имеется ядро. Все жизненные процессы осуществляется с помощью
органоидов расположенных в цитоплазме. Единственная клетка простейшего ведет
независимое существование, но иногда клетки бывают объединены в колонию. В популяции
простейших большинство особей возникает в результате простого деления клетки
родительской особи. Некоторые виды простейших способны переходить в неактивное
состояние, образуя споры или цисты, которые, высыхая, переносятся вместе с пылью и
частицами почвы из одного местообитания в другое. Одни питаются мельчайшими
организмами, бактериями, некоторые являются хищниками, пожирающими других
простейших, и т. п. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу — у саркодовых на
любом участке тела, у инфузорий через особое отверстие порошицу. В классе
жгутиконосцев имеются организмы, способные подобно зеленым растениям при участии
зеленого пигмента хлорофилла усваивать неорганические вещества — углекислый газ и воду,
превращая их в органические соединения.
Колониальное простейшее всегда можно отличить от многоклеточного животного, так
как в колонии все клетки совершенно одинаковы, среди них нет клеток, специализированных
для питания.
Вопрос 1
Чем животные типа Простейшие отличаются от всех других животных?
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ответ: состоят из одной клетки, которая выполняет все функции организма.
Вопрос 2
Для того, чтобы исключить случайные факторы и поместили амебу, эвглену,
инфузорию в разные сосуды с чистой прокипяченной водой и оставили на подоконнике.
Через некоторое время, решив понаблюдать за ними и обнаружили, что только одно
простейшее выжило.
Укажите какое.
А В С
Ответ: В эвгленаВопрос 3
Укажите причину гибели простейших.
А. Потому, что в чистой прокипяченной воде отсутствуют бактерий и другие
организмов, которыми они питаются.
В. Потому, что стаканы находились на свету
С. Потому, что в прокипяченной воде отсутствует кислород.
D. Потому, что в прокипяченой воде отсутствуют питательные вещества.
Ответ:
Инфузория и амеба погибнут в чистой прокипяченной воде изза
отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена способна
питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет.
Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному
и автотрофному питанию.
Вопрос 3.1
Объясните ребятам, почему погибли простейшие.
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ответ:
Инфузория и амеба погибнут в чистой прокипяченной воде изза
отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена способна
питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет.
Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному
и автотрофному питанию.