«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 03.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сообщение на тему: «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии» для выступления на педагогическом совете, конференциях, форумах. Современному педагогу современный подход для формирования своих уроков. Новый подход к обучению в естественнонаучном направлении. В материале представлено примерное задание на функциональную грамотность.
Иконка файла материала доклад на педсовете.docx
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии» Современному   обществу   требуются   люди,   умеющие   быстро   адаптироваться   к изменениям, происходящим в мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Все чаще мы слышим выражение «функциональная грамотность». Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60­х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно   до   середины   70­х   годов   концепция   и   стратегия   исследования   связывалась   с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала   рассматриваться   в   более   широком   смысле:   включать   компьютерную   грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В   терминологическом   словаре   современного   педагога   функциональная   грамотность трактуется,   как   умение   человека   грамотно,   квалифицированно   функционировать   во   всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию   людей   в   социальной,   культурной,   политической   и   экономической   деятельности, способности   творчески   мыслить   и   находить   стандартные   решения,   умению   выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно­коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Задача учителя заключается в формировании у школьников чувства необходимости самообразования   и   самостоятельного   добывания   знаний.   Но   большая   часть   учащихся   не способны самостоятельно добывать знания, следовательно, необходимо разработать задания, которые   будут   направлять   работу   учащихся,   и   тем   самым   у   них   будет   развиваться естественнонаучная   грамотность.  Ядром   данного   процесса   выступает   функциональная грамотность,   так   как   под   ней   понимают   «способность   человека   решать   стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». У учащихся должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи, выявлено, что учащиеся, владеющие обобщенными методами решения задач, смогут грамотно решать любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний.  Навыки формирования  решения  задач, начинается  в  процессе решения задач по конкретной теме, затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием.  Для   развития   естественнонаучной   грамотности   важно   включать   в   материал   любой темы биологии упражнения на развитие, конечно же, общеучебных умений и навыков. В   своей   работе   применяю   групповую   и   парную   работу.   Учащимся   этот   вид деятельности   нравится.   При   планировании   таких   уроков   больше   уделяю   внимания   на самостоятельную   работу   учеников.   Использую   методы   активного   чтения:   маркировка   с использованием значков «v», «+», «­», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Развитие   навыков   естественнонаучной   грамотности   совместно   с   информационными технологиями   на   уроках   биологии   способствовало   динамике   качества   знаний   учащихся, повышению мотивации учебной деятельности. Одним из элементов в своей профессиональной деятельности считаю – развитие таких умений и навыков, которые способствуют успешности моих учеников в повседневной жизни. Применение   информационных   технологий   позволяет   делать   уроки   биологии   не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению.   Я   вижу   горящие   глаза   учеников,   их   готовность   к   творчеству,   потребность   в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.На   современном   уроке,   важно   умение   решать   реальные   жизненные   проблемы   и самостоятельно работать с информацией. В основе тестов PISA лежат задания, для решения которых, мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать. Примеры заданий по биологии 7 класс  на  развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISА. Задание 1.  Тип простейшие. Животные,   составляющие   тип   Простейшие,   имеют   сложную   функциональную организацию, хотя некоторые из них, на первый взгляд, кажутся построенными сравнительно просто. У одноклеточных имеется ядро. Все жизненные процессы осуществляется с помощью органоидов   расположенных   в   цитоплазме.   Единственная   клетка   простейшего   ведет независимое существование, но иногда клетки бывают объединены в колонию. В популяции простейших   большинство   особей   возникает   в   результате   простого   деления   клетки родительской   особи.   Некоторые   виды   простейших   способны   переходить   в   неактивное состояние,   образуя   споры   или   цисты,   которые,   высыхая,   переносятся   вместе   с   пылью   и частицами   почвы   из   одного   местообитания   в   другое.   Одни   питаются   мельчайшими организмами,   бактериями,   некоторые   являются   хищниками,   пожирающими   других простейших, и т. п. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу — у саркодовых на любом   участке   тела,   у   инфузорий   через   особое   отверстие   ­   порошицу.   В   классе жгутиконосцев   имеются   организмы,   способные   подобно   зеленым   растениям   при   участии зеленого пигмента хлорофилла усваивать неорганические вещества — углекислый газ и воду, превращая их в органические соединения. Колониальное простейшее всегда можно отличить от многоклеточного животного, так как в колонии все клетки совершенно одинаковы, среди них нет клеток, специализированных для питания. Вопрос 1 Чем животные типа Простейшие отличаются от всех других животных? __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Ответ: состоят из одной клетки, которая выполняет все функции организма. Вопрос 2 Для     того,   чтобы   исключить   случайные   факторы   и   поместили   амебу,   эвглену, инфузорию в разные сосуды   с чистой прокипяченной водой и оставили на подоконнике. Через   некоторое   время,   решив   понаблюдать   за   ними   и   обнаружили,     что   только   одно простейшее выжило. Укажите какое.       А                    В               С Ответ: В эвгленаВопрос 3 Укажите причину   гибели простейших. А. Потому,  что    в  чистой  прокипяченной  воде      отсутствуют     бактерий  и  другие организмов, которыми они питаются. В. Потому, что стаканы находились на свету С. Потому, что в прокипяченной воде   отсутствует кислород. D. Потому, что  в прокипяченой  воде   отсутствуют питательные вещества. Ответ:   Инфузория   и   амеба   погибнут   в   чистой   прокипяченной   воде   из­за отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена  способна питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет. Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному и автотрофному питанию.  Вопрос 3.1 Объясните ребятам, почему погибли простейшие. __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________   Ответ:   Инфузория   и   амеба   погибнут   в   чистой   прокипяченной   воде   из­за отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена  способна питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет. Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному и автотрофному питанию.