Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
Оценка 5

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Оценка 5
Педсоветы +1
doc
география +1
1 кл—6 кл
14.10.2019
Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
В тексте дается анализ проблемы формирования картографических умений и навыков учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе и на уроках географии в 5-6 классах. В работе приводятся примеры творческих заданий, с помощью которых можно привить интерес к работе с географической картой, развивать познавательную деятельность школьника, что в итоге поможет лучше усвоить необходимый материал.
Картографические навыки.doc
Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии. Т.В. Емельянова, И.В. Ноздрина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ахматовская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики с.Ахматово «Карта   есть   «альфа   и   омега»   географии.   От   карты   всякое географическое   исследование   исходит   и   к   карте   приходит,   с   карты начинается и картой кончается». Баранский Н. Н.             Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего образования   (ФГОС)   важнейшим   предметным   результатом   освоения географии выпускниками основной   школы   считает   «овладение   основами картографической грамотности и использование географической карты как одного   из   языков   международного общения».   В   то   же   время картографические знания и умения составляют не только важнейшую часть   но   и   входят   в содержания   географического   образования, состав общекультурных компетентностей, являясь, таким образом, метапредметными. Последнее говорит об их возрастающей роли на современном этапе развития образования.         Поскольку   географические   (картографические)   знания   и   умения   начинают   формироваться   уже   в   начальной   школе,   то   изучение   курсов «Окружающий   мир»   (I­IV  классы),   должно   подготовить школьников к успешному освоению картографических знаний и умений в  V­VI классах. Однако   в   ходе   педагогического   исследования   выявлено,   что соответствующие   знания   и   умения выпускников  начальной   школы   не   в полной   мере   отвечают   требованиям   госстандарта.   Таким   образом,   эта проблема должна решаться совместно учителями географии и начальной школы.      Подготовка школьников к усвоению географических знаний в основной школе включает первоначальные знания из разных систем географических знаний,   получаемых   в   начальной     школе   (геолого­геоморфологических, климатологических,   гидрологических   и   др.).   При   этом   особое   значение имеет получение элементарных знаний о карте и умений ею пользоваться (элементы системы топографо­картографических знаний). Это объясняется особой   ролью   географической   карты   для   изучения   предмета   географии, одной из задач современного географического образования – формирования картографической грамотности школьников. Анализ действующих программ и учебников 1­5 классов показывает, что   в   большинстве   из   них   недостаточно   внимания   уделяется   обучению учащихся   работе   с   географической   картой   и   формированию   у   них географических знаний, т.е. фактов и пространственных представлений. Географическая   культура   учащихся   должна   формироваться   на протяжении   всего   школьного   образования.   На   первой   ступени   обучения должны   быть   заложены   элементы   географической   культуры (пространственные   и   картографические   представления,   географические карты, эмпирические знания). Для   организации   деятельности   школьников   и   формирования   у   них практических   умений   география   имеет   идеальное   средство   – географическую карту. Карта позволяет формировать следующие умения: называть, показывать, описывать, сравнивать, объяснять.   ориентирования,   измерения   расстояний, Но   умение   работать   с   географической   картой   всегда   вызывает   у учащихся   определённые   сложности;   оно   формируется,   постепенно усложняясь и совершенствуясь  на всём протяжении  изучении школьного курса географии. Умение читать карту складывается из сложной системы действий:   установления пространственных   соотношений,   определения   координат,   установления причинно­следственных   связей   между   объектами   и   явлениями, изображенными   на   карте,   составлением   описания   отдельных   объектов, элементов   природы. Целью  практических  работ  на  уроках  окружающего мира   и   начального   курса   географии   является   приобретение   навыков   и умений в работе с картой, развитие пространственного мышления, обучение аналитической   деятельности:   умению   анализировать   причины географических явлений и процессов в природе, сопоставлять и сравнивать географические   карты,   обобщать   полученную   информацию,   делать самостоятельные выводы, т.е. уметь читать карту. Карта всё больше входит в нашу жизнь,  являясь мощным источником информации, и цель учителя – научить  ею пользоваться.   В содержании программы курса "Окружающий мир" Плешакова   А.А. в которых изучается географический материал. В 1 классе: раздел "Где и когда»", во 2 классе: "Путешествия", в 4 классе: "Природа   России". В этих темах предусматривается работа с глобусом,  картой полушарий, с физической картой России, с контурной картой. В результате изучения этих тем дети должны знать названия материков, океанов, морей, крупных государств, их столиц, уметь показывать их. Различать условные обозначения карты, уметь показывать на карте и глобусе основные формы рельефа и водоёмы. Определять есть темы, местонахождение изучаемых объектов на физической карте России. Наблюдая за усвоением учащимися данных тем, было замечено, что дети младшего школьного возраста испытывают большие трудности при работе с географической картой. Ребятам трудно найти материк, город или какой-либо другой географический объект на карте, потому что у них ещё не сформировано представление пространства, не развито пространственное воображение, отсутствует понятие удалённости предмета в пространстве. Поэтому часто первоклассники на вопрос: "В   какой   стране   ты   живёшь?", дают ответ: "В Чувашии". А на вопрос: "Какой   город   является   столицей   Чувашии?", отвечают: "Москва". Чтобы младшему школьнику интересно было узнавать мир, чтобы он не боялся выходить к географической карте, чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой, подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной деятельности, я сконструировала систему творческих заданий, помогающих ребёнку успешнее усвоить данный материал. Уже в 1 классе дети знакомятся с материками и океанами. Чтобы легче и быстрее были усвоены эти понятия, задания. - Покажи самый большой материк. - Назови и покажи самый большой природный холодильник. - Покажи самое жаркое место на земле. Кто отвечает быстрее и правильно, тот и лучший знаток географической карты. Или вот такая игра "Узнай по описанию" в 4 классе. Ученик выходит к доске, все закрывают глаза, а он показывает и описывает какой-то географический объект. После этого дети открывают глаза и называют, что он показывал. Например, первоклассник уже легко может дать такое описание: "Этот материк омывают два океана Атлантический и Индийский, он второй по величине после Евразии. Какой материк я показал?". Чем старше ученик, тем полнее и сложнее описание. Предлагаю на уроках вопросы-загадки, например: - Какой материк лежит сразу в трёх полушариях? - Какой материк выходит ко всем океанам? следующие использую Восточное - Какой океан омывает все материки кроме Африки? - Расскажи подробно, с использованием карты, от имени кенгуру (пингвина) о месте своего проживания. Дети становятся старше, усложняются и задания: • Расположи названия материков в данной таблице: Северное полушарие Южное полушарие Западное полушарие полушарие. При изучении условных обозначений географической карты, использую такие задания: 1. В данные предложения впиши подходящие географические понятия: Обозначены на карте зелёным цветом _____________. (низменности) Обозначены на карте коричневым цветом _____________. (возвышенности) 2. Показываю пейзажи с изображением реки, гор, равнины, острова и предлагаю найти соответствующее изображение на карте. 3. С помощью карты определи: - высоту Тибета; -какой из этих городов самый северный: Лондон, Омск, Москва? Чтобы ребятам было легче усваивать географические понятия, использую такую игру: по классу развешиваются карточки с географическими понятиями, а каждый ребёнок получает карточку с названием или реки, или океана, моря, озера, соответственно он должен быстро определить свой географический объект и подбежать к нему. Использую разные варианты этой игры, в зависимости от изучаемого материала. Ещё при изучении государств и знакомстве с политической картой мира, предлагаю такую игру. Класс делится на две команды. Одна команда называет государство, а другая должна назвать его столицу и наоборот. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов. К данной теме даю и такие задания, например: - Из этой цепочки географических названий убери лишнее: Мадрид, Париж, Франция, Москва, Токио. Изучив темы "Природные зоны России", прошу учащихся не просто выйти к карте и показать ту или иную природную зону, а даю задание узнать эту зону по описанию и только это за и Что назвать показать, потом например: - О какой природной зоне идёт речь? Покажи её на карте. "Как дики и холодны эти места. Хмурое небо, серые краски. Казалось, с самого сотворения мира эти места осуждены на недоступность и безмолвие. Придёт лето, придёт скромно, но непременно с цветами. На этой земле живут мужественные люди и мужественные цветы". (Тундра). Любят ребята находить ответы и на географические вопросы - загадки. Приведу примеры некоторых из них. • Только одна буква в названии отличает эти две европейские страны. Назови и покажи их. Р(Ирландия) С (Исландия) • Названия двух стран Азии отличаются только одной буквой. страны? К (Ирак) Н (Иран) • Какая страна оканчивается на три я? (Австрия) • Самый большой остров планеты, но не материк? (о. Гренландия) • Какой город расположен в двух частях света Азии и Европе? Стамбул) • В какой части света, чем севернее, тем теплее? (в Австралии) • Какую цепь невозможно поднять? (горную) Часто ответы на эти вопросы требуют дополнительной информации и домашней работы с географической картой. Благодаря таким заданиям появляется познавательный интерес, формируется представление пространства. Ребёнок стремится узнать больше о мире, чем дают ему страницы учебника, развивается пространственное воображение, что в дальнейшем положительно влияет и на усвоение географического материала на уроках в 6 классе. При   работе   с   картографическим   материалом   должно   существовать единство требований у учителя начальных классов и учителя географии. Это касается и работы с контурными картами.   Для работы на контурной карте целесообразно использовать простые и цветные карандаши, чёрную и цветные   пасты.   Нажим   карандаша   не   должен   быть   сильным,   чтобы исключить   порчу   бумаги   и   оставить   возможность   сделать   разборчивую подпись.   Фломастеры,   восковые   мелки,   гуашь   (акварельные   краски), маркеры   не   используются.     Для   нанесения   названий   географических объектов, как правило, используется черный цвет, шрифт – печатные буквы.   Все   географические   названия   пишутся   с   заглавной   буквы.   Условные обозначения могут быть выполнены различными цветами, в соответствии с (г. легендой   моделируемой   (создаваемой)   карты.   Названия   географических объектов   на   карте   должны   быть   расположены   в   соответствии   с особенностями их  пространственного расположения. Обучение работе с картой и в 5 и в 6 классах проводится в основном в игровой форме. Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале   или   конце   урока   (3­5   мин.)   Не   менее   интересно,   проходит закрепление   навыков   работы   с   картой   при   опросе.   Ученики   задают опрашиваемому 2­3 географических названия для показа на карте.  Хорошо способствует запоминанию объектов на карте игра “Третий лишний”. На доске   или   на   листе   бумаги   записываю   три   понятия:   Амазонка,   Нил, Джомолунгма.   Спрашиваю,   что   лишнее?     Такого   рода   игры   развивают память, воображение. Более сложный вид игры “Собери карту” или “Географические силуэты”. Вначале   ученик,   получив   карточки   с   географическими   силуэтами,   по очертаниям только узнаёт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и   познавательные   игры,   и   множество   других   средств   помогают формировать  знания  географической  карты  и  дают  хорошие  результаты. Например, задаю вопрос: «Назовите самые известные на карте губы, носы, усы. Если затрудняетесь ответить сразу, то отыщите их на карте». В   процессе   игры   школьники   получают   знания,   испытывая   при   этом удовольствие.   Положительные   эмоции   сказываются   на   лучшем   усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Заключение:  ­ обучение навыкам работы с картой с 1 класса способствует раннему формированию картографических знаний и умений в курсе «Окружающий мир», повышает качество  усвоения школьниками содержания начального курса географии в 6 классе; ­  применение в процессе обучения в начальной школе стенных карт, атласов,   контурных   карт   способствует   формированию   картографических представлений,  практических умений работать с картой; ­   комплекс   учебных   заданий   с   ожидаемым   результатом   обучения обеспечивает   деятельностный   подход   к   обучению,   позволяет   повысить уровень усвоения картографических знаний и умений. Список использованных источников 1. Душина И.В. «Методика и технология обучения географии»: Пособие для учителей и студентов.­ М.: ООО Издательство «Астрель,2004,  218 с.           2. "Методика обучения географии в средней школе"  (Теоретические  основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др.,  М., «Просвещение», 1998 г. 3. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М.  Дрофа.2006. 4. Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на  уроках географии. М.. 2007. 5. География. №14/2007. Трифонов А.Ю. Картографический метод  обучения.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.

Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2019