Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
Оценка 5
Педсоветы +1
doc
география +1
1 кл—6 кл
14.10.2019
В тексте дается анализ проблемы формирования картографических умений и навыков учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе и на уроках географии в 5-6 классах. В работе приводятся примеры творческих заданий, с помощью которых можно привить интерес к работе с географической картой, развивать познавательную деятельность школьника, что в итоге поможет лучше усвоить необходимый материал.
Картографические навыки.doc
Формирование картографических умений и навыков на уроках
окружающего мира и начального курса физической географии.
Т.В. Емельянова, И.В. Ноздрина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ахматовская средняя общеобразовательная школа» Алатырского
района Чувашской Республики с.Ахматово
«Карта есть «альфа и омега» географии. От карты всякое
географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты
начинается и картой кончается».
Баранский Н. Н.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования (ФГОС) важнейшим предметным результатом освоения
географии выпускниками основной школы считает «овладение основами
картографической грамотности и использование географической карты как
одного из языков международного общения». В то же время
картографические знания и умения составляют не только важнейшую часть
но и входят в
содержания географического образования,
состав общекультурных компетентностей,
являясь,
таким
образом, метапредметными. Последнее говорит об их возрастающей роли на
современном этапе развития образования.
Поскольку географические (картографические) знания и умения
начинают формироваться уже в начальной школе, то изучение курсов
«Окружающий мир» (IIV классы), должно подготовить школьников к
успешному освоению картографических знаний и умений в VVI классах.
Однако в ходе педагогического исследования выявлено,
что
соответствующие знания и умения выпускников начальной школы не в
полной мере отвечают требованиям госстандарта. Таким образом, эта
проблема должна решаться совместно учителями географии и начальной
школы.
Подготовка школьников к усвоению географических знаний в основной
школе включает первоначальные знания из разных систем географических
знаний, получаемых в начальной школе (геологогеоморфологических,
климатологических, гидрологических и др.). При этом особое значение
имеет получение элементарных знаний о карте и умений ею пользоваться
(элементы системы топографокартографических знаний). Это объясняется
особой ролью географической карты для изучения предмета географии,
одной из задач современного географического образования – формирования
картографической грамотности школьников. Анализ действующих программ и учебников 15 классов показывает,
что в большинстве из них недостаточно внимания уделяется обучению
учащихся работе с географической картой и формированию у них
географических знаний, т.е. фактов и пространственных представлений.
Географическая культура учащихся должна формироваться на
протяжении всего школьного образования. На первой ступени обучения
должны быть заложены элементы географической культуры
(пространственные и картографические представления, географические
карты, эмпирические знания).
Для организации деятельности школьников и формирования у них
практических умений география имеет идеальное средство –
географическую карту. Карта позволяет формировать следующие умения:
называть, показывать, описывать, сравнивать, объяснять.
ориентирования,
измерения расстояний,
Но умение работать с географической картой всегда вызывает у
учащихся определённые сложности; оно формируется, постепенно
усложняясь и совершенствуясь на всём протяжении изучении школьного
курса географии. Умение читать карту складывается из сложной системы
действий:
установления
пространственных соотношений, определения координат, установления
причинноследственных связей между объектами и явлениями,
изображенными на карте, составлением описания отдельных объектов,
элементов природы. Целью практических работ на уроках окружающего
мира и начального курса географии является приобретение навыков и
умений в работе с картой, развитие пространственного мышления, обучение
аналитической деятельности:
умению анализировать причины
географических явлений и процессов в природе, сопоставлять и сравнивать
географические карты, обобщать полученную информацию, делать
самостоятельные выводы, т.е. уметь читать карту. Карта всё больше входит
в нашу жизнь, являясь мощным источником информации, и цель учителя –
научить ею пользоваться.
В содержании программы курса "Окружающий мир"
Плешакова А.А.
в которых изучается
географический материал. В 1 классе: раздел "Где и когда»",
во 2 классе: "Путешествия", в 4 классе: "Природа России". В
этих темах предусматривается работа с глобусом, картой
полушарий, с физической картой России, с контурной
картой. В результате изучения этих тем дети должны знать
названия материков, океанов, морей, крупных государств,
их столиц, уметь показывать их. Различать условные
обозначения карты, уметь показывать на карте и глобусе
основные формы рельефа и водоёмы. Определять
есть темы, местонахождение изучаемых объектов на физической
карте России.
Наблюдая за усвоением учащимися данных тем, было
замечено, что дети младшего школьного возраста
испытывают большие трудности при работе с
географической картой. Ребятам трудно найти материк,
город или какой-либо другой географический объект на
карте, потому что у них ещё не сформировано
представление пространства, не развито пространственное
воображение, отсутствует понятие удалённости предмета
в пространстве. Поэтому часто первоклассники на вопрос:
"В какой стране ты живёшь?", дают ответ: "В Чувашии". А на
вопрос: "Какой город является столицей Чувашии?", отвечают:
"Москва".
Чтобы младшему школьнику интересно было узнавать
мир, чтобы он не боялся выходить к географической карте,
чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой,
подсказчиком в ответах на уроке и способствовала
развитию его познавательной деятельности,
я
сконструировала систему творческих заданий, помогающих
ребёнку успешнее усвоить данный материал.
Уже в 1 классе дети знакомятся с материками и
океанами. Чтобы легче и быстрее были усвоены эти
понятия,
задания.
- Покажи самый большой материк.
- Назови и покажи самый большой природный
холодильник.
- Покажи самое жаркое место на земле.
Кто отвечает быстрее и правильно, тот и лучший знаток
географической
карты.
Или вот такая игра "Узнай по описанию" в 4 классе. Ученик
выходит к доске, все закрывают глаза, а он показывает и
описывает какой-то географический объект. После этого
дети открывают глаза и называют, что он показывал.
Например, первоклассник уже легко может дать такое
описание:
"Этот материк омывают два океана
Атлантический и Индийский, он второй по величине после
Евразии. Какой материк я показал?". Чем старше ученик,
тем полнее и сложнее описание.
Предлагаю на уроках вопросы-загадки, например:
- Какой материк лежит сразу в трёх полушариях?
- Какой материк выходит ко всем океанам?
следующие
использую Восточное
- Какой океан омывает все материки кроме Африки?
- Расскажи подробно, с использованием карты, от имени
кенгуру (пингвина) о месте своего проживания.
Дети становятся старше, усложняются и задания:
• Расположи названия материков в данной таблице:
Северное полушарие Южное полушарие Западное
полушарие
полушарие.
При изучении условных обозначений географической
карты, использую такие задания:
1.
В данные предложения впиши подходящие
географические
понятия:
Обозначены на карте зелёным цветом _____________.
(низменности)
Обозначены на карте коричневым цветом _____________.
(возвышенности)
2. Показываю пейзажи с изображением реки, гор, равнины,
острова и предлагаю найти соответствующее изображение
на
карте.
3. С помощью карты определи:
- высоту Тибета;
-какой из этих городов самый северный: Лондон, Омск,
Москва?
Чтобы ребятам было легче усваивать географические
понятия, использую такую игру: по классу развешиваются
карточки с географическими понятиями, а каждый ребёнок
получает карточку с названием или реки, или океана, моря,
озера, соответственно он должен быстро определить свой
географический объект и подбежать к нему. Использую
разные варианты этой игры, в зависимости от изучаемого
материала.
Ещё при изучении государств и знакомстве с политической
картой мира, предлагаю такую игру. Класс делится на две
команды. Одна команда называет государство, а другая
должна назвать его столицу и наоборот. Побеждает та
команда, которая дала больше правильных ответов.
К данной теме даю и такие задания, например:
- Из этой цепочки географических названий убери лишнее:
Мадрид, Париж, Франция, Москва, Токио.
Изучив темы "Природные зоны России", прошу учащихся не
просто выйти к карте и показать ту или иную природную
зону, а даю задание узнать эту зону по описанию и только это
за
и
Что
назвать
показать,
потом
например:
- О какой природной зоне идёт речь? Покажи её на карте.
"Как дики и холодны эти места. Хмурое небо, серые краски.
Казалось, с самого сотворения мира эти места осуждены на
недоступность и безмолвие. Придёт лето, придёт скромно,
но непременно с цветами. На этой земле живут
мужественные люди и мужественные цветы". (Тундра).
Любят ребята находить ответы и на географические
вопросы - загадки. Приведу примеры некоторых из них.
• Только одна буква в названии отличает эти две
европейские страны. Назови и покажи их.
Р(Ирландия) С (Исландия)
• Названия двух стран Азии отличаются только одной
буквой.
страны?
К (Ирак) Н (Иран)
• Какая страна оканчивается на три я? (Австрия)
• Самый большой остров планеты, но не материк? (о.
Гренландия)
• Какой город расположен в двух частях света Азии и
Европе?
Стамбул)
• В какой части света, чем севернее, тем теплее? (в
Австралии)
• Какую цепь невозможно поднять? (горную)
Часто ответы на эти вопросы требуют дополнительной
информации и домашней работы с географической картой.
Благодаря таким заданиям появляется познавательный
интерес,
формируется представление пространства.
Ребёнок стремится узнать больше о мире, чем дают ему
страницы учебника,
развивается пространственное
воображение, что в дальнейшем положительно влияет и на
усвоение географического материала на уроках в 6 классе.
При работе с картографическим материалом должно существовать
единство требований у учителя начальных классов и учителя географии.
Это касается и работы с контурными картами. Для работы на контурной
карте целесообразно использовать простые и цветные карандаши, чёрную и
цветные пасты. Нажим карандаша не должен быть сильным, чтобы
исключить порчу бумаги и оставить возможность сделать разборчивую
подпись. Фломастеры, восковые мелки, гуашь (акварельные краски),
маркеры не используются. Для нанесения названий географических
объектов, как правило, используется черный цвет, шрифт – печатные буквы.
Все географические названия пишутся с заглавной буквы. Условные
обозначения могут быть выполнены различными цветами, в соответствии с
(г. легендой моделируемой (создаваемой) карты. Названия географических
объектов на карте должны быть расположены в соответствии с
особенностями их пространственного расположения.
Обучение работе с картой и в 5 и в 6 классах проводится в основном
в игровой форме. Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре:
один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в
роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в
начале или конце урока (35 мин.) Не менее интересно, проходит
закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают
опрашиваемому 23 географических названия для показа на карте. Хорошо
способствует запоминанию объектов на карте игра “Третий лишний”. На
доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил,
Джомолунгма. Спрашиваю, что лишнее? Такого рода игры развивают
память, воображение.
Более сложный вид игры “Собери карту” или “Географические силуэты”.
Вначале ученик, получив карточки с географическими силуэтами, по
очертаниям только узнаёт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в
каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д.
Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие
и познавательные игры, и множество других средств помогают
формировать знания географической карты и дают хорошие результаты.
Например, задаю вопрос: «Назовите самые известные на карте губы, носы,
усы. Если затрудняетесь ответить сразу, то отыщите их на карте».
В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом
удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении
изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом.
Заключение:
обучение навыкам работы с картой с 1 класса способствует раннему
формированию картографических знаний и умений в курсе «Окружающий
мир», повышает качество усвоения школьниками содержания начального
курса географии в 6 классе;
применение в процессе обучения в начальной школе стенных карт,
атласов, контурных карт способствует формированию картографических
представлений, практических умений работать с картой;
комплекс учебных заданий с ожидаемым результатом обучения
обеспечивает деятельностный подход к обучению, позволяет повысить
уровень усвоения картографических знаний и умений.
Список использованных источников 1. Душина И.В. «Методика и технология обучения географии»: Пособие
для учителей и студентов. М.: ООО Издательство «Астрель,2004,
218 с.
2. "Методика обучения географии в средней школе" (Теоретические
основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др.,
М., «Просвещение», 1998 г.
3. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М.
Дрофа.2006.
4. Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на
уроках географии. М.. 2007.
5. География. №14/2007. Трифонов А.Ю. Картографический метод
обучения.
Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
Формирование картографических умений и навыков на уроках окружающего мира и начального курса физической географии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.