Формирование метапредметных результатов в технологическом образовании
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
труд
Взрослым
23.04.2018
Среди требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования, сформулированных в ФГОС, наиболее активно обсуждаются требования к личностным и метапредметным результатам. Необходимость достижения этих результатов существенно влияет на развитие содержания и методики технологического образования.Цель каждого учителя – заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит и оттого, какую технологию и метода в обучении использует учитель, то есть, как он учит.Использование ИКТ на уроках технологии помогает мне формировать метапредметные результаты обучающихся, через внедрение новых педагогических приемов.
крылья успеха.docx
Слайд 1
Здравствуйте, меня зовут Карандина Елена Ивановна учитель технологии
средней общеобразовательной школы №9».
Представляю вашему вниманию
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Слайд 2
Среди требований к результатам освоения основных образовательных
программ общего образования, сформулированных в ФГОС, наиболее
активно обсуждаются требования к личностным и метапредметным
результатам. Необходимость достижения этих результатов существенно
влияет на развитие содержания и методики всех школьных предметов, в
том числе и технологии.
Термины «метапредмет», «метапредметность» использовал еще
Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход в
образовании стал предметом исследования в конце XX века, в работах Ю.В.
Громыко, А.В. Хуторского, а в 2008 г. был заявлен как один из ориентиров
новых образовательных стандартов.
Стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и
метапредметным результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования.
включающие освоенные
Метапредметными называют результаты,
обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории.
1 Одна из главных задач нового ФГОС – обеспечить учащимся
общекультурное, личностное и познавательное развитие, сформировать
умение учиться, научить учащихся самостоятельно добывать знания,
работать в команде, развить способность к самоизменению и саморазвитию
на основе самоорганизации.
Цель каждого учителя – заинтересовать учащихся своим предметом,
вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета
зависит и оттого, какую технологию и метода в обучении использует
учитель, то есть, как он учит.
Слайд 3
Использование ИКТ на уроках технологии и во внеурочной
деятельности помогает мне формировать метапредметные результаты
обучающихся, через внедрение новых педагогических приемов. Одним из
таких приемов является метод – «Карта памяти» («ментальная карта»,
«интеллекткарта»). В основу этого метода положены ментальные карты
(Mind maps), разработка английского психолога Тони Бьюзена.
В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга,
объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием
«мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.
Интеллекткарты стали успешно применяться во многих областях
интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали
появляться первые программы для их построения в электронном виде.
Творческие способности людей, применявших этот метод, стали
раскрываться сильнее, что неизбежно повысило их результативность.
Интеллекткарты стали основным инструментом выполнения задач для
многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь — и в
России.
2 Ментальные карты – это мысли, изложенные на бумаге графическим
способом или с помощью компьютерных программ.
Слайд 4
Программ для построения ментальных карт в мире существует более 200, я
в своей работе использую программу MindMeister . MindMeister это
онлайновый сервис для создания так называемых maind maps, то есть
смысловых или интеллекткарт. Смысловые карты это специальные схемы,
которые в наглядном виде представляют различные идеи, задачи, тезисы,
образующие между собой связи и зависимости.
Использование метода «Карта памяти» помогает мне реализовать
заложенный в основу ФГОС системно деятельностный подход, а значит,
является актуальным и современным методом обучения.
Применение таких карт на уроках технологии позволяет организовать
самостоятельную работу обучающихся, развивать творческие способности,
развивать интерес к предмету, организовать проектную деятельность,
развивать речевую деятельность и позволяют легко запоминать
терминологии.
Прием Интеллекткарта способствует развитию комплексного мышления
ребенка. Помогает рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон,
предложить интересный вариант решения вопроса. Прием используется для
развития аналитических способностей учеников, когда требуется выявить
связи между понятиями, темами. Прием можно использовать с детьми
любого возраста.
Слайд 5
Механизм работы интеллекткарт заключается в том, что любая
информация, поступающая в мозг, может быть представлена в виде
нейрона: в центре находится мысль (объект, понятие), а от нее расходятся
3 лучи, воплощающие собой ассоциации, связанные с данной мыслью.
Множество таких ассоциативных карт образует ассоциативную сеть,
носителями которой являются нейроны мозга. Ассоциативная сеть есть не
что иное, как память человека. Идея педагогического приема состоит в
том, чтобы уловить мысль в определенный момент времени, отразить
причинноследственные связи мысли с известными понятиями и найти
место на этой карте новым информационным объектам.
Слайд 6
Этот метод может рассматриваться как удобная техника альтернативной
записи. Традиционная линейная форма представления информации имеет
ряд недостаток.
Слайд 7
1. Информацию трудно запомнить.
Однообразие приводит к снижению мозгом остроты восприятия
информации.
2. Большие временные потери (поиск, чтение, запись)
3.Отсутствия творчества
Слайд 8
В то время, как можно выделить ряд преимуществ интеллект –карт.
Во первых, задействовано сразу оба полушария головного мозга, что
немало важно.
Слайд 9
Во вторых: четко обозначена главная идея;
легко распознать взаимосвязи многих понятий;
4 развивается ассоциативное мышление;
карта может быть дополнена, отредактирована позднее;
карта легко восстанавливается при воспоминании;
экономия нашего драгоценного времени.
Тони Бьюзен считает, что создавать карты можно по любому поводу, на
любую тему. Будь это интересы, хобби, друзья, этапы роста, достижения,
семья, школа, мысли, книжки и мультики. И делать это интересно и
приятно, в отличие от линейно записи информации.
Слайд 10
Классические интеллекткарты создаются таким образом:
1.Горизонтально располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Используем
разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши. Пользоваться
ластиком не рекомендуется. Особое внимание надо уделить возможности
использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует не менее трех.
Разные цвета могут поразному восприниматься и имеют разное значение в
разных культурах и у разных людей.
2.В центре листа рисуем центральный образ,
который будет
символизировать тему, с которого и начинается работа, как на карте, так и
в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль
схематично, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Тщательно
прорисовываем существенные детали. ВООБРАЖЕНИЕ поможет создать
рисунки, а мы знаем, что в одном рисунке можно выразить тысячи слов,
сэкономив таким образом время и силы, которые потребовались бы, чтобы
записать эти слова. Более того, рисунки и запоминаются лучше, чем слова.
5 Рисунки могут быть красочными или схематичными, раскрашенными или
чернобелыми. Все зависит от создателя интеллекткарты.
4.От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные
ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна
содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей
(ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их толще.
Пишем печатными буквами.
5.От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие
основные мысли. На них располагаем ассоциации к ключевым словам.
Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько,
сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт!
Таким образом, получается «осьминожек» или «дерево».
Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей
любая информация начинает восприниматься, анализироваться и
запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном
линейном представлении в виде цифр и букв. Таким образом, человечество
получило возможность использовать по максимуму огромные резервы
правого полушария.
Интеллекткарты можно видоизменять и адаптировать в зависимости от
целей и задач, поставленных перед учениками.
Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает
мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию, что очень
важно для работы с новой лексикой. Пересказать текст удобнее по карте,
которая является опорой и наглядной логикой для пересказа. Ведь все мы
знаем, что даже слабый ученик может отвечать достаточно свободно, если
6 перед ним есть опора. Ментальная карта не является пособием в виде
таблицы, а есть путеводная нить рассказа, способа решения задачи. Слабые
ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе
незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие
отметки.
Слайд 11
Что дает Интеллекткарта?
Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно
обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить,
структурировать, запоминать информацию. Они начинают более свободно
выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи
между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.
Обучающимся этот метод дает возможность выявлять слабые места в
знании учебного предмета; научиться самостоятельной работе с учебным и
справочным материалами.
Слайд 12
Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и
просто объяснять новый материал, используя ассоциации, понятные
каждому ребенку, цели, решаемые с помощью мыслительных карт: Урок в
форме ментальной карты гораздо легче подготовить, нежели написать его
«линейный» вариант, кроме того, она предоставляет учителю то большое
преимущество, что все содержание урока оказывается, как говорится, у
него на ладони. Графический метод представления информации увлекает
учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал.
После занятия ученикам могут быть розданы черно – белые копии
ментальной карты и предложено заполнить их по памяти и раскрасить.
Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки
7 знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении,
осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.
Слайд 13
Подробнее я хочу остановить на применении ментальной карты при
изучении темы: «Вышивка шелковыми лентами» в 8 классе. Эта карта была
разработана мной, прежде всего потому, что на изучение предмета
технология в школе отводится 1 час в 8 классе. Этого времени очень мало
для того, чтобы обучающиеся смогли в полной мере познакомиться с
данным видом художественного рукоделия. Ментальная карта на
первоначальном этапе знакомства обучающихся с этой темой заменяет мне
план конспект урока. Именно на первоначальном этапе я показываю
ментальную карту, рассказываю, как с ней работать и обучающиеся
получают первое домашнее задание. Дети справляются с выполнением
домашнего задания легко, не имея учебников дома.( учебников по
технологии нет в нашей школе на руках, только в кабинете) Далее при
изучении этой темы на следующих уроках ментальная карта применяется
мной, как методическое пособие, в котором обучающиеся могут найти
любую информацию по данной теме. Например: при знакомстве с
основными способами вышивки лентами я даю опережающее задание:
«Ваша мама решила заняться вышивкой лентами и спрашивает вас, какие
способы выполнения листочков цветка «ромашки» существуют. Что вы ей
можете предложить?». Ментальная карта также мной применяется при
обобщении и закреплении полученных знаний. Завершая изучения данной
темы, обучающиеся выполняют итоговый тест, который они могут пройти в
удобное для них время (в школе, дома и т. д.), но в определенные
временные рамки.
8 Применение таких карт на уроках технологии позволяет мне
формировать метапредметные результаты в технологическом образовании,
систематизировать и обобщать их.
Слайд 22
В заключение мне хочется отметить, что ментальные карты не могут
заменить учителя и учебник, поэтому этот метод необходимо использовать
в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими
методическими средствами.
Литература:
1.Пичугина Г. В. О путях и средствах достижения метапредметных результатов
технологического образования. // Школа и производство. 2013. – №2 – с.7
2. Хальзова Е. Н. Достижение метапредметных результатов на основе применения ИКТ
на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://samaraschool80.ru/obmenopitom
9
Формирование метапредметных результатов в технологическом образовании
Формирование метапредметных результатов в технологическом образовании
Формирование метапредметных результатов в технологическом образовании
Формирование метапредметных результатов в технологическом образовании
Формирование метапредметных результатов в технологическом образовании
Формирование метапредметных результатов в технологическом образовании
Формирование метапредметных результатов в технологическом образовании
Формирование метапредметных результатов в технологическом образовании
Формирование метапредметных результатов в технологическом образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.