Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира
Оценка 5

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Оценка 5
Лекции
docx
окружающий мир
4 кл
15.07.2019
Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира
ФГОС начального общего образования устанавливает требования к результатам обучения. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является смысловое чтение. В статье приводятся приемы работы с учебными текстами на уроках окружающего мира в 4 классе. В результате у обучающихся сформируются читательские действия при работе с текстом, которые включают сформированность целого блока умений.
Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира.docx
Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира Кострулина Елена Васильевна учитель начальных классов  МКОУ СШ с УИОП №2  им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области Чтение   –   одно   из   истоков мышления   и   умственного развития. В.А. Сухомлинский Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования   устанавливает   требования   к   результатам   обучения. Данные   требования   вызывают   необходимости   в   изменении   содержания обучения на основе принципов метапредметности. Одним из метапредметных результатов   освоения   основной   образовательной   программы   является смысловое чтение.  Смысловое   чтение   –   вид   чтения,   которое   нацелено   на   понимание читающим смыслового содержания текста. В   концепции   универсальных   учебных   действий   (Асмолов   А.Г., Бурменская   Г.В.,   Володарская   И.А.  и  др.)   выделены   действия   смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от   коммуникативной   задачи,   определением   основной   и   второстепенной информации, формулированием проблемы и главной идеи текста.  Для   смыслового   понимания   недостаточно   просто   прочесть   текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Составляющие   смыслового   чтения   входят   в   структуру   всех универсальных учебных действий (УУД): – личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения; – регулятивные   УУД   –   принятие   обучающимися   учебной   задачи, произвольная регуляция деятельности; – познавательные   УУД   –   логическое   и   абстрактное   мышление, концентрация   внимания,   оперативная   память,   объем   словаря; творческое воображение; – коммуникативные УУД – адекватно передавать информацию, умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. В   своей   работе   я   сталкиваюсь   со   следующими   проблемами   при формировании навыков смыслового чтения: – обучающиеся   с   трудом   извлекают   необходимую   информацию   из предложенного   текста,   не   могут   выделить   главное   в   прочитанном, затрудняются пересказывать содержание – из­за   ошибок   при   чтении   обучающиеся   часто   не   понимают   смысл прочитанного – в   каждом   классе   имеются   дети,   испытывающие   трудности   при самостоятельной работе с различными текстами учебника – снизился   процент   самостоятельного   детского   чтения   и   уровень читательской культуры родителей обучающихся В Основной образовательной программе начального общего образования сказано, что в результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники   начальной   школы   приобретут   первичные   навыки   работы   с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту   литературных,   научно­познавательных   текстов, инструкций.    учебных, Текст   является   связующим   звеном   всех   учебных   предметов.   В Планируемых результатах начального общего образования в разделе «Чтение: работа с информацией»  прописаны метапредметные результаты, которыми должны овладеть выпускники начальной школы. Исходя из планируемых результатов обучения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения  – умение осмысливать цели чтения; – умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; – умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; – умение определять основную и второстепенную информацию; – умение   свободно   ориентироваться   и   воспринимать   тексты художественного,   научного,   публицистического   и   официально   ­ делового стилей; – умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. Одно   из   условий   успешного   обучения   и   показателем   личностного развития   становится   умение   школьника   самостоятельно   работать   с учебником, с дополнительной литературой.   Читательские знания и навыки, составляя   основу   умения   учиться,   позволят   обучающемуся   активно включаться в процесс получения знаний и умений. Работа   с   материалами   учебников   –   один   из   видов   речемыслительной деятельности младших школьников. Овладевая навыками смыслового чтения, дети   учатся   добывать,   понимать   и   преобразовывать   учебную   информацию, представленную   в   различных   формах   (текстах,   таблицах,   иллюстрациях, графиках и т.д.). В начале смысловое чтение выступает как предмет обучения, а   затем   становится   средством   и   результатом   обучения   и   развития обучающихся. При   формировании   навыков   смыслового   чтения   выделяют   три   этапа работы с текстом: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. 1 этап ­ работа с текстом до чтения.  Целю   данного   этапа   является развитие   антиципации.   Обучающиеся учатся   определять   и   формулировать   речевую   задачу   для   первичного прочтения   текста,   у   них   создается   положительная   мотивация,   а   также преодолеваются трудности, связанные с содержанием текста. 2 этап – работа с текстом во время чтения.  Целью работы на этом этапе становится достижение понимания текста на   уровне   содержания.  На   начальном   этапе   для   лучшего   понимания содержания   текста   целесообразно   использовать   задания   направленные   на поиск   информации   и   письменной   ее   фиксации,   учащимся   предлагается заполнить разного рода таблицы, схемы, опоры. Следует   помнить,   что   на   данном   этапе   должно   действовать   правило: нецелесообразно   многократно   читать   один   и   тот   же   текст.   Знакомое содержание   текста   теряет   свой   коммуникативный   смысл.   Повторное прочтение целесообразно использовать лишь в том случае, когда речь идет о поиске уточняющей или дополнительной информации. 3 этап ­ работа с текстом после чтения.  Цель третьего   этапа   ­   достижение   понимания   на   уровне   смысла (понимание основной мысли, как бы «чтение между строк»). На данном этапе происходит преобразование текста в другую форму, в результате  которого образуется минитекст, реферат, аннотация, резюме, но воплощающий в себе основное содержание исходного текста.  Наиболее распространенные приемы работы с текстом. Этапы работы с Приемы работы с текстом текстом Работа с текстом до  чтения(предчтение) Работа с текстом во  время чтения. Мозговой штурм Батарея вопросов Глоссарий слов Иллюстрация содержания Рассечение вопроса Ключевые слова к тексту Алфавит за круглым столом Ориентиры предвосхищения содержания Оценка текста Составление плана Чтение с пометками (SMART, INSERT) Чтение с комментирование Чтение с остановками («Тайм­аут!» ­ паузы для сохранения информации) Карта осмысления и запоминания событий. Выписка основных суждений Кодирование текста Исправление ошибок Расстановка событий по прядку Деление текста на абзацы Пазл  Кластер Паутина обсуждения Пирамида фактов Фишбоун Ментальная карта Вопросы после текста Взаимовопросы Проверочный лист Синквейн Индивидуальная карта ответа Аннотация – реферат – пересказ Работа с текстом пос ле чтения. Важно не только научить ребенка читать, а  осмысленно воспринимать прочитанную   информацию,   использовать   её   для   выполнения   заданий, применять в учебных ситуациях.  В   начальной   школе   на   уроках   окружающего   мира   ребёнок   впервые сталкивается с научно­познавательными текстами. Практика   школы   показывает,   что   порой   работа   с   текстом   на   уроках «Окружающего   мира»   сводится   к   беседе,   вопросы   которой   повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при   котором   применить   знания,   умения   в   практической   деятельности младшие школьники затрудняются.    Я разработала     приемы  формирования навыка смыслового чтения  на уроках   окружающего   мира   в   4   классе   по   разделу   «Страницы   Всемирной истории».  Тема «Средние века: время рыцарей и замков» 1 этап –работа с текстом до чтения. Прием «Оценка текста» Просмотрите текст параграфа, объясните его структуру. Как называются части текста? Какая часть самая большая? С какими веками связана данная историческая эпоха?  Какие слова выделены жирным шрифтом? Как, по­вашему, почему они выделены? В какой части узнаете о благородных воинах Средневековья? В какой части найдете ответ на вопрос «Как связано имя немца Иоганна Гутенберга с эпохой Средневековья?» 2 этап –работа с текстом во время чтения. Прием «Чтение с комментированием»  Чтение текста по частям с комментариями. Статьи учебника разделены на смысловые части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям. 1 часть – Как называется данный период времени? Назовите современные государства,   возникшие   в   этот   период.   Какие   достопримечательности Средневековья можно увидеть в Италии и Чехии? 2 часть – Какая вера зародилась евреев? Почему так назвали?  Где появилось христианство? Кто был основателем? Чему учит данная вера? Какая вера названа в честь Будды? Где она возникла? К чему призывал Будда? Какая еще вера появилась в Средневековье? Кто был ее основателем? Как называют верующих в исламе? Назовете здания для молитв в разных верах. 3 часть – Каким воином Средневековья восхищаются мальчишки до сих пор? Как называются здания, которых жили рыцари?  Где их возводили и как укрепляли?   Почему   замки   были   не   очень   удобны   для   проживания?   Чем занимались обитатели замка? 4 часть – Благодаря кому появилось книгопечатание? Что такое литеры? Как   работал   первый   печатный   станок?   Какой   год   считается   рождением книгопечатания? 3 этап –работа с текстом после чтения. Прием «Интеллектуальная карта ответа» («Помоги себе сам»)  Я прочитал(а) в учебнике «Окружающий мир» на с. 15­20 статью по теме __________________________________________________________________   что   Средние   века   продолжались   с ___________________и   до   ___________________________.   В   этот   период возникли современные государства __________, _____________,___________, ____________   и   многие   другие.   Из   города   в   город,   из   страны   в   страну пролегали   ____________________.   Одним   из   главных   изобретений   были __________________ ________________ часы. Из   нее   я   узнал(а), В Средние века появляются различные веры. У евреев родоначальником веры считается _______ и она называется _________________.  Христианство   появилось   ________________.   Его   основателем   был __________________________.   Он   учил   верующих   _______________   и ____________________.   Христиане считают, что после _________________ жизни попадут в иной _________________________ мир. В   Древней   Индии   возник   ________________,   названый   в   честь ______________.   Он   призывал   не   стремиться   к   ________________   и _______________.  Пророк   Мухаммад   был   основателем   _________________.   Верующих   в исламе называют ______________________.  _______________ , _______________________ , ____________________ ,  (название веры)               (название веры)                                 (название веры) ____________________ и сегодня исповедуют люди во всем мире. (название веры) Благородный   воин   Средневековья   –   это   ___________.   Они   жили   в прекрасных   _____________.   Замки   говорили   о   ______________   и ____________   их   владельцев.   Владельцы   замков   возводили   вокруг   них надежную защиту: __________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ . Любимым занятием рыцарей были ___________________. Годом   рождения   книгопечатания   считается   ______________.   Немцу Иоганну   Гутенбергу   удалось   открыть   способ   _______________   книги.  Для набора   букв   он   предложил   ______________________   шрифт.   Наборщик ________________ текст на особой доске, затем литеры _________________ типографской   краской,   а   сверху   ________________   лист   влажной   бумаги. Печатный станок был ________________.  Самые   интересные   факты   о   Средних   веках   –   это _________________________________________________________________. Тема урока «Новое время: встреча Европы и Азии» 1 этап –работа с текстом до чтения. Прием «Предваряющие вопросы» До знакомства с темой урока задаю обучающимся вопросы. Хотите ли вы узнать, как называют историки период времени с 1500 до 1900 года?  Можете  ли   назвать   известных   художников,  поэтов,  писателей   данного исторического периода. Знаете ли, какая часть света была открыта в конце15 века? Предположите,   какими   техническими   достижениями   19   века   мы пользуемся в современном мире? 2 этап – работа с текстом во время чтения. Прием «Карта осмысления и запоминания событий» Прочитайте текст на с. 22­26 и заполните карту. Карта по теме «Новое время: встреча Европы и Америки» Продолжительность периода с __________ до ________ года (с  ________ до ___________ века) Особенности данного периода Фамилия имя Великие путешественники Нового времени Экспедиции. Открытия. Христофор Колумб Фернан Магеллан Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен Михаил Петрович Лазарев художники композиторы писатели изобретения города След в истории 3 этап – работа с текстом после чтения. Прием «Синквейн» Обучающимся предлагается составить синквейн по теме урока. В помощь дается структура синквейна. 1строка – 1 существительное, отражающее главную идею  2 стока – два прилагательных, отражающие основную мысль 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы 4 строка – фраза из четырех слов, передающая мнение к теме  5 стока – одно существительное («смысловой синоним»), отражающее  сущность темы Поэтапно реализуемая работа с текстами на уроках окружающего мира даёт положительные результаты.  Обучающиеся учатся извлекать из большого объема нужную и полезную информацию, а также приобретают социально – нравственный опыт и учатся размышлять, познавая окружающий мир. Работа по   формированию   навыка   смыслового   чтения   не   должна   прерываться   при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения. 1. Мишакина   Т.Л.,   Гладкова   С.А.   Формируем   универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М.: 2016 Литература: 2. «Планируемые  результаты начального общего  образования.  Под ред. Г.С. Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.  3. Примерная   основная   образовательная   программа   начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 201 с. Интернет­ресурсы: 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=959.  2. http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B %D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_ %D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 3. https://interactive­plus.ru/ru/article/119722/discussion_platform

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2019