Формирование навыков здорового образа жизни на уроках химии
Оценка 5

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках химии

Оценка 5
Работа в классе
doc
химия
10 кл
23.03.2017
Формирование навыков здорового образа жизни на уроках химии
В настоящее время продолжительность жизни человека резко сократилась. Люди уходят из жизни достаточно в молодом возрасте. Поэтому остро стоит вопрос о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и химии (теория).doc

 

Лямбирская МОУ «Лямбирская СОШ №1»

 

 

 

 

«Формирование навыков

 

здорового образа жизни на

 

уроках биологии и химии»

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Громова Ольга Ильинична.

 

 

 

 

2010-2011 учебный год

 

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химии

«В здоровом теле здоровый дух»

Все пороки от безделья.

Народная поговорка.

Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации”

 О. Де Бальзак.

“От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой”

И. Гёте.

“Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг”

Английская пословица.

“Курить - здоровью вредить”
“Всем миром откажемся от курения”
“Никотин – это яд”

Цель : Привлечь внимание школьников, к проблеме курения и повысить стремление учащихся жить без вредной привычки, стремление к психическому, нравственному и физическому совершенству.

Задачи: 1. Привлечь возможно большее внимание учащихся к проблеме курения, увеличив их представление о негативном влиянии курения.

2. Помочь формированию у учащихся эмоционального неприятия курения в качестве положительного поведения.

3. Формирование у учащихся собственной жизненной позиции, позволяющей расширить круг интересов, не прибегая к “суррогатам” общения в виде сигареты.

4. Стимулировать стремление прекращения курения среди курящих  школьников.

 

 

Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.

Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни обусловлена всё более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем россиян.

К сожалению, в настоящее время хорошее здоровье, здоровый образ жизни не является нормой для большинства учащихся и их родителей; отношение к здоровью как к ценности не имеет приоритетного значения.

В Российской Федерации, в целом, наблюдаются негативные тенденции, отражающиеся на здоровье нации в целом. До настоящего времени регистрируют превалирование естественной убыли населения над его воспроизводством и уменьшение числа здоровых, особенно среди школьников. По данным исследовательского центра РОМИР (2003), лишь у 32% россиян состояние здоровья можно оценить как «хорошее» или «очень хорошее». Между тем, многих проблем со здоровьем подрастающего поколения можно было бы избежать  

Не случайно один из национальных проектов России посвящен здравоохранению. Его неотъемлемой составляющей является пропаганда здорового образа жизни. В.В. Путин отметил: что «В современных условиях охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба». Известно, что одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни, является реализация обучающих и психологических программ по проблемам, связанным со здоровьем, через предметное обучение, классные часы, внеклассную работу, проектно-исследовательскую деятельность. С одной стороны это связано с тем, что здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и стереотипов в поведении, которые легче правильно выработать в детском и подростковом возрасте, чем в дальнейшем исправлять во взрослом. С другой стороны, через школьное обучение проходят практически все дети и подростки на территории Российской Федерации. Следовательно, предметное обучение здоровому образу жизни позволит обеспечить практически 100% охват целевой аудитории. Междисциплинарный подход дает мне уникальную возможность закрепить, обобщить пройденный материал, в том числе на примере здорового образа жизни. Кроме того, подобное обучение не предполагает введение дополнительных часов на специальный предмет.

Я как учитель через специальные предметы (биологию и химию) имею возможность преподнести информацию как бы исподволь, избежав тем самым изложения в назидательной форме, а также

обладаю рядом возможностей для успешного формирования установок, привычек и навыков здорового образа жизни, а именно: могу

1) влиять на уровень притязаний и самооценку детей;

2) прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и осуществлять контроль над их усвоением;

3) осуществлять совместную работу с семьёй;

4) привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.)

Замечу, что не обязательно, чтобы весь урок был посвящен той или иной тематике, связанной со здоровьем. Иногда достаточно сделать оговорку или замечание по ходу обычного урока. Кроме того, я предлагаю школьникам самостоятельно подготовить доклады по темам: «Пути и факторы передачи ВИЧ», «Профилактика ВИЧ-инфекции». презентации и т.д. с тем, чтобы школьники самостоятельно приходили к тому или иному выводу. Неотъемлемой частью моей работы по формированию здорового образа жизни является внеклассная работа т.к. я считаю, что данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания.

Разумеется, подобную работу в одиночку я немогу реализовать. Только комплексный подход к проблеме формирования здорового образа жизни способен дать ощутимый результат. Для достижения этой цели я тесно сотрудничаю с медицинским университетом и врачами ЦРБ.

Однако, как показывает отечественный и международный опыт, мало сообщить о пользе или вреде того или иного фактора для здоровья, это надо обязательно доказать, чтобы дети убедились в справедливости сказанного.

 

 

 

 

 

 

При работе с детьми я  выделяю следующие основные составляющие здорового образа жизни:

ü Рациональное питание;

ü Оптимальная физическая активность;

ü Гигиенические мероприятия;

ü Отказ от вредных привычек;

ü Охрана репродуктивного здоровья;

ü Профилактика инфекционных заболеваний;

ü Профилактика хронических неинфекционных заболеваний;

ü Реабилитационные мероприятия.

 

Человек – существо странное. Сначала он, вопреки здравому смыслу разрушает собственное здоровье, а затем стремится его поправить. Причина – элементарная безграмотность. Нашу страну захлестнула волна импортных продуктов питания. Поставщики Нидерланды, Дания, Германия, США, Франция, Израиль. Однако в каждой развитой стране существует три категории продуктов питания: для внутреннего рынка, для развитых стран, для развивающихся стран, в том числе, к сожалению, и для России. Как же обезопасить себя?

Я учу детей тому, что необходимо знакомиться с надписями на упаковках кондитерских изделий, напитков, и т. д. Приучаю обращать внимание на букву Е.

Е 100 – Е 182 – красители (кармин – красный; куркума – желтый; сахарный колер (карамель) – темно-коричневый).

Е 200 – Е 299 – консерванты – это вещества, добавление которых позволяет замедлить или предотвратить развитие микрофлоры.

Е 300 – Е 399 – вещества, которые замедляют процессы брожения.

Е 400 – Е 409 –стабилизаторы, обеспечивают продуктам длительное хранение.

Е 500 – Е 599 – эмульгаторы, эти вещества позволяют сохранить равномерность распределения дисперсной фазы в среде, например, растительные масла, пиво.

Е 600 – Е 699 – ароматизаторы, т.е. соединения, усиливающие или придающие вкус пищевым продуктам.

Е 900 – Е 999 – антифламинги, которые не позволяют слеживаться муке, соли, соде и т.д.

 На уроках и дополнительных занятиях знакомимся с теми маркировками: на продуктах питания которые госсанэпидемнадзор и общество защиты прав потребителей, не рекомендует употреблять, так как они являются продуктами содержащими добавки с Е 131, Е 141, Е 215 –Е 218, Е 230 – Е 232, Е 239 – являются аллергенами;

Е 121, Е 123 – способны вызвать желудочно-кишечные расстройства, а в больших дозах и пищевые отравления;

Е 211, Е 240, Е 442 – содержат канцерогены, т.е. могут провоцировать образование опухолей.

Применение пищевых добавок допустимо только в том случае, если они, даже при длительном использовании, не угрожают здоровью человека.

Немалую роль в сохранении здоровья играет борьба с вредными привычками: курением и алкоголем.

Курение мужчин - беда. Курение женщин - дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: и для самой курильщицы, и для её ребёнка. Выяснилось, что дети отстают в физическом и умственном развитии не только потому, что их отец пьёт, но и потому, что мать курит

1.О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

(слайд из истории)

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.(это слайдовый материал)

2. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым.

Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после  того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер.

В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин "С" необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тыс. Детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др. ).

Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно. (Это слайд)

 

Вероятность приобрести инфаркт миокарда у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а смертность в 5 раз выше. Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека в мире.

Учитывая динамику прироста курильщиков, эксперты прогнозируют, что к 2020 году жертвами табака будут становиться около 10 миллионов человек в год. Вдумайтесь в эту цифру!

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующим действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Не обошла эта проблема и наш поселок.

 Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение- причина многих болезней. Особую зону риска составляют семьи, где курят и отец, и мать. Большинство курильщиков пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят, где угодно: дома, в общественных местах, на работе, в транспорте и т.д.

Конечно, от этого страдают все , кто не курит, особенно дети. Некурящий человек, находясь в помещении с курильщиком в течение только 1 часа, по существу, каждый раз “выкуривает” половину сигареты. У него наблюдаются негативные изменения в деятельности нервной системы, нарушается состав крови, деятельность сердечно-сосудистой, эндокринной и выделительной систем. Пассивные курильщики подвергаются риску возникновения злокачественных новообразований не только в лёгких, но и в других органах.

(слайд больные дети)

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.

 

Спасенье в нас самих, Земляне!
Мы скажем никотину: “Нет!”
Услышьте нас, селяне,
И поддержите все в окрест!

Пусть будут родники искриться
И воздух, чист, прозрачен, свеж.
Пусть люди будут все стремиться
В Россию ехать, зарубеж.

Пусть не страдают больше люди
В дыму чадящих сигарет.

«Табак стоит гораздо дороже, чем Вы думаете»

Тоскует  сердце, мозг, сосуды, почки,

Слабеют лёгкие, от дыма почернев.

Мы кашляем весь день и даже ночью,

Страдает печень, яд не одолев.

Остановитесь, люди, жизнь прекрасна,

Но с дымом счастье улетает прочь

Не сразу. Постепенно и ужасно,

И лучший врач не сможет Вам помочь
Науку эту не забудем
Все: И никотину скажем: “Нет!”

.

Друзья и господа, курить бросайте смело,

Не постепенно, сразу, навсегда.

Чтоб голова была здорова, не болела,

Чтоб сердце не болело никогда.

Эдуард Свирский (врач)

 

Употребление алкоголя - это тоже вредная привычка организма.

«Пьянство - есть упражнение в безумии», - писал Пифагор.


Скачано с www.znanio.ru

Лямбирская МОУ «Лямбирская СОШ №1» «Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химии»

Лямбирская МОУ «Лямбирская СОШ №1» «Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химии»

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химии «В здоровом теле здоровый дух»

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химии «В здоровом теле здоровый дух»

Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального…

Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального…

Я как учитель через специальные предметы (биологию и химию) имею возможность преподнести информацию как бы исподволь, избежав тем самым изложения в назидательной форме, а также…

Я как учитель через специальные предметы (биологию и химию) имею возможность преподнести информацию как бы исподволь, избежав тем самым изложения в назидательной форме, а также…

При работе с детьми я выделяю следующие основные составляющие здорового образа жизни: ü

При работе с детьми я выделяю следующие основные составляющие здорового образа жизни: ü

Е 900 – Е 999 – антифламинги, которые не позволяют слеживаться муке, соли, соде и т

Е 900 – Е 999 – антифламинги, которые не позволяют слеживаться муке, соли, соде и т

Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием

Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника

Конечно, от этого страдают все , кто не курит, особенно дети

Конечно, от этого страдают все , кто не курит, особенно дети

Не постепенно, сразу, навсегда

Не постепенно, сразу, навсегда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017