Формирование общеучебных и общих компетенций (презентация)

  • Документация
  • Лекции
  • Образовательные программы
  • Памятки
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Работа в классе
  • Разработки курсов
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • pptx
  • 26.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование общеучебных и общих компетенций (презентация)-это методические рекомендации для преподавателя, в том числе по созданию технологических карт занятия. Целью деятельности преподавателя является комплексное формирование у обучающегося общих, общеучебных компетенций и знаний, умений и навыков по дисциплине. Процесс обучения должен носить комплексный характер, овладение знаниями, умениями, навыками по дисциплине не являются самоцелью, но средством развития личности специалиста и гражданина.
Иконка файла материала Формирование общеучебных и общих компетенций..pptx
Методические рекомендации Формирование общеучебных  и общих компетенций.  Коммуникативная  компетенция.  Научный стиль. Работа с  терминами
Основой современных образовательных  стандартов становится формирование  общеучебных компетенций по 4 блокам: • Информационный блок (умение искать,  анализировать, преобразовывать,  применять информацию для решения  проблем); • Коммуникативный блок(умение  эффективно сотрудничать с другими  людьми);
• Самоорганизация ( умение ставить  цели, планировать, ответственно  относиться к здоровью, полноценно  использовать личностные  ресурсы); • Самообразование (готовность  конструировать и осуществлять  собственную образовательную  траекторию на протяжении всей  жизни, обеспечивая успешность и  конкурентоспособность)
Целью  деятельности  преподавателя  является  комплексное  формирование  у  обучающегося  общих,  общеучебных  компетенций  и  знаний,  умений  и  навыков  дисциплине.   Процесс  обучения  должен  носить  овладение  комплексный  знаниями,  умениями,  навыками  по  дисциплине  не  являются  самоцелью,  средством  развития  личности  но  специалиста  гражданина. характер,  по  и
ОК 1, 7  связаны с формированием  ценностных ориентаций (соц.  значимость профессии, способность  брать на себя ответственность). ОК 2, 3  связаны с овладением  конкретными способами деятельности  (организация деятельности, выбор  способов и методов деятельности,  принятие решений) и соотносятся с  такими блоками ОУК, как  самоорганизация и самообучение.
ОК 2, 3  связаны с овладением  конкретными способами деятельности  (организация деятельности, выбор способов  и методов деятельности, принятие решений)  и соотносятся с такими блоками ОУК, как  самоорганизация и самообучение. ОК 4, 5 – связаны с использованием ИКТ  (использованием тех. средств, поиском,  систематизацией и переработкой  информации) и соотносятся с такими  блоками ОУК, как коммуникативный и  информационный.
С ОК 4,5 тесно связаны ОК 8, 9 –  способность заниматься  самообразованием, повышать  квалификацию, осваивать новые  технологии.  Т.о. общие компетенции –  разноплановые личностные качества, в  комплексе обеспечивающие успешное  социальное и профессиональное  функционирование выпускника.
Компетентностный подход – это  системообразующий элемент  формирования общеучебных  компетенций обучающихся с  позиции деятельности субъекта  обучения, требующий  понимания цели обучения,  самостоятельности при  изучении учебного материала  программы, умения  использовать средства обучения.
Основные понятия, используемые при  компетентностном подходе к обучению Модульно­компетентностный подход в  образовании – модель организации  учебного процесса, в которой в  качестве цели выступает совокупность  общеучебных и профессиональных  компетенций, а в качестве средства ее  достижения  ­ модульное построение  содержания и организации процесса  обучения, основанная на  деятельностном подходе к обучению.
Единицей квалификации при  использовании модульно­ компетентностного подхода  становится компетенция  (общеучебная/общая,  ключевая/профессиональная),  которая формируется в рамках  изучения учебного элемента (темы,  блока тем, раздела).
Компетенция – набор  определенных знаний,  умений навыков,  личностных качеств. Компетентность – это то,  каким образом компетенции  проявляются в деятельности,  качественное использование  знаний, умений, опыта.
Под компетентной личностью  понимают человека, обладающего  выраженной  социальной  позицией и  ценностными ориентациями,  системой знаний, умений навыков,  в  том числе и профессиональных, а  также способностью и готовностью к  непрерывному личностному и  профессиональному развитию.
К основным принципам отбора  содержания учебного материала при  планировании учебного процесса,  разработке учебно­программной  документации преподавателем  общеобразовательных дисциплин  необходимо отнести: • принцип модульного построения  содержания дисциплины; • принцип профессиональной  направленности;
• принцип субъект­субъектных  отношений при организации  учебного процесса (работа  обучающихся в «малых» группах); • принцип использования проблемно­ поискового метода обучения  (самостоятельная работа  обучающихся с учебной литературой  и другими источниками получения  учебной информации по  технологическим картам,  разработанным преподавателями);
• принцип системного подхода к  освоению программы по  общеобразовательной  дисциплине.
Технологическая карта учебного занятия  как основа управления учебной  деятельностью Технологическая карта учебного занятия  – это  • форма планирования учебного занятия; • организационный инструмент, который  поможет преподавателю достичь  максимального образовательного  результата, эффективно управлять  учебной деятельностью
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Тема: «Великие географические  открытия» Дисциплина: история Тема занятия: «Великие географические открытия» Тип занятия: повторение пройденного, изучение  нового материала Вид занятия: комбинированный  Образовательная цель: (должна быть связана с  содержанием учебной  дисциплины)Сформировать у обучающихся  представление о научной картине мира эпохи  раннего Нового времени, сложности и масштабах  первых путешествий.
Задачи: ­знакомство с великими географическими  открытиями; ­ формирование понимания значения великих  географических открытий; ­ формирование знаний о хронологических рамках  изучаемого периода Развивающая цель: (формирование общих и  общеучебных компетенций) Формирование  целостного видения исторических явлений Задачи: ­ совершенствование информационной компетенции; ­ развитие навыка работы в команде (если  осуществляется работа в группе) ­ формирование умений обобщать отдельные  события и формулировать выводы
Воспитательная цель: повысить познавательный  интерес к всемирной и отечественной истории. Задачи: ­ воспитание уважения к целеустремленности и  мужеству первооткрывателей; ­ Формирование ответственности,  аккуратности,  трудолюбия при выполнении поставленных  задач  Методы обучения: эвристический, частично­ поисковый, метод проблемного изучения,  репродуктивный.   Средства обучения: проектор, мультимедийная  доска, ноутбук для тестового опроса по  домашнему заданию, учебник В.В.Артемов,  Ю.Н.Лубченков «История», М. «Академия», 2009
Наименование  Время Цель этапа Деятельность  преподавателя 1.Организацион ный момент 3 мин. Познакомить  обучающихся Объясняет  цели и задачи  с целью,  задачами и  основными  видами  деятельности  на занятии учебного  занятия,  мотивирует  обучающихся,  перечисляет  виды  деятельности Формы  контроля Деятельн ость  обучающ ихся Слушают  преподав ателя,  задают  вопросы,  записыва ют тему в  тетрадях
Наименование  Время Цель этапа Деятельность  преподавателя 10  мин. 2.Актуализация  знаний  обучающихся  по теме.  Проверка  домашнего  задания. Подготовить  обучающихся  к работе над  новой темой «Великие  географическ ие открытия» Представляет  обучающимся  вопросы на  повторение  изученной  темы Формы  контроля Деятельнос ть  обучающих ся Отвечают  на вопросы  преподават еля. Два  человека  выполняют  тест по  домашнему  заданию
Наименован ие этапа Вре мя Цель Деятельность  преподавателя Деятельность  обучающихся Формы  контрол я 3. Изучение  новой темы 23  мин Сформировать  понимание  причин,   Объясняет  материал,  задает  Слушают  Ответы  преподавателя,  на  следят за  проблем предпосылок  проблемные  географических  открытий.   Формирование  знаний о  хронологии  путешествий,  трудностях и  итогах морских  путешествий. вопросы  группе 1. Какие  факторы  стимулировали   европейцев к  географически м открытиям? ные  вопросы иллюстрациям и фиксируют   информацию в  форме тезисов. Отвечают на  вопросы  преподавателя
Наименован ие этапа Вре мя Цель Деятельность  преподавателя Деятельность  обучающихся Формы  контрол я 4.  Закрепление  изученного 7  мин Выяснить  степень  усвоения темы Предлагает  студентам  поработать в  форме игры­ ассоциации. На  Соотносят  Ответы  имена  на  путешественни проблем ков с  ные  событиями и  вопросы табличках  фактами указаны имена  путешественни ков и факты и  события
проектной,  дебатов,  квест­,  занятии  и  современных  Технологическая  карта  регламентирует  деятельность и преп. и обучающихся на  предполагает  учебном  использование  пед.  игровой,  технологий:  технологии  кейс  технологии  др.  технологий.  В  основе    продуктивная  этих  деятельность  обучающихся,  направленная  достижение  конкретного прагматичного результата и  при    формирование знаний, умения и навыки  по дисциплине.  обеспечивающая  технологий    на  этом
Деятельностный подход в  преподавании – организация  аудиторной (внеаудиторной)  самостоятельной работы  обучающихся. Усвоение знаний  через освоение действий  позволяет ускорить процесс  самообразования.
Деятельностный подход – это такой  способ учебной работы , при котором: 1. Обучающимся предлагаются  учебные задания и руководства для  их выполнения (технологическая  карта для обучающихся). 2. Работа проводится без  непосредственного участия  преподавателя, но при его  руководстве.
3. Использование разноуровневых  заданий для самостоятельной  работы. 4. Важным элементом  деятельностного подхода к  обучению является контроль и  оценка результатов. По каждому  виду самостоятельной работы  обучающиеся получают  информацию с указанием  критериев оценки качества  выполняемой работы. 5. Постановка проблемных вопросов.
методические рекомендации для  организации внеаудиторной  самостоятельной работы включают: 1. цели и задачи данной с/р; 2.алгоритм действий; 3. перечень источников и интернет­ ресурсов; 4.сроки и формы отчетности. Опережающая самостоятельная  работа обучающихся является  ключевым понятием  компетентностно­деятельностной  концепции образовательного  процесса
Коммуникативная компетенция – это  способность личности осуществлять  процесс общения, воспринимать и  передавать информацию в соответствии  с культурными нормами, обычаями и  традициями. Овладение  коммуникативной компетенцией  предполагает продуктивное и  творческое использование всех видов  речевой деятельности: чтения,  аудирования, говорения и письма для  достижения социально и  профессионально значимых целей.
В соответствии с требованиями ФГОС  СПО уровень сформированности  коммуникативной компетенции  должен обеспечивать возможность: o поиска и использования  информации, необходимой для  эффективного выполнения  профессиональных задач,  профессионального и личностного  развития;
o использования информационно­ коммуникационных технологий  в профессиональной  деятельности; o работа в коллективе и команде,  эффективного общения с  коллегами, руководством,  потребителями.
Деятельность преподавателя  общеобразовательных  дисциплин по формированию  коммуникативной компетенции  обучающихся представляет собой  комплекс мер, направленных на  развитие основных видов  речевой деятельности:  говорения, слушания, чтения,  письма.
Научный стиль как разновидность  книжного стиля литературного языка  обслуживает точные, естественные,  гуманитарные и другие отрасли науки,  техники и производства. Обучающиеся  ОУ СПО в процессе учебной  деятельности постоянно обращаются к  текстам данного стиля, поэтому  овладение нормами научного и учебно­ научного стилей речи является важной  составляющей формирования  коммуникативной культуры  обучающихся.
Учебный текст – это информация,  которая усваивается на уровне  «единой системы понятий».  Языковые аспекты научного стиля. Фонетика. Тексты научного стиля  обычно насыщены лексическими  единицами иноязычного  происхождения, в том числе  обозначающими термины и  понятия. Возникает проблема  правильного произношения слов.
Лексика. В научном стиле широко  распространена общенаучная, абстрактная и  терминологическая лексика. Работа над  понятиями является важнейшей частью  преподавания любого предмет, поскольку  без их знания и осмысления невозможно  говорить о результативности учебного  процесса. Для лучшего усвоения  информации преподавателю следует либо  объяснить значение терминов, либо  попросить обучающихся выяснить их  значение самостоятельно. В предтекстовой  работе также следует познакомить учащихся  с фразеологическими сочетаниями и  афоризмами, если они есть в тексте.
Морфология. Названия понятий в научном  стиле преобладают над названиями действий,  это приводит к меньшему употреблению  глаголов и большему употреблению  существительных. Синтаксис научного стиля. Для синтаксиса  научного стиля речи характерна тенденция к  сложным построениям. Используются  предложения с однородными членами и  обобщающими словами при них. Средствами  связи частей текста служат вводные слова и  сочетания (во­первых, наконец), указывающие  на последовательность изложения.
Повышение эффективности   восприятия аудиоинформации Слушание – рецептивный вид речевой  деятельности, направленной на  смысловое восприятие звучащей  речи. Учитывая низкий уровень развития  навыков слушания у обучающихся  колледжей, важно проводить  подготовительную работу,  обеспечивающую снятие трудностей  восприятия.
1. Лексика. Необходимо провести  толкование слов, незнакомых  обучающимся, значение которых не  будет понятно из контекста.  Толкование слов через синонимы.  Рекомендация использовать толковый  словарь, в том числе электронный. Отдельно следует проработать  содержание научных понятий и  терминов. В зависимости от уровня  сложности возможно визуальное  предъявление лексики (запись на  доске, электронное слайд­шоу) или  запись слов в тетради со слуха.
2. В процессе восприятия звучащего  текста слушающий должен выделять  смысловые центры, это углубит  понимание услышанного и облегчит  сжатие его содержания. Механизм  выделения смысловых центров связан с  определением ключевых слов, несущих  основную смысловую нагрузку,  обозначающих общую тему и основные  микротемы текста. При работе с текстом большого объема  возможно предъявление плана,  составленного преподавателем.
3. В соответствии с принципами  деятельностного подхода  оптимальным способом  организации работы обучающихся  является система вопросов и  заданий. 4. Конспектирование, составление  тезисов. 5. Кодирование (символическое  изображение) информации  (составление таблиц, схем)
Совершенствование навыков чтения. Чтение – рецептивный вид речевой  деятельности. Обучение различным видам чтения. Для успешной организации процесса  чтения преподавателю необходимо  сформулировать перед обучающимися  коммуникативную задачу, т.е.  определить, с какой целью  осуществляется чтение: где, когда, для  чего будет использована извлеченная из  текста информация.
Изучающее чтение  обеспечивает вдумчивое,  глубокое понимание  содержания текста и полный  его охват. Постановка  вопросов до прочтения текста  или после (предварительные  вопросы: «Что стало  причиной создания текста?»)
Обучающиеся овладевают  соответствующим алгоритмом  действий, необходимым для  выполнения учебной задачи. Алгоритм чтения: • выделить факты из текста и  запомнить их, • объяснить, как прочитанный текст  соответствует его внутреннему  представлению о затрагиваемом  предмете,
• высказать критические замечания о  тексте, • привести факты из собственного опыта,  дополняющие текст, • перефразировать основную идею текста. Овладению приемами изучающего чтения  способствуют также составление плана,  постановка вопросов к тексту (товарищам  или преподавателю), составление ответов  на поставленные вопросы. Необходим при работе с текстами  учебников, учебных и учебно­научных  статей.
Коммуникативной задачей  ознакомительного чтения  является понимание  основных идей каждого  абзаца (каждой части) и  текста в целом, усвоение его  содержания без специальной  установки на последующее  воспроизведение.
Основано на охвате  общего содержания  и требует умений определять тему  текста  по заголовку, по его началу и  концовке, прогнозировать содержание  текста, ориентироваться в его  композиции, членить текст на  смысловые части и устанавливать  отношения между ними, выделять  главную и конкретизирующую  информацию, видеть ключевые,  несущие основную нагрузку слова.   Данный вид чтения необходим при  чтении дополнительной литературы.
Просмотровое чтение – беглое  выборочное чтение для получения  общего представления о тексте. Чтобы сформировать данные умения,  необходимо в процессе чтения текстов  научить анализировать заголовок,  соотносить текстовой материал с  невербальной информацией (рисунки,  таблицы, схемы), прогнозировать  содержание текста (абзаца) по его  начальным предложениям,  осмысливать способы обобщения  сказанного в конце текста.
Поисковое чтение  предполагает овладение  умением находить в  тексте те элементы  информации, которые  являются значимыми  для выполнения той  или иной учебной  задачи.
Обучение продуктивным видам  речевой деятельности Чаще всего единицей  структурирования  информации выступает  текст – тематическое,  смысловое, стилевое,  структурное и  грамматическое единство.
К общим коммуникативно­речевым умениям  относятся • умение раскрывать тему и  основную мысль создаваемого  текста; • умение собирать и  систематизировать материал, на  основе которого будет создано  высказывание (это предполагает  умение продумывать  содержательный план текста)
• умение строить высказывание в  определенной композиционной  форме (речевом жанре), например, в  жанре репортажа, в форме  портретных зарисовок; • умение отбирать оптимальные с  точки зрения речевой задачи и  условий общения языковые  средства; • умение править, совершенствовать  текст
Обучение говорению К устной речи выступающего на  занятии предъявляются следующие  требования: правильность речи,  богатство языка, краткость, ясность  и точность, уместность и  эмоциональность. По характеру трансформации  учебного материала устные  выступления можно разделить на  репродуктивные (пересказы),  продуктивные (доклад, сообщение)
Методика подготовки устного  сообщения План устного сообщения: 1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение. Во вступлении раскрываются  различные точки зрения на  проблему, ее актуальность и  значимость для современного  общества.
Основная часть посвящена  рассмотрению конкретного аспекта  проблемы. Сообщение должно  включать не менее трех тезисов,  иллюстрирующих позицию автора.  В качестве аргументов желательно  приводить конкретные, социально  значимые факты. В заключении  традиционно рассматривается  (общественное) научное значение  проблем, различные подходы к ее  решению, делается вывод.
Выступающий должен вступать в  общение с аудиторией , ставить  спорные вопросы , вести диалог,  спорить, эмоционально  воздействовать на слушателей. Следует говорить отчетливо,  соблюдая орфоэпические нормы,  следить за концом фразы. Нельзя  забывать о невербальных средствах  воздействия на аудиторию: мимике,  жестах, позе.
Задания для развития у  обучающихся навыков фиксации и  переработки информации 1. Задания аналитического характера:  Определить основную мысль  высказывания (текста), озаглавить  отрывок словами текста, сопоставить  исходный текст и конспект. 2. Задания аналитико­синтетического  характера. Задания требуют анализа  готового текста и создания на его базе  элементов текста. Например,  озаглавить текст, подобрать эпиграф.
3. Задания на переработку готового текста в  плане его    усовершенствования: найти и  устранить недочеты в содержании и  речевом оформлении высказывания; ввести  в текст цитаты, подтверждающие данные  суждения. 4. Задания, требующие создания нового  текста на основе данного (готового):  изложить подробно (сжато) указанную часть  текста, дополнить текст своими  рассуждениями по существу обсуждаемого в  нем вопроса
5. Задания, требующие создания  своего текста (высказывания).  Например: составить тезисы  выступления, написать заметку,  описать в научном стиле  проведенный опыт, написать отзыв  о работе другого обучающегося К видам работы, связанным  непосредственно с фиксацией и  сохранением информации,  относятся аннотирование,  конспектирование, реферирование.
Аннотация дает сжатую  характеристику самого текста книги  (статьи) и однозначно отвечает на  вопрос, о чем говорится в тексте, а  также содержит краткий перечень  вопросов, поставленных или  решенных исследователем.  Аннотация , в отличие от реферата,  не раскрывает содержания текста, а  лишь информирует о его  существовании.
Конспект – краткая запись  содержания прочитанного текста.  Методические рекомендации для  составления конспекта.  1. Следует записать все выходные  данные источника: автор,  название, год и место издания.  Если первоисточник находится в  периодическом издании (в газете  или журнале), то необходимо  записать его название, год, месяц,  номер, число, место издания.
2.Следует выделить поля слева или  справа, можно с обеих сторон. Слева  на полях отмечаются страницы  оригинала, структурные разделы  статьи  или книги (названия  параграфов, подзаголовки),  формируются основные проблемы.  Справа на полях записываются  собственные выводы, ссылки на  другие материалы, темы и  проблемы для дальнейшей  разработки вопроса.
3. В центральной части конспекта  записывается краткое  изложение текста. Оно должно  включать цитаты из  прочитанного текста.  4. Необходимо сохранять  структуру конспектируемого  источника, то есть его  композицию,  последовательность изложения,  тематические разделы.
Реферирование представляет собой  краткое суммированное изложение  содержания текста с отражением  основных направлений,  аргументов и результатов  исследования. В отличие от  аннотации и конспекта, в реферате  раскрывается существо вопросов,  приводятся важнейшие выводы и  обосновывающие их фактические  данные.
МОДЕЛЬ РЕФЕРАТА СТАТЬИ В СТАТЬЕ «…..», ПОМЕЩЕННОЙ В ЖУРНАЛЕ №…  РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ (ВОПРОСЫ, ПУТИ, МЕТОДЫ) АВТОР СТАТЬИ – ИЗВЕСТНЫЙ УЧЕНЫЙ….. СТАТЬЯ   НАЗЫВАЕТСЯ/ НОСИТ НАЗВАНИЕ/ ОЗАГЛАВЛЕНА/ ПОД  ЗАГОЛОВКОМ   НАПИСАНА НА ТЕМУ ПОСВЯЩЕНА ТЕМЕ I.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ РЕФЕРАТА II. ТЕМА  СТАТЬИ, ЕЕ ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТ ИКА СТАТЬЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ   СОБОЙ      III.ПРОБ­ ЛЕМА СТАТЬИ В СТАТЬЕ СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ  ОБОБЩЕНИЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОПИСАНИЕ АНАЛИЗ ОБЗОР РЕЧЬ ИДЕТ (О ЧЕМ?) ГОВОРИТСЯ (О ЧЕМ?) РАССМАТРИВАЕТСЯ                         (ЧТО?) СВОДИТСЯ (К ЧЕМУ?) ЗАКЛЮЧАЕТСЯ (В ЧЕМ?) СОСТОИТ (В ЧЕМ?)
VI. ИЛЛЮСТРИРО­ ВАНИЕ АВТОРОМ  СВОИХ  ПОЛОЖЕНИЙ АВТОР ПРИВОДИТ ССЫЛАЕТСЯ НА В СТАТЬЕ ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ,  ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРИМЕР Ы ФАКТЫ ЦИФРЫ ДАННЫЕ ВЫВОДУ, ЧТО/ ЗАКЛЮЧЕНИЮ АВТОР VII.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ  АВТОРА В КОНЦЕ СТАТЬИ ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ (ЧЕГО?)/ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ  АВТОР  В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОВОРИТСЯ, ЧТО (О ЧЕМ?)/ СУЩНОСТЬ  ВЫШЕИЗЛОЖЕН­ ПРИВОД ИТСЯ ДАЕТСЯ ПРИХОДИТ К / ПОДВОДИТ НАС  /ДЕЛАЕТ ВЫВОД ПОДВОДИТ  ИТОГ/ ГОВОРИТ, ЧТО/ УТВЕРЖДАЕТ,  ЧТО
Эссе – это сочинение небольшого  объема  (не более двух страниц),  свободной композиции,  подчеркнуто субъективно  трактующее частную тему и  представляющее  индивидуальные впечатления и  соображения, так или иначе с  нею связанные.
Методические рекомендации  по написанию эссе 1.Эссе должно выражать  личную позицию автора по  конкретной проблеме . 2.Эссе не может содержать  много идей, оно отражает  только один взгляд на  проблему. 3.Мысли автора эссе о проблеме  излагаются в виде кратких  тезисов.
4. Каждая мысль подкрепляется  доказательствами (аргументами);  лучше приводить два аргумента  в пользу каждого тезиса: один  аргумент кажется  неубедительным. 5. Вступление и заключение  должны фокусировать внимание  на проблеме (во вступлении она  ставится, в заключении  резюмируется мнение автора).
6. Эссе присуща свободная  композиция, текст может строиться  вопреки законам логики,  подчиняясь производным  ассоциациям; вместе с тем при  написании эссе также необходимо  выделение абзацев, установление  связи абзацев: так достигается  целостность работы. 7. Эссе не требует обязательных  выводов в конце, они могут быть  включены в основной текст.
8. Эссе присущи  эмоциональность,  экспрессивность,  художественность; Данный эффект обеспечивают  короткие, простые,  разнообразные по интонации  предложения, умелое  использование «самого  современного» знака препинания  – тире; в целом стиль отражает  особенности личности автора.
9. Автору эссе важно установить  доверительный тон общения с  читателем, и хотя эссе  ориентируется на разговорную  речь, нужно избегать  употребления сленга,  шаблонных фраз, сокращения  слов, чересчур  легкомысленного тона.