Формирование понимания о необходимости рационального питания молодых людей

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных социальных, медико-биологических, экологических, экономических и политических задач, стоящих перед обществом. На современном этапе развития общества социальная напряженность и ухудшение экологических характеристик среды обитания человека, порожденные ситуацией преобразования экономики и социальной сферы, настоятельно требуют подготовки личности к динамично изменяющимся условиям существования. Здоровье школьника социально обусловлено и зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность, от условий жизни и воспитания в семье, характера питания, режима двигательной активности и т. д.
Иконка файла материала ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ

РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

(НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №54 ГОРОДА КИРОВА)

 

Кузнецова Е.В., зам. декана педиатрического факультета, старший преподаватель кафедры социальной работы,

Пестова И.В., преподаватель

Кировский государственный медицинский университет

 

 

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных социальных, медико-биологических, экологических, экономических и политических задач, стоящих перед обществом. На современном этапе развития общества социальная напряженность и ухудшение экологических характеристик среды обитания человека, порожденные ситуацией преобразования экономики и социальной сферы, настоятельно требуют подготовки личности к динамично изменяющимся условиям существования.

Здоровье школьника социально обусловлено и зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность, от условий жизни и воспитания в семье, характера питания, режима двигательной активности и т. д. Если учесть, что здоровье на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологией, на 20% - наследственностью (которая в свою очередь зависит от образа жизни и экологии) и только на 10% -медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политике государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут способствовать формированию, укреплению и сохранению здоровья наших детей.

По данным статистики значительный рост (в 1,5 раза) заболеваемости за последние 10 лет отмечается в возрастной группе 15-17 лет. Так, хроническими заболеваниями страдают до 70% всех подростков. Драматизм ситуации в том, что сегодня число здоровых детей не превышает 10-12%. У 80% школьников наблюдаются сочетанные изменения органов и систем, 60% подростков имеют 3 и более хронических заболеваний, за последние 10 лет в 2 раза увеличилось число детей с хронической патологией. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального сбалансированного питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, способности к обучению, профилактике заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов во все возрастные периоды

Сейчас хорошо известно, что истоки заболеваний органов пищеварения у взрослых нередко лежат в подростковом, юношеском возрасте. Значительное распространение заболеваний желудочно-кишечного тракта у взрослых определяет актуальность диагностики и лечения их на ранних стадиях. Поэтому раннее выявление лиц юношеского и молодого возраста с хронической патологией органов пищеварения, своевременное этапное лечение при их диспансеризации позволит предупредить развитие тяжелых и осложненных форм среди взрослого населения.

В настоящее время существуют следующие проблемы, связанные с организацией питания:

-     отрицательная динамика экономического статуса основной части населения России, сложившиеся стереотипы питания, в том числе основанные на fast-food и полуфабрикатах, изменили структуру питания в сторону значительного уменьшения потребления наиболее ценных пищевых продуктов. Повседневный рацион большинства россиян на сегодняшний день – это углеводно-жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов, микроэлементов и балластных веществ пища;

-        проблема качества пищевых продуктов, продовольственного сырья и биологически активных добавок к пище, используемых в питании школьников образовательными учреждениями. Весьма низок уровень образования и культуры населения в вопросах здорового, рационального питания.

В случае, если организм молодого человека не получает необходимого набора питательных веществ, активизируется механизм, который повышает уровень активности ряда гормонов, в частности, кортизола, приводящего нервную систему в состояние возбуждения, которое препятствует нормальному усвоению учебного материала.

У молодых людей (особенно это касается детей раннего школьного возраста) не до конца развиты механизмы саморегуляции и компенсации, в результате ребенок чувствует себя уставшим или, наоборот, напряженным и нервным, что приводит к проблемам с успеваемостью и поведением, истощению адаптационных резервов.

Все это обуславливает актуальность изучения рационального питания, особенно школьников, как формы обеспечения строительным материалом и энергией всего процесса роста и развития ребенка, так как оно имеет очень большое значение для его здоровья.

С целью изучения формирования понимания о необходимости рационального питания у школьников нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ №54 г. Кирова. Объектом исследования выступили учащиеся 6 класса и их родители, а предметом исследования – питание школьников. В процессе исследования была сформулирована гипотеза – мы предполагаем, что уровень заболеваемости желудочно-кишечного тракта у обучающихся будет ниже, если в школах будет организовано рациональное питание.

В целях изучения формирования понимания о необходимости рационального питания у школьников проведено анкетирование школьников МБОУ СОШ №54 г. Кирова в количестве 27 человек и их родителей.

Основными задачами исследования стали:

-     анализ оценки обучающимися и их родителями качества и организации школьного питания;

-     отслеживание изменений, происходящих в системе школьного питания;

-     определение уровня информированности обучающихся в вопросах рационального питания, оценка их фактического выполнения;

-     предоставление информации о характере и структуре питания школьников в домашних условиях;

-     выработка рекомендаций на основе результатов диагностического исследования.

Для проведения исследования были составлены специальные анкеты. В анкету для учащихся вошли вопросы, касающиеся состояния школьного и домашнего питания, представлений о принципах правильного питания, пользе различных продуктов (блюд), предпочтений в еде, наличию болезней т.п. Анкетирование проверяло также уровень организации в школе информационно-просветительской работы с обучающимися.

Анкета для родителей включала вопросы, позволяющие оценить организацию и качество домашнего и школьного питания подростков, выявить проблемы, с которыми они сталкиваются при организации питания ребенка т.п. Исследование проводилось в три этапа:

-     первый этап – оценка питания учащихся МБОУ СОШ №54 города Кирова через индекс массы тела (ИМТ);

-     второй этап – анкетирование учащихся и их родителей;

-     третий этап – оценка полученных данных.

Первый этап исследования проведен в период медосмотра, который прошел 17.12.2014 г. В результате были получены данные, представленные в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Характеристика детей: рост, вес, ИМТ

 

ФИО

Рост, см

Вес, кг

ИМТ

ФИО

Рост, см

Вес, кг

ИМТ

1

Кропова А.

166

59,5

21,6

15

Вахрушева

151

46

20,2

2

Плехова В.

150

34

15,1

16

Ленина М.

145

30

14,3

3

Дубовцева А.

155

50

20,8

17

Алцыбеева К.

151

43

18,9

4

Леонтьева А.

138

37,5

20

18

Веселков А.

156

45

18,2

5

Популова У.

164

65

24,2

19

Зверев Е.

163

63,5

23,8

6

Гребнева В.

159

53

21

20

Черанев М.

148

35

15,8

7

Корчемкина О.

146,5

37

17,1

21

Зонов В.

153

59,5

25,4

8

Новоселова В.

153

39

16,7

22

Верещагин

165

47,5

17,4

9

Буланова М.

168

51,5

18,3

23

Асадчий А.

162,5

44

16,5

10

Слобожанинова

149

35

15,8

24

Крупина Д.

163

48,5

18,5

11

Целищева П.

157

63,1

25,5

25

Лопаткин Н.

164

58

21,6

12

Катаева А.

153

36

15,4

26

Коростелева В.

157

44

17,8

13

Тунгусова М

169

71,5

25

27

Круглов

154

40,5

17

14

Кочуров Д.

140

45,5

23,2

 

 

 

 

 

 

 

При расчете индекса массы тела использовалась формула:

 

ИМТ (кг/м2) = отношение массы тела (в кг) к площади поверхности тела (в м2)

 

При исследовании использовались данные таблицы 2.

 

Таблица 2.

ИМТ график для детей и подростков

 

Девочки

Мальчики

Проценты

Проценты

Возраст

5 (сильный

недостаточный вес)

10 (недостаточный вес)

50 (нормальный вес)

85 (избыточный вес)

95 (тяжелое ожирение)

Возраст

5 (сильный

недостаточный вес)

10 (недостаточный вес)

50 (нормальный вес)

85 (избыточный вес)

95 (тяжелое ожирение)

8

12.2

13.2

15.9

18.8

22.3

8

12.5

14.2

16.4

19.3

22.6

9

13.0

13.7

16.4

19.8

23.4

9

12.8

13.7

17.1

19.4

21.6

10

13.4

14.2

16.9

20.7

23.4

10

13.9

14.6

17.1

21.4

25.0

11

13.8

14.6

17.7

20.8

22.9

11

14.0

14.3

17.8

21.2

23.1

12

14.8

16.0

18.4

21.5

23.4

12

14.6

14.8

18.4

22.0

24.8

13

15.2

15.6

18.9

22.1

24.4

13

15.6

16.2

19.1

21.7

24.5

14

16.2

17.0

19.4

23.2

26.0

14

16.1

16.7

19.8

22.6

25.7

15

16.9

17.6

20.2

23.2

27.6

15

17.0

17.8

20.2

23.1

25.9

16

16.9

17.8

20.3

22.8

24.2

16

17.8

18.5

21.0

23.7

26.0

17

17.1

17.8

20.5

23.4

25.7

17

17.6

18.6

21.6

23.7

25.8

18

17.6

18.3

20.6

23.5

25.0

18

17.6

18.6

21.8

24.0

26.8

 

Таким образом, на основании таблицы 2, в 6 классе МБОУ СОШ №54 г. Кирова большая часть девочек (33,33%) имеют избыточный вес, а 22,22% - ожирение (таблица 3).

 

Таблица 3.

Показатели ИМТ для учащихся МБОУ СОШ №54 г. Кирова

 

Девочки

Мальчики

Показатель

Средний норматив

Кол-во чел.

Удел. вес, %

Показатель

Средний норматив

Кол-во чел.

Удел. вес, %

Недостаточный вес

14,8-16

4

22,22

Недостаточный вес

14,6-14,8

0

0,00

Нормальный вес

16,1-18,4

4

22,22

Нормальный вес

14,9-18,4

5

55,56

Избыточный вес

18,5-21,5

6

33,33

Избыточный вес

18,5-22,0

1

11,11

Ожирение

21,6-25,4

4

22,22

Ожирение

22,1-25,8

3

33,33

Итого

-

18

100,00

Итого

-

9

100,00

 

Мальчиков с избыточным весом – только 11,11%, а с ожирением – 33,33%. Далее нами проведено анкетирование учащихся и их родителей с помощью анкетного опроса. В ходе анкетирования учащихся получены следующие результаты. Завтракают дома только 53,57% школьников. При этом только 28,57% кушают полный завтрак. 60,71% респондентов на завтрак кушают бутерброды, и только у 17,86% завтрак включает яичницу, у 10,71% - молочную кашу, а по 3,57% на завтрак сосиски и сладкие булочки с конфетами. В столовую ежедневно ходят только 60,71%, а 32,14% ходят в столовую иногда. При этом только 25% учащимся нравится питание в школе. На вопрос "Нравится ли тебе те блюда, которые готовят в школьной столовой? " 67,86% школьников ответили, что не всегда; а 17,86% ответили отрицательно. Кроме того, практически никто (96,43%) не берет завтрак из дома, но все же треть учащихся перекусывают между основными приемами пищи чипсами, сухариками, орешками. При выяснении о том, знают ли учащиеся основные принципы рационального питания установлено, что 92,86% знают, что чтобы быть здоровым нужно питаться 3-4 раза в день, при этом 50% питаются три раза в день, а 25% - четыре раза в день.

При этом 89,29% учащихся знают, что здоровье зависит от того, чем он питается. Не смотря на это, между приемами пищи 32,14% школьников перекусывают чипсами, сухариками, при этом 57,14% хотели бы перекусить фруктами, орехами. Нужно отметить, что 42,86% респондентов отметили, что пьют Coca-Cola, Sprite, Fanta 1-3 раза в месяц. Каждый день пьют сладкие газированные напитки 3,57% учащихся, а 1 раз в неделю 10,71%. При этом 96,43% респондентов понимают, что Coca-Cola, Sprite и др. – эти напитки для зубов опасны. 96,43% учащихся знают какова роль кальция в составе зубов, поэтому 75,01% молочные продукты употребляют от одного раза в неделю до 2-х и более раз в день. Негативным моментом в питании учащихся является то, что только 32,14% ежедневно едят суп, а 75% респондентов едят рыбу 1-3 раза в месяц.

Данное исследование показало, что в настоящее время актуальной становится проблема повышения культуры питания школьников, с тем чтобы рацион питания соответствовал энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Рациональное использование пищевых продуктов каждым человеком, исключение переедания и недоедания, поможет многим укрепить здоровье.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru