ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ
РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №54 ГОРОДА КИРОВА)
Кузнецова Е.В., зам. декана педиатрического факультета, старший преподаватель кафедры социальной работы,
Пестова И.В., преподаватель
Кировский государственный медицинский университет
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных социальных, медико-биологических, экологических, экономических и политических задач, стоящих перед обществом. На современном этапе развития общества социальная напряженность и ухудшение экологических характеристик среды обитания человека, порожденные ситуацией преобразования экономики и социальной сферы, настоятельно требуют подготовки личности к динамично изменяющимся условиям существования.
Здоровье школьника социально обусловлено и зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность, от условий жизни и воспитания в семье, характера питания, режима двигательной активности и т. д. Если учесть, что здоровье на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологией, на 20% - наследственностью (которая в свою очередь зависит от образа жизни и экологии) и только на 10% -медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политике государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут способствовать формированию, укреплению и сохранению здоровья наших детей.
По данным статистики значительный рост (в 1,5 раза) заболеваемости за последние 10 лет отмечается в возрастной группе 15-17 лет. Так, хроническими заболеваниями страдают до 70% всех подростков. Драматизм ситуации в том, что сегодня число здоровых детей не превышает 10-12%. У 80% школьников наблюдаются сочетанные изменения органов и систем, 60% подростков имеют 3 и более хронических заболеваний, за последние 10 лет в 2 раза увеличилось число детей с хронической патологией. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального сбалансированного питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, способности к обучению, профилактике заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов во все возрастные периоды
Сейчас хорошо известно, что истоки заболеваний органов пищеварения у взрослых нередко лежат в подростковом, юношеском возрасте. Значительное распространение заболеваний желудочно-кишечного тракта у взрослых определяет актуальность диагностики и лечения их на ранних стадиях. Поэтому раннее выявление лиц юношеского и молодого возраста с хронической патологией органов пищеварения, своевременное этапное лечение при их диспансеризации позволит предупредить развитие тяжелых и осложненных форм среди взрослого населения.
В настоящее время существуют следующие проблемы, связанные с организацией питания:
- отрицательная динамика экономического статуса основной части населения России, сложившиеся стереотипы питания, в том числе основанные на fast-food и полуфабрикатах, изменили структуру питания в сторону значительного уменьшения потребления наиболее ценных пищевых продуктов. Повседневный рацион большинства россиян на сегодняшний день – это углеводно-жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов, микроэлементов и балластных веществ пища;
- проблема качества пищевых продуктов, продовольственного сырья и биологически активных добавок к пище, используемых в питании школьников образовательными учреждениями. Весьма низок уровень образования и культуры населения в вопросах здорового, рационального питания.
В случае, если организм молодого человека не получает необходимого набора питательных веществ, активизируется механизм, который повышает уровень активности ряда гормонов, в частности, кортизола, приводящего нервную систему в состояние возбуждения, которое препятствует нормальному усвоению учебного материала.
У молодых людей (особенно это касается детей раннего школьного возраста) не до конца развиты механизмы саморегуляции и компенсации, в результате ребенок чувствует себя уставшим или, наоборот, напряженным и нервным, что приводит к проблемам с успеваемостью и поведением, истощению адаптационных резервов.
Все это обуславливает актуальность изучения рационального питания, особенно школьников, как формы обеспечения строительным материалом и энергией всего процесса роста и развития ребенка, так как оно имеет очень большое значение для его здоровья.
С целью изучения формирования понимания о необходимости рационального питания у школьников нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ №54 г. Кирова. Объектом исследования выступили учащиеся 6 класса и их родители, а предметом исследования – питание школьников. В процессе исследования была сформулирована гипотеза – мы предполагаем, что уровень заболеваемости желудочно-кишечного тракта у обучающихся будет ниже, если в школах будет организовано рациональное питание.
В целях изучения формирования понимания о необходимости рационального питания у школьников проведено анкетирование школьников МБОУ СОШ №54 г. Кирова в количестве 27 человек и их родителей.
Основными задачами исследования стали:
- анализ оценки обучающимися и их родителями качества и организации школьного питания;
- отслеживание изменений, происходящих в системе школьного питания;
- определение уровня информированности обучающихся в вопросах рационального питания, оценка их фактического выполнения;
- предоставление информации о характере и структуре питания школьников в домашних условиях;
- выработка рекомендаций на основе результатов диагностического исследования.
Для проведения исследования были составлены специальные анкеты. В анкету для учащихся вошли вопросы, касающиеся состояния школьного и домашнего питания, представлений о принципах правильного питания, пользе различных продуктов (блюд), предпочтений в еде, наличию болезней т.п. Анкетирование проверяло также уровень организации в школе информационно-просветительской работы с обучающимися.
Анкета для родителей включала вопросы, позволяющие оценить организацию и качество домашнего и школьного питания подростков, выявить проблемы, с которыми они сталкиваются при организации питания ребенка т.п. Исследование проводилось в три этапа:
- первый этап – оценка питания учащихся МБОУ СОШ №54 города Кирова через индекс массы тела (ИМТ);
- второй этап – анкетирование учащихся и их родителей;
- третий этап – оценка полученных данных.
Первый этап исследования проведен в период медосмотра, который прошел 17.12.2014 г. В результате были получены данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Характеристика детей: рост, вес, ИМТ
№ |
ФИО |
Рост, см |
Вес, кг |
ИМТ |
№ |
ФИО |
Рост, см |
Вес, кг |
ИМТ |
1 |
Кропова А. |
166 |
59,5 |
21,6 |
15 |
Вахрушева |
151 |
46 |
20,2 |
2 |
Плехова В. |
150 |
34 |
15,1 |
16 |
Ленина М. |
145 |
30 |
14,3 |
3 |
Дубовцева А. |
155 |
50 |
20,8 |
17 |
Алцыбеева К. |
151 |
43 |
18,9 |
4 |
Леонтьева А. |
138 |
37,5 |
20 |
18 |
Веселков А. |
156 |
45 |
18,2 |
5 |
Популова У. |
164 |
65 |
24,2 |
19 |
Зверев Е. |
163 |
63,5 |
23,8 |
6 |
Гребнева В. |
159 |
53 |
21 |
20 |
Черанев М. |
148 |
35 |
15,8 |
7 |
Корчемкина О. |
146,5 |
37 |
17,1 |
21 |
Зонов В. |
153 |
59,5 |
25,4 |
8 |
Новоселова В. |
153 |
39 |
16,7 |
22 |
Верещагин |
165 |
47,5 |
17,4 |
9 |
Буланова М. |
168 |
51,5 |
18,3 |
23 |
Асадчий А. |
162,5 |
44 |
16,5 |
10 |
Слобожанинова |
149 |
35 |
15,8 |
24 |
Крупина Д. |
163 |
48,5 |
18,5 |
11 |
Целищева П. |
157 |
63,1 |
25,5 |
25 |
Лопаткин Н. |
164 |
58 |
21,6 |
12 |
Катаева А. |
153 |
36 |
15,4 |
26 |
Коростелева В. |
157 |
44 |
17,8 |
13 |
Тунгусова М |
169 |
71,5 |
25 |
27 |
Круглов |
154 |
40,5 |
17 |
14 |
Кочуров Д. |
140 |
45,5 |
23,2 |
|
|
|
|
|
При расчете индекса массы тела использовалась формула:
ИМТ (кг/м2) = отношение массы тела (в кг) к площади поверхности тела (в м2)
При исследовании использовались данные таблицы 2.
Таблица 2.
ИМТ график для детей и подростков
Девочки |
Мальчики |
||||||||||
Проценты |
Проценты |
||||||||||
Возраст |
5 (сильный недостаточный вес) |
10 (недостаточный вес) |
50 (нормальный вес) |
85 (избыточный вес) |
95 (тяжелое ожирение) |
Возраст |
5 (сильный недостаточный вес) |
10 (недостаточный вес) |
50 (нормальный вес) |
85 (избыточный вес) |
95 (тяжелое ожирение) |
8 |
12.2 |
13.2 |
15.9 |
18.8 |
22.3 |
8 |
12.5 |
14.2 |
16.4 |
19.3 |
22.6 |
9 |
13.0 |
13.7 |
16.4 |
19.8 |
23.4 |
9 |
12.8 |
13.7 |
17.1 |
19.4 |
21.6 |
10 |
13.4 |
14.2 |
16.9 |
20.7 |
23.4 |
10 |
13.9 |
14.6 |
17.1 |
21.4 |
25.0 |
11 |
13.8 |
14.6 |
17.7 |
20.8 |
22.9 |
11 |
14.0 |
14.3 |
17.8 |
21.2 |
23.1 |
12 |
14.8 |
16.0 |
18.4 |
21.5 |
23.4 |
12 |
14.6 |
14.8 |
18.4 |
22.0 |
24.8 |
13 |
15.2 |
15.6 |
18.9 |
22.1 |
24.4 |
13 |
15.6 |
16.2 |
19.1 |
21.7 |
24.5 |
14 |
16.2 |
17.0 |
19.4 |
23.2 |
26.0 |
14 |
16.1 |
16.7 |
19.8 |
22.6 |
25.7 |
15 |
16.9 |
17.6 |
20.2 |
23.2 |
27.6 |
15 |
17.0 |
17.8 |
20.2 |
23.1 |
25.9 |
16 |
16.9 |
17.8 |
20.3 |
22.8 |
24.2 |
16 |
17.8 |
18.5 |
21.0 |
23.7 |
26.0 |
17 |
17.1 |
17.8 |
20.5 |
23.4 |
25.7 |
17 |
17.6 |
18.6 |
21.6 |
23.7 |
25.8 |
18 |
17.6 |
18.3 |
20.6 |
23.5 |
25.0 |
18 |
17.6 |
18.6 |
21.8 |
24.0 |
26.8 |
Таким образом, на основании таблицы 2, в 6 классе МБОУ СОШ №54 г. Кирова большая часть девочек (33,33%) имеют избыточный вес, а 22,22% - ожирение (таблица 3).
Таблица 3.
Показатели ИМТ для учащихся МБОУ СОШ №54 г. Кирова
Девочки |
Мальчики |
||||||
Показатель |
Средний норматив |
Кол-во чел. |
Удел. вес, % |
Показатель |
Средний норматив |
Кол-во чел. |
Удел. вес, % |
Недостаточный вес |
14,8-16 |
4 |
22,22 |
Недостаточный вес |
14,6-14,8 |
0 |
0,00 |
Нормальный вес |
16,1-18,4 |
4 |
22,22 |
Нормальный вес |
14,9-18,4 |
5 |
55,56 |
Избыточный вес |
18,5-21,5 |
6 |
33,33 |
Избыточный вес |
18,5-22,0 |
1 |
11,11 |
Ожирение |
21,6-25,4 |
4 |
22,22 |
Ожирение |
22,1-25,8 |
3 |
33,33 |
Итого |
- |
18 |
100,00 |
Итого |
- |
9 |
100,00 |
Мальчиков с избыточным весом – только 11,11%, а с ожирением – 33,33%. Далее нами проведено анкетирование учащихся и их родителей с помощью анкетного опроса. В ходе анкетирования учащихся получены следующие результаты. Завтракают дома только 53,57% школьников. При этом только 28,57% кушают полный завтрак. 60,71% респондентов на завтрак кушают бутерброды, и только у 17,86% завтрак включает яичницу, у 10,71% - молочную кашу, а по 3,57% на завтрак сосиски и сладкие булочки с конфетами. В столовую ежедневно ходят только 60,71%, а 32,14% ходят в столовую иногда. При этом только 25% учащимся нравится питание в школе. На вопрос "Нравится ли тебе те блюда, которые готовят в школьной столовой? " 67,86% школьников ответили, что не всегда; а 17,86% ответили отрицательно. Кроме того, практически никто (96,43%) не берет завтрак из дома, но все же треть учащихся перекусывают между основными приемами пищи чипсами, сухариками, орешками. При выяснении о том, знают ли учащиеся основные принципы рационального питания установлено, что 92,86% знают, что чтобы быть здоровым нужно питаться 3-4 раза в день, при этом 50% питаются три раза в день, а 25% - четыре раза в день.
При этом 89,29% учащихся знают, что здоровье зависит от того, чем он питается. Не смотря на это, между приемами пищи 32,14% школьников перекусывают чипсами, сухариками, при этом 57,14% хотели бы перекусить фруктами, орехами. Нужно отметить, что 42,86% респондентов отметили, что пьют Coca-Cola, Sprite, Fanta 1-3 раза в месяц. Каждый день пьют сладкие газированные напитки 3,57% учащихся, а 1 раз в неделю 10,71%. При этом 96,43% респондентов понимают, что Coca-Cola, Sprite и др. – эти напитки для зубов опасны. 96,43% учащихся знают какова роль кальция в составе зубов, поэтому 75,01% молочные продукты употребляют от одного раза в неделю до 2-х и более раз в день. Негативным моментом в питании учащихся является то, что только 32,14% ежедневно едят суп, а 75% респондентов едят рыбу 1-3 раза в месяц.
Данное исследование показало, что в настоящее время актуальной становится проблема повышения культуры питания школьников, с тем чтобы рацион питания соответствовал энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Рациональное использование пищевых продуктов каждым человеком, исключение переедания и недоедания, поможет многим укрепить здоровье.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.