ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.04.2018
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только следовать понуждениям и велениям извне и подчиняться требованиям этических императивов, в первую очередь, ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов, присваивать ценности и идеалы и вырабатывать для себя программу действий, полностью соответствующую нормам и принципам профессионально-этической системы и ее важнейшей составной части - системы гуманистических ценностей.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО.doc
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО­ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Кузнецова Е.В., Одной   из   задач   профессионального   обучения   студентов «помогающих» специальностей является формирование профессионального этического сознания. Этическое сознание специалиста определяет, в том числе   разнообразные   перспективы   решения   профессиональных   дилемм, выбор адекватной этической реакции на ситуацию клиента, выбор средств и методов профессионального воздействия, отвечающих базовым этическим принципам помогающей практики. Личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только следовать понуждениям и велениям извне и подчиняться   требованиям   этических   императивов,   в   первую   очередь, ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов,   присваивать   ценности   и   идеалы   и   вырабатывать   для   себя программу   действий,   полностью   соответствующую   нормам   и   принципам профессионально­этической   системы   и   ее   важнейшей   составной   части   ­ системы гуманистических ценностей. Практика   социальной   работы,   по   сути,   является   действенной   и коммуникативной.   Согласно   зарубежным   исследователям,   социальная работа – «это наука о том, как поступать, а не как объяснять». Специалисту необходимо одновременно решать задачи целеполагания, выбора способов профессионального   влияния   на   клиента.   Кроме   того,   действуя   в пространстве   повседневной   жизни   клиента,   находящегося   в   трудной жизненной   ситуации,   профессионалу   необходимо   работать   со   своим собственным   восприятием   этой   ситуации   и   адекватным   выражением собственных   этических   реакций,   необходимо   возникающих   при взаимодействии   с   клиентами.   Понятие   «этическая   реакция»   включает разнообразные   формы   проявления   сочувствия,   сопереживания   и   оценки планируемых помогающих действий. Студенты,   обучающиеся   по   специальности   «Социальная   работа» среди   причин,   повлиявших   на   выбор   профессии,   указывают   желание помогать   людям.   Даже   если   не   принимать   во   внимание,   что   такая формулировка является наиболее комфортной с точки зрения соответствия социальным   ожиданиям   обучаюшихся   и   не   отражает   полной   картины мотивов   выбора   профессии,   помощь   другому   человеку   –   основное содержание профессиональной деятельности в области социальной работы. Для   осуществления   помогающего   действия   специалист   руководствуется теми   представлениями   о   благе,   которые   существуют   в   его   сознании. Следует обратить также внимание на тот факт, что намерение «совершить доброе   дело»   является   первичным   основанием   помогающего   действия. Задача   профессионального   развития   в   данном   контексте   может   быть   «научиться   подчинять   свои определена   следующим   образом: непосредственные этические реакции, прямо вытекающие из сострадания, позитивно определенной программе помощи». Как   и   любой   вектор   человеческого   развития,   профессиональное развитие требует особым образом оформленного пространства движения от реальной   к   идеальной   форме.   Реальная   форма   представляет   собой «культурную   натуральность»,   естественные,   стихийно   сложившиеся представления о профессиональных феноменах, действиях, в том числе о феномене  профессиональной   помощи.   Реальная   форма   являет   себя   в   системе значений, которые использует студент для описания этических проблем, реализации   способа   реагирования   на   этически   неоднозначные   ситуации, актуальное видение целей собственных помогающих действий. Идеальная форма в данном контексте представляет собой закрепленные в культуре способы осуществления действий и реакций. Традиционно   существующий   разрыв   между   теорией   и   практикой социальной работы также может быть осмыслен в терминах реального и   Освоение   способов   профессиональных   действий, идеального. соответствующих   культурным   образцам,   существующих   в   практике социальной работы, происходит   в   теоретическом   аспекте.   Знание   декларируемых   этических принципов   не   гарантирует   их   соблюдения   в   тонко   нюансированных ситуациях   практики.   Способы   работы   с   собственными   этическими реакциями и их корректным выражением иногда вытесняются из процесса профессионального обучения, заменяются декларациями, рекомендациями или прямыми запретами на те или иные эмоции и переживания. Разрыв   между   теорией   и   практикой   не   определяется   только   лишь незнанием.   Ключевая   проблема   формирования   всесторонне   грамотного профессионального   действия   не   в   том,   что   студент   не   знает   этических принципов, а в том, что студент, а затем и профессионал, действующий от имени   профессии,   интерпретирует   этические   принципы   в   контексте естественно   сложившихся   стихийных   значений.   Система   стихийно сложившихся значений, как правило, не обладает достаточной сложностью и   рефлексивностью   для   того,   чтобы   служить   адекватным   инструментом решения профессиональных задач. Студенты,   обучающиеся   по   специальности   «Социальная   работа», обладают стихийными, естественным  образом сложившимися  этическими знаниями   и   представлениями,   которые   представляют   собой   реальную форму действования. В   рамках   учебных   занятий   при   изучении   дисциплины «Профессионально­этические   основы   социальной   работы»   возможно, выявить   довольно   полную   картину   феноменологии   индивидуальных значений.   Материал   собранный   в   рамках   занятий   со   студентами специальности   социальная   работа   II   курсов,   включает   в   себя формулировки,   отражающие   представления   студентов   о   видах   помощи, которые специалист социальной работы может оказать клиенту.  Одной   из   самых   востребованных   формулировок   является представление о том, что специалист должен оказать клиенту «моральную поддержку».   Моральная   поддержка   –   наиболее   неясная   и   абстрактная формулировка,   при   использовании   которой   практически   невозможно определить, в каких конкретных профессиональных действиях специалиста она должна быть реализована. Конкретизируется моральная поддержка в действиях, которые по сути своей далеки от профессиональной целевой установки   специалиста   и   близки   по   содержанию   к   непрофессиональным формам помощи: «протянуть руку помощи», «заглянуть в душу», «излить душу»,   «дать   выговориться»,   «сострадать».   Таким   образом,   актуальный ресурс   студентов   в   понимании   содержания   профессиональной   помощи приближается к житейскому. В то же время приведенные формулировки потенциально является продуктивными, т.к. за каждой из них в контексте профессиональных   значений   находится   указание   на   техники   активного эмпатического   слушания,   фазы   консультативного   процесса,   социально­ психологические   эффекты   взаимодействия   специалиста   и   клиента. Профессиональные   значения   необходимо   «открыть»,   сделать   явными   и читаемыми. Процесс обнаружения научных значений не является естественным и основанным   на   одной   лишь   передаче   знания.   Обучение   должно основываться   на   преемственном   процессе   совместного   поиска, конструирования   значений   в   контексте   целей   и   ценностей профессиональной   реальности.  Освоение   значений   позволяет   выходить   в плоскость формирования компетенций, дает не только понимание того, что необходимо   сделать   или   сказать,   но   и   ведет   к   возможности   грамотного воплощения в действии. В спектре индивидуальных значений, используемых студентами   при   описании   профессиональных   действий,   есть   группа   которые   предполагают   латентное   манипулятивное формулировок, воздействие на клиента: «сделать так, как будто человек сам решает свою проблему», «натолкнуть на верное решение», «подсказать, как поступить правильно в его ситуации», «посоветовать», «убедить, что выход и надежда есть».   Зная   о   такой   профессиональной   норме   как   запрет   на   советы, студенты   выходят   на   косвенные   формулировки,   которые   отражают   их понимание роли  специалиста  как человека,  который способен  увидеть  и подсказать   клиенту   в   трудной   жизненной   ситуации   неоткрытые   им возможности действий. Ограничения этой позиции также неочевидны для студента,   находящегося   в   системе   собственных   значений,   эмоционально окрашенных   намерением   помогать.   При   анализе   таких   высказываний   в процессе   учебных   занятий   необходимо   вводить   понятия   границ ответственности и вмешательства специалиста, мотивов профессиональной деятельности, среди которых могут быть мотивы, связанные с наличием психологической травмы и стремлением к удовлетворению потребности в доминировании.   Необходимо   встраивание   значений,   которые   будут совпадать с профессиональными нормами, связанными с признанием права человека на самоопределение. Полученное   специалистом   образование   отнюдь   не   совпадает   с обретением мудрости, и, стало быть, факт наличия диплома не дает ему права   делать   конкретные   рекомендации,   как   поступить   в   той   или   иной жизненной   ситуации.   Прежде   чем   обратиться   к   специалисту,   пациент обычно   обдумывает   все   возможные   пути   выхода   из   затруднительного положения и находит их неудовлетворительными.  Третья   группа   формулировок   приближается   к   профессиональному пониманию   принципов   взаимодействия   специалиста   и   клиента,  например «выслушать, несмотря на свои личные эмоции», «не навредить словами и поступками», «дать инструмент для решения, а не само решение». В данном случае   работа   с   актуальными   значениями   студентов   ориентирована   на обращение к внутреннему ресурсу собственного развития. Одной из задач работы   с   этическими   реакциями   является   построение   инструмента разграничения «психологических состояний» и «порывов». Подход   к   развитию   как   к   процессу   овладения   собственными реакциями   и   поведением   при   помощи   различных   культурных   средств определяет   пространство   и   задачи   действий   преподавателя   в образовательном   пространстве.   При   освоении   логики   и   содержания профессиональной   деятельности,   связанных   с   этическими   реакциями студентов,   возникающих   в   ситуациях   столкновения   различного   уровня ценностей   и   значений,   образовательное   действие   преподавателя   должно быть направлено на работу с непосредственными этическими реакциями, которые   основаны   на   системе   «натуральных»   значений,   которыми пользуется студент для понимания профессиональной реальности.  Образовательное действие преподавателя ориентировано на освоение студентами   средств   осознания   собственных   непосредственных   этических реакций. Действие строится как акт трансляции идеи профессиональной деятельности, основанной на культурно заданных ценностях и принципах. Освоение идеи определяет возможность в профессиональной деятельности   не   пользуясь самостоятельно   конструировать   ее   способы, технологическими стереотипными шаблонами в неоднозначных ситуациях. Поставленная задача может быть решена при условии опоры на актуальный уровень   понимания   студентами   профессиональных   феноменов   и расширения контекста индивидуальных значений

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018