Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Оценка 4.8
Исследовательские работы +4
pptx
воспитательная работа +1
Взрослым
28.11.2017
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя. Цель, задачи, методы, анализ и выводы. Краткий путеводитель в мир педагогики. Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания.
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Формирование
профессионально
значимых качеств
личности учителя
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Содержание
o Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования профессионально
значимых качеств личности учителя
o 1.1.Анализ структуры и содержания профессионально значимых качеств учителя
o 1.2.Роль профессионально значимых качеств учителя в педагогической
деятельности
o Глава II. Эмпирическое исследование особенностей формирования
профессионально значимых качеств личности педагога
o 2.1. Организация исследования сформированности профессионально значимых
качеств педагогов
o 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования по изучению
профессионально значимых качеств педагога
o 2.3. Методические рекомендации по формирования профессиональнозначимых
качеств личности педагога, профессионального мастерства
o Список литературы
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Цель исследования: изучить
особенности формирования
профессионально значимых качеств
учителя в системе непрерывного
педагогического образования.
Объект исследования: процесс
формирования профессионально
значимых качеств учителя.
Предмет исследования: особенности
формирования профессионально
значимых качеств учителя.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Проанализировать структуру и содержание
профессионально значимых качеств учителя.
3.
формирования профессионально значимых качеств
учителя.
Теоретическая значимость: изучен и
Рассмотреть педагогические условия
систематизирован теоретический материал по
проблемам формирования профессионально
значимых качеств педагога.
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования
профессионально значимых качеств личности учителя
1.1.Анализ структуры и содержания
профессионально значимых качеств учителя
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное
воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и
подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. В основе
педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания.
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Педагогические способности – это совокупность индивидуально
психологических особенностей личности, отвечающих требованиям
педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой
деятельности.
Условно все педагогические способности можно поделить на 3 группы:
Личностные
Расположенность к детям
Выдержка и самообладание
Способность управлять своим
психическим состоянием,
настроением
Дидактические
Способность объяснять
Академические
способности
Речевая способность
Организационно
коммуникативные
Организаторские способности
Коммуникативная способность
Педагогическая наблюдательность
Педагогический такт
Суггестивная способность
Педагогическое воображение
Распределение внимания
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
1.2.Роль профессионально значимых качеств
учителя в педагогической деятельности
Основой профессионализма учителя является
научнотеоретическая и практическая
компетентность.
В настоящее время действуют три основных
комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг
друга, объединяющих в себе профессиональные
требования к учителю:
Цель педагогического образования заключается в
постоянном общем и профессиональном развитии
учителя, характеристиками которого являются:
высокая гражданская ответственность и социальная
активность;
общегражданские качества;
качества, которые определяют специфику
профессии учителя;
специальные знания, умения и навыки по
специальности.
хорошее отношение к детям;
высокий уровень духовной культуры,
коммуникабельность;
высокий профессионализм, инновационный стиль
научнопедагогического мышления, креативность
мышления;
склонность к самообразованию и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная
работоспособность.
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Профессиональные и личностные качества учителя могут
быть представлены в следующей модели:
I. Свойства и характеристики личности:
а) Направленность личности:
.мировоззрения, убеждения, идеалы;
.система социальных ценностей, смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой деятельности;
.отношение личности и общества – жизненное самоопределение, гражданская ответственность, взгляд на чувства
долга и социальную активность;
б) Познавательная деятельность (когнитивная):
.уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение,
представления);
.интеллектуальная активность (качества мышления и воображения);
.стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция и т.д.
в) Эмоциональноволевая деятельность:
. оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность,
решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность.
г) Психические свойства:
. темперамент – активность, реактивность, темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная
возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир);
. характер – сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень;
. способности – дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные (ощущения), коммуникативные,
любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности и др.
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
II. Требования к психологопедагогической подготовке:
а) знания:
. психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены;
. знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания
возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей развития личности на
отдельных возрастных этапах;
. знания методики изучения личности учащихся.
б) умения:
. дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные,
коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т.д.
III. Требования к специальной подготовке:
. знание содержания предмета;
. его наиболее актуальных проблем;
. владение категориальным аппаратом предмета и т.п.
IV. Требования к методической подготовке по специальности:
а) знание основных компонентов процесса обучения:
. целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на современном этапе
развития образовательной школы;
б) знания о самом себе как учителе:
. особенности личности, профессионализм и его уровень, недостатки и т.п.
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
формирования профессионально значимых качеств личности
педагога
Важным компонентом в структуре личности педагога
выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков
под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества
субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность
ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и
способности. От сформированности профессионально важных качеств личности
педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности
профессиональнопедагогических умений. С позиции основных операционных
функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы
профессиональнопедагогических умений:
Гностические умения
Идеологические умения
Дидактические умения
Организационно – методические умения
Коммуникативно режиссерские умения
Прогностические умения
Рефлексивные умения
Организационно – педагогические
умения
Общепрофессиональные умения
Конструктивные умения
Технологические умения
Производственно – операционные умения
Специальные умения
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
Список литературы
1.Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства. - М.: Академия, 1999. - 160 с.
2.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учеб.-
метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001. – 141с.
3.Галузяк, В. М. Проблема личностной референтности педагога / В. М. Галузяк, Н. И. Сметанский // Педагогика. — 1998. —
№ 3. С.20-21
4.Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства. Учебная пособия для вузов. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
5.Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя - М.: Сентябрь, 2002.- 160 с.
6. Крутецкий, В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. - 323 с.
7.Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М.: Учитель, 1994. – 150 с.
8. Клемантович, И.К. Новая профессия—социальный педагог. - М.: Школа, 1998. - №3.— 14 с.
9. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. — М.: ВЛАДОС, 1992. – 110 с.
10. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза: Владос – пресс, 1994. - 180 с.
11. Никитин, В.А. Начала социальной педагогики. — Тула: Проспект, 1996. - 130 с.
12. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2004.- 256 с.
13. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум - М.: Академия, 2004.- 256 с.
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя
14.Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России № 544н от 18 окт. 2013 г.
15. Подласый, И. П. Педагогика : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М. ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1. — 576 с.
16. Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2004. 208 с.
17. Сластенин, В.А. Учителю о педагогической технике. – Казань, 1993. – 98 с.
18. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2000512 с.
19. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Экспресс, 1969. 513 с.
20. Турчанинова Ю.И. Теоретические проблемы отбора содержание профессиональной подготовки учителя/ Педагогическое образование: опыт проблемы,
перспективы. М., 1989. С. 4168.
21.Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М.Просвещение,1993. – 192с.
22.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М. Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312с.
23. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.
24. Утегенова Б.М. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к профессиональной работе в школе: Дисс. . канд. пед. наук. Курган,
1993. 214 с.
25.Щадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М. Наука, 1997 – 185с.
26. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JL: Просвещение, 1967.
260 с.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2ое изд. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. 360 с.
28. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга. ACT, 1997. 716 с.
29. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань: Издво Казанского унта, 1993. 202 с.
30. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, Татарское книжное издво, 1991. 192 с.
31. Якиманская И.С. Разработка технологии личностноориентированного обучения// Вопросы психологии. 1995, № 2. С. 3141.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.