Основным средством соотнесения результатов постановки целей и планирования с достигнутым результатом. Оценка результата деятельности позволяет понять направление обучения и воспитания, оценить его соответствие сформированным целям и, при необходимости, провести корректировку. Оценка и диагностирование достижений развития личности в дошкольном возрасте является составляющей частью нескольких основных профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), а также одним из основных навыков, овладение которым входит в структуру основных курсов педагогики.
2
Содержание
Содержание.....................................................................................................................................2
Формирование профессиональной компетентности в диагностировании достижения
воспитателями ДОУ...............................................................................................................4
Список литературы................................................................................................................934
Формирование профессиональной компетентности в диагностировании
достижения воспитателями ДОУ
В педагогике оценка является одним из знаковых, основополагающих
категорий. Оценка педагогом знаний, умений ученика, выраженная в отметке,
призванная подбодрить,
устная оценка совершаемого прогресса,
мотивировать, указать на то, над чем нужно еще поработать. Особенно это
важно в младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда внешняя
оценка оказывает ключевое влияние на формирование системы внутренних
оценок и самооценки. Каждый компетентный педагог знает, что, оценивая
ученика, он, таким образом, оценивает и самого себя; однако многие ли
педагоги осознают, насколько важна оценка достижений учеников при
самоанализе собственной педагогической деятельности?..
Оценка является основным средством соотнесения результатов
постановки целей и планирования с достигнутым результатом. Оценка
результата деятельности позволяет понять направление обучения и
воспитания, оценить его соответствие сформированным целям и, при
необходимости, провести корректировку [2]. Оценка и диагностирование
достижений развития личности в дошкольном возрасте является
составляющей частью нескольких основных профессиональных компетенций
воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), а также
одним из основных навыков, овладение которым входит в структуру основных
курсов педагогики.
Целеполагание – один из важнейших видов деятельности педагога и
воспитателя, закрепленный в нормативных документах [3, 4]. Целеполагание
находится в неразрывной связи с другим основополагающим навыком –
оценки результатов собственной деятельности. Эта двуединая система
определяет направление педагогической деятельности, ее курс. Уметь этот5
курс прокладывать, учитывая все возможные подводные течения – а
трудность работы с дошкольниками, их индивидуальные различия и
особенности позволяют нам применить такую метафору – значимая
составляющая компетентности педагога и воспитателя.
В оценке достижений своих подопечных педагогвоспитатель является
субъектом анализа и оценки, но, в некотором роде, он становится также ее
объектом: ведь достижения обучающихся в этом восприимчивом возрасте
отражают – и в немалой степени – достижения самого воспитателя как
компетентного педагога. Поэтому педагогическая диагностика должна стать
регулярной практикой в педагогической деятельности учителя, так как,
вместе с детьми он оценивает себя.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 –
Дошкольное образование указывает три направления такого вида
деятельности воспитателя дошкольников как оценка результатов и
достижений учащихся:
1) анализ процесса и результатов организации различных видов
деятельности и общения детей (профессиональная компетенция 2.7.);
2) педагогический контроль и оценка процесса и результатов обучения
дошкольников (ПК 3.3.);
3) оценка и анализ результатов работы с родителями (ПК 4.4.) [4, с. 5].
Структура перечня профессиональных компетенций, на наш взгляд,
отвечает иерархии видов совместной деятельности педагога ДОУ и
обучаемых детей по степени важности, по принципу убывания.
Действительно, овладение основным видами деятельности и общения –
конструирования [3],
предметной,
познавательноисследовательской,
продуктивной, трудовой, игровой [4], а также основами общения в различных
ситуациях является приоритетной на данной стадии физического,6
умственного и личностного развития человека. Обучение строится в
дошкольном возрасте во многом вокруг этих видов деятельности;
первостепенным для современной дошкольной педагогики является развитие
основных сфер личности, формирование таких качеств, как инициативность,
любознательность, способность к творчеству, формирование личностной
идентичности и т.д. [5]. Работа же с родителями выводит педагога за пределы
реализующейся в рамках
собственно педагогической системы,
образовательного учреждения, однако является важной при воспитании
дошкольника, для которого семейное воспитание является зачастую более
важным процессом, чем воспитание в рамках ДОУ.
В ходе диагностики достижений педагогу предлагается воспользоваться
самыми разнообразными методами: наблюдением, изучением продуктов
деятельности ребенка, беседой [2]. Регулярная диагностика, в числе прочего,
совершенствует овладение учителем на практике всеми этими методами,
которые используются в любой сфере педагогической деятельности.
При проведении педагогической диагностики следует также
придерживаться определенных принципов для адекватного отражения
текущей ситуации в результатах диагностирования. Первым является принцип
объективности. Он состоит в возможно более непредвзятой оценке
достижений дошкольника, не «подстраивая» полученные данные под
ожидаемый оптимальный результат. Авторы учебника по дошкольной
педагогике [1], ссылаясь на упомянутый принцип, указывают, что объективное
диагностирование должно быть:
хорошо теоретически подготовленным и обоснованным;
свободным от оценочных суждений;
всесторонним;
регулярно подтверждаемым силами самого субъектадиагноста и
других педагогов;7
соответствующим методическим принципам и рекомендациям, а
также возрастным и индивидуальным особенностям объекта
диагностики [1. с. 380].
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает
проводить диагностику, учитывая все стороны и сферы, которые так или
иначе затрагивает воспитание, не упуская из внимания ни одной и фиксируя
все получаемые данные систематически, а не только те, которые
подтверждают гипотезу или указывают на положительный прогресс. Также
следование этому принципу помогает педагогу воспринимать своего
воспитанника как целостную личность, состоящую из неразрывного единства
многих сторон личности, а не в качестве набора разнородных данных.
Принцип процессуальности
предлагает концентрироваться на
диахронном аспекте воспитания, всегда иметь в виду то, чем этот процесс,
собственно, является – постоянное развитие. Курс развития личности редко
бывает прямолинейным и всегда нуждается в постоянном контроле, обратной
связи и корректировке. Результаты одного синхронного (одномоментного)
«среза» диагностирования никогда не опишут развивающуюся личность более
или менее адекватно, так как развитие – динамический процесс.
Принцип компетентности призван предохранять диагностируемого от
любого вреда – физического или эмоционального, а диагноста от поспешных
решений и неверных толкований. Педагогу никогда не следует ставить цель,
не предвидя возможных результатов и последствий. Следование этому
принципу предполагает регулярно консультироваться с методической
литературой и более опытными педагогами.
Наконец, принцип персонализации предполагает учет индивидуальных
особенностей диагностируемого, а также ситуации и приведения
существующих педагогических норм в соответствие с этими особенностями.
Педагогу предстоит постоянно помнить о том, что норма должна быть гибкой.8
Таким образом,
проводимое
воспитателями ДОУ, позволяет оценить не только достижения обучаемых
диагностирование достижений,
детей, но и степень достижения собственного: оценить адекватность
поставленных целей, эффективность примененных методов и стратегий
обучения, умение прогнозировать дальнейшее развитие, корректировать
воспитательную деятельность в соответствии с особенностями детей и
обстоятельствами – как своих подопечных, так и собственное, как
профессионала.9
Список литературы
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:
Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил.
2. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста.
http://nsportal.ru/detskiy
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
sad/upravleniedou/2012/11/29/konsultatsiyapedagogicheskaya
diagnostikadeteydoshkolnogo
3. Профессиональный стандарт «Педагог (Педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования)»
[Электронный
доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155553
ресурс]
Режим
–
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование.
– Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179078
[Электронный ресурс]
5. Царегородцева Е.А. Оценочная деятельность педагога как фактор
обеспечения личностного роста школьника / Педагогическое
образование в России. – 2013. – № 1. – С. 189192