Формирование профессиональной компетентности в диагностировании достижения воспитателями ДОУ

  • Контроль знаний
  • doc
  • 27.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основным средством соотнесения результатов постановки целей и планирования с достигнутым результатом. Оценка результата деятельности позволяет понять направление обучения и воспитания, оценить его соответствие сформированным целям и, при необходимости, провести корректировку. Оценка и диагностирование достижений развития личности в дошкольном возрасте является составляющей частью нескольких основных профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), а также одним из основных навыков, овладение которым входит в структуру основных курсов педагогики.
Иконка файла материала Статья.doc
2 Содержание Содержание.....................................................................................................................................2 Формирование профессиональной компетентности в диагностировании достижения  воспитателями ДОУ...............................................................................................................4 Список литературы................................................................................................................934 Формирование профессиональной компетентности в диагностировании достижения воспитателями ДОУ В педагогике оценка является одним из знаковых, основополагающих категорий. Оценка педагогом знаний, умений ученика, выраженная в отметке,   призванная   подбодрить, устная   оценка   совершаемого   прогресса, мотивировать, указать на то, над чем нужно еще поработать. Особенно это важно в младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда внешняя оценка оказывает ключевое влияние на формирование системы внутренних оценок   и  самооценки.  Каждый   компетентный   педагог   знает,  что,  оценивая ученика,   он,   таким   образом,   оценивает   и   самого   себя;   однако   многие   ли педагоги   осознают,   насколько   важна   оценка   достижений   учеников   при самоанализе собственной педагогической деятельности?.. Оценка   является   основным   средством   соотнесения   результатов постановки   целей   и   планирования   с   достигнутым   результатом.     Оценка результата   деятельности   позволяет   понять   направление   обучения   и воспитания,   оценить   его   соответствие   сформированным   целям   и,   при необходимости,   провести   корректировку   [2].   Оценка   и   диагностирование достижений   развития   личности   в   дошкольном   возрасте   является составляющей частью нескольких основных профессиональных компетенций воспитателя   дошкольного   образовательного   учреждения   (ДОУ),   а   также одним из основных навыков, овладение которым входит в структуру основных курсов педагогики.  Целеполагание   –  один   из   важнейших   видов   деятельности   педагога   и воспитателя, закрепленный в нормативных документах [3, 4]. Целеполагание находится   в   неразрывной   связи   с   другим   основополагающим   навыком   – оценки   результатов   собственной   деятельности.   Эта   двуединая   система определяет  направление  педагогической деятельности, ее курс. Уметь этот5 курс   прокладывать,   учитывая   все   возможные   подводные   течения   –   а трудность   работы   с   дошкольниками,   их   индивидуальные   различия   и особенности   позволяют   нам   применить   такую   метафору   –   значимая составляющая компетентности педагога и воспитателя. В оценке достижений своих подопечных педагог­воспитатель является субъектом анализа и оценки, но, в некотором роде, он становится также ее объектом:   ведь   достижения   обучающихся   в   этом   восприимчивом   возрасте отражают   –   и   в   немалой   степени   –   достижения   самого   воспитателя   как компетентного педагога. Поэтому педагогическая диагностика должна стать регулярной   практикой   в   педагогической   деятельности   учителя,   так   как, вместе с детьми он оценивает себя. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего   профессионального   образования   по   специальности   44.02.01   – Дошкольное   образование   указывает   три   направления   такого   вида деятельности   воспитателя   дошкольников   как   оценка   результатов   и достижений учащихся: 1) анализ   процесса   и   результатов   организации   различных   видов деятельности и общения детей (профессиональная компетенция 2.7.); 2) педагогический контроль и оценка процесса и результатов обучения дошкольников (ПК 3.3.); 3) оценка и анализ результатов работы с родителями (ПК 4.4.) [4, с. 5]. Структура   перечня   профессиональных   компетенций,   на   наш   взгляд, отвечает   иерархии   видов   совместной   деятельности   педагога   ДОУ   и обучаемых   детей   по   степени   важности,   по   принципу   убывания. Действительно,   овладение   основным   видами   деятельности   и   общения   –   конструирования   [3], предметной,   познавательно­исследовательской, продуктивной, трудовой, игровой [4], а также основами общения в различных ситуациях   является   приоритетной   на   данной   стадии   физического,6 умственного   и   личностного   развития   человека.   Обучение   строится   в дошкольном   возрасте   во   многом   вокруг   этих   видов   деятельности; первостепенным для современной дошкольной педагогики является развитие основных сфер личности, формирование таких качеств, как инициативность, любознательность,   способность   к   творчеству,   формирование   личностной идентичности и т.д. [5]. Работа же с родителями выводит педагога за пределы   реализующейся   в   рамках собственно   педагогической   системы, образовательного   учреждения,   однако   является   важной   при   воспитании дошкольника,   для   которого   семейное   воспитание   является   зачастую   более важным процессом, чем воспитание в рамках ДОУ. В ходе диагностики достижений педагогу предлагается воспользоваться самыми   разнообразными   методами:   наблюдением,   изучением   продуктов деятельности ребенка, беседой [2]. Регулярная диагностика, в числе прочего, совершенствует   овладение   учителем   на   практике   всеми   этими   методами, которые используются в любой сфере педагогической деятельности. При   проведении   педагогической   диагностики   следует   также придерживаться   определенных   принципов   для   адекватного   отражения текущей ситуации в результатах диагностирования. Первым является принцип объективности.   Он   состоит   в   возможно   более   непредвзятой   оценке достижений   дошкольника,   не   «подстраивая»   полученные   данные   под ожидаемый   оптимальный   результат.   Авторы   учебника   по   дошкольной педагогике [1], ссылаясь на упомянутый принцип, указывают, что объективное диагностирование должно быть: ­ хорошо теоретически подготовленным и обоснованным; ­ ­ свободным от оценочных суждений; всесторонним; ­ регулярно  подтверждаемым   силами  самого  субъекта­диагноста  и других педагогов;7 ­ соответствующим   методическим   принципам   и   рекомендациям,   а также   возрастным   и   индивидуальным   особенностям   объекта диагностики [1. с. 380]. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает проводить   диагностику,   учитывая   все   стороны   и   сферы,   которые   так   или иначе затрагивает воспитание, не упуская из внимания ни одной и фиксируя все   получаемые   данные   систематически,   а   не   только   те,   которые подтверждают гипотезу или указывают на положительный  прогресс. Также следование   этому   принципу   помогает   педагогу   воспринимать   своего воспитанника как целостную личность, состоящую из неразрывного единства многих сторон личности, а не в качестве набора разнородных данных. Принцип   процессуальности  предлагает   концентрироваться   на диахронном аспекте воспитания, всегда иметь в виду то, чем этот процесс, собственно,  является – постоянное развитие. Курс развития личности редко бывает прямолинейным и всегда нуждается в постоянном контроле, обратной связи   и   корректировке.   Результаты   одного   синхронного   (одномоментного) «среза» диагностирования никогда не опишут развивающуюся личность более или менее адекватно, так как развитие – динамический процесс. Принцип компетентности призван предохранять диагностируемого от любого вреда – физического или эмоционального, ­ а диагноста от поспешных решений и неверных толкований. Педагогу никогда не следует ставить цель, не   предвидя   возможных   результатов   и   последствий.   Следование   этому принципу   предполагает   регулярно   консультироваться   с   методической литературой и более опытными педагогами. Наконец,  принцип персонализации  предполагает учет индивидуальных особенностей   диагностируемого,   а   также   ситуации   и   приведения существующих педагогических норм в соответствие с этими особенностями. Педагогу предстоит постоянно помнить о том, что норма должна быть гибкой.8 Таким   образом,   проводимое воспитателями   ДОУ,   позволяет   оценить   не   только   достижения   обучаемых   диагностирование   достижений, детей,   но   и   степень   достижения   собственного:   оценить   адекватность поставленных   целей,   эффективность   примененных   методов   и   стратегий обучения,   умение   прогнозировать   дальнейшее   развитие,   корректировать воспитательную   деятельность   в   соответствии   с   особенностями   детей   и обстоятельствами   –   как   своих   подопечных,   так   и   собственное,   как профессионала.9 Список литературы 1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник   для   вузов.   Стандарт   третьего   поколения   /   Под   ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил. 2. Педагогическая   диагностика   детей   дошкольного   возраста.  http://nsportal.ru/detskiy­ [Электронный   ресурс]   –   Режим   доступа: sad/upravlenie­dou/2012/11/29/konsultatsiya­pedagogicheskaya­ diagnostika­detey­doshkolnogo  3. Профессиональный стандарт «Педагог (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования)» [Электронный доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155553 ресурс] Режим     –     4. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.   –   Режим   доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179078 [Электронный   ресурс]   5. Царегородцева Е.А.   Оценочная   деятельность   педагога   как   фактор обеспечения   личностного   роста   школьника   /   Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 189­192