Тема 1.1 Классификация маломерных судов
Оценка 4.6

Тема 1.1 Классификация маломерных судов

Оценка 4.6
Документация +10
docx
Междисциплинарный 9
5 кл—11 кл +1
03.01.2023
Тема 1.1  Классификация маломерных судов
Классификация маломерных судов
план Т1.docx

 

 

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

 

 

                              «__»__________ 20_ г.

 

 

ПЛАН

 

проведения ЗАНЯТИЯ

 

по программе дополнительного обучения 

 

«Судоводитель маломерного судна»

 

тип судна – моторное (парусно- моторное )судно

 

Раздел  «Устройство и техническое обслуживание

  маломерных моторных судов»

 

Тема 1.1  Классификация маломерных судов..

 

 

 

 

 

 

 

 

     РАЗРАБОТЧИК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВЕРСИЯ

V.1

     ДАТА ВЫПУСКА

09.01.2020

     ДАТА ПЕЧАТИ

09.01.2020

 

 

          

 

 

 ПЛАН

 

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

(Тема 1.1)

 

Тема:

Классификация маломерных судов.

 

 

Учебные вопросы:

1.    Классификация маломерных судов по району плавания (бассейну), назначению, типу двигателя и движителя, материалу корпуса, режиму движения и т.д.

 

2.    Формула класса.

 

 

 

Учебные цели:

Приобретение теоретических знаний и умений в вопросах квалифицированного управления маломерным судном.

Сфера компетентности:

«Устройство судна, его основные элементы» (ПК-3).

Знание, понимание:

- Устройство и техническое обслуживание

  маломерных моторных судов.

 

 

Время:

 

1

час

 

Место проведения занятия:

Аудитория   

 

Метод (форма) проведения:

Лекционное занятие.

 

Материальное обеспечение:

оборудование аудитории   

 

Требования безопасности и ограничения:

Использовать только исправные компьютер и экран.

При обнаружении неисправности в работе оборудования аудитории

самостоятельных ремонтных работ не проводить.

Использовать имущество и оборудование аудитории только по по назначению.

При проведении лекционного занятия руководствоваться требованиями

Правил техники безопасности МАУ ФСЦ «Янтарный парус».


 

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

(5 мин)

 

1.

Определение готовности учебной группы к проведению лекционного занятия:

 

 

 

-      проверяю состояние имущества и готовность оборудования и технических средств аудитории, проверяю наличие слушателей.

2.

Напоминание изученного материала:

 

 

 

-      напоминаю, какие компетенции (знания, умения  и навыки), полученные ранее, могут пригодиться на лекционном занятии.

3.

Опрос слушателей.

 

 

 

Основные вопросы контроля:

 

 

1.

Что является основой организации деятельности  на маломерных судах?

2.

Что является основой БЗЖ  на маломерных судах?

3.

Обязанности судоводителя маломерного суднеа.

 

.

4.

Доведение требований безопасности:

 

 

 

-      довожу порядок безопасного обращения с имуществом и оборудованием аудитории;

-      убеждаюсь, что слушатели усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными знаниями в их выполнении.

 

5. Доведение темы и учебной цели занятия:

-         довожу тему занятия;

-         довожу перечень компетентностей, формируемых в ходе занятия.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

 

(35

 

мин)

 


п.п

 

Учебные вопросы

Время

 

Действия преподавателя

Действия  обучаемых

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

1 Классификация маломерных судов по району плавания (бассейну), назначению, типу двигателя и движителя, материалу корпуса, режиму движения и т.д..

 

 

2.   Формула класса..

 

 

 

20

мин.

 

 

 

15

мин.

 

 

 

 

 

 

 

Довожу до слушателей изучаемые на лекции вопросы и определенный планом лекции учебный  материал, особо обращая внимание слушателей на наиболее важные понятия и элементы лекции.

По ходу лекции демонстрирую слайды, таблицы, и другие пособия в соответствии с изучаемыми учебными вопросами, , отвечаю на частные вопросы слушателей.

 

 

 

Слушают и конспектируют лекционный материал,

в случае непонимания - задают преподавателю вопросы.

 

 

 

 


 

Конспект лекции.

 

 

Тема: Конструкции маломерных судов.

 

Вопрос 1 Классификация маломерных судов по району плавания (бассейну), назначению, типу двигателя и движителя, материалу корпуса, режиму движения и т.д..

 

Вопрос 2  Формула класса.

 

Вопрос 1.

Классификация маломерных судов по району плавания (бассейну), назначению, типу двигателя и движителя, материалу корпуса, режиму движения и т.д.

 

Согласно законодательству Российской Федерации маломерным является судно, длина которого не превышает 20 метров, а количество перевозимых людей не более 12 человек. Классификация маломерных судов осуществляется по различным параметрам, среди которых тип и мощность двигателя, конструкция корпуса, назначение судна и т.д.

 

Основные типы маломерных судов

К маломерным судам относятся самоходные и несамоходные суда:

водные мотоциклы (гидроциклы);

моторные лодки;

мореходные моторные лодки (боты);

катера;

шлюпки;

яхты;

гребные лодки;

байдарки;

надувные лодки и катамараны;

парусные суда.

 

Классификация маломерных судов

Классифицируются маломерки по разным параметрам, среди которых:

тип двигателя (стационарный двигатель или подвесной мотор);

материал корпуса (дерево, металл, резина, пластмасса или их композиция);

режим движения (водоизмещение, режим глиссирования, подводные крылья, подводная подушка);

способ передвижения (самоходные, несамоходные);

назначение (для перевозки грузов или пассажиров, спортивные, прогулочные, служебные, спасательные, экспедиционные и др.);

район плавания (морские, речные, озёрные);

обводы корпуса (круглоскулый, остроскулый);

тип движителя (гидравлический, воздушный, газоводомётный);

конструкция набора корпуса (поперечная, продольная, смешанная).

1. По назначению

Транспортные суда — катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее 12 человек.

Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда, суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируют с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские) служат для удовлетворения культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. Из всего числа маломерных судов, судов индивидуального пользования насчитывается более 90%.

Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и разнообразные габариты, обводы и прочность корпуса.

Особую признательность получили мотолодки и катера для прогулок — прогулочные суда, серийно выпускаемые нашей промышленностью для продажи населению. В соответствии с ГОСТ 19105—73 валовая вместимость этих судов до 10 регистровых тонн, а пассажировместимость до 12 человек. Кроме того, катера и мотолодки судоводители-любители строят своими силами.

2. По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д. Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с переменой района, где происходит движение судна, может вызвать ухудшение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении. Сильное волнение поверхности воды может резко изменить мореходные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденные осложнения.

У судов, выходящих в открытые водные пространства, должны быть хорошие мореходные качества (плавучесть, остойчивость, непотоплямость), а у судов, плавающих на малых реках, минимальная осадка и хорошая поворотливость.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, в зависимости от их мореходных качеств и конструктивных данных, прочности, оборудования и технического состояния, делятся на классы, не зависящие от главных линейных размерений. Классификацию судов производят органы технического надзора.

3. По обводам корпуса

Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса — это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.

Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.

Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.

Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного. Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы — наличием трех килеватых образований днища.

Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть — круглоскулая.

4. По материалу корпуса

Маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, состоящие из нескольких материалов (например, корпус деревянный, а набор металлический), называются композитными судами.

5. По движению

Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт или водометный движитель, могут иметь также парус, весла. По роду движения они делятся на винтовые, водометные, парусные, весельные.

6. По конструкции набора корпуса

Корпуса маломерных судов бывают с набором поперечным, продольным, смешанным и безнаборные.

Согласно Правилам государственной регистрации маломерные суда подлежат регистрации и учёту в Государственной инспекции по маломерным судам Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (ГИМС МЧС РФ). Существует единый порядок регистрации судов, принадлежащих физическим и юридическим лицам.

25 мая 2012 года вступили в силу изменения, согласно которым теперь не подлежат регистрации следующие маломерные суда:

плавсредства, являющиеся принадлежностью судна;

суда массой 200 кг и менее;

суда массой 200 кг и менее с установленным двигателем 8 кВт и менее;

спортивные парусные суда длиной до 9 м, используемые в некоммерческих целях;

прогулочные суда, используемые в некоммерческих целях с количеством пассажиров до 12 человек и общим количеством людей на судне не более 18 человек.

 

Вопрос 2. 

Формула класса.

Класс маломерного судна описывается формулой, определяющей конструкцию судна и условия его эксплуатации, которая записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками.

 

Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:

 

1 - катер;

 

2 - моторная лодка;

 

3 - парусное судно;

 

4 - парусно-моторное судно;

 

5 - гидроцикл (водный мотоцикл);

 

6 - гребное судно;

 

7 - несамоходное судно,

 

при этом, судам на подводных крыльях или на воздушной подушке добавляется соответственно индекс "К"или"П".

 

Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у судна водонепроницаемой палубы:

 

1 - суда, имеющие водонепроницаемую палубу;

 

О - открытые (беспалубные) суда.

 

Третий знак кода указывает класс судна соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне.

 

М - морской, В - внутренний, Н - несудоходный.

 

Примечание: в формуле класса морского прогулочного судна после третьего кодового знака "М" указывается категория допустимого района плавания.

 

Четвертый знак кода указывает общее допустимое количество людей на борту судна (экипажа и пассажиров).

 

Пятый знак кода указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт.

 

Шестой знак кода указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. При этом, если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается - шестой знак в формуле не ставится. ,

 

Примеры записи формулы класса:

 

1.1. MIII.10.50. - катер, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории сложности, допускает размещение на борту не более 10 человек, имеет ограничение по мощности главного двигателя 50 кВт, парусного вооружения не предусмотрено.

 

4.1.ММП.10.50.60 - парусно-моторное судно, имеет водонепроницаемую палубу, морского (внутреннего) района плавания с удалением до 12.миль от побережья, допускает размещение на борту не более 10 человек, с ограничением по мощности главного двигателя до 50 кВт и по парусности до 60 кв. метров.

 

1.К.1.ММП.6.50 - катер на подводных крыльях, имеющий водонепроницаемую палубу, с разрядом плавания " 1", в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на борту 6 человек и ограничением по мощности главного двигателя 50 кВт;

 

2.0.2В.4.40 - моторная беспалубная лодка, с разрядом плавания "2" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающая размещение на борту 4 человек и ограничением по мощности двигателя - 40 кВт;

 

6.0.5Н.2. - гребная (беспалубная) лодка, с разрядом плавания "5" в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2 человек;

 

7.1.4В.4 - несамоходное судно, имеющее водонепроницаемую палубу, с разрядом плавания "4 в бассейнах с внутренним режимом судоходства, разрешено размещение на борту судна при движении до 4 человек;

 

7.0.4В.О - несамоходное беспалубное судно с разрядом плавания "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, размещение людей на борту судна при движении запрещено.

 

5.0.3М.З - гидроцикл с разрядом плавания "3" с бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на нем 3 человек.

 

5.0.4В.2 - гидроцикл с разрядом плавания "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающий размещение на нем 2 человек.

 

Формула класса вносится в судовую книгу, в судовой билет и в регистрационную карточку - заявление владельца судна.

 

Ответы на наиболее задаваемые вопросы:

 

Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее – Закон, ФЗ № 36) внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ).

В связи с вступившими в силу изменениями статьей 7 КТМ и статьей 3 КВВТ маломерное судно – это судно:

длина которого не превышает двадцать (20) метров И

общее количество людей, на котором не превышает двенадцать (12).

Под длиной понимается габаритная длина судна.

I. Распределение ответственности

При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС РФ), ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) или ФАУ «Российский речной регистр» (РРР) принимается во внимание цель использования маломерного судна:

некоммерческое использование – ГИМС МЧС РФ;

коммерческое использование – РС или РРР.

В соответствии с разъяснениями заместителя министра транспорта РФ В.А. Олерского (письмо № ОВ-28/1947 от 25.02.2013 г.) распределение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между РС или РРР определяется в зависимости от удаленности районов эксплуатации судов от мест убежищ или берега следующим образом:

внутренние водные пути – РРР;

морские районы с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль включительно – РС или РРР (по выбору судовладельца);

морские районы с удаленностью от мест убежищ или берега свыше 12 миль – РС.

II. Регистрация маломерных судов

В соответствии со статьей 33 КТМ и статьей 16 КВВТ маломерные суда,

использующиеся в коммерческих целях подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре;

не использующиеся в коммерческих целях подлежат регистрации в реестре маломерных судов.

В соответствии со статьей 35 КТМ и статьей 17 КВВТ государственная регистрация маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, и прав на них поручена капитанам морских портов и администрациям бассейнов внутренних водных путей (далее – органы государственной регистрации судов).

Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14 КВВТ установлено, что судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно и годность судна к плаванию.

Таким образом, в соответствии с КТМ судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса РС.

III. Нормативные документы РС по классификации и освидетельствованию маломерных судов

В настоящий момент введено Временное Руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов (далее – Руководство). Положения Руководства базируются на нормативных документах ГИМС (Правила ГИМС РФ), которые рассматриваются, как требования Морской администрации флага, Приказе МЧС РФ №501 от 29.06.2005, а также на технических нормативах Регламента Таможенного союза (о безопасности маломерных судов).

На маломерном судне должен быть судовой билет с отметкой о техосмотре.

 

 

.III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ЛЕКЦИИ

 (5 мин.)

 

 

1.

Опрос по завершению лекционного занятия.

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1.

Как классифицируются маломерные суда     ( по назначению, району плавания, типу корпуса, двигателя, движителя)?

2.

маломерное судно – это…?

3.

Что принимается во внимание при решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов?

4.

Что означает формула класса маломерного судна 4.1.ММП.10.50.60? 

2.

Разбор хода и подведение итогов лекции.

3.

Задание на самостоятельную подготовку:

 

 

 

Повторение т1

Работа с конспектом и дополнительной учебной литературой

 

 

 

Преподаватель

 

 

(Ф.И.О. ,  подпись)

 


 

УТВЕРЖДАЮ» «__»__________ 20_ г

УТВЕРЖДАЮ» «__»__________ 20_ г

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ (Тема 1

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ (Тема 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

Конспект лекции. Тема: Конструкции маломерных судов

Конспект лекции. Тема: Конструкции маломерных судов

Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя

Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы — наличием трех килеватых образований днища

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы — наличием трех килеватых образований днища

К"или"П". Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у судна водонепроницаемой палубы: 1 - суда, имеющие водонепроницаемую палубу;

К"или"П". Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у судна водонепроницаемой палубы: 1 - суда, имеющие водонепроницаемую палубу;

В.О - несамоходное беспалубное судно с разрядом плавания "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, размещение людей на борту судна при движении запрещено

В.О - несамоходное беспалубное судно с разрядом плавания "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, размещение людей на борту судна при движении запрещено

Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14

Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2023