Проблема подростковой преступности в Казахстане и неотложная необходимость усиления роли системного школьного правового образования как основы ее профилактики
А.К. Садвокасова, учитель Основ Права
КГУ ООШ с. Софиевка
Аннотация. Статья посвящена анализу острой проблемы подростковой преступности в Республике Казахстан и обоснованию ключевой роли системного школьного правового образования в ее профилактике. Автор выделяет комплекс социально-экономических, культурных и семейных факторов, способствующих криминализации молодежи в РК, и подчеркивает уязвимость несовершеннолетних перед этими вызовами. В качестве стратегического решения предлагается приоритезация и качественное преобразование преподавания предмета «Право» (или углубленного правового модуля) в казахстанских школах. Статья детально раскрывает, как практико-ориентированное изучение актуального законодательства РК (УК РК, КоАП РК, ГК РК, законы «О правах ребенка», «О профилактике правонарушений»), адаптированное к возрастным рискам (5-11 классы), способно сформировать правосознание, правовую компетентность и культуру законопослушания. Предлагается конкретная модель интеграции права в учебный процесс и профилактическую работу школы, включая взаимодействие с психологами, ИДН, использование цифровых ресурсов РК (e-gov.kz, «Әділет») и создание позитивной правовой среды. Делается вывод, что усиление правового образования – это фундаментальная мера профилактики, работающая на опережение и формирование правового иммунитета у молодежи, необходимая для устойчивого снижения уровня подростковой преступности в Казахстане.
Ключевые слова: подростковая преступность, профилактика, Казахстан, правовое образование, предмет «Право», школа, правосознание, правовая культура, законодательство РК, несовершеннолетние.
Проблема преступности среди несовершеннолетних граждан Республики Казахстан сохраняет свою тревожную актуальность и остроту, являясь сложным социальным индикатором, отражающим целый комплекс негативных тенденций, сохраняющихся или возникающих в экономической сфере (региональные диспропорции, безработица, низкие доходы части населения), социальной политике (недостаточная эффективность отдельных мер поддержки уязвимых семей), правоприменительной практике (проблемы ранней профилактики, ресоциализации), культурном и информационном пространстве (агрессивный или деструктивный контент, пропаганда насилия, ложных ценностей), а также в сфере семейно-бытовых отношений (распространенность неблагополучных семей, ослабление института семьи, дефицит родительского внимания и воспитания). Низкий уровень материальной обеспеченности значительной части казахстанских семей создает для растущих в них детей и подростков среду хронической неудовлетворенности базовых потребностей, фрустрации и формирует устойчивый социальный негативизм; вынужденная вторичная занятость родителей, необходимых для выживания семьи, катастрофически сокращает время и ресурсы, уделяемые воспитанию, контролю и эмоциональной поддержке детей, что в совокупности закономерно ведет к росту явлений безнадзорности и социального сиротства даже при наличии родителей. Современные казахстанские подростки погружены в интенсивное и зачастую неконтролируемое информационное пространство, где через социальные сети, онлайн-игры, нерегулируемые медиапотоки транслируются модели агрессивного, асоциального или откровенно криминального поведения, культ силы, вседозволенности и потребительства, что оказывает мощное деструктивное давление на неокрепшую психику и формирует, по сути, нравственных инвалидов, лишенных четких этических ориентиров и эмпатии. Совокупность этих глубинных социально-экономических и культурно-психологических факторов образует питательную среду и основные детерминанты криминализации подростковой среды в Казахстане, о чем недвусмысленно свидетельствует сохраняющаяся, несмотря на усилия государства, сложная оперативная обстановка в сфере подростковой преступности, фиксируемая правоохранительными органами РК. [1]
Особая уязвимость несовершеннолетних казахстанцев перед лицом этих вызовов обусловлена их возрастными психофизиологическими особенностями: несформированностью жизненного опыта и критического мышления, максимализмом, подверженностью групповому влиянию, эмоциональной неустойчивостью, поиском идентичности и авторитетов. Эта уязвимость многократно усиливается под воздействием агрессивных и несправедливых проявлений окружающей их социальной реальности – от бытового хамства и насилия в микросреде (семья, двор, школа) до восприятия масштабных проявлений коррупции, социального неравенства или правового беспредела через призму СМИ, что неизбежно деформирует их картину мира, подрывает веру в справедливость закона и провоцирует ответную агрессию или асоциальные формы протеста. Исторический анализ показывает, что всплески подростковой преступности в Казахстане часто коррелируют с периодами социально-экономической нестабильности, и, несмотря на определенную активизацию правотворческой (принятие Законов РК "О правах ребенка", "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних", Концепции правовой политики) и правоприменительной деятельности (работа Комитета по охране прав детей МОН РК, ювенальной полиции, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на местном уровне), кардинального перелома негативной тенденции достичь не удалось, что требует переосмысления стратегии и поиска более действенных, фундаментальных по своему характеру превентивных мер. [2]
В этой связи система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних в Казахстане, безусловно, должна включать и развивать комплекс мероприятий общесоциального характера, направленных на улучшение качества жизни семей, повышение общего благосостояния, доступности качественного образования, культуры и досуга. Однако, являясь частью общей государственной системы противодействия преступности, профилактика подростковых правонарушений обладает своей спецификой, требующей точечного воздействия на саму целевую группу в период ее активного формирования. Именно здесь ключевая, стратегически недооцененная роль принадлежит системе общего среднего образования и, в особенности, целенаправленному, глубокому и практико-ориентированному преподаванию предмета "Право" (или радикально усиленного правового модуля в рамках "Обществознания") как основному инструменту правового воспитания и первичной профилактики. Школа – это уникальный социальный институт, охватывающий практически всех несовершеннолетних в самый сензитивный период их развития, обладающий кадровыми и методическими ресурсами для систематического воздействия. Внедрение полноценного курса права призвано компенсировать пробелы семейного и уличного воспитания, сформировать у подростков внутренний правовой иммунитет. Предмет "Право" в казахстанской школе должен стать не просто источником абстрактных знаний, а практическим руководством к законопослушному поведению, выполняя следующие критически важные функции: формирование осознанного правосознания – понимания сути закона, его роли в защите прав и поддержании порядка, неотвратимости ответственности за нарушения, через детальное изучение конкретных норм Уголовного кодекса РК (УК РК), Кодекса РК об административных правонарушениях (КоАП РК), Гражданского кодекса РК (ГК РК), Закона РК "О правах ребенка"; развитие правовой компетентности – обучение навыкам защиты своих законных прав и интересов в различных ситуациях (в семье, школе, при трудоустройстве, в конфликтах со сверстниками, при взаимодействии с госорганами), знание алгоритмов обращения в органы опеки, КДМ, к школьному омбудсмену (уполномоченному по правам участников образовательного процесса), в полицию (Управление местной полицейской службы - УМПС), использование портала e-gov.kz и СЦПП (службы центров поддержки населения); воспитание гражданской ответственности и правовой культуры – формирование уважения к Конституции РК, государственным символам, закону как таковому, правам и достоинству других людей, нетерпимости к коррупции, насилию, ксенофобии и иным антиобщественным явлениям; профилактика конкретных рисков – предупреждение вовлечения в преступную деятельность, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм, экстремизм, киберпреступность через понимание правовых запретов, реальных последствий (судимость, ограничения в выборе профессии, выезде за границу), механизмов манипуляции и вербовки. [3]
Для реализации этого профилактического потенциала предмета "Право" в казахстанской школе требуется его глубокая интеграция в образовательный процесс на всех ступенях, с четкой привязкой к возрастным рискам и реалиям казахстанского общества: На этапе ранней профилактики (5-7 классы) акцент должен делаться на формировании базовых правовых понятий и позитивных установок: уважение к Основному Закону – Конституции РК, государственным символам; осознание понятий "право", "обязанность", "ответственность" (дисциплинарная в школе, гражданско-правовая – возмещение вреда за порчу имущества); детальное изучение Закона РК "О правах ребенка" в контексте повседневной жизни школьника; основы безопасного поведения в сети Интернет с углубленным правовым анализом – кибербуллинг (ст. 130 КоАП РК - мелкое хулиганство, ст. 146 УК РК - доведение до самоубийства), ответственность за распространение экстремистских материалов, порнографии, клеветы; защита персональных данных (Закон РК "О персональных данных"); основы финансовой грамотности и защита от мошенничества; обучение ненасильственным, правовым способам разрешения конфликтов (школьные службы примирения/медиации). На ключевом этапе средней школы (8-9 классы), когда риски вовлечения в противоправную деятельность максимальны, содержание предмета должно фокусироваться на детальном и пугающе конкретном разборе юридической ответственности: углубленное изучение статей УК РК и КоАП РК, наиболее релевантных для подростков (кража, грабеж, разбой, хулиганство, вандализм, умышленное причинение легкого вреда здоровью - побои, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, мелкое хищение), с акцентом на реальных последствиях – постановка на учет в ИДН, судимость, ее погашение и снятие, ограничения при поступлении в вузы (особенно на госслужбу, силовые структуры), при трудоустройстве, при выезде за рубеж; гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних – сделки (купля-продажа, дарение), их действительность, защита прав потребителей при онлайн- и оффлайн-покупках (Закон РК "О защите прав потребителей"), основы авторского права и ответственность за пиратство в цифровой среде; антикоррупционное воспитание – понимание сути коррупции как угрозы национальной безопасности (Закон РК "О противодействии коррупции"), формирование нулевой терпимости; системная профилактика зависимостей – уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков (ст.ст. 297-299 УК РК), административная – за их потребление (ст. 488 КоАП РК), правовые ограничения на продажу табака и алкоголя несовершеннолетним, разбор реальных случаев и их трагических последствий. [4]
На этапе старшей школы (10-11 классы) правовое образование должно способствовать социальной адаптации и профориентации: детальное изучение трудовых прав и обязанностей несовершеннолетних по Трудовому кодексу РК – особенности заключения трудового договора, рабочее время, охрана труда, виды ответственности; правовые риски неофициальной занятости и их долгосрочные последствия (отсутствие стажа, социальных отчислений – будущая пенсия, отсутствие социальных гарантий); основы предпринимательской деятельности – правовые формы (ИП), процедура регистрации, патентная система налогообложения, СНР (специальный налоговый режим), государственные программы поддержки молодежного бизнеса; правовые основы воинской обязанности и альтернативной службы (Закон РК "О воинской обязанности и воинской службе"); избирательное право – права и обязанности молодых избирателей, механизмы избирательного процесса в РК, важность гражданской позиции. [5]
Эффективность правового образования как инструмента профилактики подростковой преступности в Казахстане может быть многократно усилена через его тесную интеграцию с другими компонентами школьной жизни и внешними субъектами профилактики: необходима тесная взаимосвязь работы учителя права со школьным психологом и социальным педагогом – выявленные на уроках проблемы в правосознании отдельных учащихся или групп должны незамедлительно становиться предметом индивидуальной коррекционной работы, построенной на понимании правовых норм как основы поведения; внеурочная деятельность должна быть насыщена правовым содержанием – организация дебатов на острые правовые темы, конкурсов эссе и проектов ("Мои права и обязанности", "Право в моей будущей профессии"), встреч с практикующими юристами, судьями (в т.ч. специализирующимися на делах несовершеннолетних), сотрудниками КДМ, прокуратуры, централизованного посещения (с соблюдением этических норм) открытых судебных заседаний по делам несовершеннолетних, создание школьных "правовых клиник" или консультационных пунктов, где старшеклассники под руководством учителя консультируют младших по простым правовым вопросам; системная работа с родителями (законными представителями) через организацию правовых лекториев, семинаров по вопросам семейного права, ответственности родителей за воспитание и содержание детей, правовым аспектам безопасности детей в интернете, профилактики насилия в семье; активное использование в учебном процессе цифровых ресурсов Республики Казахстан – практические занятия по работе с порталом электронного правительства e-gov.kz (получение справок, подача заявлений, информация о госуслугах), справочно-правовыми системами "Әділет" (adilet.zan.kz) и Zakon.kz (поиск и анализ нормативных правовых актов), сайтами Уполномоченного по правам человека (УПЧ), Уполномоченного по правам ребенка (УППР), Комитета по охране прав детей МОН РК; создание в школе атмосферы безусловного уважения к правилам и праву – школьный устав должен восприниматься как "малая конституция", а разрешение конфликтов – строиться на принципах справедливости, уважения и медиации, при полном неприятии буллинга, дискриминации и любых форм противоправных действий, что формирует позитивную правовую среду и культуру. [6]
Таким образом, решение сложной и многогранной проблемы подростковой преступности в Республике Казахстан требует комплексного подхода, но его фундаментальной, стратегической основой должно стать качественное преобразование и приоритизация правового образования в средней школе. Внедрение системного, непрерывного, актуального и практико-ориентированного предмета "Право" является не просто образовательной новацией, а необходимым условием формирования у подрастающего поколения казахстанцев устойчивого правосознания, глубокого уважения к закону, осознания личной ответственности и практических навыков законопослушного поведения. Это долгосрочная инвестиция в правовую культуру нации, в воспитание граждан, способных конструктивно разрешать конфликты, защищать свои права законными средствами и активно участвовать в построении сильного, справедливого и подлинно правового государства, что напрямую соответствует целям, заявленным в программных документах Казахстана, таких как "Рухани жаңғыру", "Слышащее государство" и Национальном плане действий в интересах детей. Без укрепления этого образовательно-воспитательного звена любые, даже самые затратные социально-экономические или силовые меры борьбы с подростковой преступностью будут иметь лишь ограниченный и временный эффект, не устраняя коренных причин этого опасного социального явления. Предмет "Право" в школе – это мощный инструмент профилактики, работающий на опережение и формирование иммунитета к противоправному поведению с самого юного возраста.
Список литературы:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.