Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Оценка 4.9

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
04.08.2018
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
МОЯ ПРОГРАММА - Лучики солнца.docx
2011 г. ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕ ЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО СТИ КЛАССА «ЛУЧИКИ СОЛНЦА» Программу составила: Чужинова Любовь Павловна УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, МБОУ СОШ № 61  Г. КРАСНОДАР I. Пояснительная записка. II. Концептуальные основы. Содержание III. Построение воспитательной  деятельности. IV. Принципы жизнедеятельности коллектива. V. Основные направления в  деятельности классного  руководителя. VI. Направления, цель, задачи воспитательной  деятельности и проектируемые характеристики  личности ученика.  VII. Сроки и этапы реализации программы.  VIII.  Ожидаемые результаты. IX. Ресурсное обеспечение воспитательной системы. X. Воспитательная система класса: самоуправление. XI. План работы воспитательной деятельности. 12 XII. Контроль и диагностика эффективности  функционирования программы воспитательной деятельности. XIII. Список используемой литературы. 2 3 3 4 5 5 7 7 8 8 20 25 1 I. Пояснительная записка. «Воспитание великое дело:  им решается участь человека»                             В. Г. Белинский    Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди   с   твердой   гражданской   позицией. Начальная   школа   является   первой   и важнейшей   ступенью   воспитания,   ведущей   ребенка   к   новому   мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных   в   жизни. Воспитание   является   целенаправленным   управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды,   сохраняя   при   этом   свои   характерные   особенности   и   направления.                     Воспитатель управляет – то есть создает условия для развития ребенка, включает   его   в   разнообразную   деятельность,   в   систему   отношений,   стимулирует самопознание,   саморазвитие,   самореализацию,   направляет   на   поиск   путей самосовершенствования,   в   значительной   мере   осуществляет   педагогическую поддержку   развивающейся   личности. Программой   определены   ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива   школы   и   оценки   результативности   воспитательной   системы.            Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы лежат в основе разработки настоящей программы.  Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной   сферами   жизни   школьника,   одновременного   использования возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и дополнительного.   Кроме   того,   у   программы   есть   единый   связующий   стержень   – проектная   деятельность. Данная   программа   реализуется   через   четкий   план воспитательной работы в классе с 1 по 4 год обучения, в которой отражены основные направления   работы   классного   руководителя   с   активом   класса,   родительской общественностью,   со   всеми   членами   классного   коллектива. Для   реализации настоящей   программы   от   классного   руководителя   требуется   творческое   видение, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, навыков владения   проектными   методиками,   методом   социального   проектирования   и различными методами педагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции и культуры. Классный руководитель – это учитель и воспитатель, наставник и друг, организатор   и   соратник,   разработчик   и инспектор. Предлагаемая   воспитательная   система   ­   не   самоцель.   Она   служит оптимизации   процессов   личностного   развития.   Поэтому   главным   критерием   ее 2   защитник   и   контролер, эффективности   будет   результат   ­   развитие   и   самовыражение   личности воспитанника.  II. Концептуальные основы. Методологическую   основу   написания   воспитательной   программы   составили труды:  И. П. Иванова «Воспитывать коллективистов», «Энциклопедия КТД»;  В. А. Караковского  «Воспитательная система школы: педагогические идеи и (концепция,   ориентированная   на   коллективное опыт   формирования»  воспитание), « А как быть с воспитанием?»;  Л.   И.   Новиковой   «Воспитательная   система   школы:   моделирование   и реализация»;  Н.   Е.   Щурковой   «Воспитание:   новый   взгляд   с   позиции   культуры», «Диалогичность воспитания», теория проектной деятельности.  В   своей   работе   я   опираюсь   на   опыт   Ш.   А.   Амонашвили   (педагогика сотрудничества), С. Л. Соловейчика (личностный подход).  III. Построение воспитательной деятельности. Для эффективной реализации данной программы планируется строить  воспитательный процесс на следующих подходах:  • Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности,  его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его  способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе  характеризуется доминированием субъект ­ субъектных диалоговых отношений на  фоне принципиального отказа педагогов от автократической парадигмы воспитания  и тоталитарных методов воздействия на ребенка.  • Личностный подход к воспитанию означает признание ребенка активным  субъектом воспитательного процесса, а его личности ­ высшей ценностью  воспитания. Законы духовного и физического развития: процессы изменения,  происходящие во внутреннем мире личности, служат главным ориентиром в  воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает  необходимым условием успешного воспитания, а ее саморазвитие, формирование  субъектных свойств ­ высшим показателем его эффективности.  • Индивидуально­творческий подход исходит из того, что каждая личность  уникальна и главной задачей воспитательной работы является формирование  индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала каждого  ребенка. Индивидуальность является системообразуюшим свойством личности, и ее  становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания,  адекватных ее возможностям и особенностям.  • Деятельностный подход опирается на то, что воспитание осуществляется в  процессе активного взаимодействия субъекта с миром: с окружающими людьми, с  предметами объективной действительности. В интенсивной деятельности образуется 3 личностный опыт каждого воспитанника, происходит становление его личностной  культуры.  IV. Принципы жизнедеятельности коллектива. В   работе   следует   опираться   на   следующие   принципы   построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса:  1. Принцип «само­», который реализуется через создание условий для  формирования способности ученика строить собственную деятельность,  самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть  ответственным за свой выбор; ориентироваться в многообразии, задумываться о  предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности.  2. Принцип «общих способов деятельности», которому «на выходе» соответствует  способность ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной и социальной деятельности.  3. Принцип «систематичности», который мы рассматриваем как частный случай  общих способов деятельности, поскольку он определяет такую организацию  жизнедеятельности класса, которая формирует способность ученика выстраивать  собственную образовательную траекторию внутри и вне класса.  4. Принцип «проектности», который формирует способность к деятельности не  только в режиме «штатного расписания», но и в проектном режиме, формирует  способность к постановке целей и задач, определению шагов достижения целей,  согласованию позиций и разделения ответственности с партнерами по проекту,  организации деятельности других людей и т.д.  5. Принцип «открытости», прежде всего, в отношении социума, который  обеспечивает ориентацию участников образовательного процесса, в первую очередь  учащихся, в широком мире человеческих деятельностей и профессий, дает  способность к выбору своего пути.  6. Принцип права (договора), в основе которого лежит уважение к правам и  суверенитету другого (в широком смысле), осознание ограничений в человеческих  взаимодействиях и т.д.  Названные принципы определяют общий подход к воспитательной  деятельности. Во­первых, школьное образование ­ это первый опыт осознания себя –  поиска своей тропы в жизни, начала труда над собой и человеческой культурой,  обретение смысла жизни, познания непреходящей ценности любви и уважения к  опыту и жизни других людей. Во­вторых, воспитание и обучение представляют собой единый процесс (И .Я. Лернер). Как целостное явление они обладают общими  закономерностями, но отличаются спецификой содержания и усвоения. Исходя из  этого, в организации образовательного процесса классного коллектива реализуется  7. Принцип системности – непрерывности учебно­воспитательного процесса.  Воспитательная работа органично встроена в учебный процесс. Системообразующим  компонентом воспитательной деятельности в учебное и внеучебное время является  4 система поощрения и коррекции, призванная стимулировать и корректировать  процессы самообразования и самовоспитания. Каждый человек хочет быть счастливым, а значит, он может и должен быть  успешен в учебной и внеучебной деятельности, а классный руководитель создает ему  условия для успеха – поддерживает, направляет, поощряет и, конечно, корректирует  процесс его развития. Но ребенок не может научиться быть успешным, если, во­первых, ситуация  успеха создается «извне», усилиями учителя, во­вторых, если для всех учеников  создавать общую, единую ситуацию успеха. В то же время, конструировать условия  успешности для каждого ребенка просто невозможно. Поэтому в программе  используется индивидуализированный подход к организации учебно­ воспитательного процесса, в ходе которого ребенок учится сам выстраивать для  себя ситуацию успеха.  V. Направления в деятельности классного руководителя. Основные возможности реализации индивидуализированного подхода связаны  со следующими направлениями деятельности классного руководителя:  • Система поощрения и коррекции, в соответствии с которой каждое достижение  ребенка или его проступок обязательно влечет за собой какую­либо реакцию со  стороны воспитателя и классного коллектива. Поощрение выражается не только в  отметке, но и в положительной оценке поступка взрослыми, поздравительными  карточками, аплодисментами в классе, коммуникативным письмом родителям,  благодарностью ребенку и его семье на торжественных церемониях . Точно также и  коррекция поведения возможна в разнообразной форме. Обязательное правило –  нарушения поведения не караются отметкой. Для этого существуют другие способы  – «штрафная метка» на экране соревнований, «Суд совести» и т.д.  • С системой поощрения и коррекции тесно сопряжены школьные, классные  праздники и традиции, основное назначение которых ­ закрепить достижения  учеников, сделать их достоянием школьного сообщества в целом, научить  радоваться успехам других людей, формирование чувства причастности к  достижениям класса.  • Проектная деятельность классного руководителя и учащихся, являющаяся не  только стержнем образовательного процесса, но и богатейшим ресурсом для  достижения успеха каждым участником. Это достигается не только за счет  возможности свободного выбора темы, формы и способа организации проекта, но и  тем, что в рамках проектной деятельности все участники получают возможность  попробовать себя в различных социальных ролях, определить область своей  наибольшей успешности, развить целый комплекс умений, без которых невозможна  успешная жизнедеятельность в условиях современной, стремительно изменяющейся  жизни.             Таким образом, обучение перестает быть основным видом деятельности  классного руководителя; акценты в целях деятельности смещаются на организацию  5 образовательно­воспитательной среды, обеспечивающей становление ключевых  компетенций, среди которых являются:   личностные компетенции (умения самоорганизации, самореализации);   предметные   компетенции  (базовые   умения,   обеспечивающие   социальную социальные компетенции (умения взаимодействовать);  адаптацию).  VI. Направления, цель, задачи воспитательной деятельности и проектируемые характеристики личности ученика. 6.1.   Направления воспитательной деятельности:  1. В гармонии с собой: развитие способности успешно адаптироваться в  окружающем мире, развитие познавательных интересов, развитие творческих  способностей, реализация интересов и задатков, формирование стремления к  здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных  ценностей, соблюдение правил гигиены, режима дня, правил рационального питания,  профилактика вредных привычек.  2. В гармонии с природой: воспитание бережного отношения к природе, ее  богатствам.  3. В гармонии с коллективом: формирование доброжелательных отношений,  социально адекватных способов поведения, развитие умений вести диалог,  коллективного планирования и организации деятельности, формирование  добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия.  4. В гармонии с семьей: формирование уважительного отношения к членам семьи,  потребность исполнять свой долг перед родителями; формирование сущности  социальных ролей.  5. В гармонии с традициями: формирование основ гражданской идентичности,  приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважительного бережного  отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за  свою Родину.  6. В гармонии с культурной средой: воспитание потребности строить свою жизнь  по законам красоты и гармонии, формирование навыков культуры поведения.  6.2.   Цель воспитательной деятельности:  Воспитание ученика с развитыми интеллектуальными и коммуникативными  способностями, позитивным творческим отношением к миру, чувством личной  ответственности, способного к преобразовательной продуктивной деятельности.  6.3.   При достижении цели воспитательной работы проектируются следующие  характеристики личности ученика:  1. Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к  самосовершенствованию  2. Творчески осваивающий и преобразующий мир.  3. Имеющий особенную нравственную позицию.  4. Обладающий высоким уровнем мышления.  5. Имеющий потребность в здоровом образе жизни.  6 6. Готовый к сотрудничеству.  7. Обладающий экологической, правовой, информационной и коммуникативной  культурой.  6.4.   Задачи воспитательной деятельности:  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:  ­ умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по  совместной деятельности;  ­ способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;  ­ формирование социально адекватных способов поведения.  3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:  ­ воспитание целеустремленности и настойчивости;  ­ формирование навыков организации рабочего пространства и рационального  использования рабочего времени;  ­ формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и  сотрудничество;  ­ формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.  4. Закладывание основ экологической, правовой, информационной культуры,  здорового образа жизни. VII. Сроки и этапы реализации программы. Настоящая программа рассчитана на 4 года с первого по четвертый класс.                                     Этапы реализации программы:  I этап: создание «Солнышко Кубани». •  проектирование (1 класс)      ­ изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов,  потребностей;  ­ изучение запросов родителей;  ­ формирование единого воспитательного пространства;  ­ определение перспектив жизнедеятельности класса;  ­ закладывание основ проектной деятельности.  • становление системы (2 класс)  ­ развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества;  ­ создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики;  ­ укрепление межличностных отношений;  ­ развитие традиций класса на основе коллективного творчества;  ­ отработка содержания деятельности и структуры системы.  II этап: продолжение работы  отряда «Солнышко Кубани». • стабильное функционирование (3 – 4 класс)  ­ развитие самоуправления в классе;  ­ интеграция учебной и внеучебной деятельности;  ­ школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще  выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных  общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей  7 ответственностью;  ­ возрастает роль самоуправления и саморегуляции.  • этап завершения функционирования системы (конец 4 класса)  ­ переход в среднее звено, смена классного руководителя;  ­ опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием  школы, нового классного руководителя.  VIII.   Ожидаемые результаты. В результате реализации данной программы предполагается: 1. Наличие развитой воспитательной инфраструктуры.  2. Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в  социуме.  3. Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно­ нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском и  военном поприще.  4. Развитие:  ­ ключевых компетентностей, связанных с успехом личности в быстроменяющемся  мире;  ­ базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования;  ­ раскрытие потенциалов воспитанников:  5. Нравственный потенциал:  ­ усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство  гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину.  ­ понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей,  проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости.  ­ адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей; ­ активность в общешкольных и классных делах.  6. Образовательный потенциал:  ­ желание и готовность продолжить самостоятельном добывать новые знания и  представлять результаты, проявлять творческую активность  7. Коммуникативный потенциал:  ­ владение умениями и навыками культуры общения, способность поддерживать  эмоционально­устойчивое поведение в разных ситуациях, вести диалог.  8. Культурный потенциал:  ­ умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты,  потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить  прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с  окружающими.  9. Физический потенциал:  ­ стремление к физическому совершенствованию; соблюдение режима дня.  IX.  Ресурсное обеспечение воспитательной системы. 8 • Профессионализм педагогов, наличие возможностей для их  профессионального совершенствования;  • Наличие материально ­ технической базы, способствующей оптимальной  организации образовательно­воспитательного процесса;  • Поддержка родителей и общественности;  • Информационно­методическое обеспечение образовательно­воспитательного  процесса;  • Сотрудничество с библиотекой ­ клубом им. В.Г. Белинского; • Сотрудничество с музыкальной школой х. Ленина;  • Сотрудничество с МБОУ ДОД ДШИ «Овация» х. Ленина; • Сотрудничество с Советом ветеранов х. Ленина • Сотрудничество с педагогами школьных спортивных секций – кинкбоксин,  самбо, секция футбола. • Разработка интегрированных воспитательно ­ образовательных проектов.  X.   Воспитательная система класса: самоуправление. Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм  организации деятельности, где прежде всего учитываются желания и интересы самих  ребят. Самоуправление – это: ­ взаимоуважение; ­ плодотворное сотрудничество; ­ приобретение жизненного опыта; ­ организаторские и лидерские качества; ­ коммуникативность; ­ воля и уверенность в себе; ­ профориентация; ­ формирование активной гражданской позиции. В 1­ 2 классах взяла за основу жизнедеятельности моих младших школьников   персонажей из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и  его друзей» и «Незнайка  в Солнечном городе». Организацию жизни класса я построила  по такой схеме: Солнышко Кубани Мэр Знайки  Дума Заместители Тюбики   Торопышки Винтики   Синеглазки  и   и   Шпунтики Кнопочки  Медуницы   и   Пилюлькины Гусли   и   Цветики  Синоптики   Цветоводы 9 Коротышки  ­ Малыши  и  малышки  аллея Ромашек Адрес: улица бульвар Колокольчиков Васильков Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал необходимость и нужность   другого.   В  3   –   4  классах   были   изменены   названия   поручений,   но   их функции   остались   прежними. Поручения   были   распределены   в   игровой   форме тайным голосованием. Законодательная власть представлена  Думой (в которую входят по одному  представителю от лучиков), состоящей из родительского комитета, классного  руководителя и представителей Лучиков Думы (звенья).  Законодательная власть занимается разработкой пути развития детского  коллектива, продумывание мероприятий, осуществляет анализ проведенных  мероприятий.  Дума занимается разработкой идей для создания и реализации проектов,  принимает и обсуждает предложения от учителей, классного руководителя,  педагогов дополнительного образования и родителей по организации праздников,  участии в предметных неделях, отбором материала для сайта класса и газеты,  которая выпускается в классе, организацией поздравлений именинникам.  Родители, классный руководитель, учителя, педагоги дополнительного образования  оказывают помощь Думе в подготовке проектов и представлении результатов.  10.1.  Законодательная власть  состоит: 1. МЭР контролирует работу Лучиков, организует сбор информации и  представлением её классному руководителю. Он ведет журнал учета добрых дел и  нарушений по каждому Лучику в общем и по каждому ученику в отдельности. В  конце каждой четверти подводит итоги и представляет к награде лучший лучик,  лучшего ученика.  3. Командир  каждого Лучика отвечает за распределение и выполнение  обязанностей, ведёт контроль над выполнением трудовых и творческих дел, сбор и  передачу информации о деятельности учеников, внесением предложений в Думу и  высказыванием пожеланий от групп. Заполняет индивидуальные карты достижения  аллея аллея аллея Ромашек Ромашек Ромашек 10 учащихся и индивидуальные карты «ССС» сотрудничество, сочувствие,  самоконтроль цветовыми фишками, которые выдаются МЭРом. Цвет фишки зависит  от активной работы и вклада учащегося в совместную деятельность и личных  достижений в данной области знаний.  Мэр Угарова Исполнительная власть 10.2. состоит: 1. Лучик досуга ­ ­ организация классных праздников, разработка сценариев;  ­ организация выездов (краеведческие экскурсии, театры, кинотеатры, музеи,  планетарий, цирк, библиотека); ­ организация игротеки в классе. 2. Лучик прессы ­ – отбор материала для газеты, компьютерная верстка, тиражирование, творческие  поручения, редактирование сайта класса.  3. Лучик труда ­ – организация акций «Чистый город», «Чистый класс», распределение обязанностей,  обеспечение орудиями труда, организация выставок детского технического и  прикладного творчества, контроль за организацией личных рабочих мест.  4. Лучик добрых дел ­  – организация сотрудничества между лучиками, гражданское просвещение,  подготовка и проведение вечеров, ведение листа контроля добрых дел и нарушений.  5. Лучик здоровья  ­  – контроль за чистотой, внешним видом, пропаганда здорового образа жизни. 6. Лучик спорта  ­  – организация спортивных мероприятий, пропаганда здорового образа жизни. 7. Лучик знаек –   – создание условий для развития познавательных процессов, для формирования  навыков и умений умственного труда, проведение предметных недель и викторин,  НОУ.           Жители «Солнечного города» и отряда «Солнышко»  подчиняются  представителям законодательной  власти, соблюдают законы, участвуют во всех  мероприятиях, готовят самопрезентации, проводят выборы представителей  законодательной власти тайным голосованием один раз в год.            Таким образом, детское самоуправление включает каждого ребенка в участие в общественной жизни класса и школы с учетом его желаний, потребностей и  возможностей. Жизнедеятельность класса значительно обогащает наличие  социального окружения. Воспитательная система должна быть открытой,  взаимодействовать с интересными коллективами. 11 Самоуправление помогает моим детям научиться выполнять порученное дело  ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении  общественного поручения. Я как классный руководитель постоянно контролирую  участие ребят в выполнении поручений и поощряю инициативу, самостоятельность,  желание выполнять общественное поручение. Самоуправление способствует  сплочению классного коллектива. 10.4.  Взаимодействие с учреждениями социума: • Клуб – библиотека им В.Г. Белинского х. Ленина; • Совет ветеранов х. Ленина; • МБОУ ДОД ДШИ «Овация» х. Ленина: ­ хореография; ­ прикладное искусство; ­ сольное пение; ­ бальные танцы; ­ ИЗО; ­ ансамбль лошкарей «Барыня»; ­ вокальный ансамбль «Ладушки». • Музыкальная школа х. Ленина; • Школьные спортивные секции  ­ кинкбоксин, самбо, секция футбола; • Театры и кинотеатры города;  • Планетарий;  • Филармония; • • Туристические фирмы.   Музеи города;  XI.   План работы воспитательной деятельности. № Наименование разделов / модулей, тем Всего часов Кол – во часов Аудиторные 1 класс Внеаудиторные 1. 1.1 В гармонии с  традициями.  «Моя Россия. Символы  государства»  1.2 Народные игры на  1.3 1.4 Масленицу.  «Фольклор русского  народа».   «Правила дорожного  движения пешеходов»  5 ч 1 1 1 1 1 ­ 1 1 ­ 1 ­ ­ Характеристика деятельности  обучающихся Классный час Разучивание  народных игр Викторина Классный  час;  Запись сказок,  рассказанных  детьми, на  звуковые  12 № Наименование разделов / модулей, тем Всего часов Кол – во часов 1.5 «Расскажу Вам на ночь  сказку». В гармонии с природой. 2. 2.1 Экскурсия в зоопарк.  2.2 Ведение дневника  погоды.   «Сохраним ёлочку»  2.3 2.4 Экскурсия в Планетарий 2.5 Проектная работа «Моя  красная книга». 3. 3.1 3.2 3.3 В гармонии с  коллективом.  «Давайте знакомиться»  «Что такое хорошо и что  такое плохо»  «Распределение  поручений»  3.4 «Дружить надо уметь» 3.5 «Мой школьный дом» 4. 4.1 В гармонии с семьей.  «Моя семья» 4.2 День матери. 4.3 «8 марта – женский  день». 4.4 «День Отечества». 5. 5.1 5.2 В гармонии с собой.  «Кто я? Какой я?»  «Как мы выглядим».  1 7 ч 1 1 2 1 2 6 ч 1 1 1 1 2 5 ч 2 1 1 1 4 ч 1 1 ­ ­ ­ 1 ­ 1 1 1 1 1 ­ ­ 1 1 1 1 1 Характеристика деятельности  обучающихся носители.  Проектная работа Экскурсия Практическая  работа Конкурс  экологических  плакатов Экскурсия Индивидуальное  создание Красной  книги. Выставка ­  презентация  Классный час Беседа Выборы Думы  «Солнечного  города» Беседа с  проблемными  ситуациями Творческая  мастерская; Создание  классного уголка Проектная работа:  изготовление  книги о семье Фоторепортажи  знаменательных  семейных событий, сочинение  стихотворений о  семье Концертная  программа для  мам Праздник для пап,  мальчиков класса Классный час Беседа 13 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ ­ 2 2 ­ ­ ­ ­ ­ № Наименование разделов 5.3 / модулей, тем «Режим дня». 5.4 «Овощи и фрукты –  здоровые продукты».  6. 6.1 6.2 В гармонии с  культурной средой.  «Этикет для  школьников».  «Музеи г. Краснодара». 6.3 «Мир кукол». 6.4 6.5 «Ежели Вы вежливы».  «Береги чистоту». 1. В гармонии с  традициями.  1.1 Народные игры на  1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2. Святки.  «Моя малая Родина».  «Берегите хлеб». «В гостях у русской  матрёшки». «Моя Родина – Россия». «Никто не забыт, ничто  не забыто». В гармонии с  природой.  2.1 «Покормите птиц  зимой».  2.2 «Наши меньшие друзья».  2.3 Праздник прилета птиц.  2.4 В саду и в огороде. 2.5 «Мир животных» 3. В гармонии с  коллективом.  Кол – во часов Всего часов 1 1 6 ч 1 1 1 1 2 6 ч 1 1 1 1 1 5 ч 1 1 1 1 1 6 ч ­ 1 1 ­ 1 2 класс ­ 1 1 1 ­ 1 1 1 1 ­ 1 ­ ­ 1 1 ­ 2 1 ­ ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ 1 Характеристика деятельности  обучающихся Проект; работа в  группах Классный час:  Презентация в  виде серии  картинок,  плакатов Классный час Посещение  краеведческого  музея Посещение  кукольного театра  Классный час Проект – акция;  выпуск  агитационных  плакатов Разучивание  народных игр Классный час Классный час Празднично­ игровая программа Проект Встреча с  ветеранами ВОв Рейд Классный час Разучивание  закличек, стихов Конкурсно –  игровая программа Проект: создание  детской  энциклопедии 14 № Наименование разделов 3.1 Выборы актива  / модулей, тем «Солнечного города». 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 6. «Правда и ложь».  «Вежливые слова».  «Учимся понимать друг  друга».  «Об обидах и причинах  обид».  «Ежемесячная газета».  В гармонии с семьей.  «День семьи».  «Как я дома помогаю».  «Дерево маминых  сердец». «Говорящая книга». «Что в имени тебе  моём?» В гармонии с собой.  «Правильное питание –  залог здоровья».  «Чистота – залог  здоровья».  «Я здоровье сберегу, сам  себе я помогу».  «Посеешь привычку –  пожнёшь характер».  «Великие спортсмены  моей страны и мира». «Утренняя гимнастика». «Мои сильные стороны». В гармонии с  Кол – во часов Всего часов 1 1 1 1 1 1 5 ч 1 1 1 1 1 7 ч 1 1 1 1 5 ч 1 1 1 1 1 ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 ­ 1 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ Характеристика деятельности  Классный час;  обучающихся Тайное  голосование Беседа Практическое  занятие Классный час Классный час Коллективный  проект: выбор  названия,  обсуждение  содержания,  подготовка  материалов  индивидуально и в  группах.  Спортивные  эстафеты Классный час Коллективно­ творческая работа Проект: звуковой  сборник стихов о  родителях, семье,  сочиненных  детьми  Оформление  странички в  классном альбоме Классный час Классный час Классный час Классный час Беседа Проект; защита  проекта Тест 15 6.2 6.1 № Наименование разделов / модулей, тем культурной средой.  «Правила поведения в  гостях».  «О невежах и  вежливости».  6.3 Культпоход в  Филармонию. «Театральные постановки русских народных сказок  на новый лад». 6.4 6.5 Драмтеатр г. Краснодара. 1. 1.1 1.2 В гармонии с  традициями.  «Пасха»  «Виды войск в России».  1.3 Праздник смеха и шуток. 1.4 Дорожные приключения  1.5 Бабы Яги. «Русские народные  сказки». 2. 2.4 2.5 В гармонии с  природой.  2.1 «Мы дети природы». 2.2 Пробуждение Земли. «Все кошки в гости к  2.3 нам».  «Верный друг человека» «Мир комнатных  растений». В гармонии с собой.  «В человеке должно быть всё прекрасно».  3.2 «Учусь владеть собой».  3.3 Путешествие в Страну  3. 3.1 3.4 здоровья. «Энциклопедия моего  здоровья».  Всего часов Кол – во часов 1 1 1 1 1 5 ч 1 1 1 1 1 5 ч 1 1 1 1 1 5 ч 1 1 1 2 1 1 ­ ­ ­ 3 класс 1 1 1 1 ­ 1 1 1 1 ­ 1 1 1 1 Характеристика деятельности  обучающихся Беседа Классный час Посещение  Филармонии Групповые  проектные работы Посещение  Драмтеатра Классный час Классный час к 23  февраля Конкурсно –  игровая программа с элементами  театрализации Конкурсно –  игровая программа Проект: создание  мультфильма  (иллюстрирование, создание образов  героев, компьюте­ рные анимации,  озвучивание)  Классный час Беседа ­ игра Классный час Классный час Групповой проект: создание буклета Классный час Классный час Конкурсно –  игровая программа Коллективная  проектная работа 16 ­ ­ 1 1 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 № Наименование разделов 4. / модулей, тем В гармонии с  коллективом.  4.1 Игра «Сделай свой  выбор». 4.2 4.3 4.4 «Настоящий друг».  «Законы дружбы».  «Спешите делать  добро».  4.5 Цветик­ семицветик. 4.6 «Сайт класса».  5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 В гармонии с семьей  «Права ребёнка».  «Твоя родословная». «Генеалогическое древо  семьи». «Родительский дом». В гармонии с  культурной средой.  «Внешний вид  человека».  6.2 Театр юного зрителя 6.3  г. Краснодара. «Поведение в  общественных местах».  6.4 Драмтеатр г. Краснодара. 6.5 Военные обелиски  6.6 1. 1.1 1.2 1.3 Краснодара. «Театры г. Краснодара».  В гармонии с  традициями.  «Рождество и  Крещение».  «Красные дни  календаря»  «Мы наследники  победы». 1.4 1.5 «Я – гражданин России». «Новогодние сюрпризы». Кол – во часов Всего часов 9  ч 4 1 1 1 1 1 4 ч 1 1 1 1 6 ч 1 1 1 1 1 1 7  ч 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 ­ 1 1 ­ 1 1 ­ 1 ­ ­ ­ 4 класс 1 1 1 1 1 Характеристика деятельности  обучающихся Выборы Думы:  МЭРа, командиров лучиков; поруче­ ния в лучиках Классный час Классный час Классный час Праздничный  огонёк ко Дню  именинника Долгосрочный  групповой проект Классный час Классный час Индивидуальные  проектные работы Праздник  совместно с  родителями  Классный час Посещение ТЮЗ Беседа Посещение  Драмтеатра Экскурсия Групповой проект Классный час Классный час Классный час;  возложение цветов  к Вечному огню Классный час Проект: изготов­ ление открыток,  17 2 ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ 1 ­ ­ 1 1 1 1 ­ ­ 1 1 № Наименование разделов / модулей, тем Всего часов Кол – во часов 2. В гармонии с  природой.  2.1 Деревья в народном  творчестве разных  народов. «Растения в городах». «Розовый сад» «Операция – зелёный  двор». 2.2 2.3 2.4 2.5 «Помоги птицам зимой». 3. 3.1 3.2 В гармонии с собой  «Хочу, могу и надо».  «ЗОЖ». 3.3 «Умники и умницы». 3.4 3.5 4. «Мои права и  обязанности». «В гости к книжной  полке». В гармонии с  коллективом. 4.1 Игра «Сделай свой  выбор». 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 «Человек среди людей» «Толерантность». «Чистый двор, чистая  улица, чистый город». В гармонии с семьей. «Семейные традиции».  «Папа, мама, я –  спортивная семья». «Права и обязанности  членов семьи». «Истории имен нашей  семьи». «Визитка моей семьи». 5 ч 1 1 1 1 1 6  ч 1 2 1 1 1 7 ч 4 1 1 1 5 ч 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ 1 1 ­ 1 ­ 2 1 1 ­ 1 ­ 1 ­ ­ Характеристика деятельности  обучающихся сувениров,  стенгазет Беседа ­ диалог Классный час Экскурсия Рейд по  озеленению  школьного двора Проект:  изготовление  кормушек Классный час Проект: выпуск  журнала Проект: создание и выпуск электрон­ ных интерактив­ ных тестов  Встреча с юристом Экскурсия в  библиотеку Выборы Думы:  МЭРа, командиров лучиков; поруче­ ния в лучиках Беседа Классный час Проект  благоустройства  школьной  территории Классный час Праздник спорта Беседа Проект Изготовление  18 ­ ­ 1 1 1 ­ 1 1 ­ 1 2 ­ ­ 1 ­ 1 ­ 1 1 № Наименование разделов / модулей, тем Всего часов 6. В гармонии с  культурной средой.  6.1 Музеи г. Краснодара. 6.2 «Эти правила важны, эти  правила нужны». 6.3 Сервировка стола. 6.4 «Музеи г. Краснодара». 4 ч 1 1 1 1 Кол – во часов ­ 1 1 ­ 1 ­ 1 Характеристика деятельности  обучающихся визиток для членов семьи  Экскурсия в  художественный  музей Беседа о культуре  поведения в  общественных  местах Беседа –  практикум Групповой проект XII.  Контроль и диагностика эффективности функционирования программы воспитательной деятельности. Цель: выявить способности программы содействовать развитию детей. Эффективное воспитание и обучение, формирующее образованную,  культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности. Изучение классного коллектива основывается на следующих критериях: сформированность индивидуальности учащихся; • • удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и  школе; сформированность коллектива класса. • Для исследования результативности программы воспитательной деятельности класса я использую следующую совокупность критериев и методик изучения: 19 ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ. Методика «10 ступенек». Исследование самооценки детей 2 класса «А» класса. Октябрь 2011 г. Методика «10 ступенек» помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень  самооценки в поведении проявляется так:  ­ активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти  на контакт – те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. ­ пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны  детям с заниженной самооценкой. Методика Н.П.Капустина помогает мне определить уровень воспитанности  учеников и осуществлять на основе этого реального руководства дальнейшее  воспитание и развитие своих воспитанников. Под уровнем воспитанности понимается степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель  воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший,  средний, низкий. Анализ воспитанности детей в семье. Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные  качества ребёнка в семье. В тестировании участвовало 14 учащихся. Диагностика  показала следующие результаты.  20 АНАЛИЗ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ: 3 класс, начало года Тестирование показало, что в семье, как и в школе , ребята часто проявляют  свои положительные качества. Они также исполнительны, отзывчивы, самокритичны,  добросовестно относятся к учёбе, к своим поручениям, любят свой класс, защищают  честь класса делами, рассказывают о классе дома. Анализ игры «Выборы ­2013» или «Сделай свой выбор»: 4 класс, 25.10.2013 г 21 22 Итоги выборов командиров лучиков отряда «Солнышко Кубани». XIII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.­ М., Издательский дом Шалвы Амонашвили,  2000г. 2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., «Просвещение», 1987г. 23 3. Никитина Л.А. Исповедь. – М., Издательство «Знание», 1991г. 4. Березина В.А., Виноградова Л.И. Воспитать человека. Сборник нормативно­ правовых, научно­методических, организационно­практических материалов по  проблемам воспитания.­ М., Издательский центр «Вентана­Граф», 2003г. 5. Родительские собрания. Нравственное воспитание в семье. Авт.­сост.  Васильева Е.В. – Волгоград: Учитель, 2008г. 6. Система работы по формированию здорового образа жизни. Сост. Бочкарёва  О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г. 7. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное пособие. Авторы­составители Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. – М., Центр  педагогического образования, 2007г. 8. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. Сборник игр­ коррекций. – М., Новая школа, 1993г. 9. Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Учебно­методическое  пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004г. 10.«Этическая грамматика или весёлый этикет». Методическое пособие для  учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования,  воспитателей детских садов. Составители Венецкая А.Б., Исакова Т.Г.,  Чурилова О.В.­ Магнитогорск: МаГУ, 2002г. 11.Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по  воспитательной работе.­ М., Народное образование, 2006г. 12.Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по  воспитательной работе. – М., Народное образование, 2007г. 13.Воспитание индивидуальности. Учебно­методическое пособие. Под редакцией  Е.Н.Степанова.­М.:ТЦ Сфера, 2008г. 24

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.

Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Скачать файл