2011 г.
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕ
ЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНО
СТИ
КЛАССА
«ЛУЧИКИ
СОЛНЦА»
Программу составила: Чужинова Любовь Павловна
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, МБОУ СОШ № 61
Г. КРАСНОДАР I. Пояснительная записка.
II. Концептуальные основы.
Содержание
III. Построение воспитательной деятельности.
IV. Принципы жизнедеятельности коллектива.
V. Основные направления в деятельности классного
руководителя.
VI. Направления, цель, задачи воспитательной
деятельности и проектируемые характеристики
личности ученика.
VII. Сроки и этапы реализации программы.
VIII. Ожидаемые результаты.
IX. Ресурсное обеспечение воспитательной системы.
X. Воспитательная система класса: самоуправление.
XI. План работы воспитательной деятельности.
12
XII. Контроль и диагностика эффективности
функционирования программы воспитательной деятельности.
XIII. Список используемой литературы.
2
3
3
4
5
5
7
7
8
8
20
25
1 I.
Пояснительная записка.
«Воспитание великое дело:
им решается участь человека»
В. Г. Белинский
Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые,
способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные
люди с твердой гражданской позицией. Начальная школа является первой и
важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению,
мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве
приоритетных в жизни. Воспитание является целенаправленным управлением
процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна
иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри
себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней
среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.
Воспитатель управляет – то есть создает условия для развития ребенка,
включает его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирует
самопознание, саморазвитие, самореализацию, направляет на поиск путей
самосовершенствования, в значительной мере осуществляет педагогическую
поддержку развивающейся личности. Программой определены ценностные
ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности
коллектива школы и оценки результативности воспитательной системы.
Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный
закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы лежат в основе
разработки настоящей программы.
Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания
разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и
внеурочной сферами жизни школьника,
одновременного использования
возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и
дополнительного. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень –
проектная деятельность. Данная программа реализуется через четкий план
воспитательной работы в классе с 1 по 4 год обучения, в которой отражены основные
направления работы классного руководителя с активом класса, родительской
общественностью, со всеми членами классного коллектива. Для реализации
настоящей программы от классного руководителя требуется творческое видение,
знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, навыков
владения проектными методиками, методом социального проектирования и
различными методами педагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции
и культуры. Классный руководитель – это учитель и воспитатель, наставник и друг,
организатор и соратник,
разработчик и
инспектор. Предлагаемая воспитательная система не самоцель. Она служит
оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее
2
защитник и контролер, эффективности будет результат развитие и самовыражение личности
воспитанника.
II.
Концептуальные основы.
Методологическую основу написания воспитательной программы составили
труды:
И. П. Иванова «Воспитывать коллективистов», «Энциклопедия КТД»;
В. А. Караковского «Воспитательная система школы: педагогические идеи и
(концепция, ориентированная на коллективное
опыт формирования»
воспитание), « А как быть с воспитанием?»;
Л. И. Новиковой «Воспитательная система школы: моделирование и
реализация»;
Н. Е. Щурковой «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,
«Диалогичность воспитания», теория проектной деятельности.
В своей работе я опираюсь на опыт Ш. А. Амонашвили (педагогика
сотрудничества), С. Л. Соловейчика (личностный подход).
III. Построение воспитательной деятельности.
Для эффективной реализации данной программы планируется строить
воспитательный процесс на следующих подходах:
• Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности,
его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его
способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе
характеризуется доминированием субъект субъектных диалоговых отношений на
фоне принципиального отказа педагогов от автократической парадигмы воспитания
и тоталитарных методов воздействия на ребенка.
• Личностный подход к воспитанию означает признание ребенка активным
субъектом воспитательного процесса, а его личности высшей ценностью
воспитания. Законы духовного и физического развития: процессы изменения,
происходящие во внутреннем мире личности, служат главным ориентиром в
воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает
необходимым условием успешного воспитания, а ее саморазвитие, формирование
субъектных свойств высшим показателем его эффективности.
• Индивидуальнотворческий подход исходит из того, что каждая личность
уникальна и главной задачей воспитательной работы является формирование
индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала каждого
ребенка. Индивидуальность является системообразуюшим свойством личности, и ее
становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания,
адекватных ее возможностям и особенностям.
• Деятельностный подход опирается на то, что воспитание осуществляется в
процессе активного взаимодействия субъекта с миром: с окружающими людьми, с
предметами объективной действительности. В интенсивной деятельности образуется
3 личностный опыт каждого воспитанника, происходит становление его личностной
культуры.
IV. Принципы жизнедеятельности коллектива.
В работе следует опираться на следующие принципы построения
воспитательной системы и жизнедеятельности класса:
1. Принцип «само», который реализуется через создание условий для
формирования способности ученика строить собственную деятельность,
самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть
ответственным за свой выбор; ориентироваться в многообразии, задумываться о
предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности.
2. Принцип «общих способов деятельности», которому «на выходе» соответствует
способность ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной
и социальной деятельности.
3. Принцип «систематичности», который мы рассматриваем как частный случай
общих способов деятельности, поскольку он определяет такую организацию
жизнедеятельности класса, которая формирует способность ученика выстраивать
собственную образовательную траекторию внутри и вне класса.
4. Принцип «проектности», который формирует способность к деятельности не
только в режиме «штатного расписания», но и в проектном режиме, формирует
способность к постановке целей и задач, определению шагов достижения целей,
согласованию позиций и разделения ответственности с партнерами по проекту,
организации деятельности других людей и т.д.
5. Принцип «открытости», прежде всего, в отношении социума, который
обеспечивает ориентацию участников образовательного процесса, в первую очередь
учащихся, в широком мире человеческих деятельностей и профессий, дает
способность к выбору своего пути.
6. Принцип права (договора), в основе которого лежит уважение к правам и
суверенитету другого (в широком смысле), осознание ограничений в человеческих
взаимодействиях и т.д.
Названные принципы определяют общий подход к воспитательной
деятельности. Вопервых, школьное образование это первый опыт осознания себя –
поиска своей тропы в жизни, начала труда над собой и человеческой культурой,
обретение смысла жизни, познания непреходящей ценности любви и уважения к
опыту и жизни других людей. Вовторых, воспитание и обучение представляют собой
единый процесс (И .Я. Лернер). Как целостное явление они обладают общими
закономерностями, но отличаются спецификой содержания и усвоения. Исходя из
этого, в организации образовательного процесса классного коллектива реализуется
7. Принцип системности – непрерывности учебновоспитательного процесса.
Воспитательная работа органично встроена в учебный процесс. Системообразующим
компонентом воспитательной деятельности в учебное и внеучебное время является
4 система поощрения и коррекции, призванная стимулировать и корректировать
процессы самообразования и самовоспитания.
Каждый человек хочет быть счастливым, а значит, он может и должен быть
успешен в учебной и внеучебной деятельности, а классный руководитель создает ему
условия для успеха – поддерживает, направляет, поощряет и, конечно, корректирует
процесс его развития.
Но ребенок не может научиться быть успешным, если, вопервых, ситуация
успеха создается «извне», усилиями учителя, вовторых, если для всех учеников
создавать общую, единую ситуацию успеха. В то же время, конструировать условия
успешности для каждого ребенка просто невозможно. Поэтому в программе
используется индивидуализированный подход к организации учебно
воспитательного процесса, в ходе которого ребенок учится сам выстраивать для
себя ситуацию успеха.
V.
Направления в деятельности классного руководителя.
Основные возможности реализации индивидуализированного подхода связаны
со следующими направлениями деятельности классного руководителя:
• Система поощрения и коррекции, в соответствии с которой каждое достижение
ребенка или его проступок обязательно влечет за собой какуюлибо реакцию со
стороны воспитателя и классного коллектива. Поощрение выражается не только в
отметке, но и в положительной оценке поступка взрослыми, поздравительными
карточками, аплодисментами в классе, коммуникативным письмом родителям,
благодарностью ребенку и его семье на торжественных церемониях . Точно также и
коррекция поведения возможна в разнообразной форме. Обязательное правило –
нарушения поведения не караются отметкой. Для этого существуют другие способы
– «штрафная метка» на экране соревнований, «Суд совести» и т.д.
• С системой поощрения и коррекции тесно сопряжены школьные, классные
праздники и традиции, основное назначение которых закрепить достижения
учеников, сделать их достоянием школьного сообщества в целом, научить
радоваться успехам других людей, формирование чувства причастности к
достижениям класса.
• Проектная деятельность классного руководителя и учащихся, являющаяся не
только стержнем образовательного процесса, но и богатейшим ресурсом для
достижения успеха каждым участником. Это достигается не только за счет
возможности свободного выбора темы, формы и способа организации проекта, но и
тем, что в рамках проектной деятельности все участники получают возможность
попробовать себя в различных социальных ролях, определить область своей
наибольшей успешности, развить целый комплекс умений, без которых невозможна
успешная жизнедеятельность в условиях современной, стремительно изменяющейся
жизни.
Таким образом, обучение перестает быть основным видом деятельности
классного руководителя; акценты в целях деятельности смещаются на организацию
5 образовательновоспитательной среды, обеспечивающей становление ключевых
компетенций, среди которых являются:
личностные компетенции (умения самоорганизации, самореализации);
предметные компетенции (базовые умения, обеспечивающие социальную
социальные компетенции (умения взаимодействовать);
адаптацию).
VI. Направления, цель, задачи воспитательной деятельности и
проектируемые характеристики личности ученика.
6.1. Направления воспитательной деятельности:
1. В гармонии с собой: развитие способности успешно адаптироваться в
окружающем мире, развитие познавательных интересов, развитие творческих
способностей, реализация интересов и задатков, формирование стремления к
здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных
ценностей, соблюдение правил гигиены, режима дня, правил рационального питания,
профилактика вредных привычек.
2. В гармонии с природой: воспитание бережного отношения к природе, ее
богатствам.
3. В гармонии с коллективом: формирование доброжелательных отношений,
социально адекватных способов поведения, развитие умений вести диалог,
коллективного планирования и организации деятельности, формирование
добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия.
4. В гармонии с семьей: формирование уважительного отношения к членам семьи,
потребность исполнять свой долг перед родителями; формирование сущности
социальных ролей.
5. В гармонии с традициями: формирование основ гражданской идентичности,
приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважительного бережного
отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за
свою Родину.
6. В гармонии с культурной средой: воспитание потребности строить свою жизнь
по законам красоты и гармонии, формирование навыков культуры поведения.
6.2. Цель воспитательной деятельности:
Воспитание ученика с развитыми интеллектуальными и коммуникативными
способностями, позитивным творческим отношением к миру, чувством личной
ответственности, способного к преобразовательной продуктивной деятельности.
6.3. При достижении цели воспитательной работы проектируются следующие
характеристики личности ученика:
1. Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к
самосовершенствованию
2. Творчески осваивающий и преобразующий мир.
3. Имеющий особенную нравственную позицию.
4. Обладающий высоким уровнем мышления.
5. Имеющий потребность в здоровом образе жизни.
6 6. Готовый к сотрудничеству.
7. Обладающий экологической, правовой, информационной и коммуникативной
культурой.
6.4. Задачи воспитательной деятельности:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Закладывание основ экологической, правовой, информационной культуры,
здорового образа жизни.
VII. Сроки и этапы реализации программы.
Настоящая программа рассчитана на 4 года с первого по четвертый класс.
Этапы реализации программы:
I этап: создание «Солнышко Кубани».
•
проектирование (1 класс)
изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов,
потребностей;
изучение запросов родителей;
формирование единого воспитательного пространства;
определение перспектив жизнедеятельности класса;
закладывание основ проектной деятельности.
•
становление системы (2 класс)
развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества;
создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и
ученики;
укрепление межличностных отношений;
развитие традиций класса на основе коллективного творчества;
отработка содержания деятельности и структуры системы.
II этап: продолжение работы отряда «Солнышко Кубани».
•
стабильное функционирование (3 – 4 класс)
развитие самоуправления в классе;
интеграция учебной и внеучебной деятельности;
школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще
выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных
общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей
7 ответственностью;
возрастает роль самоуправления и саморегуляции.
•
этап завершения функционирования системы (конец 4 класса)
переход в среднее звено, смена классного руководителя;
опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием
школы, нового классного руководителя.
VIII. Ожидаемые результаты.
В результате реализации данной программы предполагается:
1. Наличие развитой воспитательной инфраструктуры.
2. Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в
социуме.
3. Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно
нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском и
военном поприще.
4. Развитие:
ключевых компетентностей, связанных с успехом личности в быстроменяющемся
мире;
базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования;
раскрытие потенциалов воспитанников:
5. Нравственный потенциал:
усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство
гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину.
понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей,
проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости.
адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей;
активность в общешкольных и классных делах.
6. Образовательный потенциал:
желание и готовность продолжить самостоятельном добывать новые знания и
представлять результаты, проявлять творческую активность
7. Коммуникативный потенциал:
владение умениями и навыками культуры общения, способность поддерживать
эмоциональноустойчивое поведение в разных ситуациях, вести диалог.
8. Культурный потенциал:
умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты,
потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить
прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с
окружающими.
9. Физический потенциал:
стремление к физическому совершенствованию; соблюдение режима дня.
IX. Ресурсное обеспечение воспитательной системы.
8 • Профессионализм педагогов, наличие возможностей для их
профессионального совершенствования;
• Наличие материально технической базы, способствующей оптимальной
организации образовательновоспитательного процесса;
• Поддержка родителей и общественности;
• Информационнометодическое обеспечение образовательновоспитательного
процесса;
• Сотрудничество с библиотекой клубом им. В.Г. Белинского;
• Сотрудничество с музыкальной школой х. Ленина;
• Сотрудничество с МБОУ ДОД ДШИ «Овация» х. Ленина;
• Сотрудничество с Советом ветеранов х. Ленина
• Сотрудничество с педагогами школьных спортивных секций – кинкбоксин,
самбо, секция футбола.
• Разработка интегрированных воспитательно образовательных проектов.
X. Воспитательная система класса: самоуправление.
Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм
организации деятельности, где прежде всего учитываются желания и интересы самих
ребят. Самоуправление – это:
взаимоуважение;
плодотворное сотрудничество;
приобретение жизненного опыта;
организаторские и лидерские качества;
коммуникативность;
воля и уверенность в себе;
профориентация;
формирование активной гражданской позиции.
В 1 2 классах взяла за основу жизнедеятельности моих младших школьников
персонажей из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка
в Солнечном городе».
Организацию жизни класса я построила по такой схеме:
Солнышко Кубани
Мэр
Знайки
Дума
Заместители
Тюбики
Торопышки
Винтики
Синеглазки
и
и
Шпунтики
Кнопочки
Медуницы
и
Пилюлькины
Гусли
и
Цветики
Синоптики
Цветоводы
9 Коротышки
Малыши и малышки
аллея
Ромашек
Адрес:
улица
бульвар
Колокольчиков
Васильков
Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь построена так,
чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал необходимость и
нужность другого. В 3 – 4 классах были изменены названия поручений, но их
функции остались прежними. Поручения были распределены в игровой форме
тайным голосованием.
Законодательная власть представлена Думой (в которую входят по одному
представителю от лучиков), состоящей из родительского комитета, классного
руководителя и представителей Лучиков Думы (звенья).
Законодательная власть занимается разработкой пути развития детского
коллектива, продумывание мероприятий, осуществляет анализ проведенных
мероприятий.
Дума занимается разработкой идей для создания и реализации проектов,
принимает и обсуждает предложения от учителей, классного руководителя,
педагогов дополнительного образования и родителей по организации праздников,
участии в предметных неделях, отбором материала для сайта класса и газеты,
которая выпускается в классе, организацией поздравлений именинникам.
Родители, классный руководитель, учителя, педагоги дополнительного образования
оказывают помощь Думе в подготовке проектов и представлении результатов.
10.1. Законодательная власть состоит:
1. МЭР контролирует работу Лучиков, организует сбор информации и
представлением её классному руководителю. Он ведет журнал учета добрых дел и
нарушений по каждому Лучику в общем и по каждому ученику в отдельности. В
конце каждой четверти подводит итоги и представляет к награде лучший лучик,
лучшего ученика.
3. Командир каждого Лучика отвечает за распределение и выполнение
обязанностей, ведёт контроль над выполнением трудовых и творческих дел, сбор и
передачу информации о деятельности учеников, внесением предложений в Думу и
высказыванием пожеланий от групп. Заполняет индивидуальные карты достижения
аллея
аллея
аллея
Ромашек
Ромашек
Ромашек
10 учащихся и индивидуальные карты «ССС» сотрудничество, сочувствие,
самоконтроль цветовыми фишками, которые выдаются МЭРом. Цвет фишки зависит
от активной работы и вклада учащегося в совместную деятельность и личных
достижений в данной области знаний.
Мэр
Угарова
Исполнительная власть
10.2.
состоит:
1. Лучик досуга
организация классных праздников, разработка сценариев;
организация выездов (краеведческие экскурсии, театры, кинотеатры, музеи,
планетарий, цирк, библиотека);
организация игротеки в классе.
2. Лучик прессы
– отбор материала для газеты, компьютерная верстка, тиражирование, творческие
поручения, редактирование сайта класса.
3. Лучик труда
– организация акций «Чистый город», «Чистый класс», распределение обязанностей,
обеспечение орудиями труда, организация выставок детского технического и
прикладного творчества, контроль за организацией личных рабочих мест.
4. Лучик добрых дел
– организация сотрудничества между лучиками, гражданское просвещение,
подготовка и проведение вечеров, ведение листа контроля добрых дел и нарушений.
5. Лучик здоровья
– контроль за чистотой, внешним видом, пропаганда здорового образа жизни.
6. Лучик спорта
– организация спортивных мероприятий, пропаганда здорового образа жизни.
7. Лучик знаек –
– создание условий для развития познавательных процессов, для формирования
навыков и умений умственного труда, проведение предметных недель и викторин,
НОУ.
Жители «Солнечного города» и отряда «Солнышко» подчиняются
представителям законодательной власти, соблюдают законы, участвуют во всех
мероприятиях, готовят самопрезентации, проводят выборы представителей
законодательной власти тайным голосованием один раз в год.
Таким образом, детское самоуправление включает каждого ребенка в участие в
общественной жизни класса и школы с учетом его желаний, потребностей и
возможностей. Жизнедеятельность класса значительно обогащает наличие
социального окружения. Воспитательная система должна быть открытой,
взаимодействовать с интересными коллективами.
11 Самоуправление помогает моим детям научиться выполнять порученное дело
ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении
общественного поручения. Я как классный руководитель постоянно контролирую
участие ребят в выполнении поручений и поощряю инициативу, самостоятельность,
желание выполнять общественное поручение. Самоуправление способствует
сплочению классного коллектива.
10.4. Взаимодействие с учреждениями социума:
• Клуб – библиотека им В.Г. Белинского х. Ленина;
• Совет ветеранов х. Ленина;
• МБОУ ДОД ДШИ «Овация» х. Ленина:
хореография;
прикладное искусство;
сольное пение;
бальные танцы;
ИЗО;
ансамбль лошкарей «Барыня»;
вокальный ансамбль «Ладушки».
• Музыкальная школа х. Ленина;
• Школьные спортивные секции
кинкбоксин, самбо, секция футбола;
• Театры и кинотеатры города;
• Планетарий;
• Филармония;
•
• Туристические фирмы.
Музеи города;
XI. План работы воспитательной деятельности.
№ Наименование разделов
/ модулей, тем
Всего
часов
Кол – во часов
Аудиторные
1 класс
Внеаудиторные
1.
1.1
В гармонии с
традициями.
«Моя Россия. Символы
государства»
1.2 Народные игры на
1.3
1.4
Масленицу.
«Фольклор русского
народа».
«Правила дорожного
движения пешеходов»
5 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
Характеристика
деятельности
обучающихся
Классный час
Разучивание
народных игр
Викторина
Классный час;
Запись сказок,
рассказанных
детьми, на
звуковые
12 № Наименование разделов
/ модулей, тем
Всего
часов
Кол – во часов
1.5
«Расскажу Вам на ночь
сказку».
В гармонии с природой.
2.
2.1 Экскурсия в зоопарк.
2.2 Ведение дневника
погоды.
«Сохраним ёлочку»
2.3
2.4 Экскурсия в Планетарий
2.5 Проектная работа «Моя
красная книга».
3.
3.1
3.2
3.3
В гармонии с
коллективом.
«Давайте знакомиться»
«Что такое хорошо и что
такое плохо»
«Распределение
поручений»
3.4
«Дружить надо уметь»
3.5
«Мой школьный дом»
4.
4.1
В гармонии с семьей.
«Моя семья»
4.2 День матери.
4.3
«8 марта – женский
день».
4.4
«День Отечества».
5.
5.1
5.2
В гармонии с собой.
«Кто я? Какой я?»
«Как мы выглядим».
1
7 ч
1
1
2
1
2
6 ч
1
1
1
1
2
5 ч
2
1
1
1
4 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Характеристика
деятельности
обучающихся
носители.
Проектная работа
Экскурсия
Практическая
работа
Конкурс
экологических
плакатов
Экскурсия
Индивидуальное
создание Красной
книги. Выставка
презентация
Классный час
Беседа
Выборы Думы
«Солнечного
города»
Беседа с
проблемными
ситуациями
Творческая
мастерская;
Создание
классного уголка
Проектная работа:
изготовление
книги о семье
Фоторепортажи
знаменательных
семейных событий,
сочинение
стихотворений о
семье
Концертная
программа для
мам
Праздник для пап,
мальчиков класса
Классный час
Беседа
13
1
1
1
1
1
1
2
2
№ Наименование разделов
5.3
/ модулей, тем
«Режим дня».
5.4
«Овощи и фрукты –
здоровые продукты».
6.
6.1
6.2
В гармонии с
культурной средой.
«Этикет для
школьников».
«Музеи г. Краснодара».
6.3
«Мир кукол».
6.4
6.5
«Ежели Вы вежливы».
«Береги чистоту».
1.
В гармонии с
традициями.
1.1 Народные игры на
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2.
Святки.
«Моя малая Родина».
«Берегите хлеб».
«В гостях у русской
матрёшки».
«Моя Родина – Россия».
«Никто не забыт, ничто
не забыто».
В гармонии с
природой.
2.1
«Покормите птиц
зимой».
2.2
«Наши меньшие друзья».
2.3 Праздник прилета птиц.
2.4 В саду и в огороде.
2.5
«Мир животных»
3.
В гармонии с
коллективом.
Кол – во часов
Всего
часов
1
1
6 ч
1
1
1
1
2
6 ч
1
1
1
1
1
5 ч
1
1
1
1
1
6 ч
1
1
1
2 класс
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
Характеристика
деятельности
обучающихся
Проект; работа в
группах
Классный час:
Презентация в
виде серии
картинок,
плакатов
Классный час
Посещение
краеведческого
музея
Посещение
кукольного театра
Классный час
Проект – акция;
выпуск
агитационных
плакатов
Разучивание
народных игр
Классный час
Классный час
Празднично
игровая программа
Проект
Встреча с
ветеранами ВОв
Рейд
Классный час
Разучивание
закличек, стихов
Конкурсно –
игровая программа
Проект: создание
детской
энциклопедии
14 № Наименование разделов
3.1 Выборы актива
/ модулей, тем
«Солнечного города».
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
6.
«Правда и ложь».
«Вежливые слова».
«Учимся понимать друг
друга».
«Об обидах и причинах
обид».
«Ежемесячная газета».
В гармонии с семьей.
«День семьи».
«Как я дома помогаю».
«Дерево маминых
сердец».
«Говорящая книга».
«Что в имени тебе
моём?»
В гармонии с собой.
«Правильное питание –
залог здоровья».
«Чистота – залог
здоровья».
«Я здоровье сберегу, сам
себе я помогу».
«Посеешь привычку –
пожнёшь характер».
«Великие спортсмены
моей страны и мира».
«Утренняя гимнастика».
«Мои сильные стороны».
В гармонии с
Кол – во часов
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
5 ч
1
1
1
1
1
7 ч
1
1
1
1
5 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Характеристика
деятельности
Классный час;
обучающихся
Тайное
голосование
Беседа
Практическое
занятие
Классный час
Классный час
Коллективный
проект: выбор
названия,
обсуждение
содержания,
подготовка
материалов
индивидуально и в
группах.
Спортивные
эстафеты
Классный час
Коллективно
творческая работа
Проект: звуковой
сборник стихов о
родителях, семье,
сочиненных
детьми
Оформление
странички в
классном альбоме
Классный час
Классный час
Классный час
Классный час
Беседа
Проект; защита
проекта
Тест
15 6.2
6.1
№ Наименование разделов
/ модулей, тем
культурной средой.
«Правила поведения в
гостях».
«О невежах и
вежливости».
6.3 Культпоход в
Филармонию.
«Театральные постановки
русских народных сказок
на новый лад».
6.4
6.5 Драмтеатр г. Краснодара.
1.
1.1
1.2
В гармонии с
традициями.
«Пасха»
«Виды войск в России».
1.3 Праздник смеха и шуток.
1.4 Дорожные приключения
1.5
Бабы Яги.
«Русские народные
сказки».
2.
2.4
2.5
В гармонии с
природой.
2.1
«Мы дети природы».
2.2 Пробуждение Земли.
«Все кошки в гости к
2.3
нам».
«Верный друг человека»
«Мир комнатных
растений».
В гармонии с собой.
«В человеке должно быть
всё прекрасно».
3.2
«Учусь владеть собой».
3.3 Путешествие в Страну
3.
3.1
3.4
здоровья.
«Энциклопедия моего
здоровья».
Всего
часов
Кол – во часов
1
1
1
1
1
5 ч
1
1
1
1
1
5 ч
1
1
1
1
1
5 ч
1
1
1
2
1
1
3 класс
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Характеристика
деятельности
обучающихся
Беседа
Классный час
Посещение
Филармонии
Групповые
проектные работы
Посещение
Драмтеатра
Классный час
Классный час к 23
февраля
Конкурсно –
игровая программа
с элементами
театрализации
Конкурсно –
игровая программа
Проект: создание
мультфильма
(иллюстрирование,
создание образов
героев, компьюте
рные анимации,
озвучивание)
Классный час
Беседа игра
Классный час
Классный час
Групповой проект:
создание буклета
Классный час
Классный час
Конкурсно –
игровая программа
Коллективная
проектная работа
16
1
1
1
1
1
1
1 № Наименование разделов
4.
/ модулей, тем
В гармонии с
коллективом.
4.1 Игра «Сделай свой
выбор».
4.2
4.3
4.4
«Настоящий друг».
«Законы дружбы».
«Спешите делать
добро».
4.5 Цветик семицветик.
4.6
«Сайт класса».
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
6.
6.1
В гармонии с семьей
«Права ребёнка».
«Твоя родословная».
«Генеалогическое древо
семьи».
«Родительский дом».
В гармонии с
культурной средой.
«Внешний вид
человека».
6.2 Театр юного зрителя
6.3
г. Краснодара.
«Поведение в
общественных местах».
6.4 Драмтеатр г. Краснодара.
6.5 Военные обелиски
6.6
1.
1.1
1.2
1.3
Краснодара.
«Театры г. Краснодара».
В гармонии с
традициями.
«Рождество и
Крещение».
«Красные дни
календаря»
«Мы наследники
победы».
1.4
1.5
«Я – гражданин России».
«Новогодние сюрпризы».
Кол – во часов
Всего
часов
9 ч
4
1
1
1
1
1
4 ч
1
1
1
1
6 ч
1
1
1
1
1
1
7 ч
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
1
1
1
1
1
Характеристика
деятельности
обучающихся
Выборы Думы:
МЭРа, командиров
лучиков; поруче
ния в лучиках
Классный час
Классный час
Классный час
Праздничный
огонёк ко Дню
именинника
Долгосрочный
групповой проект
Классный час
Классный час
Индивидуальные
проектные работы
Праздник
совместно с
родителями
Классный час
Посещение ТЮЗ
Беседа
Посещение
Драмтеатра
Экскурсия
Групповой проект
Классный час
Классный час
Классный час;
возложение цветов
к Вечному огню
Классный час
Проект: изготов
ление открыток,
17
2
1
1
1
1
1
1
1
1 № Наименование разделов
/ модулей, тем
Всего
часов
Кол – во часов
2.
В гармонии с
природой.
2.1 Деревья в народном
творчестве разных
народов.
«Растения в городах».
«Розовый сад»
«Операция – зелёный
двор».
2.2
2.3
2.4
2.5
«Помоги птицам зимой».
3.
3.1
3.2
В гармонии с собой
«Хочу, могу и надо».
«ЗОЖ».
3.3
«Умники и умницы».
3.4
3.5
4.
«Мои права и
обязанности».
«В гости к книжной
полке».
В гармонии с
коллективом.
4.1 Игра «Сделай свой
выбор».
4.2
4.3
4.4
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
«Человек среди людей»
«Толерантность».
«Чистый двор, чистая
улица, чистый город».
В гармонии с семьей.
«Семейные традиции».
«Папа, мама, я –
спортивная семья».
«Права и обязанности
членов семьи».
«Истории имен нашей
семьи».
«Визитка моей семьи».
5 ч
1
1
1
1
1
6 ч
1
2
1
1
1
7 ч
4
1
1
1
5 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
Характеристика
деятельности
обучающихся
сувениров,
стенгазет
Беседа диалог
Классный час
Экскурсия
Рейд по
озеленению
школьного двора
Проект:
изготовление
кормушек
Классный час
Проект: выпуск
журнала
Проект: создание и
выпуск электрон
ных интерактив
ных тестов
Встреча с юристом
Экскурсия в
библиотеку
Выборы Думы:
МЭРа, командиров
лучиков; поруче
ния в лучиках
Беседа
Классный час
Проект
благоустройства
школьной
территории
Классный час
Праздник спорта
Беседа
Проект
Изготовление
18
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1 № Наименование разделов
/ модулей, тем
Всего
часов
6.
В гармонии с
культурной средой.
6.1 Музеи г. Краснодара.
6.2
«Эти правила важны, эти
правила нужны».
6.3 Сервировка стола.
6.4
«Музеи г. Краснодара».
4 ч
1
1
1
1
Кол – во часов
1
1
1
1
Характеристика
деятельности
обучающихся
визиток для членов
семьи
Экскурсия в
художественный
музей
Беседа о культуре
поведения в
общественных
местах
Беседа –
практикум
Групповой проект
XII. Контроль и диагностика эффективности функционирования
программы воспитательной деятельности.
Цель: выявить способности программы содействовать развитию детей.
Эффективное воспитание и обучение, формирующее образованную,
культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность,
немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного
отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности.
Изучение классного коллектива основывается на следующих критериях:
сформированность индивидуальности учащихся;
•
• удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и
школе;
сформированность коллектива класса.
•
Для исследования результативности программы воспитательной деятельности класса
я использую следующую совокупность критериев и методик изучения:
19 ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.
Методика «10 ступенек».
Исследование самооценки детей 2 класса «А» класса. Октябрь 2011 г.
Методика «10 ступенек» помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень
самооценки в поведении проявляется так:
активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти
на контакт – те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой.
пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны
детям с заниженной самооценкой.
Методика Н.П.Капустина помогает мне определить уровень воспитанности
учеников и осуществлять на основе этого реального руководства дальнейшее
воспитание и развитие своих воспитанников. Под уровнем воспитанности понимается
степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель
воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший,
средний, низкий.
Анализ воспитанности детей в семье.
Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные
качества ребёнка в семье. В тестировании участвовало 14 учащихся. Диагностика
показала следующие результаты.
20 АНАЛИЗ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ: 3 класс, начало года
Тестирование показало, что в семье, как и в школе , ребята часто проявляют
свои положительные качества. Они также исполнительны, отзывчивы, самокритичны,
добросовестно относятся к учёбе, к своим поручениям, любят свой класс, защищают
честь класса делами, рассказывают о классе дома.
Анализ игры «Выборы 2013» или «Сделай свой выбор»: 4 класс, 25.10.2013 г
21 22 Итоги выборов командиров лучиков отряда «Солнышко Кубани».
XIII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили,
2000г.
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., «Просвещение», 1987г.
23 3. Никитина Л.А. Исповедь. – М., Издательство «Знание», 1991г.
4. Березина В.А., Виноградова Л.И. Воспитать человека. Сборник нормативно
правовых, научнометодических, организационнопрактических материалов по
проблемам воспитания. М., Издательский центр «ВентанаГраф», 2003г.
5. Родительские собрания. Нравственное воспитание в семье. Авт.сост.
Васильева Е.В. – Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Система работы по формированию здорового образа жизни. Сост. Бочкарёва
О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
7. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное
пособие. Авторысоставители Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. – М., Центр
педагогического образования, 2007г.
8. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. Сборник игр
коррекций. – М., Новая школа, 1993г.
9. Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Учебнометодическое
пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004г.
10.«Этическая грамматика или весёлый этикет». Методическое пособие для
учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования,
воспитателей детских садов. Составители Венецкая А.Б., Исакова Т.Г.,
Чурилова О.В. Магнитогорск: МаГУ, 2002г.
11.Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по
воспитательной работе. М., Народное образование, 2006г.
12.Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по
воспитательной работе. – М., Народное образование, 2007г.
13.Воспитание индивидуальности. Учебнометодическое пособие. Под редакцией
Е.Н.Степанова.М.:ТЦ Сфера, 2008г.
24
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Формирование сплочённого детского коллектива в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.