Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Оценка 4.6

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Оценка 4.6
Научные работы
docx
труд
7 кл—10 кл
19.01.2017
Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
статья.docx
Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности      Введение Толерантность   –   в   переводе   с   лат.   «tolerantia»   –   терпение   «…означает уважение,  принятие   и   правильное   понимание   богатого   многообразия   культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». [1]          В последнее время всё чаще говорят о толерантном мире без насилия и жестокости; о мире, в котором самой главной ценностью является человеческая личность.   Возникает   проблема   воспитания   нравственной   личности, одухотворённой   идеалами   добра,   активно   не   принимающей   разрушительных         Цель:  обобщение   опыта   работы   по   формированию   толерантности идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим.    посредством урочной и внеурочной деятельности.      Задачи:  познакомить с формами и методами работы в урочной и во внеурочной  деятельности;  представить опыт работы на уроках технологии, направленный на  воспитание у учащихся культуры толерантности;  показать возможности проектно­исследовательской деятельности для  воспитания толерантной личности.      Основная часть Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе. «Педагогика сотрудничества»   и   «толерантность»   –   те   понятия,   без   которых   невозможны какие­либо преобразования в современной школе. Смысл своей деятельности, как   учителя,   вижу   в   воспитании   толерантных   отношений   на   уроках   и   во внеурочных   занятиях   в   формировании   коммуникативной   компетентности учащихся, готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков. Именно в школе важно научить 1 ребенка принимать другого как значимого и ценного, критически относиться к своим собственным взглядам. Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. [2] Для этого на своих уроках и во внеурочных занятиях создаю благоприятную среду для   воспитания   толерантности:   атмосферу   доброжелательности,   взаимной заинтересованности, искренности и уважения к мнению каждого, поиска истины, сотрудничества.           Опыт работы показывает, что материал каждого урока технологии дает большие возможности для формирования толерантности. Я постоянно работаю в этом   направлении,   провожу   уроки  по   формированию   любви   к   России, толерантному   отношению   к   другим   народам,   их   быту   и   культуре. Использование активных форм и методов работы в урочной и во внеурочной деятельности по предмету помогают воспитанию толерантности у учащихся.      Успешному проведению занятий способствуют диалоговые формы и методы обучения. При этом предпочтение отвожу беседе, групповой и индивидуальной форме   организации   работы.   Применяю   такие   методы   обучения,   которые повышают   самостоятельную   активность   учащихся   на   уроке:   использую проблемные вопросы при изложении нового материала, письменные доклады и устные сообщения, работу в парах.       Уроки кулинарии предоставляют большое поле деятельности для воспитания толерантности у учащихся. На своих уроках знакомлю не только с технологией приготовления блюд русской национальной кухни, но и блюдами народов других национальностей. В   любой   кухне   можно   найти   интересные   и   простые   блюда (узбекский плов, украинские вареники, белорусские драники). Часто учащиеся приносят   на   урок   не   только   рецепты   тех   или   иных   блюд,   но   и   интересные сведения о традициях, кулинарии, о связи блюд с историей страны.             На уроке раздела «Конструирование и моделирование швейных изделий» «Фартук в национальном костюме» учащиеся получают сведения о народном 2 костюме;   особенностях   национальной   одежды;   национальном   орнаменте, используемом в вышивке народного костюма; знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России.           На   уроках   раздела   «Художественные   ремесла»   учащиеся   знакомятся   с традиционными   видами   рукоделия   –   лоскутное   шитье,   вышивка,   вязание. Формирование интереса к народному творчеству незаменимо для нравственного и   эстетического   воспитания   школьников,   развития   уважения   к   труду, наследству своих предков, самопознанию.      При выполнении индивидуальных заданий, в том числе творческих проектов, предоставляю учащимся свободный выбор объектов труда (кулинарного блюда; швейного   изделия,   поделок   из   бисера,   бумаги,   ниток,   сделанных   своими руками). В течение года каждый ученик пишет свой проект, а затем защищает его перед классом. В 9 классе веду факультатив «Технология профессионального успеха»,  на занятиях  у   учащихся   развиваю   социальный   и   эмоциональный   интеллект личности   и   такие   их   составляющие,   как   доверие,   воображение,   сочувствие, сопереживание,   понимание   сути   отличия   от   других.   На   одном   из   занятий факультатива обсуждали вопрос «Что такое толерантность?»   Учащимся было предложено оценить разные ситуации; распределить варианты поведения людей или   политики   правительства   по   двум   группам:   уважение   и   унижение человеческого достоинства; проведен тест «Проявляешь ли ты толерантность?»; разгадывание кроссвордов по данной теме; создание  эмблемы толерантности. Школьники   на  листе   ватмана  собрали  дерево   толерантности   из   листиков,  на которых  каждый ученик высказал  свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы класс, школа, страна стали пространством толерантности и приклеили их на дерево. 3 Внеурочная   деятельность  является   составной   частью   учебно­ воспитательного   процесса   в   школе,   одной   из   форм   организации   свободного времени учащихся.        На базе школы работает научное общество школьников «На пути к науке», которое посещают учащиеся 5 – 8 классов, руководителем являюсь я, Бежок Лидия Сергеевна. На занятиях с учащимися обсуждаем темы исследовательских работ,   определяем   цели,   задачи,   методы   исследования   и   пути   их   решения. Занятия   исследовательской   деятельностью,   выступления   на   конференциях различного уровня воспитывают у учащихся культуру толерантности и умение вести диалог. Результатом работы НОШ являются выступления учащихся на школьной,   муниципальной   конференциях,   региональном   форуме   «Шаг   в будущее»,   ХХI   Межрегиональной   Открытой   Научно­Исследовательской Конференции  обучающихся   «БУДУЩЕЕ   КАРЕЛИИ»;   заочное   участие   в различных Всероссийских конкурсах научно­исследовательских работ.          На протяжении нескольких лет являюсь руководителем клуба «Дорогами свершений», для обучающихся 8­10 классов. Программа объединения включает теоретические   и   практические   занятия   по   формированию   толерантности.   Во время   проведения   практикумов,   дискуссий,  диспутов,  квестов,   социальных акций  школьники   выдвигают   идеи,   обсуждают   их,   высказывают   свою  точку зрения,   иногда   отличающуюся   от   других.   Программа   предусматривает написание   и   реализацию   социального   проекта.   Нами   были   реализованы   и представлены   на   муниципальных   и   региональных   конкурсах   «Я   –   гражданин России» такие проекты: «Мечта любого школьника», «Творим добро на радость детям», «Неси добро и позитив», «Уголок эмоциональной разгрузки». Занятия в клубе   способствуют  выявлению   качеств  социально­активной   личности, одухотворённой   идеалами   добра,   способной   проявлять   толерантность   к окружающим.       Заключение 4 Подводя   итоги,   мне   хочется   сделать   вывод:   необходимо   формировать   у учащихся   черты   толерантной   личности   с   целью   воспитания   чутких   и ответственных   граждан,   открытых   восприятию   других   культур,   способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Я считаю, организуя работу с детьми в урочной и во внеурочной деятельности, надо помнить слова Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главная — наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». [3] Литература 1. Декларация   принципов   толерантности.   Утверждена   резолюцией   5.61. Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.// Учительская газета. – 2000. – № 37.  2. Степанов   П.В.   Воспитание   детей   в   духе   толерантности//   Классный руководитель. – 2002. ­ № 2. – С.18 – 20.  3. Степанов П.В. Феномен толерантности// Классный руководитель. – 2004. ­ № 3. – С.5 – 14 5

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017