Формирование толерантности как нравственной основы личности
учащихся в урочной и во внеурочной деятельности
Введение
Толерантность – в переводе с лат. «tolerantia» – терпение «…означает
уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур
нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой
индивидуальности». [1]
В последнее время всё чаще говорят о толерантном мире без насилия и
жестокости; о мире, в котором самой главной ценностью является человеческая
личность.
Возникает проблема воспитания нравственной личности,
одухотворённой идеалами добра, активно не принимающей разрушительных
Цель: обобщение опыта работы по формированию толерантности
идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим.
посредством урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
познакомить с формами и методами работы в урочной и во внеурочной
деятельности;
представить опыт работы на уроках технологии, направленный на
воспитание у учащихся культуры толерантности;
показать возможности проектноисследовательской деятельности для
воспитания толерантной личности.
Основная часть
Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе. «Педагогика
сотрудничества» и «толерантность» – те понятия, без которых невозможны
какиелибо преобразования в современной школе. Смысл своей деятельности,
как учителя, вижу в воспитании толерантных отношений на уроках и во
внеурочных занятиях в формировании коммуникативной компетентности
учащихся, готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать
истину и сообщать о результатах своих поисков. Именно в школе важно научить
1 ребенка принимать другого как значимого и ценного, критически относиться к
своим собственным взглядам. Успешность формирования толерантной личности
школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. [2] Для
этого на своих уроках и во внеурочных занятиях создаю благоприятную среду
для воспитания толерантности: атмосферу доброжелательности, взаимной
заинтересованности, искренности и уважения к мнению каждого, поиска истины,
сотрудничества.
Опыт работы показывает, что материал каждого урока технологии дает
большие возможности для формирования толерантности. Я постоянно работаю в
этом направлении, провожу уроки по формированию любви к России,
толерантному отношению к другим народам, их быту и культуре.
Использование активных форм и методов работы в урочной и во внеурочной
деятельности по предмету помогают воспитанию толерантности у учащихся.
Успешному проведению занятий способствуют диалоговые формы и методы
обучения. При этом предпочтение отвожу беседе, групповой и индивидуальной
форме организации работы. Применяю такие методы обучения, которые
повышают самостоятельную активность учащихся на уроке: использую
проблемные вопросы при изложении нового материала, письменные доклады и
устные сообщения, работу в парах.
Уроки кулинарии предоставляют большое поле деятельности для воспитания
толерантности у учащихся. На своих уроках знакомлю не только с технологией
приготовления блюд русской национальной кухни, но и блюдами народов других
национальностей. В любой кухне можно найти интересные и простые блюда
(узбекский плов, украинские вареники, белорусские драники). Часто учащиеся
приносят на урок не только рецепты тех или иных блюд, но и интересные
сведения о традициях, кулинарии, о связи блюд с историей страны.
На уроке раздела «Конструирование и моделирование швейных изделий»
«Фартук в национальном костюме» учащиеся получают сведения о народном
2 костюме; особенностях национальной одежды; национальном орнаменте,
используемом в вышивке народного костюма; знакомятся с национальными
традициями и особенностями культуры и быта народов России.
На уроках раздела «Художественные ремесла» учащиеся знакомятся с
традиционными видами рукоделия – лоскутное шитье, вышивка, вязание.
Формирование интереса к народному творчеству незаменимо для нравственного
и эстетического воспитания школьников, развития уважения к труду,
наследству своих предков, самопознанию.
При выполнении индивидуальных заданий, в том числе творческих проектов,
предоставляю учащимся свободный выбор объектов труда (кулинарного блюда;
швейного изделия, поделок из бисера, бумаги, ниток, сделанных своими
руками). В течение года каждый ученик пишет свой проект, а затем защищает
его перед классом.
В 9 классе веду факультатив «Технология профессионального успеха», на
занятиях у учащихся развиваю социальный и эмоциональный интеллект
личности и такие их составляющие, как доверие, воображение, сочувствие,
сопереживание, понимание сути отличия от других. На одном из занятий
факультатива обсуждали вопрос «Что такое толерантность?» Учащимся было
предложено оценить разные ситуации; распределить варианты поведения людей
или политики правительства по двум группам: уважение и унижение
человеческого достоинства; проведен тест «Проявляешь ли ты толерантность?»;
разгадывание кроссвордов по данной теме; создание эмблемы толерантности.
Школьники на листе ватмана собрали дерево толерантности из листиков, на
которых каждый ученик высказал свои пожелания, советы, что нужно сделать,
чтобы класс, школа, страна стали пространством толерантности и приклеили их
на дерево.
3 Внеурочная деятельность
является составной частью учебно
воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного
времени учащихся.
На базе школы работает научное общество школьников «На пути к науке»,
которое посещают учащиеся 5 – 8 классов, руководителем являюсь я, Бежок
Лидия Сергеевна. На занятиях с учащимися обсуждаем темы исследовательских
работ, определяем цели, задачи, методы исследования и пути их решения.
Занятия исследовательской деятельностью, выступления на конференциях
различного уровня воспитывают у учащихся культуру толерантности и умение
вести диалог. Результатом работы НОШ являются выступления учащихся на
школьной, муниципальной конференциях, региональном форуме «Шаг в
будущее», ХХI Межрегиональной Открытой НаучноИсследовательской
Конференции обучающихся «БУДУЩЕЕ КАРЕЛИИ»; заочное участие в
различных Всероссийских конкурсах научноисследовательских работ.
На протяжении нескольких лет являюсь руководителем клуба «Дорогами
свершений», для обучающихся 810 классов. Программа объединения включает
теоретические и практические занятия по формированию толерантности. Во
время проведения практикумов, дискуссий, диспутов, квестов, социальных
акций школьники выдвигают идеи, обсуждают их, высказывают свою точку
зрения, иногда отличающуюся от других. Программа предусматривает
написание и реализацию социального проекта. Нами были реализованы и
представлены на муниципальных и региональных конкурсах «Я – гражданин
России» такие проекты: «Мечта любого школьника», «Творим добро на радость
детям», «Неси добро и позитив», «Уголок эмоциональной разгрузки». Занятия в
клубе способствуют выявлению качеств социальноактивной личности,
одухотворённой идеалами добра, способной проявлять толерантность к
окружающим.
Заключение
4 Подводя итоги, мне хочется сделать вывод: необходимо формировать у
учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и
ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных
ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность, как в
урочной, так и внеурочной деятельности. Я считаю, организуя работу с детьми в
урочной и во внеурочной деятельности, надо помнить слова Л.Н. Толстого: «Из
всех наук, которые должен знать человек, главная — наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра». [3]
Литература
1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.
Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.// Учительская
газета. – 2000. – № 37.
2. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности// Классный
руководитель. – 2002. № 2. – С.18 – 20.
3. Степанов П.В. Феномен толерантности// Классный руководитель. – 2004.
№ 3. – С.5 – 14
5
Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.