В статье характеризуются основные компоненты ценностно-смысловой сферы личности - ценностные ориентации и система личностных смыслов. Раскрывается содержание понятия ценностные ориентации личности. Приводятся данные эмпирического исследования ценностных ориентаций современных подростков. Автором анализируется различие между нормативными идеалами и индивидуальными приоритетами подрастающего поколения.
Сельцова И.А. Формирование ценностных ориентаций подростков.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Отдел образования, спорта и туризма администрации Ленинского
района, г. Гродно
И.А. Сельцова
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, личностный
смысл, нормативные идеалы и индивидуальные приоритеты личности.
Одна из тенденций, характеризующих в настоящее время развитие
психологической науки – возрастающий интерес к исследованию
содержательных особенностей индивидуального сознания личности как
интегрированного и многомерного отражения реальности. Всё шире
обсуждается вопрос о необходимости исследования индивидуальной
специфики внутренней жизни, реконструкции субъективной картины мира
личности. В ситуации ломки социальных стереотипов и набирающих силу
новых социокультурных тенденций вопросы неблагоприятного
формирования структур индивидуального сознания приобретают особую
важность [6].
Ценностносмысловая сфера личности включает в себя два основных
компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба
компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно
соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений.
Ценностные ориентации являются одной из составляющих структуры
личности. Как общенаучные понятия они способствует объединению
исследуемых объектов различных наук.
имеющие личностный смысл,
Понятие «ценностные ориентации», в свою очередь, напрямую
связано с понятием «ценность». Ценности – это духовные и материальные
феномены,
являющиеся мотивом
деятельности [1]. Ценности являются целью и основой воспитания.
Изучение противоречий между ценностями поколений, выявление
ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной
прагматической школы – таковы основные направления научного поиска.
Существует множество определений понятия «ценность», как
имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до
одного из явлений мотивационного процесса. Ценность – любой «объект»
(в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для
субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в
качестве ценности могут выступать не только абстрактные
1 привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно
важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком
значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях,
заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения.
Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения
культуры. Конечные предпочтения следует считать базовыми ценностями.
Поскольку все внешние предпочтения, так или иначе, сводятся к
внутренним, а внутренние – к конечным предпочтениям [6].
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека
ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и
общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций
было введено в послевоенной социальной психологии как аналог
философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное
разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя
ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы
репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и
ценностные ориентации различались либо по параметру «общее
индивидуальное», либо по параметру «реально действующее –
рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли
наличие индивидуальнопсихологических форм существования ценностей,
отличных от их присутствия в сознании. В настоящее время ценности
определяются как аспект мотивации. А ценностные ориентации – как
субъективные концепции ценностей, занимающих сравнительно высокое
положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
Принцип иерархии, многоуровневость, является важнейшей
характеристикой системы ценностных ориентаций личности. По словам В.
Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает
переживание того, что она выше какойто другой» [8, с. 290]. Принятие
личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает
построение индивидуальной ценностной иерархии. Ранг той или иной
ценности в индивидуальной системе, по мнению Н. Гартмана, может
определяться как ее абстрактной «высотой», так и ее «силой», зависящей
от «тягости», возникающей при ее нереализации [4].
В работах современных отечественных авторов Е.Б. Фанталовой,
С.Р. Пантилеева, Д.А. Леонтьева, также указывается на неоднозначность
критериев индивидуального ранжирования ценностей: их предпочтение
может быть обусловлено представлениями об их абсолютной значимости
для общества и человечества в целом или же их субъективной актуальной
важностью, насущностью [7, 5, 2]. В этой связи представляет интерес
концепция С.С. Бубновой, которая наряду с принципом иерархичности
выделяет принцип нелинейности системы ценностных ориентаций. По ее
2 словам, «чрезвычайно важным свойством системы личностных ценностей
является ее многомерность, заключающаяся в том, что критерий их
иерархии – личностная значимость – включает в себя различные
содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных форм
социальных отношений» [1, с. 143].
Как отмечают Дулина Н.В., Токарев В.В., Василенко И.В., система
индивидуальных ценностей складывается, как правило, уже к окончанию
средней школы [3]. В подростковом возрасте происходит активное
развитие личности. И одним из основных структурных компонентов
формирования личности подростка являются ценностные ориентации –
разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности,
предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их
субъективной значимости. Именно ценностные ориентации для подростка
служат опорными установками для принятия решений и регуляции
поведения. Наибольшее влияние на ценностные ориентации подростка
оказывает референтная группа, система ценностей и норм которой
выступает для него эталоном. Учитывая данный факт, мы задались целью
выяснить, существенно ли отличаются нормативные установки подростков
от их индивидуальных приоритетов, наиболее часто проявляющихся в
социальном поведении.
В исследовании приняли участие 60 учащихся 8 – 9 классов г.
Гродно. Возраст испытуемых 13 – 14 лет. В качестве психологического
инструментария мы использовали опросник ценностей Ш. Шварца [4].
Обследование проходило в два этапа.
Изначально изучались нормативные идеалы, ценности подростков на
уровне убеждений, а также структура ценностей, оказывающая наибольшее
влияние на всю личность, но не всегда проявляющаяся в реальном социальном
поведении. Результаты исследования представлены в таблице 1:
Таблица 1 – Уровень нормативных идеалов подростков
N=60
Ценности
Средний
Групповой
Доброта
Безопасность
Конформность
Самостоятельность
Достижения
Гедонизм
Универсализм
Традиции
Стимуляция
Власть
балл
5,5
5,4
5,3
5,1
5,1
5
4,7
4,2
4
3,5
ранг
1
2
3
4,5
4,5
6
7
8
9
10
3 Как видно из данных, представленных в таблице 1, в соответствии со
средним баллом по каждому типу ценностей устанавливалось их ранговое
соотношение. Каждому типу ценностей присваивался ранг от 1 до 10. Первый
ранг присваивался типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл,
десятый – имеющему самый низкий средний балл. Таким образом, было
выявлено, что наиболее значимыми нормативными ценностями для испытуемых
являются «Доброта» (1 ранг), «Безопасность» (2 ранг) и «Конформность» (3
ранг). То есть, испытуемые в большей степени ценят позитивное взаимодействие
с окружающими; безопасность для других людей и себя, гармонию, стабильность
общества и взаимоотношений; сдерживание и предотвращение действий, а также
склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим
или не соответствуют социальным ожиданиям.
На следующем этапе исследовались индивидуальные приоритеты
подростков, наиболее часто проявляющиеся в их социальном поведении.
Результаты исследования представлены в таблице 2:
Таблица 2 – Уровень индивидуальных приоритетов подростков
Ценности
N=60
Средний
Групповой
Доброта
Гедонизм
Стимуляция
Универсализм
Самостоятельность
Достижения
Конформность
Безопасность
Традиции
Власть
балл
2,6
2,6
2,5
2,4
2,4
2,2
2,1
2
1,8
0,5
ранг
1,5
1,5
2,5
4,5
4,5
6
7
8
9
10
Как видно из таблицы 2, ценность «Доброта» продолжает занимать
лидирующую позицию и в системе индивидуальных приоритетов подростков.
Однако далее следует «Гедонизм» и «Стимуляция». То есть, на уровне
поведения, для испытуемых более предпочтительно наслаждение или
чувственное удовольствие, стремление к новизне и глубоким переживаниям,
нежели «Безопасность» и «Конформность».
Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника,
характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает
ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через
социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы.
Следовательно, как показывает, проведённое исследование, нормы,
установки и ценностные ориентации референтной группы не только
4 принимаются подростком во внимание при реализации социального
поведения, но и становятся частью системы ценностных ориентаций
подрастающего поколения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бубнова, С.С., Сытин, А.Н. Ценностные ориентации молодёжи
различных регионов России / С.С. Бубнова, А.Н. Сытин // Актуальные
проблемы современной российской психологии. – 2007. – №6. – С. 140–
147.
2.
Леонтьев, Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / Д.А.
Леонтьев. – M., Прогресс, 1990. – С. 522.
3.
Методы исследования системы ценностных ориентаций / Сост.
Н.В. Дулина, В.В. Токарев, И.В. Василенко. Волгоград: ВолгГТУ, 1999. –
36 с.
4.
Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей
личности: концепция и методологическое руководство / В.Н. Карандашев.
– СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
5.
Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально–оценочная
система / С.Р. Пантилеев – М. МГУ, 1991. – 110с.
6.
Серый, А.В., Яницкий, М.С. Ценностносмысловая сфера
личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский
государственный университет, 1999. – 92 с.
7.
Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего
конфликта / Е.Б. Фанталова Издво: БахрахМ, 2001 –128 с.
8.
Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. Ред.
Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М., 1990. – 368 с.
5
Формирование ценностных ориентаций подростков
Формирование ценностных ориентаций подростков
Формирование ценностных ориентаций подростков
Формирование ценностных ориентаций подростков
Формирование ценностных ориентаций подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.