Формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
15.08.2018
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования отмечается, что ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России. Почему бы не оживить музей для школы, почему не стать единой образовательной средой? Мы уверены, что только так возможно прикоснуться, ощутить и запомнить уникальность, которую не найти в другом месте, только так возможна эффективная деятельность музея, только так можно сделать музей открытым и современным.проектная работа учителя английского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №1 им.А.Блока
тел.9941277, 8(4962)644729
sunschool.1@mail.ru
Администрации
Солнечногорского муниципального района
Московской области
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
141505, г.Солнечногорск,
ул. Вертлинская, д.17
Утверждаю
Директор лицея №1
_________Курасов С.И.
«_____»___________2018г ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
На тему:
Формирование ценностных ориентиров
средствами музейной педагогики
Меджидова Мадина Адамовна
Учитель английского языка
МБОУ Лицей №1 имени А. Блока
Солнечногорского муниципального района 1.Обоснование актуальности
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего
образования отмечается, что ученик должен уметь использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для: изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и
достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с
культурой и достижениями России. Почему бы не оживить музей для школы,
почему не стать единой образовательной средой? Мы уверены, что только так
возможно прикоснуться, ощутить и запомнить уникальность, которую не
найти в другом месте, только так возможна эффективная деятельность музея,
только так можно сделать музей открытым и современным.
Бесспорно, музей и школа – это различные по своим функциям
социальные институты в обществе, но их объединяет то, что они способны
оказывать глубокое воздействие на формирование личности ребенка и его
ценностных ориентиров.
Музеи России обладают уникальными образовательными возможностями,
которые, к сожалению, образование использует не в полную силу. В итоге
россияне больше знают о мировом культурном наследии, чем о российском.
Не хватает пространства для занятий с обучающимися в музее и организации
музейных выставок в самой школе. У обучающихся не достаточно
сформирован интерес к музеям и их коллекциям, необходимый для
формирования гражданскопатриотических качеств личности.
Музей мог бы стать сегодня не только культурным, но и образовательным
пространством пространством снятия предметных ограничений,
устанавливающее новые связи между предметами, идеями, эпохами. А
обучающийся мог бы быть активным партнером, а не пассивным посетителем.
Предмет «Иностранный язык» играет немаловажную роль в этом
партнерстве, ведь воспитательный потенциал уроков иностранного языка
необычайно велик.
Иностранные языки позволяют решить проблему создания единого
образовательного пространства не только на уровне урока, но и на уровне
региона, страны и мира.
Существование этих проблем позволяет заключить, что включение музея
в активный учебный процесс, является одним из современных педагогических
направлений, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между
образованием и культурой. Поэтому технология музейной педагогики на
уроках иностранных языков должна стать одной из приоритетных в работе
образовательных учреждений.
Следовательно, целью нашей работы в этом направлении является – развитие
личности, творческого потенциала и ценностных ориентиров обучающихся
средствами английского языка путем включения ее в многообразную деятельность
музея. поиск необходимой информации и материалов;
Задачи:
1
2)выделение направлений проекта по принципу расширения пространства влияния музея;
3)включение в содержание уроков иностранного языка материала по музейной тематике;
4)распределение развивающих мероприятий по уровням обучения английскому языку;
5)создание программы продвижения музеев России средствами иностранного языка.
3.Направления Проекта
Включение музея в учебный процесс, а именно в обучении английскому языку
развиваем в трех направлениях: «Живой музей» в учебном процессе,
«Практичный музей» во внеклассной работе и «Открытый музей» для мира.
3.1. «Живой музей» в учебном процессе
Данное направление основано на тесном контакте с учебной программой.
«Включение» музея в активный учебный процесс начинается с пятого класса
по учебнику «Английский в фокусе» / «Spotlight» (Ваулина, Дули, Эванс), где
каждый из десяти модулей можно связать с музейной тематикой.
Содержание курса
«Английский в фокусе», 5 класс
Модуль 1. Школьные дни
Модуль 2. Это я
Модуль 3. Мой дом – моя крепость
Модуль 4. Семейные узы
Модуль 5. Животные со всего света
Модуль 6. С утра до вечера
Модуль 7. В любую погоду
Модуль 8. Особые дни
Модуль 9. Жить в ногу со временем
Модуль 10. Каникулы
Музейная тематика по модулям
Модуль 1. Экскурсия по школе.
Модуль 2. Моя коллекция сувениров.
Модуль 3. Достопримечательность
города.
Модуль 4. Семейные поездки в музей.
Модуль 5. Зоопарк как музей.
Модуль 6. Музей часов.
Модуль 7. Одежда как экспонат.
Модуль 8. Уникальные праздники.
Модуль 9. Музей игрушки
Модуль 10. Виды транспорт Тематику можно применить по классам, которые в течение года готовят
проекты:
«Музейная тематика» по классам:
5класс История твоего города. Экскурсия по моему городу.
6класс Музеи Лондона. Интервью с туристами.
7класс В школе здорово! Музей школы.
8класс Родная страна. Человек и природа.
9класс Что делает твою школу особенной?
10классМолодёжь и искусство. Разные пейзажи – разные страны
11классПроблемы глобализации.
Работая в тесной связи с музеем, можно разработать совместно образовательные
экскурсии на английском языке для учеников всех возрастов в соответствии с
учебным планом школ.
Их можно использовать при изучении различных разговорных тем, при
формировании навыка перевода, чтения (индивидуального, группового, по ролям), а
также при разработке интерактивных заданий на сопоставление, вопросы с
несколькими вариантами ответов, интерактивные викторины или задания на
заполнение пропусков.
3.2. «Практичный музей» во внеклассной работе.
Не менее важна роль музея в наше время и как места для увлекательных
занятий, которые дополнят учебные предметы, помогут расширить кругозор и
запастись новыми впечатлениями.
Еженедельно музей А.Блока становится общественнокультурной площадкой, в
которой проходят развивающие мероприятия, где открываются новые грани
неисчерпаемого Шахматово и происходит погружение в эпоху Серебряного века.
Этот Музей как и многие другие предлагает разнообразные мероприятия. Эти
мероприятия распределены также по возрасту и классам и также связаны с
тематикой, соответствующей учебному плану.
При изучении тем, связанных с книгами, жанрами, литературой, прессой
и обучении написания писем проводятся следующие внеклассные
мероприятия:
Для 1011 классов Муза в шинели
Это литературномузыкальное мероприятие, где звучат стихи и песни военных
лет, которые рассказывают о роли поэтов и писателей в войнах, потрясших Россию,
начиная с 18 века и до наших дней. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и
слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Здесь звучат стихи
Ахматовой, Гумилёва, Блока, Цветаевой, Симонова, Друниной и других.
Для 89 классов Рукописный журнал
Возрождая старинную традицию семейных рукописных журналов, ребятам
предлагается составить один номер рукописного журнала: сочинив по образцу
коротенькое стихотворение или рассказ и записав его пером и чернилами, наклеить
очаровательные картинки или засушенные цветочки. Ребята услышат рассказ о
детском рукописном журнале «Вестник» юного Александра Блока. Издание
рукописных журналов – огромный пласт семейного досуга Бекетовых – Блоков. Для 56 классов Старинное письмо
Ребята узнают о том, каким образом писали письма в XIX веке, стили их
написания, чем писали, как отправляли и доставляли их к адресату.
Самостоятельно напишут письмо пером и чернилами, украсят его гербарием и
запечатают сургучом.
И «Переплетная мастерская» (традиционный ручной переплет книг). История
переплетного дела, свойства бумаги, кожи, переплетное оборудование времен
Александра Блока. Ребята имеют возможность поучаствовать в процессе переплета.
При изучении тем Праздники, День рождения, Еда, Развлечения, Игры,
Технологии
Для 1011 классов Гастрономическое Шахматово совершенно новый и
увлекательный проект возрождения русской усадебной кухни, и ближайшее
знакомство с бытом и укладом семьи БекетовыхБлока. Оно разработано на основе
изучения подлинных кулинарных тетрадей дедушки и бабушки Александра Блока,
Елизаветы Григорьевны и Андрея Николаевича Бекетовых. О вкуснейших
шахматовских обедах в Москве и вовсе ходили легенды…
Познакомившись с редчайшими рецептами традиционных блюд
стародворянской кухни, особенно актуальными сегодня, ребята совершают свои
собственные кулинарные открытия, наслаждаются вкусом оригинальных и ранее
известных нам только из литературных произведений, блюд французской кухни, тех
самых, которые так любил Александр Блок.
Усадебная конюшня.
В усадьбе воссоздали конюшню Александра Блока. Посетители могут заняться
верховой ездой или отправиться на конную прогулку по территории музея
заповедника. С малышами можно прокатиться на санях или в экипаже.
Для 89 классов
Настольные и подвижные игры Блоковского времени привлекают не только как
игры прошлого. Бирюльки, Бильбоке, Блошки в плошке, Горелки, Моталки, Кошки
мышки и др. игры и забавы конца XIX века. Игры из коробки имеют много
достоинств: обладают развивающим эффектом; улучшают способности ребенка в
разных сферах; тренируют логику, соответственно математические навыки;
развивают пространственное мышление; развивают речь и помогают социальному
взаимодействию.
Для 57 классов
День рождения в дворянской усадьбе
Увлекательная и познавательная программа дает возможность детям вместе с
родителями побывать в старинной усадьбе, познакомиться с бытом и традициями
русского дворянства конца XIX – начала XX века. Дети вместе с родителями
примут участие в интерактивной детской экскурсии по Главному дому, с
отгадыванием загадок и шарад блоковского времени. Своими руками сделают
подарок для именинника бонбоньерку (картонаж). После программы родители
могут организовать чаепитие для именинника и его гостей. При изучении тем: Парки, Растения и животные, Экология, Защита
окружающей среды проводятся следующие мероприятия:
Для 1011 классов
К Международному дню лесов 22 марта 2017 года, для всех желающих, была
проведена беседа со специалистом лесного хозяйства, заслуженным лесоводом
России Смекалиной Т.Ф. Сотрудники музеязаповедника рассказали о жизни
деятельности ученогоботаника А.Н. Бекетова дедушки А.А. Блока, его книгах и
познакомили с настольной игрой XIX века "Ботаническое лото".
Для 89 классов
Квесты «Прогулка по усадьбе»
В поисках клада ребята познакомятся с усадебным парком, узнают о
предназначении построек на территории. Кого держали на скотном дворе, какая
была утварь в усадебной кухне, что такое ледник и многое другое. Перевоплотятся
в актёров домашнего театра и учёныххимиков.
Для 56 классов
Ботаническая прогулка. Попробуем отыскать растение по «портрету»! Сколько
«этажей» в лесу, саду и парке? Как стать лесу другом? Сухомлинский, говоря о
развитии любознательности как одном из принципов воспитания и обучения, указал
на то, что с самого начала сознательной жизни ребёнка стоит обращать его внимание
на причинноследственные связи между предметами и явлениями окружающего
мира и учить наблюдать. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали
окружающего мира.
Все эти мероприятия дают учащимся возможность не только узнать,
попробовать или посмотреть, но и создавать презентации, видеоролики, основанные
на материале этих мероприятий, озвученные на иностранном языке; создавать
собственные проекты, результатами которых становятся переведенные на
английский язык уникальные рецепты XIX века, стихи Александра Блока,
переведенные на английский язык, а также организовывать свои собственные
внеклассные мероприятия с использованием всего этого материала как в школе, так
и в музее– это и мастерклассы, и конкурс чтецов, и праздники, и театральные
постановки.
Предлагаю прослушать один из отрывков из поэмы Блока, переведенный обучающимися:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер
На всем божьем свете!
Black the night.
White the snow.
Winds and winds!
A man can`t stand.
Winds and winds
On all the land.
3.3. «Открытый музей» в мировом пространстве
В этом направлении проводится и планируется самая трудоемкая и
ответственная работа по выведению в мир достояния нашей страны.
Многие музеи, в том числе и наш родной музей в Шахматово не имеют
странички на английском языке. А ведь это возможность делиться сокровенным со
своими сверстниками во всем мире. Многие музеи, равно как и наш музей не имеют возможности в реальности рассказывать о музее, об экспонатах иностранным
гражданам, в том числе мигрантам, которые должны знать историю нашего района.
Или, например, может возникнуть необходимость в путеводителях на английском
языке.
Хотя Душу русскую сложно передать не на родном языке, это не значит, что
любители и ценители русского искусства, в частности, творчества великого
русского поэта Александра Блока, не имеют шанса узнать, услышать, прочитать, и
может быть понять. Поэтому издание сборника стихов на английском языке – это
уникальная возможность прикоснуться к русской поэзии.
Ценителей кулинарного искусства эпохи Серебряного века все больше во всем
мире, а оценить его могут немногие за неимением рецептов на английском языке.
Поэтому сборник рецептов из уникальных кулинарных тетрадей этой семьи
позволит всему миру почувствовать вкус этой колоссальной эпохи.
Программа социальной поддержки мигрантов Московской области при
поддержке главного управления социальных коммуникаций МО и администрации
Солнечногорского района проводит регулярно семинары, на которых иностранные
граждане, пребывающие на территории Подмосковья, узнают об истории
Солнечногорска и нашей страны, но не все мигранты знают русский язык, поэтому
лекции и экскурсии по городу на английском языке как международном и
соответственно, самом распространенном, даст возможность образовывать большее
количество людей.
Каждый год в Москве проводится международная туристическая выставка,
где можно найти максимум актуальной и полезной информации по всем
туристическим направлениям. А для нашего проекта это уникальный шанс
представить свой регион и район в том числе из первых рук, то есть нашими
учащимися, которые могут подготовить мастерклассы, конкурсы, различные
культурные программы на русском, дублируя все на английском языке. Это также
отличная возможность приобрести новые иностранные знакомства, новые деловые
контакты, практика разговорного языка, а также привлечение туристов в наш район,
регион и страну.
Всё это укрепляет наши идеи по продвижению наших музеев средствами
английского языка не только по России и для России, но и для всех интересующихся
в мире.
4.ВЫВОДЫ
Полная реализация этого проекта позволит получить все ожидаемые
результаты.
Обучающимся предоставляется возможность не просто слушать и видеть
бесценные экспонаты культуры, но и оживлять каждый предмет, делать значимым
его для себя и других; используя международный язык, стать проводником в мир
культуры своей страны для всего мира, а также участвовать в процессе создания
единого образовательного пространства школы и музея.
Как мы видим, Специфика урока иностранного языка подразумевает
расширение знаний учащихся во всех областях. Включение в содержание уроков иностранного языка материала музеев помогает формированию творческой
социальноактивной личности, открытой для диалога культур, знающей и
уважающей традиции и историю своей малой Родины, страны в целом и стран
изучаемого языка.
Таким образом, краеведческий материал – эффективный аспект учебно
воспитательного процесса, в частности, обучения английскому языку, так как он
способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, формированию
духовнонравственной, толерантной личности.
Формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики
Формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики
Формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики
Формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики
Формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики
Формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики
Формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики
Формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики
Формирование ценностных ориентиров средствами музейной педагогики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.