Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный
Цели проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны
Основные задачи проекта:
- подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Отчизну, что люди всегда помнят о Защитниках Отечества и хранят память о них;
- оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников гражданско-патриотических чувств;
формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ
гражданственности
Тип проекта: информационнопрактикоориентированный, долгосрочный
Цели проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного
возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества
личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории
родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой
Отечественной войны
Основные задачи проекта:
подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою
Отчизну, что люди всегда помнят о Защитниках Отечества и хранят память о
них;
оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников
гражданскопатриотических чувств;
активизировать творческий потенциал воспитанников и взрослых
посредством вовлечения в проектную деятельность
Сроки реализации проекта :сентябрьмай
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
расширение знаний детей об известных людях родного города,
улицах,названных в честь героев войны, памятниках и других культурных
ценностях;
расширение у детей области социальнонравственных чувств и отношений,
сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;
самовыражение творческих способностей детей;
обогащение знаний детей о музейной культуре;
сформированность элементарных проектноисследовательских умений и
навыковПрогнозируемый результат на уровне родителей:
сформированность желания сотрудничества с детским садом;
укрепление значимости семьи в воспитании гражданскопатриотических
чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение
семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах
гражданскопатриотического воспитания дошкольников;
творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне детского сада:
апробация и внедрение в воспитательнообразовательный процесс проектной
деятельности;
создание минимузея «Мой город в истории Великой Отечественной войны»
для обогащения развивающей среды по граждансконравственному
воспитанию дошкольников;
создание единого социума: педагогидетиродителиобщественность в сфере
гражданскопатриотического развития личности дошкольника.
Этапы проекта:
1.Диагностический этап
2.Подготовительный этап:
3.Этап проектирования
4.Презентация
Диагностический этап:
Выявить уровень знаний детей об известных герояхземляках Великой
Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах,
названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснить знают ли
дети о своих близких, воевавших в годы войны.
Методы: беседа, рассматривание фотоматериалов.Анкетирование родителей с целью выявления уровня гражданско
патриотического воспитания в семье (приложение)
Подготовительный этап:
Провести беседу о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций,
рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием
Победы.
Рассмотреть с детьми выставку иллюстраций, рисунков, открыток, где
имеется изображение Красной Звезды (солдаты Красной Армии, Кремль,
ордена, медали и т.д.). Объяснить, что Красная пятиконечная Звезда возникла
в качестве воинской эмблемы, точнее, как знак отличия, воинский знак
принадлежности к Красной Армии.
Обсудить изображение, символизирующее проект. Рассказать, что означает
для проекта каждый луч. Выбор темы минипроекта.Для ребят карта проекта
выглядит так.Прохождение отмечается знаком "георгиевская ленточка"
МУЗЕИ
(историкокраеведческий, школьные)
Предварительная работа : просмотр фильмов о музеях (краеведческих,
исторических, других); рассматривание книг, иллюстраций, буклетов.
Родительское собрание «О воспитательном значении музеев». Привлечение
родителей к открытию музейной выставки в группе.
Проектная деятельность:
сбор информации о музеях города (школьные музеи, городские)
путешествие по интерактивной карте города
посещение школьных музеев, историкокраеведческого музея. Акцент на
экспозиции, связанные с историей Великой Отечественной войны.
беседа о том, что запомнили, какая вещь произвела наибольшее впечатление.
Записать высказывания детей (обязательно) рисунки «Мы в музее»
подвести детей к идее открытия музея в группе. Какие вещи, предметы
могут рассказать о военных годах? Сбор экспонатов для музея: фотографии,
письма, предметы обихода, вещи.
Распределение ролей: оформители, экскурсоводы
Презентация.Открытие «Музея семейных реликвий»
УЛИЦЫ, ЗДАНИЯ
Предварительная работа: Знакомство с картой города, беседа с детьми «На
какой улице ты живешь?», «Почему так названа улица?» (домашнее задание).
Подготовить выставку фотографий исторических зданий города
Проектная деятельность:
Путешествие по интерактивной карте города
Познавательная игра «Путешествие Георгиевской ленточки». Отметить на
карте георгиевской ленточкой улицы, названные именами героев войны.
Выбор улицы. Экскурсия исследование улицы: имеются ли исторические
здания, связанные с именами героев или событиями войны? Обмен
впечатлениями (записать). Сделать снимки исторического здания. Беседа с
жителямистарожилами улицы
Обсуждение макета здания: размеры, материал, распределение работы
Презентация:
1.Составление альбома «Улица героя». (Содержит фото, рисунки детей,
высказывания, материал о герое).
2.Создание макета исторического здания.
ПАРКИ, ПАМЯТНИКИ
Парки
Предварительная работа: Беседа «Что такое парки», рассматриваниефотографий, иллюстраций.
Проектная деятельность:
Фотовикторина «Найди парки города»
Путешествие по интерактивной карте города
Экскурсии в парки города. Беседы с детьми: на что обратили внимание,
почему парк так назван ( высказывания детей записать)
Сбор информации об истории открытия парка (посещение музеев, опрос
жителейстарожил города)
Обдумывание проекта своего парка. Выбор материала. Изготовление макета.
Презентация
Творческий продукт — макет парка, посвященного героям войны.
Памятники
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг, буклетов с
историческими памятниками Великой Отечественной войны.
Беседа «Что изображают памятники?», «Какие памятники видели в нашем
городе, где расположены?»
Проектная деятельность:
Экскурсии с последующей работой : «Что запомнили?» Высказывания детей,
обмен впечатлениями от увиденного (записать)
Путешествие по интерактивной карте города
Сбор информации об истории создания памятника (книги, буклеты,
исторические справки из музея)
Детские рисунки
Оформление альбома или плаката
Презентация: выпуск плаката, альбома «Памятник в моем городе»
МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ ПОБЕДЫ
Проект с участием родителей
Предварительная работа: Знакомство детей с родословной. Практикум дляродителей «Как составить родословную». Домашнее задание для родителей:
составление родословного древа при участии ребенка и выявление родных,
являющихся участниками войны (отметить звездочкой)
Проектная деятельность
«Я расскажу вам о своей семье». Рассказ детей о звездочках на родословном
древе.
Встреча с ветеранами войны (прадедушками, прабабушками),
родственниками
«Семейные реликвии военной поры» (совместные выступления родителя и
ребенка)
сбор фотоматериалов и оформление выставки «Фото военных времен»
Детскородительский клуб «Семейные традиции — связь поколений»
(распространение положительного семейного опыта гражданско
патриотического воспитания)
Презентация
1.Выставка «Фото военных времен»
2.Семейный альбом «Я горжусь своими предками»
ГЕРОИЗЕМЛЯКИ
Проектная деятельность
Посещение музеев, исторических мест.
Путешествие по интерактивной карте г.Белебея
Выбор герояземляка, о котором хотели бы узнать ближе.
Встречи с ветеранами, родственниками героев войны.
Знакомство с рубриками городских СМИ, посвященными Великой
Отечественной войне
Акция «Ветеран живет рядом» по оказанию помощи ветеранам войны и тыла
(совместно с родителями)
Презентация1.Выпуск альбома «Наш земляк»
2.Составление «Письма ветеранам войны»
ИТОГ ПРОЕКТА
Открытие в дошкольном учреждении музея «Мой город в истории Великой
Отечественной войны.
Методическое обеспечение: видеоматериалы о музеях, памятниках, парках,
иллюстративный материал о Великой Отечественной войне, буклеты
открыток, методическая литература, интерактивная карта города с метками
исторических мест и информационным материалом (создана при помощи API
Яндекс. Карты)
Заключение
Реализация проекта «Звезда» возможна как одной группой в течение года
либо в рамках детского сада в более короткие сроки, в этом случае группы
выбирают направление «Звезды» и реализуют минипроект. Интерактивная
карта должна способствовать повышению интереса дошкольников к истории
города, а педагогам поможет более глубоко изучить исторические места
родного города.
Данные минипроекты реализуются во взаимодействии со взрослыми,
социумом. Особая роль отводится родителям: их задача воспитывать
уважение к историческому прошлому города, к его горожанам, историческим
памятникам.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(Приложение)
Уважаемые родители! Наши ребята участвуют в проекте «Звезда».
Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы:
1.Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой
Отечественной войной?
2.Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны?Ваше родство? Живы ли они?
3.Храните ли вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие
реликвии, связанные с Великой Отечественной войной?
4.Посещаете ли исторические места города, связанные с памятью о военных
годах? Какие?
5.Имеется ли в вашей семье родословное древо? Если нет, то хотели бы его
составить?
Литература
1.Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного
образования. Уфа:БГПУ, 2006
2.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн.для
воспитателя дет.сада.М.:Просвещение.1987
3.Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа
2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5.Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии
обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
6.Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад
от А до Я. – 2003. – No 3.
7.Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”,
2000, № 3.
8.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по
патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
9.Мой родной дом. Программа нравственнопатриотического воспитания
дошкольников. Редакторсоставитель Н.А. АраповаПискурева М.,2005.
10.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.:
ЛикаПресс, 2003
11.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателейАвтор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство:
АЙРИСпресс
12.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под
ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство:
Мозайкасинтез Год: 2010
13.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.сост.: Л.С.Киселёва,
Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
14.Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие
для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. М.:АРКТИ. 2006
15.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.