Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности

  • Мероприятия
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный Цели проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны Основные задачи проекта: - подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Отчизну, что люди всегда помнят о Защитниках Отечества и хранят память о них; - оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников гражданско-патриотических чувств;
Иконка файла материала Тип проекта.doc
формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности Тип проекта: информационно­практико­ориентированный, долгосрочный  Цели проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного  возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества  личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории  родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой  Отечественной войны  Основные задачи проекта: ­ подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою  Отчизну, что люди всегда помнят о Защитниках Отечества и хранят память о  них; ­ оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников  гражданско­патриотических чувств; ­ активизировать творческий потенциал воспитанников и взрослых  посредством вовлечения в проектную деятельность Сроки реализации проекта :сентябрь­май  Прогнозируемый результат на уровне ребенка: ­расширение знаний детей об известных людях родного города,  улицах,названных в честь героев войны, памятниках и других культурных  ценностях; ­расширение у детей области социально­нравственных чувств и отношений,  сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;­ самовыражение творческих способностей детей; ­обогащение знаний детей о музейной культуре; ­сформированность элементарных проектно­исследовательских умений и  навыковПрогнозируемый результат на уровне родителей: ­сформированность желания сотрудничества с детским садом; ­укрепление значимости семьи в воспитании гражданско­патриотических  чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение  семейных традиций. Прогнозируемый результат на уровне педагогов: ­повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах  гражданско­патриотического воспитания дошкольников; ­творческая самореализация в профессиональной деятельности. Прогнозируемый результат на уровне детского сада: ­апробация и внедрение в воспитательно­образовательный процесс проектной  деятельности; ­создание мини­музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны»  для обогащения развивающей среды по гражданско­нравственному  воспитанию дошкольников; ­создание единого социума: педагоги­дети­родители­общественность в сфере  гражданско­патриотического развития личности дошкольника. Этапы проекта: 1.Диагностический этап 2.Подготовительный этап: 3.Этап проектирования 4.Презентация  Диагностический этап: Выявить уровень знаний детей об известных героях­земляках Великой  Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах,  названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснить знают ли  дети о своих близких, воевавших в годы войны. Методы: беседа, рассматривание фотоматериалов.Анкетирование родителей с целью выявления уровня гражданско­  патриотического воспитания в семье (приложение) Подготовительный этап: Провести беседу о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций,  рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием  Победы. Рассмотреть с детьми выставку иллюстраций, рисунков, открыток, где  имеется изображение Красной Звезды (солдаты Красной Армии, Кремль,  ордена, медали и т.д.). Объяснить, что Красная пятиконечная Звезда возникла  в качестве воинской эмблемы, точнее, как знак отличия, воинский знак  принадлежности к Красной Армии. Обсудить изображение, символизирующее проект. Рассказать, что означает  для проекта каждый луч. Выбор темы минипроекта.Для ребят карта проекта  выглядит так.Прохождение отмечается знаком "георгиевская ленточка" МУЗЕИ (историко­краеведческий, школьные) Предварительная работа : просмотр фильмов о музеях (краеведческих,  исторических, других); рассматривание книг, иллюстраций, буклетов.  Родительское собрание «О воспитательном значении музеев». Привлечение  родителей к открытию музейной выставки в группе.  Проектная деятельность: ­сбор информации о музеях города (школьные музеи, городские) ­путешествие по интерактивной карте города  ­посещение школьных музеев, историко­краеведческого музея. Акцент на  экспозиции, связанные с историей Великой Отечественной войны. ­ беседа о том, что запомнили, какая вещь произвела наибольшее впечатление. Записать высказывания детей (обязательно)­ рисунки «Мы в музее» ­ подвести детей к идее открытия музея в группе. Какие вещи, предметы  могут рассказать о военных годах? Сбор экспонатов для музея: фотографии,  письма, предметы обихода, вещи. Распределение ролей: оформители, экскурсоводы Презентация.Открытие «Музея семейных реликвий» УЛИЦЫ, ЗДАНИЯ Предварительная работа: Знакомство с картой города, беседа с детьми «На  какой улице ты живешь?», «Почему так названа улица?» (домашнее задание).  Подготовить выставку фотографий исторических зданий города Проектная деятельность: ­Путешествие по интерактивной карте города ­Познавательная игра «Путешествие Георгиевской ленточки». Отметить на  карте георгиевской ленточкой улицы, названные именами героев войны. ­Выбор улицы. Экскурсия ­исследование улицы: имеются ли исторические  здания, связанные с именами героев или событиями войны? Обмен  впечатлениями (записать). Сделать снимки исторического здания. Беседа с  жителями­старожилами улицы ­Обсуждение макета здания: размеры, материал, распределение работы Презентация:  1.Составление альбома «Улица героя». (Содержит фото, рисунки детей,  высказывания, материал о герое). 2.Создание макета исторического здания. ПАРКИ, ПАМЯТНИКИ Парки  Предварительная работа: ­Беседа «Что такое парки», рассматриваниефотографий, иллюстраций.  Проектная деятельность: ­Фотовикторина «Найди парки города» ­Путешествие по интерактивной карте города ­Экскурсии в парки города. Беседы с детьми: на что обратили внимание,  почему парк так назван ( высказывания детей записать) ­Сбор информации об истории открытия парка (посещение музеев, опрос  жителей­старожил города) ­Обдумывание проекта своего парка. Выбор материала. Изготовление макета. Презентация  Творческий продукт — макет парка, посвященного героям войны. Памятники Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг, буклетов с  историческими памятниками Великой Отечественной войны.  Беседа «Что изображают памятники?», «Какие памятники видели в нашем  городе, где расположены?» Проектная деятельность: ­Экскурсии с последующей работой : «Что запомнили?» Высказывания детей,  обмен впечатлениями от увиденного (записать) ­Путешествие по интерактивной карте города ­Сбор информации об истории создания памятника (книги, буклеты,  исторические справки из музея) ­Детские рисунки ­Оформление альбома или плаката Презентация: выпуск плаката, альбома «Памятник в моем городе» МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ ПОБЕДЫ Проект с участием родителей Предварительная работа: Знакомство детей с родословной. Практикум дляродителей «Как составить родословную». Домашнее задание для родителей:  составление родословного древа при участии ребенка и выявление родных,  являющихся участниками войны (отметить звездочкой) Проектная деятельность ­«Я расскажу вам о своей семье». Рассказ детей о звездочках на родословном  древе. ­Встреча с ветеранами войны (прадедушками, прабабушками),  родственниками  ­«Семейные реликвии военной поры» (совместные выступления родителя и  ребенка) ­сбор фотоматериалов и оформление выставки «Фото военных времен» ­Детско­родительский клуб «Семейные традиции — связь поколений»  (распространение положительного семейного опыта гражданско­ патриотического воспитания) Презентация 1.Выставка «Фото военных времен» 2.Семейный альбом «Я горжусь своими предками» ГЕРОИ­ЗЕМЛЯКИ Проектная деятельность ­Посещение музеев, исторических мест.  ­Путешествие по интерактивной карте г.Белебея ­Выбор героя­земляка, о котором хотели бы узнать ближе.  ­Встречи с ветеранами, родственниками героев войны.  ­Знакомство с рубриками городских СМИ, посвященными Великой  Отечественной войне ­Акция «Ветеран живет рядом» по оказанию помощи ветеранам войны и тыла  (совместно с родителями) Презентация1.Выпуск альбома «Наш земляк» 2.Составление «Письма ветеранам войны» ИТОГ ПРОЕКТА Открытие в дошкольном учреждении музея «Мой город в истории Великой  Отечественной войны. Методическое обеспечение: видеоматериалы о музеях, памятниках, парках,  иллюстративный материал о Великой Отечественной войне, буклеты  открыток, методическая литература, интерактивная карта города с метками  исторических мест и информационным материалом (создана при помощи API  Яндекс. Карты) Заключение Реализация проекта «Звезда» возможна как одной группой в течение года  либо в рамках детского сада в более короткие сроки, в этом случае группы  выбирают направление «Звезды» и реализуют минипроект. Интерактивная  карта должна способствовать повышению интереса дошкольников к истории  города, а педагогам поможет более глубоко изучить исторические места  родного города.  Данные минипроекты реализуются во взаимодействии со взрослыми,  социумом. Особая роль отводится родителям: их задача воспитывать  уважение к историческому прошлому города, к его горожанам, историческим  памятникам. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (Приложение) Уважаемые родители! Наши ребята участвуют в проекте «Звезда».  Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы: 1.Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой  Отечественной войной?  2.Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны?Ваше родство? Живы ли они?  3.Храните ли вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие  реликвии, связанные с Великой Отечественной войной? 4.Посещаете ли исторические места города, связанные с памятью о военных  годах? Какие? 5.Имеется ли в вашей семье родословное древо? Если нет, то хотели бы его  составить? Литература 1.Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного  образования. Уфа:БГПУ, 2006 2.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн.для  воспитателя дет.сада.­М.:Просвещение.1987 3.Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.  4.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа  2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.  5.Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии  обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.  6.Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад  от А до Я. – 2003. – No 3.  7.Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”,  2000, № 3.  8.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по  патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего  воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.  9.Мой родной дом. Программа нравственно­патриотического воспитания  дошкольников. Редактор­составитель Н.А. Арапова­Пискурева ­М.,2005. 10.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика­Пресс, 2003  11.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателейАвтор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство:  АЙРИС­пресс 12.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под  ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство:  Мозайка­синтез Год: 2010 13.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для  руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.­сост.: Л.С.Киселёва,  Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005.  14.Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие  для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. ­М.:АРКТИ. 2006 15.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного  возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.