«Формирование учебной мотивации в начальной школе»
Оценка 4.6

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
21.11.2017
«Формирование учебной мотивации в начальной школе»
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский
О мотивации в начальной школе..docx
Частное образовательное учреждение  дополнительного профессионального образования  «Образовательный центр «Открытое образование» Курсы повышения квалификации  «Психолого ­ педагогические и методические основы реализации ФГОС НОО» ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методическая разработка в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Формирование учебной мотивации в начальной школе» Выполнила: Носова Светлана Васильевна, учитель начальных классов МОУ СШ № 120 г. Волгограда 2 Волгоград, 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………..……………………...………3 ГЛАВА 1. Теоретический анализ понятия «мотив», изучение видов мотивов и  создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться.   ...4 1.1 Мотивация учебной деятельности.    ………………………………...5 1.2 Мотивы учения школьников.     ……………………………………...7 1.3 Возрастные особенности мотивации учения и умения обучающихся  учиться.   ……………………………………………………………...10 1.4 Развитие мотивов учения.   ………………………………………….13 1.5 Диагностика мотивации.     ………………………………………….14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………..15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...……16 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………17 3 Введение                                 Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой   принуждения,   убивает   в   ученике   охоту   к   овладению   знаниями. Приохотить   ребёнка   к   учению   гораздо   более   достойная   задача,   чем приневолить.                                                                                                        К.Д. Ушинский Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Проблема   школьной   мотивации   –   один   из   краеугольных   камней   в современном образовании. Особенность работы с ней заключается ещё и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов – педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников. Ученье   –   свет,   дающий   человеку   уверенность   в   своих   действиях   и поступках.   Приобрести   эту     уверенность   помогают   образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится     слышать     от   обучающихся   фразы,   выражающие   нежелание выполнять   домашнее   задание,   и   даже   идти   в   школу.   Некоторые   дети стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит?   Ребёнок,   идя   в   школу,   надеется   добиться   признания   и рассчитывает   заслужить   любовь   и   уважение   со   стороны   учителей   и одноклассников. Крушение   этого   светлого   оптимизма   –   самая   серьёзная   проблема обучения. Ребёнок приходит преисполненный желанием учиться. Так почему же он теряет интерес к учёбе? Виновата ли в этом школа и её методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель 4 сформировать интерес у обучающихся у учебному процессу и при помощи чего? На   эти   и   многие   другие   вопросы   искали   ответы   не   только   наши современники,   но   и   педагоги   прошлых   лет.   К.Д.   Ушинский   в   своём педагогическом   сочинении   «Труд   в   его   психическом   и   воспитательном значении». В   этой   работе   К.Д.   Ушинский   пришёл   к   выводу,   что   только   успех поддерживает   интерес   ученика   у   учению.   А   интерес   к   учению   появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.    В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребёнка к пониманию окружающего мира, а учебное заведение стать «школой радости». Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Один  из  известных  американских  ученых,  психолог, психотерапевт   и педагог,   разрабатывающий   методы   педагогического   общения   с   детьми,   У. Глассер так же убеждён, что успех должен быть доступен каждому ребёнку. Он убеждён, что если «ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни». Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед современной школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.  Для того, чтобы обучающийся по­настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые возникают перед ним в ходе учебной деятельности, не только были   понятны,   но   и   внутренне   приняты   им,   т.   е.   чтобы   они   приобрели значимость для обучающегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Теоретический анализ понятия «мотив», изучение видов мотивов и  создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться. Глава 1 В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может   быть   назван   центральным,   так   как   мотив   является   источником деятельности   и   выполняет   функцию   побуждения   и   смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу 5 для   умения,   желания   учиться,   т.к.   учёные   считают,   что   результаты деятельности человека на 20­30% зависят от интеллекта, и на 70­80% ­ от мотивов. Мотивация  –   это   внутренняя   психологическая   характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается   крайне   неустойчивой.   От   того,   как   чувствует   себя   ученик   в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе.   Поэтому   важно,   чтобы   весь   процесс   обучения   вызывал   у   ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду. 1.1 Мотивация учебной деятельности. Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив – это то, что побуждает человеку к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во­первых,   ­   она   определяется   самой   образовательной   системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во­ вторых, ­ организацией образовательного процесса; в­третьих, субъектными особенностями   обучающегося   (возраст,   пол,   интеллектуальное   развитие, способности,   уровень   притязаний,   самооценка,   взаимодействие   с   другими учениками и т.д.); в­четвёртых, ­   субъектными особенностями педагога и, прежде   всего   системой   отношения   его   к   ученику,   к   делу;   в­пятых, спецификой учебного предмета. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребёнок пришёл в школу, то он должен делать всё то, что говорит учитель. Встречаются и такие учителя, которые,   прежде   всего,   опираются   на   отрицательную   мотивацию.   А   таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнаёт, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя 6 встать   тогда   когда   ему   хочется;   нельзя   повернуться   к   ученику,  сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать и т.д. В таких случаях у учеников   постепенно   формируется   страх   перед   школой,   страх   перед учителем. Учебная деятельность в этих ситуациях радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.   Чтобы   понять   другого   человека,   надо   мысленно   встать   на   его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница   снова   скажет,   что   он   глупый,   несообразительный,   поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, старается чем­нибудь ему досадить. Словом  ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждёт, но он всё­таки   идёт   в   школу,   идёт   в   свой   класс.   Если   аналогичная   ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время  работать   на  отрицательной   мотивации,  порождающей   отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы. Выделяют пять уровней учебной мотивации: 1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей   есть   познавательный   мотив,   стремление   наиболее   успешно выполнять   все   предъявляемые   школьные   требования   ).   Ученики четко   следуют   всем   указаниям   учителя,   добросовестны   и ответственны, получают неудовлетворительные отметки. переживают, если     сильно     2. Хорошая   школьная   мотивация.   Учащиеся   успешно   справляются   с учебной   деятельность.   Подобный   уровень   мотивации   является средней нормой. 3. Положительное   отношение   к   школе,   но   школа   привлекает   таких детей   внеучебной   деятельностью.   Такие   дети   достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится  ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные  мотивы  у  таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. 7 4.   Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают   пропускать   занятия.   На   уроках   часто   занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьёзной адаптации к школе.  5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной   деятельностью,   испытывают   проблемы   в   общении   с одноклассниками, во взаимодействиях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них   невыносимо.   В   других   случаях   ученики   могут   проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам   и   правилам.   Часто   у   подобных   обучающихся   отмечаются нервно­психические нарушения. 1.2     Мотивы учения школьников. Чтобы   правильно   оценить   действия   ученика,   прежде   всего,   следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. Следует различать понятия мотив и цель. Цель  – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив – побуждение к достижению цели.  Мотив  – это то, что побуждает человека к действию. Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л.И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников.   Исследуя   отношения   школьников   к   учению,   Л.И.   Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность   этого   отношения,   является   та   совокупность   мотивов,   которая определяет учебную деятельность школьников.  Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ней. К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. ­ познавательныешироко познавательныешироко познавательныемотивы соц. сотрудничествамотивы соц. сотрудничестваузкие социальныеузкие социальныеширокие социальныеширокие социальные ниемотивы самообразованиямотивы самообразованияучебно  ­ познавательныеучебно  Направленные на достижение успеха Направленные на избегание Социальные мотивы Познавател ьные 8 неудач Внутрен                                 Виды и уровни мотивов.                                    познавательные                         социальные                                            Направленность   на   другого   человека   в   ходе   учения   –   о   социальных мотивах. И социальные и познавательные мотивы могут иметь разные уровни. Познавательные мотивы имеют уровни: ­ широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми  знаниями – фактами,                  явлениями, закономерностями) ­ учебно – познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов  добывания знаний, приёмов самостоятельного приобретения знаний) 9 ­ мотивы самообразования (ориентация на приобретение  дополнительных знаний и затем на построение специальной программы  самосовершенствования) Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: ­ широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание  социальной значимости учения) ­ узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять  определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение ­ мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы  взаимодействия с другим человеком). Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. Например,  широкие  познавательные  мотивы  проявляются   в принятии решения   задач,   в   обращениях   к   учителю   за   дополнительными   сведениями; учебно­познавательные   –   самостоятельные   действия   по   поиску   разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной   организации   учебного   труда,   в   реальных   действиях самообразования.  Социальные   мотивы   проявляются   в   поступках,   свидетельствующих   о понимании обучающимся долга и ответственности;  позиционные мотивы – в стремлении   к   контактам   со   сверстниками   и   в   получении   их   оценок,   в инициативе   и   помощи   товарищам:   мотивы   социального   сотрудничества   – стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов её осуществления.   Осознанные   мотивы   выражаются   в   умении   школьника рассказать   о   том,   что   его   побуждает,   выстроить   мотивы   по   степени значимости;   реально   действующие   мотивы   выражаются     в   успеваемости   и посещаемости, в развёрнутости учебной деятельности и в формах ухода от неё, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной трудности. С.Л. Рубинштейн отмечал: « для того, чтобы учащийся по­настоящему включился   в   работу,   нужно   сделать   поставленные   в   ходе   учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им», т. е.   чтобы   они   приобрели     значимость   для   обучающегося,   и   нашли,   таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к избеганию неудач. 10 Школьники,   мотивированные   на   достижение   успеха,   обычно   ставят перед   собой   некоторую   позитивную   цель,   активно   включаются   в   её реализацию,   выбирают   средства,   направленные   на   достижение   этой   цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию   внутренних   ресурсов   и   сосредоточение   внимания. Мотивированные   на   успех   обучающиеся   обычно   выбирают   для   себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям. Иначе   ведут   себя   обучающиеся,   мотивированные   на   недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом   неуверен   в   себе,   боится   критики.   С   работой,   в   которой   возможна неудача,   у   него   связаны   только   отрицательные   эмоции,   он   не   испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на   недопущение   неудач,   нередко   характеризуются   неадекватностью профессионального самоопределения, причём они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях. Обучающиеся,   у   которых   преобладает   стремление   к   успеху,   свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом приложенных усилий, силой своего   старания,   что   свидетельствует   о   внутреннем   контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением,   а   успехи   –   везением   или   легкостью   задания.   В   этом   случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять  ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие   способности,   то,   следовательно,   и   пытаться   что­то   делать дальше   кажется   ему   бессмысленным.   Такие   школьники   впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.  Всё указывает на необходимость развития у обучающихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.  Проанализировав   все   виды   учебных   мотивов,   можно   выделить   те мотивы,   к   формированию   и   развитию   которых   нужно   стремиться: познавательные   и   социальные   на   высшем   уровне,   внутренние   и   мотивы, направленные на достижения успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников. 11 1.3   Возрастные   особенности   мотивации   учения   и   умения обучающихся учиться. При   оценке   состояния   учебной   деятельности,   умения   учиться   и мотивации учения у отдельных школьников учителю важно соотнести их с некоторыми возрастными эталонами. Младший   школьный   возраст   характеризуется   первичным   вхождением ребёнка   в   учебную   деятельность,   овладение   видами   учебных   действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления. Мотивация   учения   в   младшем   школьном   возрасте   развивается   в нескольких   направлениях.   Широкие   познавательные   мотивы   (интерес   к знаниям) могут уже на середине этого возраста преобразоваться в учебно­ познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний);   мотивы самообразования,   представленные   пока   в   самой   простой   форме   интерес   к дополнительным источникам знаний, эпизодическим чтением дополнительных книг.   Широкие   социальные   мотивы   развиваются   от   общего дифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребёнок   приходит   в   первый   класс,   к   более   глубокому   осознанию   причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные   социальные   мотивы   в   этом   возрасте   представлены   желанием ребёнка   получить   одобрение   учителя.   Мотивы   сотрудничества   и коллективной работы присутствуют в самом общем проявлении. Интенсивно развивается   в   этом   возрасте   целеполагание   в   учении.   Младший   школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя. Удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняя действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности, у младшего школьника можно закладывать умения соотнесения цели своим возможностям. В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида деятельности   к   другому   (от   ориентировочных   учебных   действий   к исполнительным   и   затем   к   контрольно­оценочным),   что   является   важной основой самоорганизации учебной деятельности. Учебные действия объединяются в приёмы, методы, в крупные блоки деятельности.   Отдельные   действия   и   операции   совершаются,   переходят   в умственный план, что позволяет быстрее осуществлять учебную деятельность. Существенно развивается умение находить и сопоставлять  несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения, что переводит   учебную   деятельность   с   репродуктивного   на   продуктивный 12 уровень.   Происходит   становление   прогнозирующих,   планирующих   норм контрольно­оценочных   действий.   Это   даёт   возможность   корректировать учебную работу до начала её выполнения. В   подростковом   возрасте   возможно   освоение   своей   учебной деятельности,   её   мотивов,   задач,   способов   и   средств.   Существенно укрепляются   не   только   широкие   познавательные   мотивы,   но   и   учебно­ познавательные, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень,   наблюдается   активное   стремление   подростка   к   самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы учения.   Широкие   социальные   мотивы   обогащаются   представлениями   о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные   качественные   сдвиги   возникают   и   в   позиционных мотивах учения, при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества в учебной среде. К   концу   подросткового   возраста   может   наблюдаться   устойчивое доминирование   какого­либо   мотива.   Осознание   подростком   соподчинения, сравнительной   значимости   мотивов   означает,   что   в   этом   возрасте складывается осознанная система. Существенно развиваются процессы целеполагания в учении. Подростку доступны   самостоятельная   постановка   не   только   одной   цели,   но   и последовательности нескольких целей, причём не только в учебной, но и во внеклассных   видах   деятельности.   Подросток   овладевает   умением   ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с   приближающимся   этапом   социального   и   профессионального самоопределения. В старшем школьном возрасте возникает потребность и возможности совершенствования   своей   учебной   деятельности,   что   проявляется   в стремлении   к   самообразованию,   выходу   за   пределы   школьной   программы. Учебные   действия   могут   перерастать   в   методы   научного   познания, способствуя   сознанию   учебной   деятельности   с   элементами исследовательской.   Ориентировочные   и   исполнительные   учебные   действия могут   исполняться   не   только   на   репродуктивном,   но   и   на   продуктивном уровне.   Особую   роль   приобретает   овладение   контрольно­оценочными действиями   до   начала   работы   в   форме   прогнозируемой   самооценки, 13 планируемого   самоконтроля   своей   учебной   работы     и   на   этой   основе   – приёмов самообразования. Ряд укреплённых учебных действий, действий контроля и оценки может продвинуться   на   уровень   «автоматического»   выполнения,   перейти   в привычки,   являющиеся   основой   культуры   умственного   труда,   залогом дальнейшего непрерывного самообразования. В   старшем   школьном   возрасте   широкие   познавательные   мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Учебно­познавательный мотив (интерес к способам   добывания   знаний)   совершенствуется   как   интерес   к   методам теоретического   и   творческого   мышления   (участие   в   школьных   научных обществах,   применение   исследовательских   методов   на   уроке).   Мотивы самообразовательной   деятельности   в   этом   возрасте   связывают   с   более далёкими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Складывается четко выраженный интерес к рациональной организации умственного   труда,   а   также   стремление   к   анализу   индивидуального   стиля своей   учебной   деятельности,   определение   слабых   и   сильных   сторон   своей учебной работы. В   этом   возрасте   укрепляются   широкие   социальные   мотивы гражданского   долга,   отдача   обществу.   Социально­позиционные   мотивы становятся более дифференцированными и действенными за счет расширения деловых   контактов   со   сверстниками   и   учителями.   При   благоприятных условиях   воспитания   упрочивается   структура   мотивационной   сферы, возрастает сбалансированность между отдельными побуждениями. Происходит   побуждение   новых   мотивов   профессионального   и жизненного   самоопределения.   Развитие   целеполагания   в   этом   возрасте выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить   из   планов   своего   индивидуального   самоопределения,   а   также социальной значимости целей, предвидению социальных последствий своих поступков. Возрастает умение оценивать реалистичность целей, складывается стремление   к   активному   апробированию   разных   целей   в   ходе   активных действий, что прямо связано с процессом жизненного самоопределения. Таким   образом,   развитие   школьника   будет   более   интенсивным   и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций. 14 1.4   Развитие мотивов учения. В   психологии   известно,   что   развитие   мотивов   учения   идёт   двумя путями: 1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем­то заинтересовать его. На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны,   донести   до   сознания   ребёнка   те   мотивы,   которые   общественно незначимы,   но   имеют   достаточно   высокий   уровень   действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Обучающимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений.   И,   таким   образом,   постепенно   подойти   к   мотивации,   связанной   с желанием   иметь   высокий   уровень   знаний   и   умений.   Это,   в   свою   очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу   деятельности.   С   другой   стороны,   необходимо   повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют. В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности.  Рассмотрим некоторые из них. 1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстаёт перед школьником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, даёт готовый способ действий с ним. Ребёнку ничего   не   остаётся,   как   запомнить   всё   это   и   действовать   показанным способом.  При   таком  раскрытии  предмета   есть   большая  опасность   потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идёт через раскрытие ребёнку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает   для   него   творческий   характер,  и  тем   самым   вызывает   у  него интерес к изучению предмета.  При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.  2.  Организация   работы   над  предметом  малыми  группами.  Принцип   набора обучающихся   при   комплектовании   малых   групп   имеет   большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной 15 работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же   включить   учеников   с   нейтральным   отношением   к   данному   предмету   в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.  3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать   целью   ученика.   Для   превращения   цели   в   мотивы   –   цели   большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперёд. 4.   Проблемность   обучения.   На   каждом   из   этапов   урока   необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации обучающихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно   отметить,   что   по   содержанию   она   является   познавательной,   т.е. внутренней. 1.5  Диагностика мотивации. Итак, следующий этап – это диагностирующий этап, на котором будет изучен   уровень   мотивации,   потому   что   изучение   мотивации   и   её формирование   –   это   две   стороны   одного   итого   же   процесса   воспитания мотивационной   сферы   целостной   личности   ученика.   Результаты   изучения лягут в основу разработки системы уроков с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации на основных этапах урока.   Для выявления уровня мотивации к учению может быть использована методика Н.Г Лускановой, которая состоит из двух частей: 1. Анализ детских рисунков на тему: «Что тебе нравится в школе?» 2. Анализ ответов учащихся на 10 вопросов.  В   анкетировании   принимали   участие   обучающиеся   2   «А»   класса   в количестве 26 человек (100%). Результаты получились следующие: высокая мотивация – 6 чел. (26%), нормальная школьная мотивация – 11 чел. (40%), положительное отношение к школе, но внеурочная мотивация – 7 чел. (26%), и с негативным отношением, дезадаптация – 2 чел. (8%). Второй вариант диагностики заключался в том, что бы обучающиеся изобразили   на   листе   простым   карандашом   урок   в   классе.   Результаты получились   следующие:   игровая   –   коммуникативная   мотивация   –   9   чел. (30%), внешняя мотивация ­1 чел. (4%), учебная мотивация – 16 чел. (66%).    Как   правило,   учебная   деятельность   ребёнка   побуждается   не   одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, Заключение 16 дополняют друг друга, находятся в определённом соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично.   Среди   разнообразных   социальных   мотивов   учения,   пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать»,   «на   уроке   интересно».   Имея   знания,   ученик   получает   высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального   благополучия,   предмет   гордости.   Когда   ребёнок   успешно учится, его хвалят и учителя, и родители, его ставят в пример другим детям. Более   того,   в   классе,   где   мнение   учителя   не   просто   решающее,   но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят   на   первый   план.   И   хотя   в   какой­то   мере   абстрактное   для обучающегося   начальной   школы   понятие   «хорошо   работать»   или   далёкая перспектива получить образование в ВУЗе непосредственно побуждать его к учёбе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно  полно представлены в их  мотивационных  схемах.  Хотелось бы отметить, что в современной школе не достаточно проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации. Хотя обучение   в   современной   школе   позволяет   реализовывать   индивидуальный подход,   благодаря   которому   стало   возможным   разрешить   некоторые проблемы.   В   заключении   хочется   отметить,   искусство   воспитания   все­таки заключается   в   создании   правильного   сочетания   «понимаемых»   мотивов   и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности. Список  использованных  источников и  литературы 17 1. Глассер У. Школа без неудачников. М.: «Просвещение»,1991 2. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984. 3. Панова Е.И. Взаимоотношения  «ученик – учитель», // Педагогика, 1998 № 4. Психология:   Словарь/Под   общ.   ред.   А.В.Петровского,   М.   Г. Ярошевского. ­ М., 1990. 5. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. 6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, К.: Рад. шк., 1988  7. Ушинский   К.Д.   Избранные   педагогические   сочинения.   М.: «Педагогика», 1974 8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: «Педагогика»,  1979 9. Щукина   Г.И.   Педагогические   проблемы   формирования познавательных интересов учащихся. М., 1998 Электронные ресурсы 1. "Мотивация   учебной   деятельности   и   её   формирование" https://multiurok.ru/files/vystuplieniie­na­mo­motivatsiia­uchiebnoi­ dieiatie.html  (дата обращения 12.11.2017). ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2. «Формирование   мотивации     учебной   деятельности   младших школьников» https://infourok.ru/formirovanie_motivacii_uchebnoy_deyatelnosti_mlad shih_shkolnikov.­346222.htm  (дата обращения 12.11.2017). Приложения 18 АНКЕТА  ДЛЯ  ОЦЕНКИ  УРОВНЯ  ШКОЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ  (1­4 кл.)                                                              /  методика  Н. Г. Лускановой, 1993г ./ Цель:  определение  уровня   школьной  мотивации. — ответ  ребёнка, свидетельствующий  о  его  положительном   отношении  к  школе  и предпочтении  им  учебных  ситуаций, оценивается   в  три   балла; — нейтральный  ответ  («не  знаю», «бывает  по­разному»  и т.п.)   оценивается в один балл; — ответ, позволяющий  судить  об  отрицательном  отношении  ребёнка  к той  или  иной  школьной  ситуации,  оценивается  в  ноль  баллов.           Оценки  в  два  балла  отсутствовали, так  как  математический  анализ показал, что при оценках  в ноль, один, три  балла  возможно  более  надёжное разделение   детей   на группы   с   высокой, средней   и   низкой   мотивацией.  Установлено  пять  основных  уровней  школьной  мотивации: Первый     уровень.  25—30   баллов   —   высокий     уровень     школьной мотивации, учебной активности.   указаниям   учителя,   добросовестны   У таких  детей  есть  познавательный  мотив, стремление  наиболее  успешно выполнять все  предъявляемые  школой  требования. Ученики  чётко  следуют всем     ответственны,   сильно переживают,  если  получают неудовлетворительные  оценки. В  рисунках  на школьную  тему  они  изображают  учителя  у доски, процесс  урока, учебный материал  и  т.п.   и   Второй  уровень. 20—24 балла — хорошая  школьная  мотивация. Подобные  показатели  имеют  большинство  учащихся  начальных  классов, успешно   справляющихся     с     учебной     деятельностью.   В     рисунках     на школьную  тему  они  также изображают  учебные  ситуации, а  при  ответах на  вопросы  проявляют  меньшую зависимость  от  жёстких  требований  и норм. Подобный  уровень  мотивации  является средней  нормой. Третий     уровень.  15–19   баллов   —   положительное       отношение       к школе,   но     внеучебной деятельностью.   школа   привлекает     детей       таких     Такие  дети  достаточно  благополучно   чувствуют  себя  в  школе, однако чаще     ходят     в   школу,   чтобы     общаться     с     друзьями,   с     учителем.   Им нравится   ощущать   себя   учениками, иметь   красивый   портфель, ручки, тетради. Познавательные  мотивы  у  таких  детей  сформированы  в  меньшей 19 степени, и  учебный  процесс  их  мало   привлекает. В рисунках  на  школьную тему  такие  ученики   изображают, как  правило, школьные, но не  учебные ситуации. Четвертый  уровень. 10–14 баллов — низкая   школьная   мотивация. Эти  дети  посещают  школу  неохотно, предпочитают  пропускать  занятия. На  уроках часто  занимаются  посторонними  делами, играми. Испытывают серьёзные   затруднения в   учебной   деятельности. Находятся   в   состоянии неустойчивой  адаптации  к  школе. В рисунках  на  школьную  тему  такие дети  изображают  игровые  сюжеты, хотя  косвенно они  связаны  со  школой. Пятый  уровень. Ниже  10 баллов — негативное  отношение  к  школе, школьная дезадаптация. Такие     дети     испытывают     серьёзные     трудности     в     обучении:   они     не справляются  с учебной  деятельностью, испытывают  проблемы  в  общении  с одноклассниками,   во   взаимоотношениях     с     учителем.   Школа     нередко воспринимается  ими  как  враждебная среда, пребывание в  которой  для  них невыносимо. Маленькие  дети  (5—6 лет)  часто плачут, просятся  домой. В других     случаях     ученики     могут     проявлять     агрессию,   отказываться выполнять  задания, следовать  тем  или  иным  нормам  и  правилам. Часто у подобных     школьников     отмечаются     нервно­психические     нарушения. Рисунки     таких   детей,   как     правило,   не     соответствуют     предложенной школьной теме, а  отражают  индивидуальные  пристрастия  ребёнка.  ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ   АНКЕТЫ. Данная     анкета     может       быть     использована     при     индивидуальном обследовании     ребёнка,   а   также     может     применяться     для     групповой диагностики. При   этом   допустимы   два варианта   предъявления. Анкета допускает  повторные  опросы, что  позволяет  оценить динамику  школьной мотивации.   Снижение     уровня     школьной     мотивации     может   служить критерием     школьной     дезадаптации     ребёнка,   а     его     повышение   — положительной динамикой  в  обучении  и  развитии  младшего  школьника. Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы. Вопросы анкеты: 1) Тебе нравится в школе или не очень? ­не очень ; ­ нравится; ­ не нравится; 2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? 20 ­ чаще хочется остаться дома; ­ бывает по­разному; ­ иду с радостью; 3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома? ­ не знаю; ­ остался (осталась) бы дома; ­ пошёл (пошла) бы в школу; 4) Тебе нравится, когда у вас отменяют какие­нибудь уроки? ­ не нравится; ­ бывает по­разному; ­ нравится; 5) Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? ­ хотел (а) бы; ­ не хотел (а) бы; ­ не знаю; 6) Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены? ­ не знаю; ­ не хотел (а) бы; ­ хотел (а) бы; 7) Ты часто рассказываешь о школе родителям? ­ часто; ­ редко; ­ не рассказываю; 8) Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? ­ точно не знаю; ­ хотел (а) бы; ­ не хотел (а) бы; 9) У тебя в классе много друзей? ­ мало; ­ много; ­ нет друзей; 10) Тебе нравятся твои одноклассники? ­ нравятся; ­ не очень; ­ не нравятся. Обработка результатов: Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации. № вопроса За первый ответ За второй ответ За третий ответ Оценка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 0 1 3 0 1 3 1 1 3 3 1 0 1 3 3 1 0 3 1 0 3 3 0 1 0 0 3 0 0 21

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»

«Формирование учебной мотивации в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017