Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе
Оценка 4.7

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл—4 кл
07.04.2018
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является обеспечение развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 1) личностные; 2)регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.docx
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе   т.   е.   способность   субъекта         Приоритетным  направлением новых образовательных стандартов является обеспечение   развития   универсальных   учебных   действий.  В   широком значении  термин   «универсальные   учебные   действия»   означает   умение учиться, к   саморазвитию   и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.           В составе основных видов универсальных учебных действий   выделяют четыре блока: 1) личностные;  2)регулятивные;  3) познавательные;  4) коммуникативные. Познавательные  универсальные  действия включают:  общеучебные,  логические, а также постановку и решение  проблемы. Упражнения и задания для развития общеучебных универсальных  действий: “Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока  с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на  изучение новой темы. В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете  правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме  урока. 1. Глухой – ф, звонкий ­… 2. Вторая  буква в слове “ветер”. 3. Стоит  за буквой Р. 4. Суффикс  в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА. “Четвёртое лишнее”. Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны  между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте. 1. Корова, медведь, лиса, заяц. 2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро. 3. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность 4. Делимое, множитель, делитель, частное. “Развиваем логику”   По определению назови слово:    хрустящий, зелёный, пупырчатый; маленькая, пугливая, компьютерная; интересная, толстая, библиотечная. 1 Придумай два аналогичных примера. “Закодированное слово” или  «Зашифрованное слово» Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание. Обозначим следующие буквы цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0  А Б В К М Н О Л Д Т Какие слова спрятались под номерами:  37281 4756101 Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. “Кто быстрее”    Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой  соревновательности, очень  хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков. 1. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным:  красота, красивый, краска, красный, красить… 2. Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы,  а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, ­ гора – алмаз – зима).          Словарный  диктант, когда учащимся предлагается текст с  пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова. Не велик…. да краснеет нос. (Мороз) ….любит чистоту. (Посуда) Чужбина – калина, родина ­…. (Малина) Упражнения и задания на развитие  знаково – символических  действий:             Соотнесение модели с картинкой. ­Сколько букв в первом слове? (5) Какая вторая? ( о) последняя? (а) ­Подберите слова, которые подходят к этой схеме (горка, корка, бочка) ­Подберите слова ко второй схеме (замок, забор) Графические диктанты: 1.Письмо  печатных букв идёт группами, предваряется вопросами ­Что общего?  Чем различны?   (письмо заглавных, строчных) 2.Составить предложения к схемам. ________  _________   _ _ _ _ _ _ _ .                   ________________ _ _ _ _ _ _   _________    ________ .                     ________________ Логические УУД формируются через анализ объектов с целью  выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды  2 разборов: фонетический, слоговой, словообразовательный и морфемный,  морфологический, синтаксический. 1.Разбери по составу слова.  Метро, вынуть, окружность, листочки.  2.Какое слово лишнее? Подчеркни его. а) носок, мозоль, георгин, помидор; б) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки; в) подлежащее, глагол, существительное, наречие; г) брюки, хлопоты, дверцы, вилы.  Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных  лишнее.   1) с, л, у, т                2) ш, у, г, а, р           3) с, б, а, а, к, о ш, а, ф, к                      ё, р, а, з, б, е            о, о, р, к, а, в ж, о, а, к, л                   б, я, я, о, л, н            ш, к, к, о, а к, ь, в, а, р, т, о             н, о, и, л, м               в, ь, я, и, с, н с, л, т, о                        а, с, в, и, л                я, а, ц, з Ответ: 1)стул, шкаф, ложка, кровать, стол; 2) груша, берёза ,яблоня ,лимон,  слива; 3) собака,  корова, кошка,  свинья, заяц. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.           Сосна, клен, ясень, тополь. ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может  быть любое из предложенных четырёх. Ответ:1) сосна­ хвойное дерево, а остальные лиственные 2)клён­ 1 слог 3) клён­ слово без орфограммы, у остальных орфограмма «безударная гласная в корне» 4)ясень­ начало на гласную букву, у остальных на согласную 5)сосна­сущ. 1 скл., а остальные – 2 скл. 6)сосна­сущ. женского рода, а остальные мужского Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:  Больно прикусил язык.  Язык до Киева доведёт.   Разведчики взяли языка.   Без языка и колокол нем.   Прикуси язык!  Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:      автомобиль, тормоз — автор колос, роза, вата — … 3 кора, лото, боксер — … баран, рана, банка — …         действий. Упражнения и задания для развития регулятивных универсальных  Задание 1. На доске заглавные буквы: Р Н А К Т ­ Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют  работу в тетрадях.) ­ Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно  написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось? (Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске,  рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают  оценку учителя. Какой вид регулятивных ууд мы формируем при выполнении  данного задания? (Осуществление самоконтроль)      учебных действий, коррекция,    Задание 2. Подчеркни буквы мягких согласных звуков. Проверь  свою работу с образцом на доске чайка, цапля, дочка, жизнь ­Какой вид УУД? (Умение контролировать результат работы с эталоном на  доске) Задание 3.  «Преднамеренные ошибки»; Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте  возможные в них ошибки. 3) ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака) МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь) ­Какой вид УУД формируем? (Умение контроля и коррекции) Задание 4. Работу с эталонами, под которыми понимается точный образец  установленной единицы измерения, и со шкалами, можно проводить на  минутках чистописания.   «Заглавная буква Б».    После объяснения и показа учителем, учащимся дается задание:  «Пропишите заглавную букву Б, соблюдая параметры эталона (наклон,  высота, ширина)». Ученики должны соблюдать несколько критериев,  входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне  трудности. 4 Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного  критерия, когда проходит работа с элементами букв.    После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает  задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по  одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную  работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону,  исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно  написанных букв (элементов). Для формирования навыков самоконтроля и самооценки можно  использовать следующие приемы: 1. “Светофор” Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по  отношению к выполняемым на уроке заданиям, можно применять так  называемый “Светофор”. В первом классе предложить детям зажигать  цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик  активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала,  все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: “Можно  двигаться дальше”. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро  справлялся с поставленной задачей или что­то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: “Нужна небольшая помощь”. Если были  значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: “Стоп! Мне нужна помощь!” Вариант  светофора – это цветные карточки с теми же цветами, которыми учащиеся  оценивают свою работу на уроке, поднимая их вверх. Учитель сразу видит,  кому из учащихся требуется помощь.         2. “Дерево успехов” Итоги дня можно подводить на Дереве успехов. После уроков дети  прикрепляют на дерево (нарисован плакат или сделан макет дерева) плод,  цветок или листок: яблоко – все удалось; цветок – неплохо поработал, но что­то не совсем получилось; листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь. 3. «Кубик» Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы: Что было трудного? Что не удалось на уроке? Почему я ошибся? Что было непонятного? 5 Что было интересного? Что было полезного и нужного? Что получилось лучше всего? и т.п. Дети отвечают на вопрос, который им выпал.  Упражнения и задания для развития коммуникативных  универсальных действий.           Для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий можно предложить следующие виды заданий: – составь задание партнеру; – представь себя в роли учителя и составь задание для класса;  – составь рассказ от имени героя;  – составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени  школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);  – отзыв на работу товарища; Игра в слова. Дети работают в паре. Задание 1.Используя буквы о, п, р. с. т, составь разные слова из 3 букв; 4 букв; 5 букв. Например: с о р т. Задание 2. Один ученик пишет слова с твердой согласной, второй — с мягкой  согласной и потом проверяют работу друг друга. Мыл­мял, нос­нёс, кот­кит Какие виды коммуникативных УУД формируем на данном  материале? планировать и согласованно выполнять совместную  деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг  друга, уметь договариваться. МЕТОД «ВЕРТУШКИ» Так, работая в группе, дети отрабатывают  необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет  написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением:  разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной  позиции, характеристику предложения. Каждое последующее задание  выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик,  либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух  учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми  группами учитель организует обсуждение Составление «Цветных рассказов».  Группа детей получает задание создать общее произведение (сочинить  рассказ, сказку). Дети выполняют работу пошагово.  6 Детям предлагают 8–10 квадратов различных цветов. Ученики по очереди  берут квадрат, определенного цвета и составляют предложения.  На голубом небе светило желтое солнце.  По синей реке плыл белый теплоход.  Из коричневой трубы шел черный дым.  Вдалеке виднелся зеленый луг.  На нем росли фиолетовые и розовые цветы.  Над цветами летали оранжевые бабочки 7

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018