В данной работе рассматриваются технологии формирования УУД, а также. Особый акцент падает на регулятивные и коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность ученика начальной школы, когда идет понимание учеником его социальной значимости. Также в работе указываются планируемые результаты, а также проектирование урока.
ТарасоваЛВ маоу сош№1 г.Чебоксары.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №1
г.Чебоксары Минобразования Чувашии
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель иностранного языка
МАОУ СОШ №1 г.Чебоксары
Тарасова Л.В.
Чебоксары
2018 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Универсальные учебные действия………………………………….6
Глава 2. Технологии формирования УУД …………………………………..15
2.1 Планируемые результаты по формированию УУД выпускников
начальной школы ……………………………………………………………...14
2.2 Тактика совместного поведения «учительученик» …………………….17
2.3 Проектирование урока …………………………………………………….20
2.4 Развитие УУД с помощью инновационных технологий ………………..22
Заключение……………………………………………………………………..25 Список использованной литературы………………………………………….26
Современная система обучения в начальной школе, реализуя программу
«Наша новая школа» и Федеральный государственный образовательный стандарт
ВВЕДЕНИЕ
начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как
в организации самого учебно – воспитательного процесса, так и к поиску и
разработке новых технологий, моделей развития школьника. В Послании
Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев, говоря об инициативе «Наша новая
школа», в качестве важнейших выдвинул задачу раскрытия способностей
каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном
мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от
обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью
выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к
полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций,
от
сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному
участию последних в этом сотрудничестве.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой
изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы
сегодня является развитие личности ученика. Учитель начальной школы,
реализующий стандарт, должен не только научить читать, писать, считать, но и
формировать универсальные учебные действия (далееУУД).
Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставим
формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому
поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления
школы как социального института? Ответ на этот вопрос очевиден. Перемены,
произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления
системы научных знаний, возрастание информационного объема, усложнение
содержания учебного материала школьного образования без должного внимания
к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности
у учащихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества
на деятельность системы образования, способствующий изменению общей
парадигмы, т.е. подхода к образованию, что находит отражение в переходе:
• от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к
определению цели обучения как формирования умения учиться;
• от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной
организации;
• от ориентации на учебнопредметное содержание школьных предметов к
пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и
смыслопорождения);
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли
учебного сотрудничества.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся
актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых
знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности
для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий.
Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования
(ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные
результаты. Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия
как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации
учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой
включая осознание учащимися ее целевой
учебной деятельности,
направленности, ценностносмысловых и операциональных характеристик.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения
эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и
формирование компетенций, образа мира и ценностносмысловых оснований
личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных
стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только
предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование
личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной
деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на
всех этапах дальнейшего образования.
Целью данной работы является изучение способов формирования
универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.
Исходя из этого поставлены следующие задачи:
изучить литературу, содержащую информацию об УУД;
раскрыть содержание универсальных учебных действий;
показать возможный процесс формирования универсальных учебных
действий у учащихся в начальной школе;
систематизировать полученную информацию этого процесса.
Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка
использованной литературы. Глава 1. Универсальные учебные действия
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на
основе системнодеятельностного подхода (Л.С. Выготский,А.Н. Леонтьев,
П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов:
А.Г.Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А.Карабановой,
Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с
изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития личности учащегося.
Впервые понятие УУД возникло на основе теории поэтапного
формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Под УУД понимают «общеучебные умения»,
«общие способы
деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Термин «универсальные учебные действия» есть не что иное, как
конкретизация термина «умение учиться», то есть способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия,
открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных
предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая
осознание учащимися ее целевой направленности, ценностносмысловых и
операциональных характеристик.
Функции УУД включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и
результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее
самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование
компетентностей в любой предметной области.
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование
психологических способностей учащегося. В широком смысле слова
«универсальные учебные действия» означают саморазвитие и
самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
Виды универсальных учебных действий (по А.Г. Асмолову):
1. личностный;
2. регулятивный;
3. познавательный;
4. коммуникативный.
Личностные УУД
(самоопределение, смыслообразование, нравственно
эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая
их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия
направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей,
позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою
жизненную позицию в отношении мира.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические
универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия
исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации,
моделирование изучаемого содержания.
Среди четырех основных видов УУД остановимся в данной работе на
регулятивных – тех, которые формируются в результате учебной деятельности,
и на коммуникативных.
К регулятивным УУД относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных
учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий,
включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать
ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Ребенок усваивает какойлибо материал в форме учебной деятельности, когда у
него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить
человек начинает тогда, когда у него появляется потребность чтолибо понять.
И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для
детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их
познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит,
прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что
он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках
должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения
этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких
результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель
деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов
формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и
планирования.
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса
важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста
определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем
говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь
понимания темы учащимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём
мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации
учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед
собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы.
Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она
отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они
могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими
словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели
является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной
личности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на
вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные
сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?».
Перечисим приёмы организации принятия цели, выделенные канд. пед.
наук, доцентом З. А. Кокаревой:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся; – использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование
выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью
карты знаний, маршрута движения.
Для создания проблемной ситуации чаще всего используется технология
проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно
деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного
успешного усвоения учащимися новых знаний, компетенций, видов и способов
деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения
осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Формирование УУД планирования происходит с введения определения
понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с
картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом
(алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать,
полить цветы, рассказать сказку). Постепенно ученики научатся составлять план
своих действий по решению учебной задачи.
План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной
форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся
читать слова с новой буквой.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности
эффективны следующие приёмы:
обсуждение готового плана решения учебной задачи;
работа с деформированным планом решения учебной задачи;
использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
составление своего плана решения учебной задачи.
Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический
план урока из условных обозначений учебника знаковосимволические
действия.
Отмечу, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по
ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход
решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой
учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей
темы.
Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии,
которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что
многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую
самооценку и завышают свои учебные достижения.
В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:
1ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика
сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку,
указывает на недочеты.
2ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен
тетрадями и оценивание в паре.
Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение
оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки
учащихся.
Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно
использовать знаки: «+» все знаю; «» не знаю; «?» сомневаюсь. Обычно
после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей,
все ли было понятно на уроке?
Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах
данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного
утверждения как раз и является прогностическая оценка.
Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную
тему.
После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается
оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак
«+», «», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если
ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою
готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не
соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
Показатели успешности формирования регулятивных УУД будет
ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:
знаю/могу
хочу
делаю
Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных
универсальных учебных действий:
1. Научить ребенка:
а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по
заданной теме;
б) выполнять свои действия по заданному образцу, по инструкции и
правилу;
в) исправлять ошибки.
2. Помочь ребенку научиться адекватно оценивать выполненную работу.
На протяжении младшего школьного возраста происходит становление
такой ключевой компетентности, как коммуникативная.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и
ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Поэтому ежедневно необходимо создавать условия, связанные с внедрением
сотрудничества в обучение.
Предлагаются ученикам парные задания, где универсальным учебным
действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать
возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая
содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без
дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь речевое проговаривание учеником выполняемого действия.
Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия.
Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира можно
проводить по технологии Педагогические мастерские в практике начальной
школы, которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно
планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы,
формы деятельности, корректируют ошибки.
Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность
высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных на занятиях
по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в
малых группах, парах и другие формы групповой работы. Психологи
определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной
активности ребенка является не индивидуальная работа, а сотрудничество в
группах совместно работающих детей.
Глава 2. Технологии формирования УУД
Формирование универсальных учебных действий в образовательном
процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом,
который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания,
планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно
психологических особенностей учащихся.
3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида
указывается в тематическом планировании. 4. Способы учета уровня их сформированности указаны в требованиях к
результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах
внеурочной деятельности.
5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются
ориентиром при организации мониторинга их достижения.
2.1 Планируемые результаты по формированию УУД выпускников
начальной школы
Личностные: • Развитие личности. • Понимает смысл понятия «семья». •
Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья». •
Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных
текстов с точки зрении общечеловеческих норм. • Освоил роль ученика.
Сформирован интерес (мотивация) к учению. • Имеет внутреннюю позицию,
адекватную мотивацию учебной деятельности,
включая учебные и
познавательные мотивы. • Умеет ориентироваться на моральные нормы и их
выполнение.
Коммуникативные: • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх, организует их. • Имеет первоначальные навыки
работы в группе. • Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.
• Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные
способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в
словаре). • Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к
ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом. • Проявляет широкую любознательность, задает вопросы,
касающиеся близких и далеких предметов и явлений. • Умеет задавать учебные
вопросы. • Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске
и сборе информации. • Способен договариваться, учитывать интересы других,
проявляет доброжелательное внимание к
сдерживать свои эмоции,
окружающим. • Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать
свою. • Владеет способами разрешения конфликтов: выявляет, идентифицирует проблему, находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,
принимает решение и реализует его, обсуждает в ходе совместной деятельности
возникающие проблемы, правила. • Умеет договариваться. • Владеет способами
управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его
действия. • Может поддержать разговор на интересную для него тему. • Строит
простое речевое высказывание. • Умеет с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные:
Общеучебные • Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью
учителя. • Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель. •
Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя. •
Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию. • Находит
информацию в словаре. • Применяет методы информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств. • Структурирует знания. • Строит
речевое высказывание в устной форме с помощью учителя. • Осознанно и
произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме. •
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную
игру и способы ее осуществления. • Выбирает наиболее эффективные способы
решения задач в зависимости от конкретных условий. • Умеет давать оценку
одного вида деятельности на уроке с помощью учителя. • Осуществляет
рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и
результатов деятельности. • Умеет слушать, понимать и пересказывать простые
тексты. • Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает
небольшие тексты. • Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное. •
Осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели. • Находит ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. • Извлекает
необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. • Определяет основную и второстепенную информацию.
ориентируется и воспринимает тексты художественного,
• Свободно
научного,
публицистического и официальноделового стилей. • Понимает и адекватно
оценивает язык средств массовой информации. • Умеет работать по
предложенному учителем плану. • Самостоятельно создаёт алгоритм
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
• Использует знаковосимволические действия. • Моделирует преобразование
объекта (пространственно графическая или знаковосимволическая). • Умеет
использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и
описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему.
• Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Регулятивные • Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в
разных видах детской деятельности. • Принимает и сохраняет учебную задачу. •
Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. • Умеет обсуждать
возникающие проблемы, правила. • Умеет выбирать себе род занятий. •
Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем. • Выделяет ориентиры действия в
новом учебном материале. • Планирует совместно с учителем свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. •
Умеет планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; умеет составлять план и определять
последовательность действий. • Способен выстроить внутренний план действия
в игровой деятельности. • Переносит навыки построения внутреннего плана
действий из игровой деятельности в учебную. • Умеет прогнозировать результат
и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. • Осваивает правила
планирования, контроля способа решения. • Умеет вносить необходимые
дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. • Осваивает способы
итогового, пошагового контроля по результату. • Умеет соотнести способ
действия и его результат с заданным эталоном.
2.2 Тактика совместного поведения «учитель – ученик»
1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем
разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на
развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между
собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними
достижениями.
2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе
обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с
учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах,
анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая
их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя,
что все учатся на ошибках.
5.
Учитель,
создавая проблемную ситуацию,
обнаруживая
противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель
урока.
6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с
информацией пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками,
используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного
запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические
операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы
действий в той или иной ситуации.
8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с
ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы
работы на уроке и внеурочной деятельности. 9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная
отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать
критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою
работу.
10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а
также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется
совместный план действий.
11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству
спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли
бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог
показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При
этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет
учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их
совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие
ценности.
14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из
предложенных.
15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у
младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в
развитие познавательной деятельности ученика,
так как являются
общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом
каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в
этом процессе свое место.
Младшие школьники открыты всему новому, любознательны, быстрее
запоминают и усваивают иноязычную речь. Одной из наиболее характерных
трудностей обучения неродному языку является неумение младших школьников
организовать самостоятельную работу, а ведь системность – одно из главных условий успешного освоения иноязычной речи. К сожалению, в большинстве
школ урокам иностранного языка на начальном этапе отводится 12 учебных
часа в неделю. В данных условиях особую важность приобретает умение
самостоятельно учиться, благо для этого есть все условия: компьютерные
программы, учебные диски, видеофильмы. Но как показывает практика,
немногие учащиеся не только младших, но и средних и старших классов владеют
навыками самостоятельной работы. Формирование универсальных учебных
действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию
и самообразованию.
Обучение английскому языку в начальной школе, чтобы быть успешным,
должно решать следующие задачи:
1) детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим
желанием шли на занятия;
2) родители должны видеть положительные результаты работы детей;
3) учитель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.
В новых стандартах в преподавании иностранных языков не ставятся
единые комплексные, сложные задачи по изучению теоретических основ языка,
глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие
коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими
людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои
действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника
или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного
изложения мысли. Таким образом, основной акцент на уроках английского языка
делается на формирование УУД.
2.3 Проектирование урока
Для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна
реализовать деятельностный метод обучения. Например, уроки «открытия» новых
учебных знаний могут включать в себя следующие шаги:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение
учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а
именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в
соответствии с принятыми нормами («надо»);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в
учебную деятельность («хочу»);
устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном
действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему
фиксированию в пробном учебном действии.
Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового
знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
фиксирование учащимися затруднений в выполнении или обосновании пробного
учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины
затруднения. Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место–
шаг, операцию, − где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и
т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те
конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной
задачи и задач такого типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ,
средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход
будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение
возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают способ и
средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий
диалог и т.д.)
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.
Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и
знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для
решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер
нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В
завершение, организуется рефлексия выполненной работы и намечаются
следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий
с проговариванием алгоритма вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:
учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его
самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется
рефлексия хода реализации контрольных процедур.
Эмоциональная
направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации
успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и
действий, их роль и место в системе изученных учебных действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное действие, организуется рефлексия и
самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение,
соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их
соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только
предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.
2.4 Развитие универсальных учебных действий с помощью
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у
инновационных технологий.
учащихся применяются следующие технологии обучения:
1. Технология интерактивного обучения Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует
повышению мотивации учащихся к обучению.
2. Информационнокоммуникационная технология обучения
Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет
учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков
иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и
познавательную активность за счет разнообразия форм работы.
3.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую
значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного
обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес,
поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
4. Метод проектов
Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде
всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является
стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение других, более сложных
и самостоятельных проектов.
Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность
систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации
интеллектуальных и творческих способностей; данный метод способствует
развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного
общества:
принятия самостоятельных решений;
умение ставить задачи и задавать вопросы;
поиск нестандартных, оригинальных решений;
способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
раскрытие индивидуального потенциала.
5. Игровая технология
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе
игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное
развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на
данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий
характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут
способствовать задания творческого характера. Например:
1. Отгадать кроссворд.
2. Составить кроссворд, загадки по пройденной лексике.
3. Нарисовать картинку и составь ее описание. Например, при изучении тем
“My Pet", "My Family", "Our House" и т. д.
4. Поставить слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение.
5. Прочитать рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками.
Попробовать самому придумать такой рассказ для своих друзей.
6. Придумайть загадку для своих друзей. Hапример, при изучении темы
"Animals".
7. Нарисовать картинку к прочитанному тексту.
Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом.
Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке
«умения учиться». Заключение
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от
сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные
действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного
процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и
основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование
психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою
очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и
освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся
универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть
учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет
несложно учиться на других этапах.
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но
сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы
дети были востребованными, так как современное общество запрашивает
человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно
переучиваться в течение всей жизни.
Необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения
системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную
основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.
Главное для учителя помнить, что все учащиеся звезды, маленькие и
большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка
выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Список использованной литературы
1А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение,
2008.
2З.А.Кокарева «Оценочная деятельность в начальной школе» учебно
методическое пособие. Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.
3Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с
учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. М.: АПКиПРО,
2002. – 168с.
4Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога как средство
реализации ФГОС / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после.
– 2012. № 9. С. 38.
5Мельникова, Е.Л. Проблемнодиалогическое обучение как средство
реализации ФГОС: учебное пособие / Е.Л. Мельникова. – М.:
АПКиППРО, 2013. – 138 с.
6 Мельникова, Е.Л. Проблемнодиалогическое обучение: понятие,
технология, методика. Монография / Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс,
2015. – 272 с.
7. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.
Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение,
2010.
8. Программы по учебным предметам 14 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.:
Академкнига / Учебник, 2012.
9. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига:
Эксперимент, 2000.
10. Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной
школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Формирование УУД в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.