Формирование языковой компетентности
Оценка 4.7

Формирование языковой компетентности

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
технология
1 кл—2 кл
16.09.2017
Формирование языковой компетентности
Одна из приоритетных задач учителя начальных классов – развитие речи учащихся. Расширение и углубление словарного запаса, а также воспитание у детей интереса и любви к родному языку – вот, пожалуй, две основных линии в этой работе, причем она ведется не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на всех, без исключения, уроках. Несколько лет учителя начальной школы нашей Гимназии ведут целенаправленную работу в этом направлении. В данной статье я хотела бы рассказать об ознакомлении детей со значением новых слов, их этимологией, литературными произведениями, связанными с темой урока, на уроках технологии, что помогает формировать языковую компетентность учащихся. Некоторые виды работ будут проиллюстрированы фотографиями, размещенными в приложениях.
формирование языковой компетентности.docx
Тема: Формирование языковой компетентности учащихся 1­2 классов на уроках  технологии Одна из приоритетных задач учителя начальных классов – развитие речи учащихся.  Расширение и углубление словарного запаса, а также воспитание у детей интереса и любви  к родному языку – вот, пожалуй, две основных линии в этой работе, причем она ведется не  только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на всех, без исключения,  уроках. Несколько лет учителя начальной школы нашей Гимназии ведут целенаправленную работу  в этом направлении. В данной статье я хотела бы рассказать об ознакомлении детей со  значением новых слов, их этимологией, литературными произведениями, связанными с  темой урока, на уроках технологии, что помогает формировать языковую компетентность  учащихся. Некоторые виды работ будут проиллюстрированы фотографиями,  размещенными в приложениях. Я работаю по учебнику «Технология» автора Н.М.Конышевой (УМК «Гармония»). При  ознакомлении учащихся с материалами, с которыми они будут работать на уроках,  обращаю внимание детей на то, что больше всего работ у нас будет из бумаги. Ученики  рассказывают, используя свой жизненный опыт, где и для чего человек использует этот  материал. Это и альбомы для рисования, и тетради, и книги, и упаковочная бумага для  подарков, и многое другое. Нас больше всего интересуют все виды цветной бумаги: бумага  цветная односторонняя и двухсторонняя, картон, крепированная. Именно из этих видов  бумаги любой ребёнок сможет создать очень яркие и красочные работы.  Обязательно учащиеся вспоминают о картоне. В разговоре про картон выясняем, для чего  человек использует этот материал. Оказывается, для упаковки в виде коробок с разным  назначением (подарки, перевозка хрупких и крупногабаритных предметов), для основы  поделок. Рекомендую прочитать ученикам отрывок из стихотворения К.И.Чуковского:  «Багаж»: «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзинку, картонку и  маленькую собачонку». Выясняем, что же в виде картонки сдавала дама? В толковом  словаре читаем: «Картонка – это шляпная коробка, изготовленная из картона (устар.)».  Мои ученики изучают французский язык, поэтому им всегда интересно узнавать о словах,  пришедших в наш язык из страны изучаемого языка. Слово «картон» происходит от  французского – carton, итал. – сartone, от лат. –  сharta «лист из папируса, бумага». Учащиеся понимают, что разные виды картона отличаются толщиной. Я предлагаю  рассмотреть им кусочек картона из коробки для перевозки, например, телевизора или  холодильника. Сняв первый слой тонкой бумаги, дети видят внутреннюю часть картона в  виде складчатой поверхности. Кто­то из учеников вспоминает, что внешне эти складки  напоминают листы железа, которые человек использует в строительстве (крыши, заборы).  Тогда можно упомянуть, что такое железо называется гофрированным. «Гофр» буквально означает «вафля». «Гофре» от французского gaufre  (слово не склоняется) – параллельные  фигурные складки на материи. У кого­то из девочек в классе обязательно есть юбка в  складку и можно на «живой модели» её показать. За наличие складок особый вид бумаги  тоже стали называть «гофрированной». У этой бумаги особенная шероховатая поверхность в мелких складочках, поэтому у неё есть и второе название – крепированная или  креповая, и снова корни у этого слова французские: «crepe» – особый вид бумаги, обладающий мелкоскладчатой поверхностью. На уроке по теме «Работа с крепированной  бумагой» мы делали из нее солнышко (Приложение 1). Дети любят работать с пластилином, очень пластичным материалом. Его, как правило,  делают из глины, добавляют воск (свечи), животное сало, вазелин и другие вещества,  препятствующие его высыханию и потере пластичности. Слово «пластилин» берет своё  начало от итальянского plastilina, а оно, в свою очередь, от греческого plastos, что означает  «лепной». Все свойства этого материала ученики первого класса проверяют во время  парной работы, изготовляя корзинку с фруктами (Приложение 2).  Во втором классе ученики, работая с этим материалом, приобщаются к скульптуре. Я  рассказываю детям, что в старину скульптора называли «пластик».  На этом этапе урока  можно попросить детей вспомнить слова, в которых есть часть «пластик». Это и  «пластичный», ведь этим свойством обладает пластилин, и «пластиковый» (пакет), и  «пластмасса» (пластическая масса), из который сделаны многие бытовые предметы. Мы сравниваем объемную скульптуру и изображения на монете или медали. Выясняем, что на монете изображения получаются полу­объемные, рельефные. Встретив незнакомое  слово, обращаемся к толковому словарю. Ученики находят значения слова «рельеф» и  выбирают те, которые связаны с нашим предметом. Оказывается, что «рельеф» – это: 1)  выпуклость, выпуклое изображение на плоскости; 2) вид скульптуры, в котором  изображение является выпуклым или углублённым по отношению к плоскости фона.  Оказывается, что рельефы человек использует для украшения зданий, памятников, а также  различных вещей. Можно рассмотреть с учениками несколько фотографий памятников,  например, стен Храма Христа Спасителя. Дети очень наблюдательны. Они заметят, что  выпуклости имеют отличия. Одни более выпуклые, чем другие. Тогда я обращаю их  внимание на то, что изображения различаются по высоте и называются барельеф и  горельеф. Опять выручает французский язык, ведь «барельеф» – bas­relief — низкий  рельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение  выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма. А «горельеф» – haut­ relief – разновидность скульптурного  выпуклого рельефа, в котором изображение  выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма. Предлагаю своим  ученикам выполнить работу из пластилина в виде веточек деревьев на плоской основе, а  потом определить, какой вид скульптуры у них получился.  (Приложение 3)  Часто на уроках идёт речь о том, что мастер создаёт свои работы для украшения чего­ либо, и тогда стоит разобрать, что же значит слово «украшать». В этимологическом  словаре  читаем с детьми, что произошло это слово от прилагательного «красивый». А как  называются люди, чьей профессией является украшение чего­либо?  Если никто не  называет, то рассказываю, что это декораторы, то есть художники, которые рисуют  декорации, оформляющие сцену, съёмочную площадку, а также это специалисты по  декорированию помещений. Услышав знакомое слово «декорация», дети узнают, что это  слово имеет французское происхождение – «decoration». Оно было заимствовано русским  языком в конце XVIII – начале XIX в.в. Синонимом слова «декорация» является исконное  существительное «украшение».Прошу посмотреть в словаре учебника «Технология»  значения родственных слов: decoratio (латин. –  «красота»).  А чем ещё мы украшаем предметы, например, посуду? Конечно же, орнаментом. Слово  «орнамент» произошло от латинского «ornamentum» – снаряжение, украшение. Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких­либо  предметов или архитектурных сооружений. Автор замечательного толкового словаря В.И.  Даль, считал, что это слово пришло из французского языка. Чаще всего в орнаментах  используются природные элементы: цветы, травинки, листья, веточки и другие.  В программе 1 класса есть работа, посвященная изготовлению хлебного колоска. Работа  очень сложная, требует определённых навыков овладения техникой оригами, поэтому мы  выполняем её коллективно, в логике системно­деятельностного подхода. Каждый ученик  складывает одно зернышко, а вместе получается целый колосок. Как же на этом уроке не  вспомнить русскую народную сказку «Легкий хлеб»? В ней старик очень подробно  рассказывает волку, как вырастить хлеб. И мои городские дети узнают, как выращивают  пшеницу и пекут хлеб, который они ежедневно едят, а затем терпеливо, настойчиво и  дружно выполняют работу  «Хлебный колосок» (Приложение 4).  Литература:  1. Конышева Н.М. Технология:  учебник для 1 класса  общеобразовательных учреждений.–  4­е изд., Смоленск: Ассоциация XXI  век, 2011 2. Конышева Н.М. Технология:  учебник для 2 класса  общеобразовательных учреждений.–  9­е изд., Смоленск: Ассоциация XXI  век, 2011 3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка  (онлайн­версия) 4. Русская народная сказка «Легкий  хлеб» 5. Семенов А.В. Этимологический  словарь русского языка (онлайн­ версия)

Формирование языковой компетентности

Формирование языковой компетентности

Формирование языковой компетентности

Формирование языковой компетентности

Формирование языковой компетентности

Формирование языковой компетентности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2017