Одна из приоритетных задач учителя начальных классов – развитие речи учащихся. Расширение и углубление словарного запаса, а также воспитание у детей интереса и любви к родному языку – вот, пожалуй, две основных линии в этой работе, причем она ведется не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на всех, без исключения, уроках.
Несколько лет учителя начальной школы нашей Гимназии ведут целенаправленную работу в этом направлении. В данной статье я хотела бы рассказать об ознакомлении детей со значением новых слов, их этимологией, литературными произведениями, связанными с темой урока, на уроках технологии, что помогает формировать языковую компетентность учащихся. Некоторые виды работ будут проиллюстрированы фотографиями, размещенными в приложениях.
формирование языковой компетентности.docx
Тема: Формирование языковой компетентности учащихся 12 классов на уроках
технологии
Одна из приоритетных задач учителя начальных классов – развитие речи учащихся.
Расширение и углубление словарного запаса, а также воспитание у детей интереса и любви
к родному языку – вот, пожалуй, две основных линии в этой работе, причем она ведется не
только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на всех, без исключения,
уроках.
Несколько лет учителя начальной школы нашей Гимназии ведут целенаправленную работу
в этом направлении. В данной статье я хотела бы рассказать об ознакомлении детей со
значением новых слов, их этимологией, литературными произведениями, связанными с
темой урока, на уроках технологии, что помогает формировать языковую компетентность
учащихся. Некоторые виды работ будут проиллюстрированы фотографиями,
размещенными в приложениях.
Я работаю по учебнику «Технология» автора Н.М.Конышевой (УМК «Гармония»). При
ознакомлении учащихся с материалами, с которыми они будут работать на уроках,
обращаю внимание детей на то, что больше всего работ у нас будет из бумаги. Ученики
рассказывают, используя свой жизненный опыт, где и для чего человек использует этот
материал. Это и альбомы для рисования, и тетради, и книги, и упаковочная бумага для
подарков, и многое другое. Нас больше всего интересуют все виды цветной бумаги: бумага
цветная односторонняя и двухсторонняя, картон, крепированная. Именно из этих видов
бумаги любой ребёнок сможет создать очень яркие и красочные работы.
Обязательно учащиеся вспоминают о картоне. В разговоре про картон выясняем, для чего
человек использует этот материал. Оказывается, для упаковки в виде коробок с разным
назначением (подарки, перевозка хрупких и крупногабаритных предметов), для основы
поделок. Рекомендую прочитать ученикам отрывок из стихотворения К.И.Чуковского:
«Багаж»: «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзинку, картонку и
маленькую собачонку». Выясняем, что же в виде картонки сдавала дама? В толковом
словаре читаем: «Картонка – это шляпная коробка, изготовленная из картона (устар.)».
Мои ученики изучают французский язык, поэтому им всегда интересно узнавать о словах,
пришедших в наш язык из страны изучаемого языка. Слово «картон» происходит от
французского – carton, итал. – сartone, от лат. – сharta «лист из папируса, бумага».
Учащиеся понимают, что разные виды картона отличаются толщиной. Я предлагаю
рассмотреть им кусочек картона из коробки для перевозки, например, телевизора или
холодильника. Сняв первый слой тонкой бумаги, дети видят внутреннюю часть картона в
виде складчатой поверхности. Ктото из учеников вспоминает, что внешне эти складки
напоминают листы железа, которые человек использует в строительстве (крыши, заборы).
Тогда можно упомянуть, что такое железо называется гофрированным. «Гофр» буквально
означает «вафля». «Гофре» от французского gaufre (слово не склоняется) – параллельные
фигурные складки на материи. У когото из девочек в классе обязательно есть юбка в
складку и можно на «живой модели» её показать. За наличие складок особый вид бумаги
тоже стали называть «гофрированной». У этой бумаги особенная шероховатая поверхность
в мелких складочках, поэтому у неё есть и второе название – крепированная или
креповая, и снова корни у этого слова французские: «crepe» – особый вид бумаги, обладающий мелкоскладчатой поверхностью. На уроке по теме «Работа с крепированной
бумагой» мы делали из нее солнышко (Приложение 1).
Дети любят работать с пластилином, очень пластичным материалом. Его, как правило,
делают из глины, добавляют воск (свечи), животное сало, вазелин и другие вещества,
препятствующие его высыханию и потере пластичности. Слово «пластилин» берет своё
начало от итальянского plastilina, а оно, в свою очередь, от греческого plastos, что означает
«лепной». Все свойства этого материала ученики первого класса проверяют во время
парной работы, изготовляя корзинку с фруктами (Приложение 2).
Во втором классе ученики, работая с этим материалом, приобщаются к скульптуре. Я
рассказываю детям, что в старину скульптора называли «пластик». На этом этапе урока
можно попросить детей вспомнить слова, в которых есть часть «пластик». Это и
«пластичный», ведь этим свойством обладает пластилин, и «пластиковый» (пакет), и
«пластмасса» (пластическая масса), из который сделаны многие бытовые предметы.
Мы сравниваем объемную скульптуру и изображения на монете или медали. Выясняем, что
на монете изображения получаются полуобъемные, рельефные. Встретив незнакомое
слово, обращаемся к толковому словарю. Ученики находят значения слова «рельеф» и
выбирают те, которые связаны с нашим предметом. Оказывается, что «рельеф» – это: 1)
выпуклость, выпуклое изображение на плоскости; 2) вид скульптуры, в котором
изображение является выпуклым или углублённым по отношению к плоскости фона.
Оказывается, что рельефы человек использует для украшения зданий, памятников, а также
различных вещей. Можно рассмотреть с учениками несколько фотографий памятников,
например, стен Храма Христа Спасителя. Дети очень наблюдательны. Они заметят, что
выпуклости имеют отличия. Одни более выпуклые, чем другие. Тогда я обращаю их
внимание на то, что изображения различаются по высоте и называются барельеф и
горельеф. Опять выручает французский язык, ведь «барельеф» – basrelief — низкий
рельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение
выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма. А «горельеф» – haut
relief – разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение
выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма. Предлагаю своим
ученикам выполнить работу из пластилина в виде веточек деревьев на плоской основе, а
потом определить, какой вид скульптуры у них получился. (Приложение 3)
Часто на уроках идёт речь о том, что мастер создаёт свои работы для украшения чего
либо, и тогда стоит разобрать, что же значит слово «украшать». В этимологическом
словаре читаем с детьми, что произошло это слово от прилагательного «красивый». А как
называются люди, чьей профессией является украшение чеголибо? Если никто не
называет, то рассказываю, что это декораторы, то есть художники, которые рисуют
декорации, оформляющие сцену, съёмочную площадку, а также это специалисты по
декорированию помещений. Услышав знакомое слово «декорация», дети узнают, что это
слово имеет французское происхождение – «decoration». Оно было заимствовано русским
языком в конце XVIII – начале XIX в.в. Синонимом слова «декорация» является исконное
существительное «украшение».Прошу посмотреть в словаре учебника «Технология»
значения родственных слов: decoratio (латин. – «красота»).
А чем ещё мы украшаем предметы, например, посуду? Конечно же, орнаментом. Слово
«орнамент» произошло от латинского «ornamentum» – снаряжение, украшение. Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения какихлибо
предметов или архитектурных сооружений. Автор замечательного толкового словаря В.И.
Даль, считал, что это слово пришло из французского языка. Чаще всего в орнаментах
используются природные элементы: цветы, травинки, листья, веточки и другие.
В программе 1 класса есть работа, посвященная изготовлению хлебного колоска. Работа
очень сложная, требует определённых навыков овладения техникой оригами, поэтому мы
выполняем её коллективно, в логике системнодеятельностного подхода. Каждый ученик
складывает одно зернышко, а вместе получается целый колосок. Как же на этом уроке не
вспомнить русскую народную сказку «Легкий хлеб»? В ней старик очень подробно
рассказывает волку, как вырастить хлеб. И мои городские дети узнают, как выращивают
пшеницу и пекут хлеб, который они ежедневно едят, а затем терпеливо, настойчиво и
дружно выполняют работу «Хлебный колосок» (Приложение 4).
Литература:
1. Конышева Н.М. Технология:
учебник для 1 класса
общеобразовательных учреждений.–
4е изд., Смоленск: Ассоциация XXI
век, 2011
2. Конышева Н.М. Технология:
учебник для 2 класса
общеобразовательных учреждений.–
9е изд., Смоленск: Ассоциация XXI
век, 2011
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка
(онлайнверсия)
4. Русская народная сказка «Легкий
хлеб»
5. Семенов А.В. Этимологический
словарь русского языка (онлайн
версия)
Формирование языковой компетентности
Формирование языковой компетентности
Формирование языковой компетентности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.