Формирования профессионального самоопределения школьников средствами краеведения

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обмен опыта. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Наиболее важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение учащимся сведений о содержательной стороне различных профессий, способах и путях их получения, о их значении в экономике региона и страны; об особенностях регионального рынка труда, потребностях в кадрах; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, об уровне оплаты труда и т.п.
Иконка файла материала Статья - краеведение !!!!! (1).docx
Формирования профессионального самоопределения школьников средствами краеведения Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет одно из приоритетных направлений – это по профориентации. В рамках  ФГОС отмечается, что учащиеся должны  легко ориентироваться   в   мире   профессий,   понимать   значение   профессиональной деятельности   в   интересах   устойчивого   развития   общества   и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школе должно   стать   социально­педагогическое   и   психологическое   сопровождение социально­профессионального   самоопределения   обучающихся   с   учетом личностных   особенностей,   способностей,   ценностей   и   интересов,   с   одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.         Для   достижения   этих   целей   необходимо   привлекать   в   профориентационную деятельность с учащимися  средства краеведения, роль и   значимость   которых   состоит   не   только   как   средство   гражданско­   но   и патриотического   воспитания   и   расширения   кругозора, профессионального самоопределения обучающихся.              Профессиональная   деятельность  –   это   не   простая,   а  многогранная проблема:   государственная   по   масштабам,   экономическая   по   результатам, социальная по содержанию.         Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии   с   учетом   своих   особенностей   и   возможностей,   требований профессиональной деятельности и социально­экономических условий.        Наиболее важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся   является   профессиональное   просвещение  –  сообщение   учащимся сведений о содержательной стороне различных профессий, способах и путях их получения, о их значении в экономике региона и страны; об особенностяхрегионального   рынка   труда,   потребностях   в   кадрах;   о   требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, об уровне оплаты труда и т.п.                     Кыштым,   история   которого   тесно   связана   с   развитием промышленности не только на Урале , но и в России. занимает особое место среди малых городов Урала.   Кыштым   ­   город   уникальный, Демидовых. Годом   основания   Кыштыма   считается 1757   год,  обязан   своим   рождением   династии   когда промышленником Н. Н. Демидовым были   построены   кыштымские   заводы   по производству   железа. Минерально­сырьевая   база   обусловила уникальное промышленное лицо города. С самого начала кыштымские заводы славились своим железом с маркой «два соболя» не только в России,  но и далеко за ее пределами.  Впервые в России здесь был налажен выпуск рафинированной меди, в 70­х годах   20   века   запустили   крупномасштабное   производство   медной электролитической фольги.   В   настоящее   время   ЗАО   «Кыштымский   медеэлектролитный   завод» (бывший Демидовский железоделательный входит в десятку лучших в мире предприятий по производству медной электролетической фольги. На основе новых технологий здесь освоен выпуск селена, теллура, золота и серебра.  Кыштымское машиностроительное объединение выпускает горно­шахтное оборудование, которое используется  на всех рудных предприятиях России и экспортируется в 32 страны мира.  ЗАО   «Уралграфит»   ­   единственный   в   России   производитель кристаллического графита.  ЗАО   «КСАНТА»   на   базе   кыштымского   месторождения   каолинов производит   сырье,   широко   применяемое   в   электротехнической   и керамической промышленности при производстве картона, резины, тканейНа   территории   сосредоточено   большое   количество   разведанных месторождений полезных ископаемых – каолина, графита, кварца, мусковита, известняка,   строительных   и   облицовочных   камней,   глины   кирпичной. Программа технического перевооружения действующего производства особо чистых   кварцевых   концентратов   для   получения   базовых   материалов   нано­ электронной, оптической, светотехнической и химической промышленности ООО «Русский кварц» включена в перечень приоритетных инвестиционных проектов   Челябинской   области.   В   связи   с   развитием   производства,   его высокой технологичности появляется спрос на инженерные и рабочие, в том числе и высокотехнологичные рабочие профессии. Изучив и проанализировав официальные сайты ведущих промышленных предприятий города, в частности ПАО «Радиозавод», ОАО «Кыштымское машиностроительное объединение», ООО «Русский кварц», «Тайгинский ГОК», ЗАО «КМЭЗ» и др., а также сайт центра   занятости   г.   Кыштыма,   раздел   «вакансии»,   получился   следующий список из 20 инженерных и 20 рабочих профессий Главные   профессии     города   Кыштыма   –   металлурги,   инженера промышленности. Поэтому в профориентационной работе главное внимание уделяется этим профессиям. В   профориентационной   дидактике   предлагается   огромный     диапазон методов и форм  работы                   Хотелось   поделиться     некоторыми   профориентационными   мероприятиями, которые я использую  в своей педагогической деятельности. Трудно переоценить важность  научно­исследовательской деятельности для   профессионального   самоопределения   выпускников,   так   как   именно данные виды деятельности дают возможность осуществить пробу своих сил и возможностей,   через   создание   конкретного   продукта   или   реализацию определенных функциональных задач в той или иной сфере профессиональной деятельности.   Примером   на   городском   уровне   может   служить   ежегоднаягородская   научно­практическая   конференция,   на   которой   мои   ученики выступали и занимали призовые места. Исследовательская работа, посвящённая истории заводов КМЗ и КМЭЗ, памяти погибших в военные и послевоенные годы работников выше названных предприятий. Мы с ребятами работали в архиве, музеях заводов. В результате этой   работы   у   ребят   сложилось   уважительное   отношение   к   профессии «металлург»,   осознание   того,   что   это   не   простая   профессия,   а   профессия героическая. Интерес учащихся вызвала исследовательская работа по теме «Вклад   предприятий   КМЗ   и   КМЭЗ   в   Победу   в   Великой тружеников   тыла   Отечественной   войне».   На   примере   двух   предприятий   в   годы   войны, учащиеся   познакомились   с   условиями   труда   тружеников   тыла   узнали   о профессиях, существующих на этих заводах. Игра — одна из активных форм профпросвещения. В процессе игры участники вступают в определенные социальные психологические отношения, «пробуют»   себя   в   роли   профессионалов,   выполняя   отдельные   элементы   и даже комплекс присущих им   обязанностей. В настоящее время у молодёжи чрезвычайно популярна такая форма проведения досуга и обучения как квест.  Квест представляет собой игру (компьютерную или на местности), в которой команды   или   отдельные   игроки   в   рамках   заранее   объявленной   легенды проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами ключи (коды, ответы на вопросы). Побеждает игрок   или   команда,   первыми   выполнившие   все   задания   и   пришедшие   к конечной   цели.   Такая   игровая   форма   может   быть   использована применительно к любому виду деятельности, в данном случае – к реалиям любой профессии или специальности. В  Юбилей   города   ребята   7­10  классов  приняли   участие   в   историко­   по   профориентации   «Город   металлургов», краеведческом   квесте посвящённом   нашему   городу.   Это   командная   игра,   участники   которойперемещаются по определённому маршруту – от одной точки к другой. Чтобы получить   заветный   приз,   нужно   пройти   все   испытания.   Цель   квеста   –   Мероприятие   имело объединить   участников   процесса, профориентационное   направление:   ребята   лучше   узнавали   историю   игры.   т.е.   профессиями,   с металлургии   нашего   города,   знакомились   с   другими   условиями   труда   на   КМЭЗ   города,   познакомились   с   известными металлургами   Кыштыма   –   Героям   социалистического   труда   и   с   Героями России.   Также применяю   кейс­технологию , т.е.   интерактивную технологию обучения, где дается конкретная практическая ситуация, на основе какого­ нибудь   события   и   присутствует   проблема.   В   процессе   решения   проблемы обучающиеся, во­первых, начинают понимать, что полученных знаний им не хватает, и   у   них   будет   возникать   потребность   в   приобретении   новых   развивается теоретических   знаний   и   практических   умений.   Во­вторых, творческое   мышление.   В­третьих,   у   обучающихся   вырабатываются   навыки работы   в   команде,   что   немаловажно   для   работы   в   любом   трудовом коллективе Приведённые   мною   выше   формы   профориентационной   работы   с обучающимися   в  настоящее   время  наиболее   эффективны.  Они   привлекают особое внимание школьников к проблемам региона, способствуют посильному участию   в   их   решении.   Исследовательская   деятельность   способствует развитию   умения   находить   практическое   применение   научным   знаниям,  видеть   и   решать   проблемы   на   современном   научном   уровне,   даёт   ясное представление о содержании и условиях труда в избираемой профессии. Всё это поможет выпускнику сделать обоснованный выбор будущей профессии. Л.В. Цукерберг, учитель истории,  краеведения