Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности
Оценка 5

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
администрации +1
Взрослым
14.02.2018
Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Наша задача состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть и развить способности ребёнка, поддержать ребёнка, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.Статья "Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности"
Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся , Кочураева А.Н..docx
КочураеваАлефтина Николаевна зам. директора по УМР, учитель географии МБОУ «Гимназия № 10», г. Луховицы Проектно­исследовательская деятельность как составляющая формулы роста творческого потенциала учителя и учащихся  Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том,   чтобы   рассмотреть   и   развить   способности   всех   его   представителей.   К большому   сожалению,   далеко   не   каждый   человек   способен   развивать   свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Наша задача состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть и развить способности ребёнка, поддержать ребёнка, подготовить почву для того, чтобы эти   способности   были   реализованы.   Именно   в   школе   должны   закладываться основы   развития   думающей,   самостоятельной,   творческой   личности.   Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на   школьной   скамье.   Каждый   из   учителей   сталкивался   с  такими   учениками, которых   не   удовлетворяет   работа   со   учебником,  им   не   интересна   работа   на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить  всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести  учащихся    на дорогу   поиска   в   науке   и   жизни,   помочь   наиболее   полно   раскрыть   свои способности.   Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще   приходится   говорить   о   том,   что   традиционный   подход   к   обучению   не оправдывает   себя,   что   учащиеся   способны   в   основном   только   к воспроизведению   знаний,   переданных   им   учителем,   а   реализовать   их   в практической   жизни   они   не   в   состоянии.   Самым   слабым   местом   оказалось умение   интегрировать   знания,   а   также   применять   их   для   получения   новых знаний.   Кроме   того,   система   образования   должна   подготовить   людей, приспособленных   к   жизни   в   условиях   информатизации   и   развития   новых технологий.  Информация   станет   и   уже   становится   основной,  и   поэтому   для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать  в определённых целях. Нельзя не учитывать  и тот факт, что у учащиеся страдает мотивация к обучению и интерес к получению новых знаний. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились   старые   забытые   педагогические   технологии,   использовался   опыт зарубежных стан или появлялись новые концепции. Сейчас активно начинают использоваться   различные   педагогические   технологии   в   рамках   личностно­ ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”,   индивидуальный   и   дифференцированный   подход   к   обучению, проектно – исследовательская  деятельность. Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что­то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом   проектов   понимается   совокупность   приёмов,   операций,   которые помогают   овладеть   определённой   областью   практических   или   теоретических знаний   в   той   или   иной   деятельности.   Поэтому,   если   мы   говорим   о   методе проектов,   то   имеем   в   виду   способ   достижения   дидактической   цели   через   которая   завершится   практическим детальную   разработку   проблемы, результатом Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Что   такое   проект   для   учителя?   Проект   –  это   дидактическое   средство обучения,  которое   позволяет   развивать   умение   проектирования.  Проект   даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектно­ исследовательская деятельность будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.  Первое   –   это   социальные   навыки.   Умение   работать   в   группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно   научиться   умению   слушать,   принимать   другое   мнение   и   спокойно отстаивать своё. Навыки,   которые   формируются   в   ходе   проектно­исследовательской деятельности   –   это   мыслительные   навыки.   Дети   учатся   анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Навыки,   тесно   связанные   с   мыслительными   –   это   исследовательские навыки: дети учатся проводить исследования, развивается умение наблюдать, выявлять, соотносить. Классификация проектов может основываться по профилю знаний:   монопроекты   –   в   рамках   одного   учебного   предмета.   При   этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются классно­урочную систему; во внеурочное время;   надпредметные – выходят за рамки предметов. Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:    внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе; внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;  региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;  международные – в них реализуется диалог культур. Классификация проектов может основываться по числу участников:     индивидуальные (личностные); парные; групповые. По продолжительности проекты могут быть:     краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков); среднесрочные (1 – 2 месяца); долговременные (до года). Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:       исследовательские; творческие; игровые; информационные; социально­значимые.1 Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи   исследования,   гипотеза,   методы   исследования,   результат,   выводы. Примеры таких проектов: «Выращивание луковичных растений», «Исследование реки Ока», «Правильно ли мы питаемся?» и другие.  Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только   намечается   и  развивается  в  соответствии   с  требованиями  к   форме  и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие   проекты   каждый   из   нас   выполняет   по   должностным   обязанностям классного руководителя.  Игровые   проекты   также   называют   ролевыми.   В   них   структура   только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.  Информационные проекты направлены на сбор информации о каком­либо объекте, её анализ, обобщение.  Особенно   большое   значение   имеют   практико­ориентированные   или социально­значимые   проекты.   Эти   проекты   содержат   чётко   обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.4 Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:      мотивационный планирующе­подготовительный информационно­операционный рефлексивно­оценочный 1 этап – мотивационный. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема,   которую   должны   решить   учащиеся,   должна   быть   актуальной   и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.  2 этап – планирующе­подготовительный. Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.  3 этап. Информационно­ операционный Здесь   идёт   реализация   проекта.   Собирается   материал,   вся   информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. 4 этап. Рефлексивно­оценочный. Защита   проекта,   коллективное   обсуждение   результата,   самооценка деятельности.   Этот   этап   очень   важный,   решает   несколько   задач:   развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний. Таким   образом,   овладение   самостоятельной   проектной   и исследовательской   деятельностью   обучающимися   в   образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно­исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов. Учащиеся,   занимающиеся   исследовательской   деятельностью,   уверенно чувствуют   себя   на   уроках,   становятся   активнее,   учатся     грамотно   задавать вопросы, у них расширяется   кругозор, дети   более коммуникативны, активно   районных   научно­практических участвуют   в   деятельности   гимназии, конференциях, в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Список использованной литературы: 1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. –  Екатеринбург, 2009 2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010. 3. Бритвина   Л.Ю.   Метод   творческих   проектов   на   уроках   технологии. Начальная школа. № 6. 2010. 4. Васильев В. Проектно­исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2009, № 9, с.177­180.

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности

Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018