Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности
Оценка 5
Педсоветы +1
docx
администрации +1
Взрослым
14.02.2018
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Наша задача состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть и развить способности ребёнка, поддержать ребёнка, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.Статья "Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности"
Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся , Кочураева А.Н..docx
КочураеваАлефтина Николаевна
зам. директора по УМР, учитель географии
МБОУ «Гимназия № 10», г. Луховицы
Проектноисследовательская деятельность как составляющая формулы
роста творческого потенциала учителя и учащихся
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в
том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К
большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои
способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Наша задача состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть и развить
способности ребёнка, поддержать ребёнка, подготовить почву для того, чтобы
эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться
основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда
открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются
на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками,
которых не удовлетворяет работа со учебником, им не интересна работа на
уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу,
ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно
именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и
техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести учащихся на
дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои
способности.
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди,
способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё
чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не
оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в
практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось
умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых
знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей,
приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых
технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для
человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и
использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что у
учащиеся страдает мотивация к обучению и интерес к получению новых знаний.
В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему,
вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт
зарубежных стан или появлялись новые концепции. Сейчас активно начинают
использоваться различные педагогические технологии в рамках личностно
ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель
ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению,
проектно – исследовательская деятельность.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить
чтото новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и
т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под
методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые
помогают овладеть определённой областью практических или теоретических
знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе
проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через
которая завершится практическим
детальную разработку проблемы,
результатом
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться,
проявить себя индивидуально или в коллективе, это деятельность, направленная
на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт
учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения,
саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Проектно исследовательская деятельность будучи основной структурной
единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.
Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе,
сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером
или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя
окружают.
Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и
важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно
отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектноисследовательской
деятельности – это мыслительные навыки. Дети учатся анализировать,
обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские
навыки: дети учатся проводить исследования, развивается умение наблюдать,
выявлять, соотносить.
Классификация проектов может основываться по профилю знаний:
монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом
выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в
межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются
классноурочную систему;
во внеурочное время;
надпредметные – выходят за рамки предметов.
Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на
уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
международные – в них реализуется диалог культур.
Классификация проектов может основываться по числу участников:
индивидуальные (личностные);
парные;
групповые.
По продолжительности проекты могут быть:
краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
среднесрочные (1 – 2 месяца);
долговременные (до года).
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
исследовательские;
творческие;
игровые;
информационные;
социальнозначимые.1
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного
исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и
задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Примеры таких проектов: «Выращивание луковичных растений», «Исследование
реки Ока», «Правильно ли мы питаемся?» и другие.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она
только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и
жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям
классного руководителя.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только
намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают
на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта,
особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты направлены на сбор информации о какомлибо объекте, её анализ, обобщение.
Особенно большое значение имеют практикоориентированные или
социальнозначимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный
результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его
участников.4
Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь
остановимся на этапах работы над проектом:
мотивационный
планирующеподготовительный
информационнооперационный
рефлексивнооценочный
1 этап – мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой.
Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и
интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат,
продукт.
2 этап – планирующеподготовительный.
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий,
согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.
3 этап. Информационно операционный
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация
перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать,
наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4 этап. Рефлексивнооценочный.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка
деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие
научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение
знаний. Таким образом,
овладение самостоятельной проектной и
исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном
учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической
работы на всех ступенях образования.
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа
по созданию условий для формирования навыков проектноисследовательской
деятельности позволяет достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенно
чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать
вопросы, у них расширяется кругозор, дети более коммуникативны, активно
районных научнопрактических
участвуют в деятельности гимназии,
конференциях, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Список использованной литературы:
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург, 2009
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010.
3. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии.
Начальная школа. № 6. 2010.
4. Васильев В. Проектноисследовательская технология: развитие мотивации. –
Народное образование. – М., 2009, № 9, с.177180.
Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности
Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности
Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности
Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности
Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности
Формула роста творческого потенциала учителя и учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.