Формулирование и исследование проблемы.
Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Наличие проблемы – это фактор, активизирующий усилия менеджера.
Существуют два подхода к определению проблемы:
Ø Проблема ─ это ситуация, в которой поставленные ранее цели не достигнуты.
Ø Проблема ─ это возникновение потенциальной неиспользуемой возможности.
Проблемная ситуация характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта. При этом выделяют:
§ осознание проблемы – установление факта ее существования в результате контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров;
§ определение проблемы – ответ на вопросы: что действительно происходит в организации, каковы причины происходящего и что за всем этим стоит. Определение и последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. Кроме того, важно, чтобы все лица, связанные с разработкой управленческого решения, одинаково понимали суть проблемы.
Для конкретизации проблемы необходимо:
§ разделить проблему на части;
§ выделить основные и второстепенные характеристики проблемы;
§ установить причинно-следственные связи этих характеристик;
§ проанализировать требуемые (желаемые) действия;
§ разработать рекомендации.
При исследовании проблемы рекомендуется использовать матрицу определения проблем (по Кепнеру и Трего):
Симптомы проблемы |
В чем проблема? |
В чем нет проблемы? |
Описать максимально природу симптомов |
Что они собой представляют? |
Симптомы, не являющиеся проявлением проблемы |
Описать время появления симптомов |
Когда они проявились? |
Когда они не проявлялись? |
Описать место появления симптомов |
Где они проявились? |
Где они не проявлялись? |
Описать схему взаимосвязи их распространения |
На что они распространяются? |
На что не распространялись? |
Описать любые изменения, которые произошли |
Изменения, относящиеся к симптомам |
Другие изменения |
Связаны ли причины проблемы и эти симптомы? |
Да |
Если нет, то проверить другие причины. |
Классификация проблем:
1. По содержанию: экономические, организационные, социально-психологические, технические и др.
2. По срочности решения: самые важные; важные, но не срочные; накапливаемые.
3. По отношению к организации: внешние, внутренние, проблемы взаимодействия внешней и внутренней среды.
4. По фактору предвидения: планируемые и не планируемые.
5. В зависимости от степени определенности их элементов: с полностью управляемыми параметрами, с частично управляемыми параметрами, с неуправляемыми параметрами.
При анализе проблемы большое значение также имеет определение, на какой стадии жизненного цикла она находится:
1. На стадии зарождения масштаб проблемы полностью не известен, принимаемое решение будет направлено на предупреждение ее негативных последствий.
2. В период устойчивого развития величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управленческую деятельность и вызывает большое количество негативных последствий; принимаемое решение будет действовать с опозданием.
3. В период стабилизации развития проблемы, когда известны ее масштаб и последствия, решение будет приниматься в режиме реального времени.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.