Формулирование и исследование проблемы

  • docx
  • 01.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025813.docx

Формулирование и исследование проблемы.

 

Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Наличие проблемы – это фактор, активизирующий усилия менеджера.

Существуют два подхода к определению проблемы:

Ø  Проблема ─ это ситуация, в которой поставленные ранее цели не достигнуты.

Ø  Проблема ─ это возникновение потенциальной неиспользуемой возможности.

Проблемная ситуация характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта. При этом выделяют:

§  осознание проблемы – установление факта ее существования в результате контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров;

§  определение проблемы – ответ на вопросы: что действительно происходит в организации, каковы причины происходящего и что за всем этим стоит.  Определение и последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. Кроме того, важно, чтобы все лица, связанные с разработкой управленческого решения, одинаково понимали суть проблемы.

Для конкретизации проблемы необходимо:


§  разделить проблему на части;

§  выделить основные и второстепенные характеристики проблемы;

§  установить причинно-следственные связи этих характеристик;

§  проанализировать требуемые (желаемые) действия;

§  разработать рекомендации.

При исследовании проблемы рекомендуется использовать матрицу определения проблем (по Кепнеру и Трего):

Симптомы проблемы

В чем проблема?

В чем нет проблемы?

Описать максимально природу симптомов

Что они собой представляют?

Симптомы, не являющиеся проявлением проблемы

Описать время появления симптомов

Когда они проявились?

Когда они не проявлялись?

Описать место появления симптомов

Где они проявились?

Где они не проявлялись?

Описать схему взаимосвязи их распространения

На что они распространяются?

На что не распространялись?

Описать любые изменения, которые произошли

Изменения, относящиеся к симптомам

Другие изменения

Связаны ли причины проблемы и эти симптомы?

Да

Если нет, то проверить другие причины.

 

Классификация проблем:

1.         По содержанию: экономические, организационные, социально-психологические, технические и др.

2.         По срочности решения: самые важные; важные, но не срочные; накапливаемые.

3.         По отношению к организации: внешние, внутренние, проблемы взаимодействия внешней и внутренней среды.

4.         По фактору предвидения: планируемые и не планируемые.

5.         В зависимости от степени определенности их элементов: с полностью управляемыми параметрами, с частично управляемыми параметрами, с неуправляемыми параметрами.

При анализе проблемы большое значение также имеет определение, на какой стадии жизненного цикла она находится:

1.       На стадии зарождения масштаб проблемы полностью не известен, принимаемое решение будет направлено на предупреждение ее негативных последствий.

2.       В период устойчивого развития величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управленческую деятельность и вызывает большое количество негативных последствий; принимаемое решение будет действовать с опозданием.

3.       В период стабилизации развития проблемы, когда известны ее масштаб и последствия, решение будет приниматься в режиме реального времени.