ФОРМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В последнее время статус чтения и отношение к нему сильно изменились. Большая роль в развитии читательского интереса у младших школьников отводится начальной школе, так как в возрасте 6-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю.
Учителя, используя различные формы, формируют учащегося как сознательного читателя, который проявляет интерес к чтению, владеет навыками и способами самостоятельной работы с книгой, обладает определенной начитанностью.
Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том. Чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.
Игровая деятельность в младшем школьном возрасте остаётся одной из ведущих. Поэтому одной из наиболее продуктивных для развития читательского интереса форм является организация литературных праздников и литературных игр.
Интересной формой творческой работы с младшими школьниками является сочинительство историй. Именно сочинительство помогает формировать их читательский и одновременно развивать познавательный интерес. Младшие школьники сочиняют и фантазируют на различные темы. Но педагогу необходимо осуществлять руководство, сформулировать темы, составить определенный план. Могут быть предложены, например, такие темы, как «Я сочиняю сказку», «Мои сказки», «Мои первые книжки-малышки».
Одной из действующих форм эффективного формирования читательского интереса младших школьников являются занятия по «Оригами».
Шалва Александрович Амонашвили подчеркивает: «Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей»
Формирование познавательных интересов во внеурочной деятельности происходит через общение детей друг с другом, что способствует развитию знаний, умений и навыков, творческому их использованию.
«Оригами» способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Казалось бы, какая может быть связь между мелкими движениями рук и развитием речи у детей? На деле такое взаимодействие существует. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности.
Готовая фигурка – это не точная копия животного, птицы или цветка, это образ. Но ребенок понимает, что перед ним кошка, рыбка, бабочка. Дети часто разговаривают со своей фигурой, выдумывают разные истории. Они учатся не только складывать, но и сочинять.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы.
Итак, переходим от теории к практике. Сегодня продолжением нашей работы будет создание книжки-малышки по сказке «Колобок». Сказка, конечно, всем известна, но что нам мешает изменить сюжет или в корне изменить концовку этой сказки?
(Показать детские книжки-малышки) Фантазия детей безгранична. В ходе изготовления книжки, дети уже предлагают свои изменения сказки. Оформление каждого экземпляра также индивидуально.
Главная педагогическая задача первоначального этапа самoстоятельного чтения - добиться, чтобы ребёнок читал без принуждения, поскoльку насилие и давление могут навсегда oтбить тягу к книге. Бoльшую роль в этом возрасте продoлжают играть иллюстрации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.